Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Психолого-педагогические причины неуспеваемости младших школьников и пути их преодоления.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте 6
1.1 Школьная успеваемость как предмет психолого-педагогического исследования 6
1.2 Особенности и психологические причины неуспеваемости в младшем школьном возрасте 11
1.2 Психолого-педагогические условия преодоления школьной неуспеваемости у младших школьников 15
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей неуспеваемости младших школьников 20
2.1 Диагностическое обследование неуспеваемости младших школьников в связи с их психологическим состоянием 20
2.2 Анализ результатов диагностики 24
2.3 Формы и методы работы по преодолению неуспеваемости младших школьников 31
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение 44

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Начало школьного обучения является важнейшим периодом в жизни ребенка, в течение которого происходит полная перестройка не только его деятельности и социальной роли, но и системы социальных и межличностных отношений. Для многих младших школьников этот процесс связан с большой эмоциональной нагрузкой, переживанием стрессовых ситуаций и, как следствие, проблемами со школьной успеваемостью. В свою очередь, они порождают серьезные эмоциональные расстройства, превращающие неуспеваемость в устойчивое качество младшего школьника.
Междисциплинарный характер исследования феномена школьной неуспеваемости во взаимовлиянии с психологическими проблемами обучающихся позволили ученым прийти к выводам о том, что его проявления и последствия имеют пролонгированный характер и могут приводить к возникновению нервно-психических и психосоматических отклонений (Г.А. Антонова, П.П. Блонский, В.И. Зыкова, М.П. Кашкина, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, А.М. Орлова, С.П. Петриченко, Л.С. Славина, В.С. Цейтлин, и др.).
Исследователями подчеркивается, что школьная неуспевамость характеризуется не только низкими учебными результатами ребенка, но и, что не менее важно, поведенческими и психологическими нарушениями, выражающимися в тревожности, конфликтности и т.д.
Следовательно, изучение школьной неуспеваемости во взаимосвязи с психологическими проблемами и пути ее преодоления, является актуальным в разные возрастные периоды, в том числе и в период младшего школьного возраста.
Стремление к быстрому умственному развитию, творческой реализации, успешной учебе по всем предметам в период младшего школьного возраста часто не совпадает с психофизическими возможностями детей. Это порождает появление дискомфортного, дезадаптивного состояния ребенка в школе и за ее пределами, в конечном счете, приводящего не только к неуспеваемости, но и к школьной тревожности. Устранение ее причин является важным условием социально-психологической адаптации ребенка к начальной школе, обеспечивающей дальнейшее успешное обучение.
На настоящий момент существует ряд противоречий:
— между ростом числа неуспевающих младших школьников и отсутствием системы специальных психолого-педагогических мер по ее компенсации в начальной школе;
— между необходимостью профилактики школьной неуспеваемости младших школьников во взаимосвязи со снижением школьной тревожности и не способностью педагогов вовремя и адекватно диагностировать повышение ее уровня.
Разрешение данных противоречий определяет проблему нашего исследования.
Целью исследования является изучение особенностей проявления и путей преодоления неуспеваемости у учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс обучения в начальной школе. В качестве предмета исследования выступает изучение школьной неуспеваемости младших школьников.
Гипотеза исследования включает предположение о том, что своевременная диагностика школьной тревожности у младших школьников с целью коррекции данного состояния, может положительно влиять на успешность преодоления неуспеваемости в начальной школе.
Для достижения цели исследования необходимо было решить ряд задач:
1. Определить содержание понятия «школьная неуспеваемость», а также причины и формы ее проявления.
2. Проанализировать взаимосвязь между школьной неуспеваемости младших школьников с эмоциональными расстройствами.
3. Выявить психолого-педагогические условия преодоления школьной неуспеваемости у детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностику школьной тревожности учащихся начальной школы во взаимосвязи со школьной неуспеваемостью детей и проанализировать ее результаты.
Для решения данных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психолого–педагогической литературы по проблематике исследования, наблюдение за процессом социально-психологического развития детей при адаптации к школе, подбор диагностических методик, наблюдение и анализ учебной деятельности младших школьников, индивидуальные беседы, анализ продуктов деятельности; эмпирическое исследование, психологическое тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных методических средств, адаптированных с учетом младшего школьного возраста, в образовательном процессе начальной школы.
Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Успеваемость представляет собой сложный и многогранный феномен школьной действительности, требующий разносторонних подходов при ее изучении. В основе школьной неуспеваемости всегда лежит комплекс причин. Среди них можно выделить, как связанные с педагогическими проблемами: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, и др.; так и с проблемами психологического характера: высокой школьной тревожностью, страхом оказаться лучше других учеников, несформированностью познавательных процессов и мотивации учения и др.
2. Неуспевающие младшие школьники имеют общие черты, но также существенно отличаются друг от друга. Общим считается школьная тревожность, понимаемая как психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения в учебных ситуациях. Но в практике повседневной работы в каждом конкретном случае неуспеваемости у школьников выявляются новые проблемы, требующие поиска новых путей и индивидуального подхода.
3. Полученные в ходе проведенного исследования теоретические и эмпирические результаты могут являться основой для дальнейших исследований по проблемам взаимосвязи психологических факторов и школьной неуспеваемости. Доминируют такие психологические факторы как формирование мотивации учения и нормальный уровень школьной тревожности. Своевременное установление причин повышенной и высокой школьной тревожности и сниженной мотивации учения, а также применения целенаправленных психолого-педагогических действий оказывают влияние на преодоление неуспеваемости и успешность учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Таким образом, поставленные в работе задачи решены, цель достигнута.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте

1.1 Школьная успеваемость как предмет психолого-педагогического исследования

В соответствии с темой нашего исследования, следует остановиться на понятии школьной успеваемости. Исследователи считают успеваемость сложным и многогранным явлением школьной действительности, требующим для изучения разносторонних подходов [5].
Принято определять эффективность обучения относительно внешних и внутренних критериев: среди внутренних критериев выделяется академическая успеваемость, качество знаний и овладение умениями и навыками. В свою очередь, академическая успеваемость определяется исследователями как степень совпадения реальных и планируемых результатов учебной деятельности [9]. В большинстве случаев измерение успеваемости школьников связано с балльными оценками.
В успеваемости, в значительной мере, отражается успешность обучения ребенка в целом.
Безусловно, на школьную успеваемость значительное влияние оказывают социальные факторы, что дает основания считать ее показателем адаптации младших школьников к процессу обучения. В связи с высокой значимостью успеваемости для младшего школьника, необходимо раскрыть ее сущность, структуру, компоненты.
Согласно определению из словаря С.И. Ожегова, успеваемость – это степень успешности усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности [29].
Сложность проблемы успеваемости обусловливает различные подходы, группирующиеся вокруг двух аспектов:
 качества преподавания;
 качества усвоения знаний школьником и его развитие.
В педагогических исследованиях изучаются, главным образом, педагогические условия и особенности организации учебно-воспитательного процесса, предупреждающие и преодолевающие неуспеваемость. Психологи сосредотачивают внимание на изучении особенностей личности неуспевающих школьников, на выявление своеобразия процесса учебной деятельности.
На основании научных исследований можно выделить основные факторы успеваемости [5; 10; 18; 26]:
— требования к обучающимся, выдвигаемые образовательным учреждением, в соответствии с нормативными документами;
— психофизические возможности обучающихся, связанные с их возрастными и индивидуальными особенностями;
— социальные условия жизни и воспитания обучающихся как в образовательном учреждении, так и вне него.
На основании требований к обучающимся разрабатываются оценочные средства – их содержание и критериальная шкала. Выполнение данных требований возможно только в том случае, если они соответствуют психическим и физическим ресурсам обучающихся, или не являются чрезмерными. Поскольку по мере роста и взросления, а также под влиянием социального контекста и образовательной деятельности школы психофизические возможности школьников меняются, П.П. Блонский утверждает, что содержание и методы обучения являются определяющим фактором их повышения [5].
Что касается социальных условий, как фактора школьной успеваемости младших школьников, то их спектр очень широк: от бытовых условий в семье и культурного уровня родителей до профессиональной квалификации педагогов, материальной оснащенности школы, модели воспитания и мн. др. [10].
Важнейшим фактором, обеспечивающим школьную успеваемость, по мнению исследователей (В. Хенниг, М.В. Матюхина и др.), является сформированная у младших школьников мотивация учения. Они отмечают, что учителя часто не уделяют должного внимания такой мотивации, исходя из того, что в условиях школьного обучения от ребенка требуется выполнение всего того, что от него требует учитель [23]. Однако, без учета мотивации младшего школьника, либо при преимущественной ориентации на его отрицательную мотивацию, невозможно обеспечить высокий уровень успеваемости, и качества образования в целом.
Принято выделять пять уровней мотивации учения [22]:
1) Высокий уровень мотивации учения и учебной активности, который характеризуется преобладанием у обучающихся познавательных мотивов, стремлением к максимально успешному выполнению учебных требований, добросовестностью и ответственностью.
2) Хороша мотивация учения, позволяющая обучающимся успешно решать учебные задачи, и выступающая как своеобразная средняя норма (в особенности для начальной школы).
3) Положительное отношение к школе, однако, сосредоточенное на внеучебной деятельности. Такие обучающиеся благополучно чувствуют себя в школе, увлечены школьной атрибутикой, успешны в общении с учителями и сверстниками. Однако, учебный процесс для них мало привлекателен, познавательные мотивы невысоки, и поэтому успеваемость не входит в число школьных и личностных приоритетов.
4) Низкая мотивация учения характерна для обучающихся, которые не хотят ходить в школу, часто пропускают уроки, занимаются посторонними делами и, как следствие, имеют серьезные проблемы в учебной деятельности и школьной успеваемости.
5) Низший уровень мотивации учения, напрямую связанный со школьной дезадаптацией и выраженным негативным отношением обучающихся к школе. Данные ученики испытывают серьезные трудности в обучении, как в учебной деятельности и успеваемости, так и в общении с учителями и сверстниками. Как правило, они отказываются выполнять учебные задания, соблюдать школьные нормы и правила. Школа для них – враждебная среда, поэтому объяснимы проявления агрессии, конфликтности и устойчивой тревожности.
На основании исследований Т.Д. Дубровиной, можно утверждать, что существует сходство в механизмах развития мотивации учения и обеспечения школьной успеваемости [14], которые заключаются:
— в усвоении обучающимися общественного и личностного смысла учения;
— в активизации самой деятельности учения школьника, которая должна быть ему интересна, доступна и значима.
Основной задачей учителя является донесение до сознания обучающихся тех мотивов, которые хотя и не очень значимы с общественной точки зрения, но имеют высокий уровень актуальности: например, стремление младшего школьника получать хорошие оценки. От осознания связи оценки с уровнем знаний и умений, обучающийся постепенно может перейти к мотивации, связанной со стремлением к достижению их высокого уровня как условия успешной, общественно значимой и полезной деятельности.
Рассогласованность вышеуказанных факторов, либо их игнорирование, как правило, приводит к возникновению неуспеваемости школьников, особенно на ступени начального школы.
Педагогами и психологами выделены конкретные условия, стимулирующие интерес школьника к учению и создающие основу для школьной успеваемости [5]. Перечислим некоторые из них.
1) Способ раскрытия учебного материала. Когда предметное содержание представляется обучающимся как последовательность частных явлений, сопровождаемых объяснение и готовым способом действия, им необходимо только запоминать и действовать по образцу. Следствием этого является потеря интереса к предмету. Если же при раскрытии сущности предмета школьники включаются в самостоятельный поиск, учение приобретает для них творческий характер и личностный смысл.
2) Организация работы малыми группами, в которых стимулирующим условием является контингент: школьники с нейтральной учебной мотивацией объединяются с теми, кто не любит данный предмет, в результате чего, у первых повышается интерес к предмету или учебному материалу. Если же их включить в группу соучеников, любящих предмет, то отношение остается неизменным.
3) Отношение между мотивом и целью учения: цель, поставленная учителем, должна становиться целью обучающихся на основе осознания ими собственных успехов, продвижения вперед в учении.
4) Проблемность обучения, в условиях которой на каждом этапе обучения школьники мотивируются к решению проблемных задач. Здесь важен познавательный, то есть, ученый характер мотивации.
Постепенно учение приобретает для младшего школьника личностный смысл, формируется положительное отношение к себе и собственным учебным достижениям, что является основой мотивации учения и школьной успеваемости.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы