Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие детского изобразительного творчества у детей подготовительной группы средствами декоративно-прикладного искусства- хохлома

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА 7
1.1. Психологические процессы, составляющие основу детского изобразительного творчества 7
1.2. Показатели детского изобразительного творчества 13
1.3. Условия развития детского изобразительного творчества 17
ГЛАВА 2. 23
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. История развития хохломского промысла 23
2.2. Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства 29
2.3. Методы развития детского изобразительного творчества у детей подготовительной группы дошкольного возраста 32
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
3.1. Диагностика уровня сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений у детей подготовительной группы в декоративном рисовании 39
3.2. Развитие детского изобразительного творчества у детей подготовительной групп дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства 44
3.3. Выявление уровня эффективности работы по развитию детского изобразительного творчества у детей подготовительной группы дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (хохломы) 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Приложения 63

  

Введение:

 

Актуальность. Одна из ключевых задач ФГОС ДО обращена к созданию условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Развитие детского изобразительного творчества у детей подготовительной группы играет существенную роль в развитии личности ребенка. При этом, народное искусство является в настоящее время важным направлением в развитии эстетических и патриотических аспектов, тем не менее, именно развитие детского творчества является наиболее важным направлением. Отсюда возникает необходимость изучить данную тему и понять связь декоративно-прикладного искусства и развития детского изобразительного творчества.
Также актуальность темы исследования подтверждена учеными исследователями педагогов, психологов, такими как Г.Г. Григорьевой, которые раскрыли ключевые принципы построения предметно-развивающей среды для изобразительной деятельности детей в своей работе «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности», Н.М. Скаткин и И.Я. Лернер, выработавшие методы обучения изобразительному искусству в работе «Дидактика», Т.С. Комаровой в труде «Методика обучению изобразительной деятельности и конструированию» представила основной перечень методов, которые оптимально использовать в работе с детьми, Г.Н. Пантелеева в пособии «Декоративное искусство — детям» рассказал об особенностях декоративно-прикладного искусства и его преподавания в детском саду. А.А. Мелик-Пашаев пишет, что родовая способность к художественному творчеству особенно широко и ярко проявляется у человека в приблизительных возрастных границах от 5-6 до 8-9 лет. Исследователь называет этот период сенситивным, благоприятным именно для художественного развития. Особенности восприятия и использования изобразительных средств ребенком обуславливают необходимость постепенного и осторожного подведения детей к изобразительной грамоте, осуществленного с учетом хода их общего развития. Особое место этой проблеме отводится в работах Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова.
Объект исследования: развитие детского изобразительного творчества у детей подготовительной группы.
Предмет исследования: декоративно-прикладное искусство как средство развития детского изобразительного творчества у детей подготовительной группы.
Цель исследования: выявить условия необходимые для развития детского изобразительного творчества.
Исходя из поставленной цели, определим ряд задач:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Изучить задачи, содержание, методы ознакомления с изделиями декоративно прикладного искусства и развития детского изобразительного творчества.
3. Осуществить опытно практическую работу по развитию детского изобразительного творчества средствами декоративно-прикладного искусства у детей подготовительной группы и выявить ее эффективность.
Методы исследования: теоретические (конспектирование, тезирование, анкетирование); методы изучения педагогического опыта (наблюдение, анализ детских работ); математические методы.
Структура данного исследования: теоретическая часть, опытно-практическая часть, заключение, список литературы, приложение.
База исследования: МБДОУ Тереньгульский детский сад «Колосок».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи были рассмотрены психологические процессы, составляющие основу детского изобразительного творчества. Было выяснено, что искусство само по себе способствует всестороннему развитию ребенка, а также формированию творческой личности. Комплексные занятия способствуют реализации поставленных задач воспитания и обучения. В основе такого вида занятий пролегает идея синтеза искусств, а также взаимодействие различных «сторон» многообразной жизни.
В ходе решения второй задачи были рассмотрены показатели детского изобразительного творчества. Было выяснено, что рисование представляет собой вид деятельности изобразительного искусства, который развивает у ребенка визуальное восприятие окружающей действительности, воображение и зрительную память. При этом, рисование является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте в силу того, что оно развивает общие эстетические и познавательные качества ребенка. Отсюда рисование является одним из главных видов изобразительного искусства.
В ходе решения третьей задачи были проанализированы условия развития детского изобразительного творчества. Было выяснено, что Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя. К подготовке материала следует постепенно привлекать и детей, что даст им определенные знания и умения, будет воспитывать элементы трудолюбия.
В ходе решения четвертой задачи было рассмотрено значение декоративно-прикладного искусства в развитии детей дошкольного возраста. Мы выяснили, что декоративно-прикладное искусство носит развивающий характер в детском творчестве, в освоении ими мира искусства, эстетическом отношении к миру. Народное декоративно-прикладное искусство доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту окружающего мира.
В ходе решения пятой задачи были рассмотрены элементы и техника окрашивания хохломской росписи. Была представлена технология окрашивания, а также построение основных элементов росписи.
В ходе решения шестой задачи были рассмотрены задачи и содержание работы по обучению детей подготовительной группы декоративному рисованию. Было выяснено, что среди задач выделяется совершенствование технических навыков, а также развитие эстетических чувств. Занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе детского сада носят поэтапный характер.
В ходе решения седьмой задачи была представлена методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Отмечается, что подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, должны быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада. Однако же, при этом педагогу необходимо раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.
В ходе решения восьмой задачи были проанализированы методы развития детского изобразительного творчества у детей подготовительной группы дошкольного возраста. Было выяснено, что гностический подход является основой всех методов и приемов в обучении дошкольников подготовительной группы в детском саду.
В ходе решения девятой задачи была проведена констатирующая диагностика уровня сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений у детей подготовительной группы в декоративном рисовании. Было выяснено, что у детей наблюдается преимущественно средний и низкий уровни изобразительного творчества. Из этого была выведена необходимость проведения формирующего эксперимента.
В ходе решения десятой задачи был проведен формирующих этап эксперимента, направленный на развитие детского изобразительного творчества у детей подготовительной групп дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства. Был предложен проект на основе декоративно-прикладного творчества по хохломской росписи.
В ходе решения одиннадцатой задачи был проведен контрольных этап эксперимента, направленный на выявление уровня эффективности работы по развитию детского изобразительного творчества у детей подготовительной группы дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (хохломы). В процессе формирующего этапа представленного исследования у детей подготовительной группы детского сада значительно повысился уровень сформированности изобразительных, технических умений и творческих проявлений.
Выявлены условия, необходимые для развития детского изобразительного творчества:
— Осознание значимости и сущности детского изобразительного творчества для становления ребёнка как личности.
— Поощрение творчества и свободного самовыражения детей.
— Создание условий для мотивации детей.
— Организация интересных и содержательных форм педагогической деятельности.
— Единая позиция педагогов в понимании перспектив творческого развития детей.
— Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.
— Создание атмосферы творчества.
— Комплексное и системное использование методов и приемов.
— Бережное отношение к процессу и результату творчества.
— Материальное обеспечение.
Теоретическая значимость работы: представленные данные демонстрируют изучение связи развития детского изобразительного творчества и народного декоративно-прикладного искусства, что является актуальным в настоящее время.
Практическая значимость работы: представленные данные могут являться методической базой в развитии детского изобразительного творчества в подготовительной группе детского сада.
Перспективы работы над темой заключаются в дальнейшем исследовании влияния народного декоративно-прикладного искусства в формировании основ гражданственности и эстетических чувств.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1. Психологические процессы, составляющие основу детского изобразительного творчества

Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка давно изучалось психологами. Эта деятельность детей рассматривалась с точки зрения возрастной эволюции (К. Риччи, К. Бюлер и другие), её психологического анализа (Н.А. Рыбников, Э. Мейман), связи детских рисунков с эмоциональным состоянием (А.М. Шуберт), а также умственным развитием ребенка (Ф. Гуденаф), с развитием личности ребенка (А.Ф. Лазурский). Изобразительная деятельность ребенка широко используется в психотерапевтических целях. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Детский рисунок, как свободное отражение мышления, воображения, наблюдений ребенка привлек к себе внимание многих исследователей.
Карл Лампрехт подчеркивал значение детского рисунка как объективного материала для изучения психологии детства, дающего возможность исследовать общие и индивидуальные психологические особенности ребенка, переход от одного периода детства к другому.
Русский психолог, профессор В. М. Бехтерев в своей работе «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» говорил о том, что «детское творчество дает возможность иметь объективные данные для суждения о детском мире и в то же время помогает понять на основе этого объективного материала, что такое ребенок».
Ф. Долто считала, что метод игры и спонтанного рисунка дает возможность взрослому проникнуть в существо переживаний ребенка. Рисунок — это, прежде всего изображение определенных объектов с помощью линий и красок.
Г.В. Лабунская подчеркивала, что своеобразие рисунка заключается в том, что в нем отражается, прежде всего, зрительно воспринимаемый внешний облик предметов. Изображение невозможно без познания таких свойств предметов, как их форма, строение, окраска, относительная величина, положение в пространстве. Прежде чем изобразить какой-то предмет, ребенок должен воскресить в памяти зрительное представление этого предмета. Очень важно, чтобы умения, полученные в рисунке, дети переносили на изображение предметов, аналогичных по форме. Психологи в основном рассматривают рисование с точки зрения развития у ребенка логического мышления, сенсорных способностей, усвоения социального опыта [13].
Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников. Процессы восприятия, исполнительства и творчества нельзя рассматривать изолированно. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как являются составными частями художественной деятельности.
В исследованиях В.С. Мухиной отмечается, что упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, тонкому различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез — все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования [14]. Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, синтезом, обобщением.
Под восприятием, В.С. Мухина понимала, активный процесс анализа свойств предмета и их синтеза в целостный образ. В свою очередь, представление — это мысленное воспроизведение в образной форме того, что имело место в процессе восприятия. Но вместе с тем материал восприятия в них преобразуется. Ребенок обычно рисует по памяти, используя сложившиеся у него представления о предметах. Но так как ребенок рассматривает предметы поверхностно и неполно, в его восприятии выделяются только те свойства явлений, которые интересуют ребенка, привлекают его внимание. Неполнота восприятия ведет к неполноте представлений.
В результате восприятия у ребенка возникают различные образы. Художественный образ — это всегда сплав объективных сторон явлений действительности и индивидуальности исполнителя. Возникшее желание выразить мысль, чувство требует конкретного воплощения в образе. Сначала появляется замысел (представление результата), который у детей дошкольного возраста очень неустойчив, изменчив. Первой предпосылкой создания выразительного образа, отмечают исследователи, является овладение знаковой функцией [5]. Знаковая функция у дошкольников развивается в результате приобретения сенсорного опыта, освоения графических способов построения изображения. В отличие от детей раннего возраста, у младших дошкольников в рисунках, аппликациях можно увидеть объективное сходство с предметами и явлениями. Узнаваемость помогает закрепить в сознании ребенка связи между действиями руки и получаемым образом. Сначала связь между движениями и образом однозначна. Ребенок усваивает её, подражая взрослому. У детей младшего дошкольного возраста, по мнению Л.С. Выготского, происходит формирование художественно-образной основы деятельности, когда они линиями, мазками, штрихами, цветовым пятном, контуром передают предметы, явления. Взрослый направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями» или «яркими огоньками», в другом — узором для платья. В зависимости от фона бумаги, его сочетанием с цветом линий, мазков у ребят возникают различные ассоциации с образами предметов, явлений [7].
Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у него развито воображение. Воображение, по мнению Б.М. Теплова, это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Всякая творческая деятельность, входящая в систему художественного воспитания, служит сильнейшим средством развития воображения [19]. В связи с этим в процессе воспроизведения, в его успешности огромную роль играют воображение, объединяющее отдельные элементы рисунка в одно целое, а также полнота и устойчивость зрительных представлений об изображаемом. Продукты воображения состоят из видоизмененных и переработанных элементов действительности. Поэтому необходимо обогащать и расширять опыт ребенка. Воображение у дошкольника беднее по сравнению с воображением взрослых. Однако, как показали психологические исследования (Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Г.В. Лабунской, В.И. Киреенко, Е.И. Игнатьева, А.А. Мелик-Пашаева, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухиной др.), воображение как познавательная способность приходит на помощь тогда, когда однозначный ответ на вопрос найти трудно. Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому «вхождению» в образ.
С процессами восприятия и воображения тесно связано мышление человека. Психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др.) подчеркивали, что для успешной изобразительной деятельности необходимо сформировать наглядно-образное мышление для создания неповторимых образов.
Огромное значение в характере процесса изображения и в качестве рисунка имеет отношение рисующего к изображаемому. Эмоциональное отношение обусловливает выразительность изображения. Любое произведение искусства тогда может быть воспитательно-ценным, когда оно заставляет ребенка внутренне встать на определенную позицию, начать «жить» в этой ситуации.
Характерной чертой изобразительной деятельности является её творческий характер. Г. Рид истолковывал детское творчество как выражение врожденных и подсознательных сил и, отвечая на вопрос «Что рисует ребенок?», дает ответ: «Ребенок рисует то, что чувствует» [14].
Психологи рассматривают творчество как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира — природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек — форма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле, по мнению В.С. Мухиной, это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Новизна открытий и продукта субъективны и это первая важная особенность детского творчества. Процесс создания продукта для дошкольника при этом имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность, как отмечала В.С. Мухина, отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения результата. И это вторая особенность детского творчества.
В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память, по мнению В.С. Кузина, имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий, из которых слагается графическое воспроизведение зрительного образа, сохраняемого образной памятью [17].
Активность детей в процессе выполнения работы проявляется, по мнению Б.М. Теплова, в хорошем темпе, непрерывности её. Активность детей на занятиях заключается в том, что, выполняя задание воспитателя, они мобилизуют свое внимание, производят умственные операции, преодолевают затруднения, возникающие при освоении предлагаемого им материала, и в силу этого испытывают те или иные чувства [19]. Указанные психические процессы являются основой всех видов художественной деятельности, и развитие их в одном виде деятельности будет положительно сказываться на других.
Психологические основы интеграции искусства, художественной деятельности определяются Т. Комаровой исходя из того, какие психические процессы задействованы в создании образа у ребенка. Для эффективного осуществления интеграции необходимо развивать все психические процессы человека. Основой интеграции, применительно к предметам и содержанию эстетического направления, является образ, замысел, передаваемый в разных видах художественной деятельности. Т. Комарова предполагает, что развитие художественно-творческих способностей детей в одном виде деятельности может способствовать более успешному развитию другого вида художественной деятельности. Это определяется общностью основных психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность.
Таким образом искусство способствует всестороннему развитию ребенка, формированию творческой личности. Комплексные занятия помогают реализовать поставленные задачи воспитания и обучения. В основе этого вида занятий лежит идея синтеза искусств, взаимодействие различных «сторон» многообразной жизни.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы