Физическая культура Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие и совершенствование физических качеств студентов с использованием современных фитнес технологий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ 6
1.1. Физическая подготовленность, физическое развитие и функциональное состояние систем организма студентов 6
1.2. Содержание физического воспитания студентов в условиях академических занятий физической культурой 11
1.3. Общая характеристика и оздоровительная направленность средств фитнеса 18
1.4. Задачи, методы и организация исследования 26
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИТНЕСА 32
2.1. Программа физической подготовки студентов с преимущественным использованием средств фитнеса 32
2.2. Анализ результатов исследования показателей физической подготовленности студентов, используемых средств фитнеса 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одной из основных задач, которые решаются в процессе физического воспитания, является обеспечение доступного, оптимального развития физических качеств человека.
Физическими качествами понимают врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, из-за которых возможна физическая (материально выраженная) активность человека, которая получает свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
Возрастающие требования к физическому воспитанию студентов требуют поиска новых путей и методических приемов, обеспечивающих повышение качества двигательной деятельности. В процессе учебно-воспитательной деятельности необходимо такое достижение физической кондиции у студентов, которое сохраняет и формирует высокий уровень здоровья, поддерживает физическое развитие и физическую подготовленность.
С целью совершенствования процесса физического воспитания необходимо максимальное привлечение студентов, в том числе отнесенных к специальной медицинской группе к физкультурно-оздоровительным занятиям, основанным на наиболее популярных видах двигательной деятельности, в частности с использованием различных фитнес-программ [7].
Сегодня слово «фитнес» знакомо каждому, кто заботится о здоровье и хочет отлично выглядеть, о нем говорят, пишут, спорят. Слово «фитнес» произошло от английского глагола «to be fit», что в переводе означает «соответствовать», «быть в хорошей форме». Фитнес подразумевает соответствие различных упражнений, занятий и других способов улучшения здоровья, корректировки фигуры и общего укрепления организма.
Это – не спорт, который предусматривает профессиональные занятия, нацеленные на достижение лучших результатов. Это оздоровительная методика физических упражнений, а также определенный образ жизни, наполненный осознанием победы над собой, чувством радости и гордости своими успехами, ведущий к физическому и ментальному здоровью человека [12].
Фитнес эффективно помогает развитию выносливости, силы, координации, улучшает гибкость и умение двигаться красиво. Комплексы упражнений фитнесом включают в работу большое количество крупных и мелких мышечных групп одновременно, требуя правильной техники выполнения, что играет ключевую роль в формировании правильной осанки и красивой фигуры.
Используя методику фитнеса, можно привлечь большее количество студентов к посещению занятий физической культурой. Учитывая выше сказанное, внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы методики фитнес будет способствовать повышению у них мотивации к занятиям, поднимет эмоциональный фон, облегчая овладение техникой выполнения упражнений, обеспечивая улучшение физической подготовленности и способствуя большей эффективности и интенсификации учебного процесса.
Представленные выше основания обусловили выбор темы: «Развитие и совершенствование физических качеств студентов с использованием современных фитнес технологий».
Объект исследования – применение упражнений системы фитнес в физическом воспитании студентов для развития физических качеств.
Предмет исследования – особенности влияния системы упражнений фитнес на физические качества студентов; средства и методы планирования и проведения занятий.
Цель работы – обосновать влияние упражнений системы фитнес на развитие физических качеств, коррекцию телосложения и повысить мотивацию к занятиям физической культурой.
Для достижения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить физическую подготовленность, физическое развитие и функциональное состояние систем организма студентов
2. Рассмотреть содержание физического воспитания студентов в условиях академических занятий физической культурой
3. Рассмотреть основную характеристику и оздоровительную направленность средств фитнеса
4. Разработать программу физической подготовки студентов с преимущественным использованием средств фитнеса
5. Проанализировать результатов исследования показателей физической подготовленности студентов, используемых средств фитнеса
Рабочая гипотеза – предполагается, что применение упражнений по системе фитнес повысит мотивацию к занятиям физической культурой у студентов, будет способствовать улучшению физических качеств занимающихся, а также поможет формированию навыков применения этих упражнений в самостоятельных занятиях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, математико-статистический анализ данных.
Практическая значимость: разработанный комплекс фитнес упражнений по развитию физических качеств у студентов может использоваться в практике педагогов физической культуры, представляет интерес для студентов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Физическая культура.
Структура элементы и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Полученные данные, представленные в работе не только подтверждают факт сохраняющейся актуальности проблемы недостаточной эффективности академических занятий физической культурой в вузах, который отмечен целым рядом специалистов, но и доказывают целесообразность совершенствования состава используемых в процессе физического воспитания средств путем введения популярных среди студентов программ фитнеса, что согласуется с результатами других исследований по данной проблеме, а также учета уровня развития отдельных физических качеств, а отсюда и профиля физической подготовленности занимающихся.
Введение в состав средств физического воспитания новых групп физических упражнений и видов спорта, в данном случае программ фитнеса, а также необходимость учета уровня развития физических качеств занимающихся обусловливает необходимость решения целого ряда вопросов организационно-методического и содержательно-технологического характера:
— определение уровня развития физических качеств студентов;
— определение индивидуального профиля уровня развития физических качеств студентов;
— конкретизация задач физической подготовки для каждой студенты с учетом ее индивидуального профиля уровня развития физических качеств;
— перераспределение времени занятий между традиционными средствами и вводимыми программами фитнеса;
— составление комплексов средств единой целевой направленности на развитие конкретных физических качеств, включающих традиционные для физического воспитания средства и программы фитнеса;
— планирование содержания процесса физической подготовки с учетом составленных комплексов;
— разработка структуры занятия с использованием программ фитнеса;
— рациональная организация студентов с разным профилем физической подготовленности во время занятия;
— разработка методики дифференцирования нагрузки средств фитнеса с учетом индивидуального профиля уровня развития физических качеств у студентов;
— система контроля эффективности процесса физической подготовки.
Очевидно, что решение этих вопросов в той или иной степени затрагивает отдельные, но находящиеся во взаимосвязи компоненты процесса физической подготовки студентов вузов в условиях академических занятий физической культурой. Следовательно, всю эту совокупность специальных процедур, входящих в структуру процесса физического воспитания, для целостного представления необходимо представить в виде программы процесса физической подготовки.
Разработка такой программы показала, что ее педагогическая целесообразность обеспечивается включением в содержание физической подготовки студентов с использованием средств фитнеса в условиях академических занятий физической культурой в вузе следующих компонентов:
— проектировочных элементов процесса физического воспитания;
— системы оценочных шкал уровня развития физических качеств;
— системы формализованных профилей уровня развития физических качеств;
— технологии определения индивидуального профиля уровня развития физических качеств занимающихся и его учета при коррекции задач;
— традиционных физических упражнений и программ фитнеса в составе комплексов средств единой целевой направленности;
— методики дифференцирования нагрузки средств фитнеса с учетом индивидуального профиля уровня развития физических качеств;
— системы контроля и коррекции содержательно-технологических аспектов учебного процесса. ,
Разработка программы процесса физической подготовки с преимущественным использованием средств фитнеса позволяет не только представить полный состав ее элементов, раскрыть необходимые педагогические условия, включая наличие соответствующей методики, но и показать ее место в системе, обеспечивающей достижение необходимого уровня физической подготовленности студентов несмотря на неодинаковые показатели развития того или иного физического качества.
Представлялось, что ключевым компонентом реализации данной программы является методика дифференцирования совокупности программ фитнеса с учетом индивидуального профиля уровня развития физических качеств студентов, которой до настоящего времени не существовало. Причем эта методика должна предусматривать использование в процессе физической подготовки студентов как традиционных средств физического воспитания, так и различных программ фитнеса.
Разработанная и обоснованная в исследовании методика дифференцирования нагрузки средств фитнеса в процессе физической подготовки студентов вузов как совокупность методов, приемов и предписаний о выполнении в установленном порядке системы основных операций, приводящих к решению задачи, включает:
— определение индивидуального профиля уровня развития физических качеств занимающихся;
— выявление особенностей воздействия отдельных средств фитнеса на развитие конкретных физических качеств;
— дифференцирование нагрузки средств фитнеса с учетом среднегруппового показателя уровня развития физических качеств;
— дифференцирование состава средств фитнеса с учетом индивидуального профиля уровня развития физических качеств;
— реализацию, контроль и коррекцию содержания учебного процесса.
Проверка разработанной программы процесса физической подготовки студентов с преимущественным использованием нескольких программ фитнеса и методики дифференцирования их состава и величины нагрузки с учетом индивидуального профиля уровня развития физических качеств занимающихся в условиях педагогического эксперимента позволила установить их более высокую эффективность по сравнению с используемым в настоящее время подходом к построению физического воспитания в аспекте воздействия на развитие физических качеств, показатели физического развития и функционального состояния систем организма занимающихся в условиях академических занятий по физической культуре в вузе.
Подтверждением большей эффективности разработанной программы процесса физической подготовки студентов с преимущественным использованием средств фитнеса по сравнению с той, которая используется в вузах в настоящее время является в целом более лучшая статистически достоверная положительная динамика показателей уровня развития физических качеств, физического развития и функционального состояния систем организма у девушек экспериментальной группы. Полученные данные согласуются с результатами ранее проведенных исследований, в которых авторы в содержание физического воспитания студентов вводили силовой фитнес-тренинг, классическую аэробику, шейпинг, оздоровительные виды гимнастики, упражнения телесно-пластической направленности, степ-аэробику.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

1.1. Физическая подготовленность, физическое развитие и функциональное состояние систем организма студентов
Исследования специалистов, изучавших различные аспекты физического воспитания студентов, свидетельствуют о том, что эффективность академических занятий физическими упражнениями в условиях образовательной организации далека от той, которая должна быть в результате реализации содержания примерной программы дисциплины «Физическая культура». Подтверждением этого является тот факт, что академические занятия не оказывают должного влияния на физическую подготовленность студентов (Ю.А. Пеганов, 1991; В.П. Лукьяненко, А.З. Бажев, А.А. Хежев, 2007 и др.).
В том числе и поэтому в физическом развитии студентов наблюдаются процессы увеличения обхватных размеров, что приводит к чрезмерному для этого возраста увеличению весоростового индекса Кетле с 360-393 г/см на первом курсе до 410-430 г/см на втором и третьем годах обучения (А.Г. Зиша, В.А. Сычугова, Г.Э. Карнаухова, 1987).
Исследования, включавшие анализ показателей физического развития, качества питания и функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов, свидетельствуют о неблагоприятной ситуации, складывающейся с их физическим здоровьем (Н.Ф. Никитюк, 2002).
В частности, по индексу Кетле 35% обследованных студентов имеют гипотрофию, а более половины (55%) — избыточную массу тела.
Анализ состояния питания этих же студентов указывает на то, что у 17% из них оно оценивается как низкокалорийное, тогда как у 57% — как высококалорийное, причем за счет преобладания в пище углеводов. Лишь у 26%) обследованных калорийность питания была соответствующей данному возрасту.
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов в результате мониторинга в 33% случаев оценивалось как неудовлетворительное или слабое, у 51 % — как удовлетворительное и лишь у 16% обследованных — как хорошее или отличное (Н.Ф. Никитюк, 2012).
Многолетняя динамика показателей функционального состояния систем организма у студентов свидетельствует о неодинаковой направлености изменений данных параметров в период их обучения. Причем данные исследований разных специалистов свидетельствуют о том, что разнонаправленность динамики анализируемых показателей в каждом отдельном случае не совпадает друг с другом. Думается, что причиной данного несовпадения является, прежде всего, разный подход к построению учебного процесса, а отсюда и неодинаковая эффективность этих занятий.
Кроме того, необходимо отметить, что подобный характер динамики отмечен авторами как по показателям физической подготовленности, так и по показателям физического развития. Представляется, что это может быть следствием, кроме прочего, и неодинаковых параметров процесса физического воспитания, а отсюда и его эффективности.
Организуя и проводя занятия со студентами необходимо принимать во внимание возрастные особенности данного контингента обучающихся, которые в период обучения относятся сначала к юношескому возрасту, а в последствие — к молодежному.
Исследования показывают, что при методически обоснованном построении академических занятий по физической культуре можно добиться хороших результатов в развитии силы, выносливости и ловкости (Е.К. Аганянц и др., 1994; В.К. Бальсевич, 2000; Ю.И. Евсеев, 2002; И.С. Барчуков, 2003; O.K. Грачев, 2005; P. Bale et al., 1992). Такая же положительная динамика отмечена и у комплексного показателя физической подготовленности, притом что уровень гибкости в течение учебного года у студентов снизился (О.О. Бриллиантова, 2009).
Имеются так же данные, указывающие на то, что не всегда академические занятия по физической культуре в образовательной организации приводят кположительным изменениям в уровне физической подготовленности студентов. Так, например, И.Н. Овсянниковой (2008) установлено, что реализация содержания примерной программы дисциплины «Физическая культура» позволила улучшить у студентов только силовую выносливость мышц рук при сгибании и разгибании в упоре лежа (t=2,26; р<0,05), тогда как все остальные показатели у них практически не изменились.
Исследование динамики уровня развития физических качеств студентов позволили Р. Бака (2006) установить, что в течение учебного года статистически достоверные изменения произошли только лишь по уровню развития силы и гибкости, тогда как другие показатели физической подготовленности изменились не значительно. При этом подавляющее большинство (76,6%) студентов по уровню физической подготовленности находилось на уровне оценки «удовлетворительно».
Исследуя в течение двух лет физическую подготовленность студентов-программистов, А.И. Давиденко (2005) установила, что у них к окончанию второго курса достоверно улучшилась лишь сила в сгибании и разгибании рук в висе на перекладине и в силовом перевороте, но ухудшилась общая выносливость в беге на 3000 метров, тогда как другие физические качества достоверно не изменились.
У студентов-медиков В.Б. Мандриков (2002) в процессе лонгитюдинального исследования установил улучшение динамометрической силы мышц кисти с первого до второго курса у девушек и до третьего курса у юношей с последующим снижением к пятому году обучения.
Отмечаемая многими специалистами тревожная тенденция динамики снижения уровня развития физических качеств студентов происходит на фоне установленного А.Л. Мадельяном (2001) факта ухудшения физической подготовленности абитуриентов, из которых лишь 40% в состоянии выполнить нормативы по физической подготовке, предусмотренные для выпускников школ.
Поэтому не удивительно, что в настоящее время на каждом курсе обучения имеется большое количество студентов, физическая подготовленность которых находится на низком уровне. При этом доля лиц с высоким уровнем физической подготовленности меньше, чем со средним и, тем более, низким уровнем (А.Л. Мадельян, 2001; СИ. Изаак, 2004; А.И. Давиденко, 2005; Р. Бака, 2006 и др.).
Практически аналогичная динамика характерна и для показателей физического развития студентов в период их обучения. В частности, на это указывают результаты исследования И.Н. Овсянниковой (2008), установившей отсутствие достоверных положительных изменений в показателях динамометрии правой и левой руки, ЖЕЛ, длины и массы тела в течение учебного года.
Лонгитюдинальное исследование физиологического статуса студентов медицинских вузов позволило В.Б. Мандрикову (2002) установить наличие фазного характера в динамике показателей морфофункционального развития. При этом эти показатели улучшаются с первого до второго курса, а затем постепенно снижаются. Так, например, вес тела студентов-медиков достоверно не изменялся лишь в течение первых двух лет обучения, тогда как на последующих курсах он достоверно увеличился (у юношей на 4,8±0,9 кг при р<0,05, а у девушек на 4,1 ±0,5 кг при р<0,01).
В целом, данные его исследований свидетельствуют о том, что принятый в части образовательных организациях подход к организации физического воспитания, когда весь объем часов обязательных занятий планируется на первые два года обучения, приводит к тому, что у студентов старших курсов наблюдается существенное снижение показателей, характеризующих физическую подготовленность и функциональное состояние систем организма.
Исследования специалистами динамики показателей функционального состояния систем организма студентов в период их обучения указывают на тот факт, что, несмотря на благоприятные биологические предпосылки к их естественному улучшению, реальные изменения далеки от должных.
В частности, в этом возрасте:
— происходит естественное увеличение жизненной емкости легких, что обеспечивает достаточное удовлетворение кардиореспираторной системой возникающего во время физической работы кислородного запроса (СБ. Тихвинский, СВ. Хрущёв, 1991; Е.А. Ширковец, А.Ю. Титлов, 2003; S.Z. Nasr, P. Amato, R.W. Wilmott, 1991);
— частота сердечных сокращений у юношей и девушек приближается по своим значениям к показателям взрослого человека (СБ. Тихвинский, СВ. Хрущёв, 1991; R. Kelly et al., 1989);
— стабилизируется на должном уровне систолический объем крови (С. Brotons et al., 1989);
— абсолютная величина минутного объёма крови составляет 4000 мл/мин и приближается к значениям взрослого человека (В.А. Сарана и др., 1991);
— в условиях же основного обмена систолическое давление у студентов в среднем составляет 120-127 мм рт. ст., диастолическое — 75-80 мм рт. ст. (W. Briedigkeit, 1993).
Поэтому можно говорить о том, что при нормальных условиях развития, включая и двигательную активность, у юношей и девушек должно улучшаться функциональное состояние систем организма и повышаться физическая работоспособности.
Однако изучение И.Н. Овсянниковой (2008) динамики показателей функционального состояния систем организма свидетельствует о достоверном положительном изменении лишь трех показателей (АД систолическое, АД диастолическое и ЧСС) из пяти у студентов основного отделения в течение учебного года.
Исследования В.Б. Мандрикова (2002) показали, что ЖЕЛ в течение первых двух лет обучения у студентов увеличивается, тогда как к окончанию вуза наблюдается ее постепенное снижение. Отрицательная динамика показателей отмечена и в пробе Генчи.
Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы позволило ему установить у студентов к окончанию второго года обучения снижение ЧСС и АД, а впоследствии их постепенное увеличение к окончанию обучения.
В пользу студентов младших курсов по сравнению со старшими указывают результаты исследования реакции систем организма на стандартные физические нагрузки.
По показателям абсолютных и относительных значений максимального потребления кислорода и общей физической работоспособности студенты младших курсов также превосходили старшекурсников.
Таким образом, исследования специалистов указывают на то, что академические занятия по физической культуре не позволяют эффективно решать задачу повышения уровня физической и функциональной подготовленности будущих специалистов. В силу этого очевидна необходимость совершенствования физического воспитания студентов в условиях образовательной организации путем коррекции его содержательных и методических компонентов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы