Логопедия Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 6
1.1. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Критерии и уровни развития диалогической речи старших дошкольников 9
1.3. Занятия по ознакомлению с окружающим миром как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 19
2.1. Диагностика уровня диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста 19
2.2. Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром 30
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Приложение 1 43
Приложение 2 49

 

  

Введение:

 

Развитие речи является весьма важным направлением в психическом развитии ребенка. Ученые связывают речь со многими аспектами психической деятельности: например, многие исследователи указывают на взаимосвязь речевой и мыслительной деятельности, так как именно в речевой, словесной форме выражаются мысли, соответственно, высшей формой мыслительной деятельности является словесно-логическое мышление. Однако следует отметить, что одной из основных функций речи является коммуникативная, что предполагает способность субъекта вести диалог. Диалогическая речь представляет собой одну из форм связной речи. Ее развитие начинается уже на ранних этапах онтогенеза, когда ребенок вступает во взаимодействие со взрослыми или другими детьми. Однако наиболее активно диалогическая речь развивается в старшем дошкольном возрасте. На данном этапе возникает ситуативно-личностная форма общения, которая предполагает, что ребенок начинает испытывать интерес к процессу общения и собеседнику, за счет чего не только участвует в организованном кем-то диалоге, но и начинает самостоятельно инициировать диалогические формы общения. В дальнейшем способности к конструктивному диалогу становятся структурным элементом универсальных коммуникативных действий человека. Таким образом, возникает необходимость поиска эффективных форм и методик деятельности, которые дадут возможность развивать диалогическую речь. Целесообразно сделать акцент на таком виде занятий, как ознакомление с окружающим миром. В старшем дошкольном возрасте ребенок активно интересуется событиями и феноменами окружающего мира, расширяет свой запас знаний, соответственно, готов активно участвовать в диалогах и беседах, происходящих в процессе ознакомления с окружающим миром.
На основании вышесказанного актуальность данной работы заключается в следующем: одним из высокоэффективных способов развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста являются занятия по ознакомлению с окружающим миром, что обусловлено проблемой своевременного развития речи, которая является важнейшим условием общего психического развития.
Значимость усвоения ребенком диалогической речи в следующем: в диалоге наиболее существенно осуществляется познавательная, активность личности и его необходимость в знании (И. В. Басова, JI. M. Брагина, С. И. Поварнин); умение поддерживать диалог является необходимым условием личностного и умственного развития, успешного интегрирования и социализации в целом (Л. И. Аксенова, Л. С. Выготский, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, М. Н. Реут, Ж. Пиаже).
В работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. А. Леонтьева, А. В. Запорожца и др., отмечена значимость речи в общем развитии детей, влияние речи на их физическое, умственное развитие. В исследованиях А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной определены основы методики развития речи дошкольников.
Цель исследования: теоретическое обоснование особенностей организации занятий по окружающему миру, которая позволила бы эффективно развивать речь старших дошкольников.
Объект исследования: развитие диалогической речи старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития диалогической речи на занятиях по окружающему миру.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть особенности развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте и определить критерии и уровни развития диалогической речи старших дошкольников;
2) Провести эмпирическое исследование уровня развития диалогической речи у старших дошкольников;
3) Разработать методические рекомендации по развитию диалогической речи старших дошкольников на занятиях по окружающему миру.
Методы исследования:
— теоретические: анализ научной и методической литературы, систематизация и обобщение информации;
— эмпирические — методика А. В. Чулковой «Изучение формирования диалога у дошкольников», качественный и количественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: ООО «Современный центр развития».
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, диалогические навыки, умение вести диалога представляет собой один из компонентов связной речи. Развитие данных навыков активно начинается в дошкольном возрасте, так как это период является сензитивным для развития всех видов речевой деятельности.
Способность поддерживать и инициировать диалог, формулировать вопросы и давать ответы по содержанию беседы, пользоваться общепринятыми речевыми формулировками и типами высказываний является необходимым условием способности ребенка к осуществлению процесса коммуникации со взрослыми и детьми.
Нами было проведено эмпирическое исследование уровня сформированности диалогической речи дошкольников. В качестве критериев развития данной формы речи были приняты критерии, предложенные А. В. Чулковой: владение речевым этикетом, способность к осуществлению расспроса, навык реплицирования и навык ведения диалога. Данные навыки измеряются с помощью балльной системы оценивания. Большинство участников исследования показали средний и низкий уровень сформированности диалогических навыков. В этой связи нами были описаны методы ознакомления с окружающим миром, которые позволяют эффективно развивать диалогические навыки старших дошкольников: наблюдение, экскурсия, беседа и др. Грамотное применение данных методов позволяет успешно развивать и совершенствовать диалогическую речь старших дошкольников.
На контрольном этапе исследования было установлено, что у детей, с которыми проводилась деятельность по ознакомлению с окружающим миром уровень развития диалогической речи значительно выше, чем у представителей контрольной группы, с которыми таких занятий не проводилось, что подтверждает эффективность данного вида деятельности для развития диалогической речи.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
1.1. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Диалогическая речь представляет собой наиболее простой вид связной речи. Диалог является самым распространенным естественно возникшим способом живого и непосредственного общения между двумя собеседниками. Отличительной особенностью диалога является то, что каждый из участников диалога либо говорит сам, либо слушает своего собеседника. Содержание диалогического общения определяется не только первоначальным замыслом всех участников, но и различными репликами обоих собеседников. Реплики задают направление диалогическому общению, его содержание, может периодически меняться или отклоняться от первоначального замысла.
С точки зрения психологии диалогическая речь представляет собой взаимодействие его участников (Л. А. Петровская, К. Г. Митрофанов) как процесс взаимодействия по решению мыслительных задач (Г. М. Кучинский). В лингвистике диалог рассматривается как форма существования речи (Л. П. Якубинский, В. В. Виноградов, Л. В. Щерба, М. М. Бахтин). В своих работах Л. С. Выготский указывает, что диалогическое общение представляет собой естественную среду развития личности детей. Участие в диалогическом общении требует от детей следующих умений:
— слушать и правильно понимать мыслительный замысел собеседника;
— формулировать в ответ собственные мысли и правильно выражать их средствами речи;
— поддерживать заданный эмоциональный тон беседы;
— контролировать нормативность своей речевой деятельности, а также вносить необходимые изменения в ходе беседы [2].
Диалог – это общение, беседа нескольких людей, как правило, не меньше двух. Обычно беседу начинают с конкретной целью. Например, спросить о чем-то, вызвать на ответ, побудить к какому-либо действию. По отдельности каждая реплика любого из участников диалога не имеет законченного смысла, все реплики диалога воспринимаются в «диалогическом единстве». Диалог представляет собой сложную форму социального взаимодействия. Участвовать в диалогическом общении порой труднее, чем строить монолог.
Основными признаками диалога являются:
— краткость высказываний;
— вопросно-ответная форма изложения;
— смена предложений-реплик;
— использование невербальных средств (жестов, мимики);
— использование интонационных средств;
— широкое использование неполных предложений;
— свободное от литературных норм оформление высказываний;
— разнообразие лексических и словообразовательных средств выразительности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы