Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Психолого-педагогические условия сенсорного развития дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I Теоретико-методологические основы сенсорного развития дошкольников ……………………………………………………………………………………..5
1.1 Основные походы к определению понятия сенсорного развития в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Средства сенсорного развития дошкольников 8
1.3 Психолого-педагогические особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста 12
Глава II Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогических условий сенсорного развития дошкольников на примере детей младшего дошкольного возраста 19
2.1 Анализ психолого-педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста в ДОУ «МАДОУ» ДС Загадка» «Дети Арктики» 19
2.2 Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий сенсорного развития дошкольников сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 22
2.3 Методические рекомендации организации психолого-педагогических условий сенсорного развития дошкольников 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Введение:
Актуальность проблемы исследования. В условиях модернизации образования огромное внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей ребенка, становлению его личности. Дошкольное образование в условиях ФГОС 29 определяет главной целью всего учебно-воспитательного процесса гармоничное развитие личности воспитанника. ФГОС дошкольного образования закладывает потенциал для последующего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Особого внимания заслуживает проблема умственного воспитания детей раннего возраста, основанием которого является сенсорное развитие. Ранний возраст считается наиболее важным в сенсорном развитии ребенка – именно оно выступает фундаментом успешного овладения разными видами практической деятельности.
Степень изученности проблемы исследования. Вопросы сенсорного развития детей дошкольного возраста, определение психолого-педагогических условий сенсорного развития дошкольников нашли отражение в трудах В.П. Вартан, Ю.М. Васиной, Л.А. Венгер, Т.Ю. Верещагиной, З.И. Гадарбошевой, Ю.А. Гусевой, А.В. Запорожца, М.В. Карнауховой, Г.Н. Кобель, Н.А. Кривенко, Н.Г. Никулиной, П.А. Севальневой, О.А. Сметаниной, Э.Э. Тупаловой, Е.Янушко и других ученых и практикующих педагогов.
Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящее время не достаточно полно раскрыты психолого-педагогические условия сенсорного развития дошкольников, которые требуют более детального изучения. При этом особо следует отметить, что в теории и практике обучения дошкольников возникает противоречие, обусловливающее необходимость научного поиска в этом направлении: между необходимостью сенсорного развития дошкольников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста?
Следовательно, целью исследования является выявление и обоснование психолого-педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Объектом исследования определен процесс сенсорного развития дошкольников.
Предмет исследования – комплекс психолого-педагогических условий сенсорного развития дошкольников.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать следующую гипотезу: мы предположили, что процесс сенсорного развития дошкольников будет более эффективным при создании следующих психолого-педагогических условий:
1. Учет возрастных особенностей развития личности ребенка и специфики его индивидуальных особенностей.
2. Обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОО в вопросе сенсорного развития дошкольников.
4. Привлечение родителей в процесс сенсорного развития дошкольников.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих частных задач:
1) изучить основные походы к определению понятия сенсорного развития в психолого-педагогических исследованиях;
2) исследовать средства сенсорного развития дошкольников;
3) выявить психолого-педагогические особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста;
4) провести анализ психолого-педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста в ДОУ «МАДОУ» ДС Загадка» «Дети Арктики»;
5) организовать и провести экспериментальное исследование психолого-педагогических условий сенсорного развития младших дошкольников;
6) разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации психолого-педагогических условий сенсорного развития дошкольников.
Методы исследования:
− анализ психологической, педагогической литературы;
− обобщение педагогического опыта;
наблюдение за деятельностью педагогов;
− наблюдение за детьми;
− анализ документации (планов воспитателей; конспектов занятий),
анкетирование педагогов, родителей;
диагностические методики.
Практическая значимость исследования: определены психолого-педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста; результаты проведенного исследования можно будет использовать при организации образовательного процесса в условиях дошкольного образовательной организации.
Базой исследования определено дошкольное образовательное учреждение ДОУ «МАДОУ» ДС Загадка» «Дети Арктики».
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением, списком использованной литературы и приложениями, содержащими пояснительный и иллюстративный материал.
Заключение:
По итогам проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Дошкольный возраст является благоприятным возрастом для сенсорного развития. Сенсорное развитие на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста содержит в себе несколько главных элементов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в комплексе отображают целостную систему, вследствие которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует.
Основными средствами в области развития восприятия являются сенсорные эталоны – общепринятые, существующие в культуре образцы внешних свойств предметов. Свои эталоны есть в разных видах восприятия: слуховом, зрительном, обонятельном. Все сенсорные материалы устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребенок продолжает развивать тонкую моторику, осваивать алгоритмы деятельности, развивать мышление. Также средствами сенсорного развития дошкольников является игровая, продуктивная, опытно-исследовательская и творческая деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста: развивающая предметно-пространственная среда ДОО со специальными сенсорными уголками; специально созданные условия сенсорного развития, педагогическое воздействие, индивидуальное сопровождение; привлечение родителей в процесс сенсорного развития; компетентность педагогов в вопросах сенсорного развития дошкольников.
На каждом возрастном этапе ребенок становится наиболее чувствительным к определенным воздействиям. В связи с этим каждая возрастная ступень становится благоприятной для сенсорного развития.
Опытно экспериментальная работа по проверке гипотезы, выдвинутой в начале исследования, проводилась в три этапа:
1. Первичная диагностика уровней сенсорного развития у дошкольников (констатирующий эксперимент).
2. Второй этап – формирующий эксперимент включает в себя разработку и реализацию комплекса психолого-педагогических условий по сенсорному развитию дошкольников.
3. На третьем этапе организована контрольная диагностика (повторная) – по окончании формирующего эксперимента, направленная на определение эффективности комплекса психолого-педагогических условий по сенсорному развитию дошкольников.
По итогам формирующего эксперимента нашла подтверждение гипотеза, выдвинутая в начале исследования, а, именно: процесс сенсорного развития дошкольников будет более эффективным при создании следующих психолого-педагогических условий:
1. Учет возрастных особенностей развития личности ребенка и специфики его индивидуальных особенностей.
2. Обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОО в вопросе сенсорного развития дошкольников.
4. Привлечение родителей в процесс сенсорного развития дошкольников.
Успешное сенсорное развитие детей дошкольного возраста основывается на развитии ребенка в специально подготовленной развивающей среде. Процесс внедрения методических рекомендаций предполагает подготовку воспитателей по сенсорному развитию дошкольников, ознакомление родителей. Каждому образовательному учреждению следует двигаться по своему индивидуальному пути развития, иметь свое лицо, опираясь на материальную базу, кадровый потенциал, определяя стратегию качества образования своего дошкольного учреждения, используя лучшие достижения отечественных и зарубежных систем.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Основные походы к определению понятия сенсорного развития в психолого-педагогических исследованиях
Поскольку сенсорное развитие представляет из себя неотъемлемую часть дошкольного воспитания, его значимость в формировании интеллектуальных способностей ребенка достаточно весома. Роль сенсорного развития состоит в том, что оно: способствует развитию умственных способностей ребенка; способствует малышу систематизировать знания, получаемые из внешней среды; подготавливает малышей к восприятию окружающей действительности такой, какой она является; оказывает положительное влияние на развитие эстетических чувств; формирует воображение, фантазию, наблюдательность и внимательность; подготавливает дошкольников к предстоящей учебной деятельности; позитивно влияет на обогащение словарного запаса малышей; развивает всевозможные виды памяти (зрительную, образную, слуховую, моторную). От уровня сенсорного развития будет зависеть способность ребенка видеть и слышать, а соответственно все стороны развития и воспитания напрямую зависят от фундамента, заложенного в раннем детстве. В норме с возрастом ребенка повышается чувствительность к воздействиям из окружающей среды. Каждая дошкольная организация должна создать подходящие условия для своих воспитанников, чтобы образовательная среда развивала сенсорную культуру детей 23, с. 137.
Сенсорное развитие детей играет большую роль в формировании всех психических процессов. Это развитие всех свойств восприятия, с помощью которых ребенок учится понимать и чувствовать окружающий мир. Таким образом, у малыша складываются начальные понятия, которые в последующем ему предстоит применять для формирования картины мира. Несоответствия в познании окружающей действительности могут вызвать нарушения в формировании логического мышления и воображения. Развитие всех видов памяти, а также способность к обобщению, усвоению новых сведений, зависит от того, какой сенсорный опыт ребенок получит в первые годы жизни.
Ценный вклад в изучение сенсорного развития дошкольников внес А.В. Запорожец. Основной задачей ученый видит формирование у детей восприятия и представления предметов и явлений, способствующих совершенствованию всех психических процессов, происходящих в организме ребенка, он же в психолого-педагогическую науку вводит понятие сенсорных эталонов – представлений о чувственно воспринимаемых свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. При этом автор опирается на внешние свойства предметов:
– цвета (семь цветов спектра и их оттенки);
— формы (геометрические фигуры и их разновидности);
— величины (метрическая система линейных мер).
Сенсорные эталоны являются образцом при познании предметов. А.В. Запорожец выделил этапы и уровни сенсорного развития по годам жизни ребенка. Для детей раннего возраста первым этапом являются внешне ориентированные действия, сюда входят такого рода уровни – появление сенсорных ощущений, их практическое усвоение путем проб; соотношения предметов; развитие манипуляционной функции: соотношение цвета, предметно-продуктивная, словесная деятельность. По мнению ученого, процессы восприятия есть система «выполняемых человеком специфических перцептивных действий, направленных на обследование предметов и явлений действительности, выявление и фиксацию их внешних свойств и отношений 13, с. 18.
Одновременно с формированием эталонов происходит совершенствование действий восприятия. Обучение детей способам обследования предметов проходит несколько стадий: от внешних ориентировочных действий (обхватывание, ощупывание, обведение контура и др.) к действиям собственно восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов-эталонов, а далее – к выполнению все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий, последовательному рассмотрению и подробному словесному описанию свойств предмета 34, с. 76.
Как утверждает Е. Янушко «Сенсорное развитие ребенка–это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира» [42, с. 2.
Отмечая огромное значение сенсорного развития детей в формировании интеллектуальных способностей ребенка, необходимо обратить внимание еще и на вопрос использования современных форм и средств работы с детьми раннего возраста.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста содержит в себе несколько главных элементов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в комплексе отображают целостную систему, вследствие которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Сенсорное воспитание способствует упорядочиванию представлений дошкольникво об окружающей действительности, развитию их внимания и наблюдательности, развитию у них навыков общения и самообслуживания, привитию чувства уважения и любви к ближнему. Таким образом, сенсорное развитие представляет собой не что иное, как процесс методичного и поэтапного приобщения ребенка к сенсорной культуре 24, с. 54.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:
является основой для интеллектуального развития,
упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром,
развивает наблюдательность,
готовит к реальной жизни,
позитивно влияет на эстетическое чувство,
является основой для развития воображения,
развивает внимание,
дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
обеспечивает освоение навыков учебной деятельности,
влияет на расширение словарного запаса ребенка,
влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти 17, с. 53.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств сенсорного воспитания в детском саду.