ПМ02.Организация различных видов деятельности и общения детей Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Развитие актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности 10
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по изучению развития актёрских способностей у детей 5-6 лет 10
1.2. Особенности организации работы по развитию актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности 19
1.3. Педагогические условия развития актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности 28
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по исследованию влияния театрализованной деятельности на развитие актёрских способностей у детей 5-6 лет 44
2.1. Цели и задачи проведения опытно-педагогической работы по исследованию влияния театрализованной деятельности на развитие актёрских способностей у детей 5-6 лет 44
2.2. Анализ результатов опытно-педагогической работы по влиянию театрализованной деятельности на развития актёрских способностей у детей 5-6 лет 69
Выводы по 2 главе 74
Заключение 76
Список использованной литературы 81
Приложения 88

  

Введение:

 

Восприятие и понимание прекрасного начинается в детстве. По словам В.А. Сухомлинского слова о прекрасном доходят до ребёнка лишь тогда, когда он сердцем чувствует красоту и первое окошко в мир красоты — это созерцание и слушание, переживание услышанного. Красота выступает одним из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь.
Воспитание детей средствами различных видов искусства, развитие у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности могут быть эффективными при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребёнка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие ему активность в этих видах деятельности. При взаимосвязи обучения и творчества ребёнок может экспериментировать, отыскивать свои способы передачи образа в рисунке, лепке, в танце, в игре.
Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие актёрских способностей предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Одной из наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии окружающего мира через образы, является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (добро, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает своё собственное отношение к окружающему миру.
В.Г. Петрова указывает на то, что театрализованная деятельность заложена в детской природе. Ценность её определяется тем, что драматизация тесно соединена с игровой деятельностью, следовательно, проявляется её синкретичность, заключающаяся в объединении в себе элементов разнообразных видов творческой деятельности. Ведущим элементом для театрализованной деятельности являются актерские (исполнительские) способности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (п. 2.6.) выделены пять образовательных областей в дошкольном образовании ребенка. Анализируя их содержание, мы видим, что развитие актёрских способностей не выделяется как основная задача, но включено во все образовательные области, как речевое, художественно-эстетическое, познавательное развитие ребенка. В содержании образовательных областей предполагается «… развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи…», а так же «… развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства…формирование элементарных представлений о видах искусства…реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.»
Исследователи, изучавшие театрализованную деятельность дошкольников, сходятся в утверждении важности этого вида художественной деятельности для развития психических функций – внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоциональной отзывчивости (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Д.В. Менджерицкая, Б.М. Теплов), рассматривая при этом театрализованную деятельность как «трамплин» для развития художественно-эстетической активности.
А.Н. Леонтьев отмечал, что «развитая театрализованная игра является одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности» [36, с. 42]. Л.С. Фурмина говорит о нравственном развитии детей в процессе театрализованных игр. Таким образом, театрализованная игра, как одна из разновидностей игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребёнка [60, с. 56].
Театрализованная игра – это игровая деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребёнку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребёнка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, лёгкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т. п.
О.В. Артамонова (Дыбина), предлагая способы овладения детьми сценическими умениями и навыками, разработала план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Дети и театр». Т.Н. Доронова на основе отечественного и зарубежного опыта обосновывает необходимость широкого введения в образовательный процесс еженедельных детских театрализованных представлений. Предлагаемая ею система работы с детьми нацелена на развитие способностей каждого ребёнка, формирование творческого воображения и развитие коммуникативности [17, с. 5].
Способности представляют собой индивидуально-типологические особенности, которые отличают людей друг от друга и определяют успешность реализуемой ими деятельности. При этом способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя обуславливают лёгкость и быстроту при обучении новым способам и приёмам в разных видах деятельности.
Такие исследователи как В.Л. Дранков, Л.Ш. Тальян и др. указывают на то, что актёрские способности являются разновидностью специальных способностей, формирующихся и проявляющихся в узкоспециализированной деятельности, а также требующие специализированного обучения. Развиваются актёрские способности с опорой на общие способности [18, с. 23].
С.Н. Томчикова указывает, что театрализованная деятельность детей является специфическим видом художественно-творческой деятельности, в ходе которой её участники овладевают доступными средствами искусства сцены, а так же учитывая выбранную роль («актёр», «зритель», «сценарист», «художник-оформитель» и др.) принимают участие в ходе подготовки и разыгрывания разных видов театрализованных представлений, тем самым приобщаясь к культуре театра [59, с. 23]. Таким образом, актёрские способности – это способности ребёнка, который среди всех ролей театрализованной деятельности делает выбор в пользу роли исполнителя, актёра.
Развитие актёрских способностей в театрализованной деятельности представлено в исследованиях А.А. Карапетян и О.Ю. Мандрики, Т.А. Гайворонской. Вопросами развития творческой активности у детей и творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности занимались такие учёные, как Е.А. Грачева и Н.В. Кондрашова, А.В. Ситкова и Л.Х. Цеева, Г.А. Федорова, Н.И. Черных; коммуникативных способностей – О.М. Масленникова; на развитии речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности акцентировала внимание Ю.А. Цапкова. В последние годы усилилось внимание исследователей к рассмотрению проблемы создания предметно-пространственной образовательной среды для организации театрализованной деятельности в ДОО, что, например, прослежено в работах О.А. Заречневой.
Своеобразие развития актёрских способностей у детей дошкольного возраста должно обязательно предполагать учёт возрастных возможностей ребёнка и ограничения, связанные с недостаточностью практического опыта в сравнении со взрослым человеком. Грамотно организованная театрализованная деятельность способствует является уникальным средством, развивающим актёрские способности. Театрализованная игра основана на собственных действиях исполнителя роли. Ребёнок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику. Для обеспечения данного процесса необходим поиск современных технологий её реализации и комбинирования в воспитательно-образовательной деятельности.
При всём многообразии работ, исследующих театрализованную деятельность детей, анализ сложившейся ситуации в науке и практике дошкольного образования позволил обнаружить противоречие: между необходимостью развития актёрских способностей у детей 5-6 лет и недостаточной разработанностью методик применения театрализованной деятельности с этой целью.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности условий и методик развития актёрских (исполнительских) способностей детей 5 – 6 лет в театрализованной деятельности.
Объект исследования — процесс развития актёрских способностей у детей 5-6 лет.
Предмет исследования — развитие актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности.
Цель исследования – выявить и опытно-педагогическим путём подтвердить эффективность условий и методов развития актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности будет успешным при реализации следующих условий:
1) — повышение компетентности педагога по проблеме развития актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности;
2) — организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию развития актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности;
3) — комплексное использование авторских методик по развитию актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности;
2) изучить особенности развития актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности;
3) провести опытно-педагогическую работу, подтверждающую эффективность условий развития актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности.
Методологическая база исследования основана на работах Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.Д. Маханёвой, Т.Н. Дороновой, И.Е. Веракса, Л.В. Артёмовой, Т.С. Комаровой, Д.В. Григорьева, А.Т. Кривцовой, В.Г. Петровой, Н.В. Шумило и др. учёных педагогов.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседа, игры, ситуационные тесты (изучение выполнения заданий в разных ситуациях), диагностический метод, опытно-педагогическая работа, метод математической обработки данных.
Структура исследования: работа состоит, из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Понятия «способность», которые дают ведущие педагоги-педагоги, можно сделать вывод о том, что способность – это личностное образование, являющееся условием продуктивной реализации той или иной деятельности, в свою очередь, не раскрывающееся непосредственно через имеющиеся у человека знания, умения и навыки. Соответственно, стоит полагать о том, что способность включает в себя как биологический, так и социальный аспект. Наибольший интерес для нашего исследования представляют именно творческие способности, то мы подробней остановимся на рассмотрении данных способностей и их особенностей. Творческая способность – это способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Творческие способности позволяет человеку объединить скрытые свойства, характерные для данного объекта, и более полно отобразить те свойства объекта, которые до этого были скрыты (эти свойства могут проявиться в процессе создания объекта или не проявиться в действительности). Художественно-творческое развитие способствует созданию целостного гармоничного объекта в соответствии с его особенностями, преобразуя реальность и создавая новые образы.
Творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая единой в создании сценических образов (ролей), также вид исполнительского творчества называют актёрским искусством
Актёрское искусство – творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. Актёрские способности детей дошкольного возраста — это такой уровень проявления педагогических особенностей индивида, который обеспечивает ему устойчивый интерес и успех в театрализованной деятельности (выразительный перевод художественных произведений) и успешное, исполнение ролей в театрально-игровой деятельности. Актёрские способности подразумевают и выразительность речи, и богатство интонации, мимики, и лаконичный логически оправданный жест, и тренированное тело, и владение искусством звучащего слова, пения, движения, ритма.
Актёрские способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Такая деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Театрализованные игры решают задачи всестороннего развития ребёнка. Театрализованная деятельность не только способствует развитию творческих и музыкальных способностей, но и позволяет успешно и продуктивно решать ряд педагогических задач, непосредственно связанных с формированием актёрских способностей, с художественно-эстетическим, интеллектуальным, коммуникативным и физическим воспитанием. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр спектаклей и беседы по ним; пальчиковые игры; игры-драматизации; подготовку и инсценировки как мини-сценок, так и отрывков из произведений; упражнения по формированию выразительности исполнения (невербальной и вербальной); упражнения по развитию социально-эмоциональной сферы детей. Театрализация позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения и неуверенностью в себе.
Полагаем, что развитие актёрских способностей может реализовываться в процессе театрализованной деятельности, потому что основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяет все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декорационно-художественное оформление и т.п.) и близка к игре — наиболее доступной деятельности ребёнка в дошкольном детстве, вместе с сюжетно-ролевыми играми имеет общую основу, являясь одним из видов творческих игр. Театрализованная деятельность дошкольников строится на принципах развивающего обучения, методы и организация которых основаны на закономерности развития ребёнка, при этом учитывается педагогический комфорт, способствующий раскрепощенности. Эти принципы используются не эпизодически, а постоянно и в системе. В работе по развитию актёрских способностей нужна такая организация театрализованной деятельности детей, которая поможет выбрать подходящие направления, формы и методы работы и будет благоприятствовать введению новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребёнку.
Условиями для развития актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности являются: Первое — повышение компетентности педагога по проблеме развития актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности. При повышении компетентности педагогов в развитии актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста используются разнообразные формы активного взаимодействия: работа в едином образовательном пространстве; проблемные семинары, семинары- практикумы, эстафеты педагогического мастерства, творческие мастерские, тренинги, дискуссии, мастер — классы, проектная деятельность, конкурсы и другие. Важно использовались различные формы повышения педагогической компетентности, например: 1) Педагогический совет «Качество педагогического планирования театрализованной деятельности в ДОУ»; 2) консультации информационного характера «Организация мониторинга детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности с целью развития актёрских способностей». «Комплексное сопровождение ребенка в условиях театрализованной деятельности в детском саду»; 3) семинар по планированию театрализованной деятельности в группах ДОУ в соответствии с ФГОС. Второе — организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОО, которая является креативным полем для детей. Для обеспечения максимальной реализации развития актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности необходимо планирование развивающей предметно-пространственной среды. Основные плюсы такого планирования, это доступность и полифункциональность, нет чётких границ разделения. Такая игровая среда мотивирует детей на самостоятельную игровую деятельность. Совместная деятельность воспитателя и детей в театральном уголке организуется через проектную деятельность (в эту деятельность так же вовлекаются родители воспитанников, специалисты МБДОУ).
И третье, использование методики по развитию актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной, невербальной); упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Исследование проходило на базе МБДОУ №7 детский сад «Сказочная полянка» общеразвивающего типа, г. Заринск, 659100, Алтайский край, г. Заринск, ул. 25 Партсъезда,24/1. Воспитателе ДОУ работают по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В эксперименте приняли участие дети в количестве 10 человек. Возраст участников эксперимента 5-6 лет.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента нами был выявлен уровень развития актёрских способностей дошкольников.
Для проведения эксперимента, на основе данных полученных при изучении проблемы исследования в педагого-педагогической литературе, были определены критерии сформированности общих и специальных эстетических способностей, а именно — когнитивный: знания о театре, о театральных профессиях; эмоциональный — отношение к театральной деятельности, интерес к нему; практический – театральные умения.
В ходе исследования был разработан и проведен комплекс занятий, направленный на развитие актёрских способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность дошкольников строилась на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка. В театрализованные занятия включались разыгрывание сказок, сценок, ролевых диалогов по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Организация театрализованной деятельности была пронизана через все режимные моменты: включалась во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществлялась в самостоятельной деятельности детей.
Основными условиями реализации программы была организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОО, которая является креативным полем для детей, а также использование методики по развитию актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
В результате анализа результатов опытно-педагогической работы по влиянию театрализованной деятельности на развития актёрских способностей у детей 5-6 лет мы пришли к выводу, что предложенный нами комплекс занятий, направленный на развитие актерских способностей, помог детям старшего дошкольного возраста повысить уровень развития актерских способностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития актёрских способностей у детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по изучению развития актёрских способностей у детей 5-6 лет
В содержании образовательного процесса ДОО, где на первое место выдвинуты проблемы передачи дошкольникам творческого опыта поколений через приобщение к культуре страны и малой Родины, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, создание предпосылок для саморазвития личности в процессе художественно-творческой деятельности, одно из главных мест принадлежит развитию творческих способностей детей.
Целесообразно начать рассмотрение проблемы нашего исследования с понятия «способность», так как данное понятие педагоги с разных точек зрения, а также выявить основные проблемы и противоречия в исследовании данного понятия.
Понимание способностей как индивидуально психических особенностей человека представляет в своих работах В.А. Крутецкий [33]. Он утверждает, что способности должны отвечать требованиям выполняемой деятельности, а также являться условием её эффективного и успешного выполнения. Связывая понятия «способности» и «деятельность», автор обращает внимание на тот факт, что развитие способностей происходит лишь в том случае, если они находят своё отражение только в процессе соответствующей деятельности. То есть, он подводит к мысли о том, что мы не можем судить об отсутствии или степени развитости способностей у человека, если мы не наблюдаем его в процессе той или иной деятельности [33, с. 56].
Таким образом, по данной трактовке можно сделать вывод о том, что способности человека к какой-либо деятельности не предопределены в момент его рождения, а формируются и развиваются в ходе правильно организованной деятельности, которая учитывает продуктивные условия их развития, а также в ходе обучения и воспитания личности.
Множество своих трудов посвятил рассмотрению способностей такой ученый, как Б.М. Теплов [57]. По его мнению, способности – это индивидуально-педагогические различия между людьми. Опираясь на такую трактовку понятия способностей, он выделил такие их основные особенности: во-первых, как говорилось ранее, способности – это такие индивидуально-педагогические особенности, которые отличают одного человека от другого; во-вторых, под способностями понимают не конкретные особенности личности, а такие, которые позволяют человеку эффективно справляться с той или иной деятельностью; в-третьих, способности в целом не сводятся к имеющимся знаниям, навыкам, умениям конкретного человека [57, с.12].
Кроме того, в своих многочисленных трудах, посвященных способностям человека, Б.М. Теплов говорил о том, что основой какой-либо способности является задаток, который предопределяет, с какой скоростью и насколько продуктивно будет проявляться та или иная способность у человека [58, с. 23].
Углубляясь в изучение способностей, Б.Г. Ананьев отмечал, что развитие способностей происходит параллельно процессу развития высших психических функций, которые, как он считал, развиваются при создании определенных условий в организованной деятельности. Соответственно, смотря несколько иначе на проблему, ученый также приходит к выводу о том, что способности развиваются в той или иной деятельности [3, с. 36].
Таким образом, проанализировав содержание понятия «способность», как трактуют его ведущие педагоги-психологи, можно сделать вывод о том, что способность – это личностное образование, являющееся условием продуктивной реализации той или иной деятельности, в свою очередь, не раскрывающееся непосредственно через имеющиеся у человека знания, умения и навыки. Соответственно, стоит полагать о том, что способность включает в себя как биологический, так и социальный аспект.
Необходимо отметить, что многими учеными-педагогами также освещён вопрос о видах способностей. Они делятся на естественные (природные) и специальные способности, которые, в свою очередь, включают в себя творческие способности. Так как наибольший интерес для нашего исследования представляют именно творческие способности, то мы подробней остановимся на рассмотрении данных способностей и их особенностей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы