Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения 6
1.1.Понятие, значение и причины адаптации 6
1.2. Особенности психического и личностного развития детей дошкольного возраста 13
1.3. Организация работы в адаптационный период детей дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. Исследования особенностей адаптации детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении 27
2.1. Изучение степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению 27
2.2. Реализация условий психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию 37
2.3. Методические рекомендации по успешной адаптации детей дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57

  

Введение:

 

С поступлением детей дошкольного возраста в дошкольную образовательную организацию в их жизни происходят многочисленные изменения: режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новые помещения, которая скрывает много неизвестного, а значит, и опасного, другого стиля общения. Все эти изменения обрушиваются на детей дошкольного возраста одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольной образовательной организации от 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольной образовательной организации, с другой, ставит проблему привыкания младшего дошкольника к условиям дошкольной образовательной организации особенно актуальной.
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили [6], Г.Ф. Кумарина [14], А.В. Мудрик [23], И.П. Подласый [12], Е.А. Ямбург [25] и др.).
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (А.В. Петровский [26], Л.С.Выготский [4], Д.И. Фельдштейн [21]). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.
Актуальность проблемы и личный интерес авторов определили выбор темы дипломной работы «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению». Для начала нами были сформулированы параметры работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формы и методы, влияющие на процесс успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Определить педагогическое содержание понятий «адаптация», «адаптационный период» и проанализировать проблему адаптационного периода.
2. Провести обзор исследования в научной литературе по проблеме адаптации детей к дошкольной образовательной организации.
3. Провести психологическую диагностику уровня степени адаптированности детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс адаптация детей к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психологические аспекты адаптации детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: успешная адаптация детей дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации возможна при следующих условиях:
— знание возрастных особенностей развития личности ребенка и специфики его индивидуальных особенностей;
— организована планомерная, целенаправленная работа по успешной адаптации детей дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации;
-разработан и внедрен в практику работы ДОО комплексный подход по решению проблемы успешной адаптации детей дошкольного возраста.
На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, в нашей работе были использованы следующие методы:
а) анализ литературы по педагогике и психологии, учебно-методической литературы;
б) диагностика степени адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
в) наблюдение за детьми в процессе занятий и самостоятельной деятельности детей.
Методика исследования: методике изучения успешности адаптации ребенка к условиям ДОО А. И. Остроуховой.
База исследования: ДОУ «Василек» Домодедово, Московская область, в количестве 40 человек двух первых младших групп.
Структура и объем работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические проблемы адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Вторая глава дипломной работы содержит организацию, проведение эксперимента и методические рекомендации по адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Все вышеперечисленное является наглядным материалом проделанной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения рассматривалась в исследованиях Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской.
Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Закладываемое в это время эмоциональной отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе оставляет неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе жизни человека. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, возрастные особенности ребенка
Адаптация — это привыкание, приспособление организма к внешним меняющимся условиям, то есть к новой среде. Такие изменения не проходят без следа для психики, для взрослого человека, что там уже и говорят о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для маленьких детей дошкольная образовательная организация — совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.
Основными показателями полноценной адаптации являются активное проявление любопытства ко всему окружающему, возникновение привязанности к воспитателю, желание играть со сверстниками, что указывает на эмоциональное благополучие ребенка.
На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень умственного и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, формирование навыков самообслуживания, уровень развития коммуникативных навыков со взрослыми и сверстниками, личные особенности ребенка, а также уровень тревожности и личных качеств родителей. Детям с отклонениями в этих областях труднее адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Они могут выработать эмоциональную и стрессовую реакцию, ведущую к нарушению здоровья.
Период адаптации к изменению микросоциальных условий, в том числе при поступлении в дошкольную образовательную организацию, является сложным, своеобразным критическим периодом в жизни ребенка, который определяется психологическим и биологическим стрессом. Наиболее актуальной проблемой является адаптация у маленьких детей, которые часто болеют, которые перенесли перинатальную гипоксию, которые характеризуются несовершенством, незрелостью механизмов адаптации и иммунной системой. Адаптация у таких детей часто возникает как «адаптивное заболевание» с выраженными поведенческими, соматовегетативными расстройствами и снижением резистентности, что вызывает значительное повышение восприимчивости в этот период к вирусно-бактериальным инфекциям.
Поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию сопровождается изменением его окружения, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамический стереотип) ребенка, приводит к необходимости установления социальных связей и адаптации к новым условиям жизни.
