Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие детского изобразительного творчества дошкольников через новые формы взаимодействия с родителями.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1.
Особенности развития изобразительного творчества ребенка – дошкольника
1.2. Формы
взаимодействия c родителями воспитанников в ДОУ
2.1.
Определение исходного уровня развития изобразительного
творчества(констатирующий эксперимент)
2.2.
Программа по развитию изобразительных навыков у старших дошкольников
(формирующий эксперимент)
Список
использованных источников
Введение:
Актуальность темы. Современное
дошкольное образование в свете изменения федеральных государственных
образовательных стандартов предъявляет высокие требования к будущему
первокласснику. В связи с этим особое
внимание попечителя уделяется выбору такого контента, методов и приемов
обучения детей старшего дошкольного возраста, который бы обеспечил сохранение
внутренней ценности этого периода развития и отказ от дублирования содержания
обучения в первый класс. Образование в этот период должно способствовать
развитию познавательных способностей, предпосылок, учебной деятельности и, как
следствие, формированию полностью развитой личности [44].
В личностном развитии ребенка значительную
роль играет искусство, которое организует духовный мир, определяет систему
нравственно-эстетических ценностей.
Характерной чертой искусства является отражение действительности в
художественных образах, которые воздействуют на сознание и чувства ребенка,
воспитывают у него определенное отношение к событиям и явлениям жизни,
обеспечивают более глубокое и лучшее познание реальности [34].
В старшем дошкольном
возрасте (5-7 лет) наряду с игровой деятельностью одним из важнейших факторов
интеграции в реалии мира становится изобразительная деятельность. По результатам исследований Т. С. Комаровой,
в этом возрасте дети способны создавать до двух тысяч рисунков в год [25].
Благодаря изобразительной
деятельности происходит консолидация и утончение идей и знаний об окружающем
мире, отражение впечатлений от опыта, выражение эмоций. Прекрасная работа оказала положительное
влияние на различные области развития ребенка, такие как эстетическое,
нравственное, патриотическое, сенсорное, интеллектуальное, творческое, является
критическим фактором при подготовке ребенка к школе [19].
Качество образовательного процесса в
дошкольном учреждении может обеспечиваться едиными подходами к воспитанию детей
со стороны родителей и учителей. Поэтому
вопрос педагогической компетентности родителей является безусловно
ключевым. Для более эффективного
взаимодействия с родителями ДОУ должно создать систему педагогической поддержки
семьи с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его
поступления в школу с учетом возрастных периодов развития ребенка и
педагогической компетентности каждого из них.
семьи. Мы считаем, что детский
сад и семья могут создать общее пространство развития ребенка, но только в
гармоничном дополнении друг друга.
Показателем изменения
отношения родителей к процессу дошкольного образования и воспитания будут,
безусловно, показатели познавательного, эмоционального и личностного развития
детей. Поскольку невозможно более точно,
состояние всех этих показателей можно отслеживать, исследуя произведения
изобразительного искусства дошкольников.
Исходя из этих соображений, мы можем определить цель нашей работы как
разработку и внедрение системы индивидуального подхода в педагогической работе
с родителями как фактора развития изобразительного искусства детей старшего
дошкольного возраста.
Объектом исследования
является процесс развития изобразительного искусства детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет
исследования -Развитие детского изобразительного творчества дошкольников
через новые формы взаимодействия с родителями.
В
ходе исследования были поставлены задачи:
— провести анализ
теоретических источников по изучаемым вопросам,
— разработать методы работы с родителями
старших дошкольников, основанных на индивидуальном подходе и ориентированных на
развитие художественного творчества детей
— оценить эффективность разработанной методики
работы с родителями.
Методологической основой
исследования являются труды российских ученых, в частности, динамика развития
художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных
образовательных программ, проанализированная в работах Н.И. Воронина, Общие принципы развития ребенка в
зрительной деятельности у изучаемой Т. Н. Дерновой, психологические особенности
деятельности детей были показаны у Е. И. Игнатьева, обоснована связь
художественной деятельности и художественного развития детей дошкольного
возраста Т. Г. Казакова.
Методы исследования:
— теоретическая: анализ
психолого-педагогической, педагогической, методической литературы по изучаемым
вопросам;
— практические: педагогический эксперимент,
наблюдение, собеседование, опрос, методы математической обработки данных.
Экспериментальной базой исследования является
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №….
Научная новизна и практическая значимость
исследования заключается в разработке методов работы с родителями дошкольников,
основанных на индивидуальном подходе и ориентированных на развитие
изобразительного искусства детей, которые могут быть использованы в
практической работе ДОУ.
Структура работы: дипломная работа включает
введение, указывающее на актуальность проблемы, гипотезу, цель, задачи,
предмет, предмет и основу исследования, две главы основной части (первая из
которых носит теоретический характер.
На основании исследования
вторая глава носит практический характер и включает в себя описание
методологической базы, описание и анализ результатов эмпирических
исследований), а также формулировку выводов на основе результатов теоретических
и практических исследований, а также определить области для дальнейшего
обучения. В работу также включен список
литературы из 45 работ российских и зарубежных исследователей, приложения,
иллюстрирующие и дополняющие данное исследование.
Заключение:
Детское изобразительное
искусство имеет общественное направление. Значение занятий изобразительный
деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе
этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и
умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно
заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. Изобразительная
деятельность должна использоваться для воспитания доброты, справедливости, для
углубления тех благородных чувств, которые у них возникают.
Формирование трудолюбия
связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание,
настойчивость, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться
желаемого результата.
В процессе
изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для
создания рисунка, скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить
те или иные действия, овладеть определенными умениями.
По словам ученых, дети
дошкольного возраста более восприимчивы к членам семьи. Поэтому, по нашему мнению, повышение качества
дошкольного образования в первую очередь зависит от слаженности семейных и
дошкольных учреждений, а в будущем и семей и школ. В основе нашей командной работы с семьей
лежит системный подход, позволяющий изменить взгляды и взаимодействие в семье
при воспитании ребенка, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.
Анализ практики ДОУ показывает, что не все
родители на соответствующем уровне, чтобы вникать в проблемы воспитания,
развития и совершенствования своего ребенка, поэтому в условиях жизни
современного общества учитель должен понимать проблему «Что такое происходит между детским садом и
родителями? Достаточные возможности для
успешного взаимодействия? И усыновление
дошкольного учреждения является полностью проблематичным для себя, не может
повысить эффективность воспитания и развития здорового ребенка. Поэтому основным направлением считаем
сближение интересов учителей, детей и их родителей.
Современная семья как никогда нуждается в
помощи (медицинской, образовательной, социальной). При участии воспитателя в развитии родителей
адекватный опыт семейного воспитания позволяет гибко развивать психологически
развитого учителя, поддерживать родителей в их личном осознании своих
прав. Поэтому в работе учителя с
родителями необходимо менять мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из
своих потребностей и задач. Поэтому
учителя и родители должны быть знакомы с задачами воспитания детей и развития
ребенка, вовремя и одновременно. Нужны
учителя и родители, чтобы объединить свои усилия и обеспечить ребенку двойную
защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь дома и в
детском саду.
Исследование показало, что развитие
изобразительного искусства у старших дошкольников более успешно, когда
выполняются следующие условия: установление партнерских отношений с семьями
учащихся, объединение усилий родителей и учителей для творческого развития и
воспитания детей, создание атмосферы общих интересов; при условии активизации и
обогащения педагогических навыков родителей, сохранения их уверенности в
собственных педагогических способностях.
Таким образом, очевидно, что существующая
система работы в этом направлении способствует объединению учителей, родителей
и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к детям, что
способствует повышению качества образовательного процесса
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы организации взаимодействия с родителями как средства
развития изобразительных навыков дошкольников
1.1. Особенности
развития изобразительного творчества ребенка – дошкольника
развития изобразительного творчества ребенка – дошкольника
С уверенностью можно
сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но
творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили
развить эти способности вовремя. Многое зависит от того, кто окажется рядом с
детьми, когда они будут делать первые шаги в сложный и многогранный мир
искусства.
Мир искусства
безграничен. Познавать его мы будем не день, не год, а всю жизнь. Поэтому,
начиная с дошкольного учебного заведения, педагог призван развивать у детей
художественный вкус, воспитывать важное для человека качество – любовь к
искусству, к прекрасному. Зрительные образы, созданные искусством, легко
запоминаются и остаются в памяти надолго. Они обогащают эмоциональный мир, учат
ярче воспринимать окружающую жизнь.
Истоки творческих сил
человека идут из детства, из того времени, когда творческие проявления часто
непроизвольны и жизненно необходимы. Детское художественное творчество имеет
свои особенности, поэтому необходимо научиться управлять особенностями ее
проявления, разрабатывать методы, которые пробуждают и развивают детское
творчество [14,c.90]. Под понятием развития творческой активности ребенка мы
понимаем качественные изменения в познавательной деятельности детей,
происходящих вследствие развития умений и навыков художественной деятельности.
Ученые отводят значительную роль занятиям художественной деятельностью, а также
всей воспитательной работе с детьми по развитию у них умения воспринимать
красоту в окружающем мире и в произведениях искусства, которые играют большую
роль в общем и творческом развитии ребенка. Интерес к изобразительной
деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка,
и с годами потребность в ней не ослабевает, а возрастает еще больше.
Изобразительная
деятельность имеет важное значение для всестороннего развития личности. В
процессе изображения у ребенка формируются наблюдательность, эстетическое
восприятие, художественный вкус, творческие способности. Изобразительная
деятельность предоставляет возможность доступными средствами выразить
эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, умение
самостоятельно создавать прекрасное, а также видеть его в произведениях искусства
[5,c.122].
Благоприятное развитие
детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых.
Большое значение в организации изобразительной деятельности детей приобретает
умение воспитателя связать особенности создания художественного образа в
искусстве с собственно художественной деятельностью детей; адаптировать
выразительные средства искусства живописи, графики в такой вид изобразительной
деятельности, как рисование; выразительные средства скульптуры – в лепке; учить
детей создавать декоративные работы по мотивам народного
декоративно-прикладного искусства, использовать элементы конструкторских
решений архитектуры в конструктивной творчества детей.
Важнейшим условием
раскрытия творческой активности детей является создание общей атмосферы
доброжелательности, свободы, возможности достичь успеха для каждого ребенка.
Такая задача требует особого внимания. Во время выполнения детьми заданий им
необходимо оказывать помощь. Следует стараться организовать общение таким
образом, чтобы каждый ребенок мог открыто радоваться результатам как
собственного, так и совместного творчества.
В процессе
изобразительной деятельности обеспечивается всестороннее воспитание
дошкольников: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое.
Изобразительная
деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Непосредственное,
чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами
составляют линию сенсорного воспитания.
Изобразительная
деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того
чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним
ознакомиться. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об
их свойствах и качестве, форму, цвет, величину, положение в пространстве. Дети
находят эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть
выполняют умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность
содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления [17].
Обучение изобразительной
деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ,
синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов
и их частей перед изображением, детей учат выделять форму предметов и их
частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по
форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем
дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное,
объединять предметы по сходным признакам [31,c.90].
На занятиях по
изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение названий форм,
цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению
словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при
обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций
картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и
формирование связной речи. Использование образных сравнений, стихотворений для
эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.
При проведении занятий
возникают благоприятные условия для формирования таких качеств, как
инициативность, любознательность, умственная активность и самостоятельность,
интерес.
Большое значение изобразительной
деятельности заключается в том, что она является средством эстетического
воспитания.