Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие монологической речи старших дошкольников через проектную деятельность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 2
1. Теоретические аспекты развития монологической речи старших дошкольников в проектной деятельности 5
1.1 Особенности развития связной монологической речи старших дошкольников 5
1.2 Проектная деятельность. Реализация проектной деятельности в ДОО 15
Глава 2 37
2.1 Анализ готового опыта педагогов ДОО 37
Заключение 43
Список литературы 45
Введение:
В условиях современного пространства расширяется сфера и содержание контактов, спектр коммуникативных ролей не только у взрослых и детей школьного возраста, но и у дошкольников. В связи с появлением новых форм опосредованного общения задерживается развитие монологической речи человека, которая отражает умение осмысливать окружающий мир, является средством адекватного самовыражения, тем самым она занимает важное место в его социализации.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие связной речи у детей. Поэтому перед педагогами встает задача овладения эффективными способами развития монологической речи дошкольников.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что речевое развитие должно включать владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [35]. Трудно представить связанную речь без умения давать развернутые ответы на вопросы, адекватно воспринимать и понимать текст учебного материала, самостоятельно излагать понятое, а все эти способности требуют достаточного уровня развитости монологической речи.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью (Р.Е. Левина, В.П. Глухов, В.К. Воробьева и др.). Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
Связное монологическое высказывание занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. Правильному построению которого способствует организация работы с использованием проектной деятельности.
Использование проектов не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Метод проектов тем и хорош, что он позволяет решать комплекс задач, одна из которых – развитие монологической речи.
Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.
Проектную деятельность, как метод интегрированного обучения дошкольников, рассматривали ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса и др.
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее решения [7].
Таким образом, метод проектов является эффективным средством развития монологической речи детей. Но в условиях дошкольных образовательных учреждений проектная деятельность, направленная на решение конкретно этой цели, практически не используется. Этим и объясняется актуальность темы исследования.
Объектом исследования является развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является роль проектной деятельности в развитии монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: теоретическое обоснование и опытно-практическая проверка эффективности использования проектной деятельности в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить особенности развития связной монологической речи старших дошкольников;
2) Рассмотреть понятие проектной деятельности, изучить пути ее реализации в условиях ДОО;
3) Проанализировать методики, применяемые в проектной деятельности для развития монологической речи старших дошкольников;
4) Проанализировать готовый опыт педагогов ДОО в развитии монологической речи дошкольников с помощью проектной деятельности;
5) Описать собственный опыт по развитию монологической речи старших дошкольников с помощью проектной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что проектная деятельность является эффективным средством развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: изучение научной и методической литературы по данной проблеме и практические методы: наблюдение, комплексный метод диагностики речевого развития, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: г. Череповец, МАДОУ «Детский сад 129».
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогами и родителями с целью развития монологической речи дошкольников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Заключение:
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) Овладение связной монологической речью — необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения. Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.
2) Проектную деятельность можно представить, как комплексный метод обучения, позволяющий строить образовательный процесс, исходя из интересов воспитанников, дающий возможность им проявить самостоятельность в планировании, организации, контроле своей познавательной деятельности и направленный на результат (явление или продукт и т.д.), который достигается в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми (родителями, педагогами и т.д.).
3) для развития монологической дошкольников возможно использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: творческо-игровые, информационно-практические, исследовательские, продуктивно-творческие. В ходе выполнения проектов дошкольники, несомненно, овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, или поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Практически все время в проектной деятельности отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она соответствует ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на реплику.
4) Нами был описан опыт современных педагогов ДОО по использованию проектной деятельности для развития монологической речи дошкольников. Было выявлено, что многие современные педагоги в своей практике используют проектную деятельность и считают ее эффективным средством обучения и воспитания детей, в частности, развития у них монологической речи.
Целью нашей работы было теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования проектной деятельности в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1) Изучили особенности развития связной монологической речи старших дошкольников;
2) Рассмотрели понятие проектной деятельности, изучили пути ее реализации в условиях ДОО;
3) Проанализировали методики, применяемые в проектной деятельности для развития монологической речи старших дошкольников;
4) Проанализировали готовый опыт педагогов ДОО в развитии монологической речи дошкольников с помощью проектной деятельности;
5) Описали собственный опыт по развитию монологической речи старших дошкольников с помощью проектной деятельности.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты развития монологической речи старших дошкольников в проектной деятельности
1.1 Особенности развития связной монологической речи старших дошкольников
Речь является великим даром природы, благодаря чему люди получают неисчерпаемые возможности общения друг с другом. Дошкольный возраст несет в себе огромные возможности для познания себя и окружающего мира. Это наиболее благоприятный период для развития речи, развития личности, расширения представлений об окружающем мире. В данный период закладываются основы для развития письма и чтения, происходит совершенствование детской деятельности, а также развитие всех психических процессов [32].
Конечной целью речевого развития в дошкольном учреждении выступает овладение речью в качестве средства общения. К концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими его людьми. Старшие дошкольники могут общаться с людьми совершенно разного возраста, социального положения, пола. Это предполагает свободное владение языком.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: развитие связной, грамматически правильной монологической речи, обогащение активного словаря, развитие речевого творчества, знакомство с детской литературой, книжной культурой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы. Поэтому развитие связной монологической речи – это важная задача в овладении детьми родного языка, потому что: во-первых, в связной речи происходит реализация коммуникативной функции; во-вторых, в связной речи выступает взаимосвязь речевого и умственного развития ребенка; в-третьих, в связной речи прослеживаются абсолютно все задачи речевого развития. Это формирование словаря, грамматического строя речи, фонематической стороны речи.
Развитие речи – это одна из основных задач воспитательно-образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста. Благодаря родному языку они входят в наш мир, получают широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает нам понять друг друга, формирует убеждения и взгляды, а также оказывает весомую услугу в познании мира, в котором мы живем. Поскольку одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является достаточный уровень развития связной монологической речи, то возникает необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиск новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей.
Развитие связной речи дошкольников происходит постепенно вместе с развитием мышления. Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Основная функция связной речи – коммуникативная. Развитие речи также теснейшим образом связано с познавательным и интеллектуальным развитием ребенка, так как у мышления и речи один физиологический источник – это мозг человека. Если познавательные (психические) процессы, к примеру, память, восприятие, мышление, внимание развиваются нормально, то и детская речь будет более богата, развернута, выразительна, совершенна. Одним из необходимых условий нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше дети общаются с родителями и близкими людьми, тем качественнее и интенсивнее происходит его речевое развитие.