Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной предметно-пространственной среды.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы создания музыкальной предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении 7
1.1. Понятие музыкального кругозора 7
1.2. Методы и приёмы развитие музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной предметно-пространственной среды 15
1.3. Образовательная среда 25
Глава 2. Организация работы по музыкальному кругозору 40
2.1. Методы, приемы и этапы 40
Заключение 58
Список литературы 62
Введение:
Актуальность исследования. Актуальность исследования на социальном и педагогическом уровне устанавливается социальным заказом социума на развитие такого личностного качества ребенка, как активность, самостоятельность. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДОУ) предусматривает формирование условий для личностного развития каждого дошкольника, поддержку инициативы и самостоятельности детей в их конкретной деятельности, гарантирование возможности выбора ребятами видов деятельности, материалов и участников [1].
К числу одних из типов деятельности дошкольников, гарантирующих художественное и эстетическое становление, относится музыка в комплексе ее разновидностей (пения, ритмика, восприятия и понимания сущности музыкального произведения, игры на музыкальном инструменте).
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, образовательная деятельность реализуется в комплексе компонентов, к числу одного из них относится самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников, а решение учебных задач обеспечивается содержанием предметно-пространственной среды, создаваемой педагогом [14].
К числу одних из условий самостоятельного музыкального пространства детей относится богатая предметно-пространственная среда в саду.
Музыкально-развивающая предметно-пространственная среда групп предполагает формирование условий для осуществления упражнений в практической деятельности в музыкальном образовании. Богатая музыкально развивающая предметно-пространственная среда превращается в основу для организации увлекательной, содержательной жизни и всестороннего становление любого дошкольника [5].
Во многих исследованиях (О. В. Дыбина [10], В. В. Щетинина [26] и др.), предметно-пространственная среда может определяться как дидактически организованное пространство, в котором дошкольник может самовыражаться при реализации содержания деятельности, с учетом сформированного субъективного и субъективного опыта.
На основании федеральных государственных образовательных стандартов целью создания музыкально-развивающей среды является становление творческих проявлений всеми доступными средствами, способствующими самовыражению [1]. Его задачи:
обеспечение общей музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, будет ли эта среда развиваться);
обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, вытекающей из их желания и интересов; приобретение и закрепление знания о музыке;
развитие творческой способности, музыкальности, любознательности, желания экспериментировать;
учет возрастной и индивидуальной особенности дошкольника.
Содержание музыкально-развивающей среды должно быть ориентировано на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложненный по возрасту, имеющий проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и незнакомыми предметами, размышлять, мыслить, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Проблема формирования музыкально-образовательной среды в дошкольном учреждении неоднократно становилась предметом изучения специалистов в различных областях знаний. Такими как Платон, И. Песталоцци, Ф. Дьестервег, Я. Коменский, Руссо, М. Монтессори, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, Л. А. Венгер, П. И. Пегасенко, Я. К. Бабанский, В. А. Сластенина. Но на современном этапе она нуждается в более детальном, системном управленческом и педагогическом исследовании, особенно с точки зрения экологии в разных возрастных группах.
Анализ научно-педагогической практики выявил следующее противоречие между необходимостью организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в дошкольных образовательных организациях как структурной составляющей образовательного процесса и недостаточной разработанностью музыкально-развивающей предметно-пространственной среды.
Опираясь на выделенные противоречия, определена проблема исследования: каковы возможности предметно-пространственной среды группы в развитии музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста?
Заключение:
В результате исследования были сделаны выводы:
1. К настоящему времени устоялась трактовка понятия «вкус» как суммы представлений человека о красоте, его способности и умения отличить красивое от некрасивого. Под вкусом понимаются пристрастия и симпатии человека. Считается, что по вкусу человека можно определить, как он смотрит на жизнь, что служит идеалом и целью жизни.
В условиях больших объемов эстетической, художественной, музыкальной информации различного характера вкус служит ориентиром в ценностном отношении человека к искусству и действительности.
В современной теории и практике понятие «музыкальный вкус» рассматривается как разновидность художественного вкуса и понимается, как способность оценивать прекрасное в музыкальном искусстве.
Под музыкальным кругозором мы понимаем совокупность систематических знаний, необходимых для полноценной музыкальной деятельности (предполагающей также регулярное пополнение знаний о музыке, музыкальном исполнении, композиторах и музыкальном опыте слушателя и исполнителя). В самом общем виде все это можно разделить на две составляющие: знание музыки; знание сведений о музыке.
2. Концепция развивающейся предметно-пространственной среды определяется федеральным государственным образовательным стандартом как организованное жизненное пространство. Она способна обеспечить социально-культурное развитие дошкольников. В современных педагогических словарях развивающаяся предметно-пространственная среда определяется как система условий. Они обеспечивают всю многогранность развития детской деятельности и личности ребенка, его полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов в деятельности ребенка. Она успешно выполняет функцию, имитирующую содержание как духовного, так и физического развития дошкольника. Единство социальных и объективных средств предполагает обогащение окружающей среды. Он обеспечивает разнообразные виды деятельности для ребенка.
Музыкально-развивающая предметно-пространственная среда в группах организована в три основных блока:
восприятие музыки;
воспроизведение музыки;
музыкально-творческая деятельность
Музыкальная предметно-развивающая среда группы, как дидактически организованное пространство, обеспечивает стимулирование и реализацию самостоятельной музыкальной деятельности детей (в совокупности ее разновидностей) с учетом сформированного субъективного и субъективного опыта.
3. Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу музыкального творчества. Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду.
Среда, созданная для музыкального творчества детей, должна иметь привлекательный вид, художественно-образное решение, носить занимательный характер и быть удобной для развёртывания каждого вида музыкальных игр. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т. д. Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню).
Музыкальный уголок – это место, где дети учатся музыке и ее красоте. Творчески оформленный музыкальный уголок позволит не только окунуться в мир музыки и расширить представление о ней, но и развить воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
4. Экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Для выявления уровня развития музыкального кругозора у дошкольников нами были выявлены критерии и показатели развития музыкального кругозора у дошкольников (в опоре на работы Ю.Б. Алиева, Н.Л. Гродзенской, Л.А. Разуткиной, В.Н. Шацкой).
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о не достаточном уровне развития музыкального кругозора у дошкольников. Вкусы детей очень разнообразны, они охватывают стили и направления как современной, так и классической музыки. Но не у всех детей развит музыкальный кругозор. Многие не знают, какая музыка им нравится, какую роль играет в жизни человека.
Музыкальное развитие детей осуществляется на формирующем этапе, как в непосредственной учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Занятия проводятся два раза в неделю по 25-30 минут, их построение основано на общих задачах музыкального образования.
В ходе занятий были созданы такие условия, чтобы у детей развивалось отношение к успеху, к принятию помощи взрослого. Исключительное значение имело непосредственное участие педагога в играх и упражнениях, позволяющих не только руководить деятельностью детей, поддерживать их активность и самостоятельность, но и устанавливать доверительные отношения с каждым ребенком.
Анализ данных контрольного этапа наглядно показывает положительную динамику, наметившуюся в процессе проведения формирующего исследования. В ходе анализа результатов повторного наблюдения установлено, что уровень музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста заметно повысился благодаря использованию в деятельности музыкального руководителя музыкальной предметно-пространственной среды и успешного взаимодействия с родителями детей.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
В настоящее время одной из важнейших задач современной системы образования является развитие и саморазвитие личности дошкольника. В государственных образовательных стандартах нового поколения установлены требования к личностным, предметным и метапредметным результатам основной образовательной программы, где особое значение уделяется культурному становлению подрастающего поколения, реализации его творческого потенциала, а также развитию эстетических способностей, формированию художественно-эстетического вкуса.
Дошкольный возраст это важнейший этап развития и воспитания личности, период, когда развивается познавательный интерес детей и любознательность. Поэтому в условиях дошкольных образовательных учреждениях необходимо организовать деятельность по воспитанию у дошкольников художественного вкуса, формировать у них творческие умения и воспитывать музыкальный кругозор.
Обратимся к содержанию понятий «вкус», «музыкальный вкус», «кругозор», «музыкальный кругозор».
В толковом словаре русского языка «вкус» трактуется как чувство, понимание прекрасного, красивого, интерес, пристрастие к чему–либо, способность к эстетическому восприятию и оценке [16]. Вкус является эстетической категорией и одним из предметов изучения эстетики как философской дисциплины [14].
Ф. Вольтер и Ж. Ж. Руссо под вкусом понимали чувственность к прекрасному и уродливому в искусстве. Они предположили, что чувство вкуса развито у всех по-разному и зависит от личностных особенностей человека, среды, в которой он живет. Они указывали на предметы, формирующие хороший вкус – поэзию и искусство [24].
Представители русской эстетической мысли конца XVII – начала XIX вв. (В.Г. Белинский, А.Ф. Мерзляков, Н. Г Чернышевский и др.) трактовали вкус как совокупность определенных правил чувства, истоком которых является удовольствие. Например, В.Г. Белинский связывал эстетический вкус с удовольствием от внутренней сути предмета, а не от его формы, рассматривая вкус как итог чувственного и интеллектуального развития, выступая за единство науки и искусства. Он указывал на взаимосвязь чувства, знания и оценки в развитии вкусовых отношений [26].
В 20-х гг. XX в. Л.С. Выготский провел аналогию между художественными предпочтениями и ощущениями вкуса, которые отличаются ясно выраженным оценочным, избирательным характером благодаря яркому эмоциональному тону «удовольствия – неудовольствия» [17].
Таким образом, к настоящему времени устоялась трактовка понятия «вкус» как суммы представлений человека о красоте, его способности и умения отличить красивое от некрасивого. Под вкусом понимаются пристрастия и симпатии человека. Считается, что по вкусу человека можно определить, как он смотрит на жизнь, что служит идеалом и целью жизни.
В условиях больших объемов эстетической, художественной, музыкальной информации различного характера вкус служит ориентиром в ценностном отношении человека к искусству и действительности.
Переходя к изучению понятия «музыкальный вкус», следует подчеркнуть, что мы рассматриваем его не только как разновидность художественно-эстетического вкуса, отмечая сходство данных понятий со сферой искусства, но как одну из составляющих эстетического сознания, проявляющуюся в различных направлениях – в том числе и сфере музыкального искусства.