Для предотвращения дезадаптации в дошкольных образовательных организациях создают адаптационные группы, задачей которых является реализация индивидуального подхода к образованию в отношении детей, как готовых, так и не готовых к поступлению в ДОО, с тем чтобы избежать дальнейших серьезных психологических проблем у ребенка и школьной дезадаптации.
Основными принципами работы по адаптации детей являются:
1. Постепенное заполнение групп (2-3 ребенка в неделю).
2. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность остаться с матерью).
3. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
4. Сохранение привычек ребенка в первые 2-3 недели.
5. Ежедневный мониторинг состояния здоровья, эмоционального состояния, аппетита, сна ребенка в первый месяц (для этого на каждого ребенка заполняется так называемый «лист адаптации»).
В заключение следует подчеркнуть, что тип личности ребенка в основном обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношений, общения с ребенком, организацией его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, в котором ребенок принимает участие.
В дошкольном возрасте на фоне благоприятной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении могут возникать условия, при которых воздействие окружающей среды становится «патогенным» для развития личности, поскольку оно ущемляет его. Аналогичная ситуация, когда возникает противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или между ведущими потребностями ребенка (сформированными в семье) и сверстников.
Современная педагогическая наука предлагает множество методов и приемов для успешной адаптации маленьких детей к условиям дошкольной образовательной организации.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1.Понятие, значение и причины адаптации
Под адаптацией (от латинского аdaptatio — приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма адаптироваться к различным условиям среды [16, с. 5]. Социальная адаптация — адаптация человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [16, с. 6].
Адаптация неизбежна в ситуациях, когда существует противоречие между нашими возможностями и требованиями окружающей среды. Есть три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к окружающей среде:
а) творческий стиль, когда человек пытается активно изменять условия окружающей среды, приспосабливая его к себе и, таким образом, адаптируется;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимает все требования и обстоятельства окружающей среды;
в) избегающий стиля, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может адаптироваться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальный — избегающий [13, с. 187].
В педагогической практике важно учитывать специфику процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (ДОО, школа) при поступлении в новый коллектив.
Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы посещать дошкольную образовательную организацию, 6% не готовы, 75,8% — условно готовы. В этой связи процесс привыкания к дошкольной образовательной организации не всегда успешен и сопровождается болезнями детей [35, с. 32].
В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, способу питания, к микроклимату семейным отношениям и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, ребенок развивает определенные привычки и навыки, строит свой собственный стиль поведения в соответствии с условиями и потребностями окружающих его взрослых.
Изменения или нарушения в предписанном порядке жизни ребенка немедленно влияют на его поведение. Это связано с тем, что жизненный опыт ребенка мал, и адаптация к новым условиям представляет определенные трудности [9, c, 56].
Резкие и значительные изменения в жизни ребенка, такие как переход в дошкольную образовательную организацию, приводят к серьезным нарушениям его поведения и развитию негативных реакций. Ребенок может изменить ряд установленных привычек, восстановить ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормление, приемы общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда установленных связей и быстрого формирования новых, что для ребенка этого возраста является трудной задачей. Процесс адаптации к новым условиям не всегда и не все дети проходят легко и быстро.
На характер адаптации влияет уровень здоровья ребенка: ослабленные, часто больные дети гораздо труднее переносят период привыкания.
Характер адаптационного периода также зависит от предшествующего опыта ребенка, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в адаптации к изменяющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, гораздо быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной среде, ограничивались небольшим числом взрослых.
Как видно из вышесказанного, для ребенка главным является взрослый. О том, как взрослые подходят к ребенку в период адаптации, как его жизнь в группе может быть организована, многое зависит от его поведения.
Взрослый должен учитывать необходимость общения ребенка. Существует примерно три группы детей, отличающихся характером различий в поведении и необходимостью общения.
Первая группа — дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расстаются с ними, они много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.
Вторая группа — дети, которые имеют некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период их адаптации происходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.
Третья группа — дети, которые нуждаются в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней [7, с. 23-25].
На процесс адаптации ребенка влияют:
— достигнутый уровень умственного и физического развития,
— состояние здоровья,
— степень закаленности,
— сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
-личные особенности ребенка,
Этапы развития адаптации
1 этап подготовительный.
2 этап – основной.
3 этап – заключительный [1, c. 28].
I. Подготовительный к адаптации этап:
Родители заранее знакомят ребенка с детским садом – с воспитателями и детьми, группой. Воспитатель ласково встречает нового малыша, показывает, какие интересные игрушки есть в группе.
Задача этого этапа – постепенно сформировать новые стереотипы в поведении ребенка: приучить к новым блюдам, самостоятельному засыпанию, одеванию и т. д.
II. Основной этап:
Первую неделю родители приводят малыша на завтрак и прогулку, на
1–2 часа, оставаясь с ним рядом.
Главная задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы