Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Психо -профилактика и психогигиена в профессиональной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ И ПСИХОГИГИЕНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие и основы психопрофилактики 6
1.2. Определение понятия психогигиена 11
1.3. Основные проблемы в профессиональной деятельности специалистов социально-правовой сферы 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЫ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Формирующий эксперимент 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Приложение 1 Методика «Диагностика профессионального выгорания для консультантов фонда социальной защиты» (в адаптации Н.Е. Водопьяновой)……………………………………………………………………45
Приложение 2 Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)….48
Введение:
Актуальность темы исследования. Профессиональная деятельность работников социальной сферы, вне зависимости от разновидности исполняемой ими работы, относится к группе профессий, имеющих повышенную моральную ответственность за жизнь и здоровье отдельных людей, групп населения, а также общества в целом. Частые стрессовые ситуации, в которые попадают работники социальной сферы в ходе сложного социального взаимодействия с клиентами, постоянное проникновение в суть различных социальных проблем клиента, личная незащищенность, а также иные морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на психическое здоровье работника социальной сферы.
Социальному типу личности, который по роду своей деятельности вовлечен в длительное напряженное общение с другими людьми, характерны, как и остальным специалистам системы «человек — человек», различные проблемы профессиональной деятельности, в том числе и так называемый синдром «эмоционального выгорания», проявляющийся в качестве состояния психического и физического истощения, что вызвано интенсивными межличностными взаимодействиями во время работы с людьми и сопровождается когнитивной сложностью и эмоциональной насыщенностью. Это также напрямую связано с тем, что в своей работе социальный тип личности, кроме профессиональных умений, навыков и знаний, в значительной мере использует свою личность, являясь при этом своего рода «эмоциональным донором».
По мнению многих исследователей, негативные психические состояния и переживания могут затрагивать совершенно разные грани трудового процесса –– личность профессионала, профессиональную деятельность, профессиональное общение, что, в целом, отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Социальная работа предъявляет очень жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики психического состояния персонала. В настоящий момент насчитывается лишь незначительное число работ, что посвящены изучению профилактики в профессиональной деятельности работников социальной сферы, что говорит о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы.
Объект исследования: психическое здоровье личности работников социальной сферы.
Предмет: психологическая профилактика и психогигиена в деятельности работников социальной сферы.
Целью работы является изучение степени выраженности проблем психического здоровья работников социальной сферы и их профилактика посредством психогигиены и психопрофилактики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Дать определение понятиям психогигиены и психопрофилактики.
2) Изучить основные проблемы в профессиональной деятельности специалистов учреждения социально-правовой сферы.
3) Разработать программу и провести экспериментальное исследование по описанию средств и методов психопрофилактики и психогигиены в профессиональной деятельности специалистов учреждения социально-правовой сферы.
4) Проанализировать результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования: психическое здоровье специалистов учреждения социально-правовой сферы можно укрепить и сохранить, если выполнить следующие условия:
— своевременно выявить проблемы в профессиональной деятельности;
— проводить психопрофилактическую и психогигиеническую работу.
Для того, чтобы проверить гипотезу и решить поставленные задачи были использованы следующие методы исследования: анкетирование, анализ документов, тестирование.
База исследования: В исследовании принимало участие 10 испытуемых в возрасте от 25 до 55 лет.
Методологическая основа исследования: основные методологические и теоретические положения, сформулированные в трудах исследователей Х. Дж. Фрейденбергер, П. Торнтон, К. Маслач, К. Кондо, А. Пайнс, К Е. Махер. Роджерс. Общие направления в нарушении профессионального развития, а также его конкретные проявления, связанные с появлением негативных качеств личности и симптомов под влиянием перегрузок и особых условий деятельности, нашли отражение в трудах: Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухаревой, С.Л. Рубинштейна, В.В. Лебединского, В.П. Подвойского, А.К. Марковой и других.
Практическая значимость исследования. Полученные в процессе исследования результаты использованы для разработки рекомендаций, а также системы профилактических, психогигиенических и психокоррекционных мероприятий, что обеспечивают укрепление и сохранение психического здоровья специалистов по социальной работе.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Заключение:
Таким образом, в результате анализа теоретического аспекта изучения проблемы психопрофилактики и психогигиены в профессиональной деятельности, мы можем сделать следующие выводы:
1) Психогигиена — это область медицины и научной отрасли общей гигиены, которая изучает состояние нервно-психического здоровья, его динамику в связи с влиянием на организм человека разных факторов (к примеру, природных, производственных, социально-бытовых), а также осуществляет и разрабатывает мероприятия, нацеленные на укрепление и сохранение нервно-психического здоровья человека.
2) Психопрофилактика — раздел общей профилактики и область психиатрии, что связана с предупреждением конкретных психических расстройств. Психопрофилактика охватывает область клинических и субклинических нарушений и нацелена на предупреждение различных психических расстройств.
В профессиональной деятельности социальных работников существует немало проблем, которые являются причиной ухудшения их психического здоровья. В практической части нашего исследования мы провели эмпирическое исследование профессиональной деятельности специалистов учреждения социально-правовой сферы. Исследование проводилось в Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
В исследовании принимало участие 10 испытуемых в возрасте от 25 до 55 лет.
Нами были использованы следующие методики:
1) Беседа;
2) Методика «Диагностика профессионального выгорания для консультантов фонда социальной защиты» (в адаптации Н.Е. Водопьяновой);
3) Методика «Самооценка психических состояний» (по Айзенку).
В результате было обнаружено следующее: кроме того, что практически все испытуемые не были довольны своей работой, имели ряд неблагоприятных воспоминаний, связанных с рабочим процессом, у них было выявлено множество психологических и эмоциональных проблем, таких как агрессивность, эмоциональное истощение, высокий уровень тревожности и низкую самооценку.
Тогда нами были предложены рекомендации по психопрофилактике и психогигиене. Если использовать предложенные нами методики, работник может избегать, а после и совсем забыть про свои эмоциональные проблемы.
Целью работы было изучение степени выраженности проблем психического здоровья работников социальной сферы и их профилактика посредством психогигиены и психопрофилактики.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1) Дали определение понятиям психогигиены и психопрофилактики.
2) Изучили основные проблемы в профессиональной деятельности специалистов учреждения социально-правовой сферы.
3) Разработали программу и провели экспериментальное исследование по описанию средств и методов психопрофилактики и психогигиены в профессиональной деятельности специалистов учреждения социально-правовой сферы.
4) Проанализировали результаты и сделали выводы.
Таким образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ И ПСИХОГИГИЕНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и основы психопрофилактики
Рассмотрение практических и теоретических проблем психопрофилактики невозможно без уточнения главных понятий, что заимствованы из смежных с психологией наук и используются в профессиональном сленге специалистов, которые занимаются вопросами психологического и психического здоровья личности.
В контексте описания профессиональной деятельности специалисты используют понятия «психогигиена», «профилактика» и «превентивная психология», которые не являются тождественными в применении, потому что имеют совершенно разное смысловое значение. Термин «профилактика» объясняется как «…мероприятия, что предупреждают заболевания» ; «…система мероприятий, которые осуществляются по обеспечению здорового развития» , «комплекс мероприятий, нацеленный на предотвращение возникновения болезней и сохранение здоровья; принцип, которого придерживается здравоохранение».
Психопрофилактику рассматривают как «отрасль психиатрии…, раздел общей профилактики, что включает систему мероприятий, нацеленных на изучение различных психических воздействий на человека, свойств его психики, а также возможностей предупреждения психосоматических и психогенных болезней» , «комплекс мероприятий, нацеленный на предотвращение у людей возникновения заболеваний, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации» , а также «устранение факторов, что вредно отражаются на психике человека, использование факторов, влияющих на них положительно» .
В некоторых словарях психопрофилактику соединяют с психогигиеной, отмечая, что их основной задачей является «предоставление специализированной помощи здоровым людям для предотвращения психосоматических и нервно-психических заболеваний, а также облегчение различных острых психотравмирующих реакций». Такое соединение неслучайно, потому что эти понятия часто разграничиваются или отождествляются лишь условно, так как забота о психическом здоровье человека благодаря организации необходимых средовых условий (общественных, природных, бытовых и прочих) опосредованно предполагает и предупреждение психических болезней и расстройств.
Так, к примеру, в «Психологическом энциклопедическом словаре» М.И. Еникеева определение понятию «психопрофилактика» не дается, но при описании психогигиены ее содержание обозначается. В «Современном психологическом словаре» под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова «психопрофилактику» выделяются в качестве самостоятельного термина, но сущностной характеристики не дается, предлагается лишь ссылка на понятие «психогигиена». Несмотря на определенную общность понятий психопрофилактики и психогигиены, в литературных источниках наблюдается тенденция разграничения этих понятий.
Психопрофилактика − это раздел общей профилактики и область психиатрии, что связана с предупреждением конкретных психических расстройств. Психопрофилактика охватывает область клинических и субклинических нарушений и нацелена на предупреждение различных психических расстройств. По мнению немецкого исследователя К. Гехта психопрофилактика – это более узкая область, содержанием которой выступает конкретное влияние психического аспекта внутренних условий системы на сохранение здоровья той или иной личности.
Термин «психопрофилактика» рассматривается специалистами как наиболее предпочтительный метод в работе с субъектами, что не имеют осложнений в развитии. На данный момент профилактическая работа определяется в качестве специального вида деятельности психолога, нацеленный на сохранение, развитие и укрепление психологического здоровья личности на всех этапах его жизни. В авторских разработках психопрофилактику рассматривают не только как специальный самостоятельный (а иногда и системообразующий) вид деятельности психолога, но также и как вид психологической помощи, как направление коррекционной работы. Анализ литературы показывает, что «психопрофилактика» как понятие в справочной, психолого-педагогической и медицинской литературе описывается при помощи таких ключевых слов, как «предупреждение», «преодоление» и «предотвращение». В Словаре русского языка эти слова рассматриваются в качестве действий по значению глаголов:
– «предупредить» — это значит:
1) заранее осведомить, известить;
2) опередить в каком-либо действии.
– «предотвратить» — то есть заблаговременно устранить то, что угрожает; помешать произойти чему-либо.
– «преодолеть» — это значит:
1) победить, одолеть;
2) что-либо осилить, справиться с чем-либо (к примеру, с какими-либо затруднениями, препятствиями ит.п.).
Перечисленные ключевые слова несут существенную смысловую нагрузку. Мы полагаем, что они: соотносятся с уровнями психопрофилактики (первичной − предупреждение, вторичной − предотвращение, третичной − преодоление); требуют от специалистов их корректного использования: в формулировках предмета профилактики, во время описания специфики собственной деятельности (работа с абсолютно всеми участниками того или иного профессионального взаимодействия, с отдельными субъектами или «группой риска»), во время обозначения вида используемых программ: развивающих, коррекционных и коррекционно-развивающих.
Мы будем придерживаться следующей концепции психопрофилактики, которая определяется с учетом активности всех ее субъектов:
– внешняя психопрофилактика, что осуществляется извне другими (педагогами, психологами, близкими людьми) – в таком понимании она рассматривается в качестве деятельности психолога по созданию условий, что будут способствовать развитию самопонимания, самопознния, самоорганизации, самопринятия и т.п. субъектов профессионального взаимодействия;
– субъектная психопрофилактика (то есть собственная предохрана), что основана на саморегуляции, саморазвитии, самоконтроле и т.п. – в данном смысле она рассматривается в качестве определенного способа самозащиты человека, который основан на способности самостоятельно решать актуальные задачи и проблемы своего развития).
Таким образом, с позиции внешней психопрофилактики она определяется как самостоятельный, интегрирующий вид деятельности практического психолога, направленный на предупреждение, предотвращение, а также преодоление проблем в психологическом здоровье личности – с одной стороны; с другой – это смыслообразующий компонент всей его деятельности, что заключается в обеспечении условий гармоничного развития личности на базе ее способности к саморегуляции, а также потребности в самоактуализации.
С точки зрения субъектной психопрофилактики она определяется в качестве системы действий субъекта, нацеленных на выполнение определенных правил, что актуализируют развитие позитивного потенциала личности. Для повышения профессиональной компетентности понятие «психопрофилактика» — более общее и при планировании, и при реализации деятельности практического психолога, требует отражения системы его работы при учете абсолютно всех уровней психопрофилактики, которые задействованы в проблеме субъекто впрофессионального взаимодействия, а также использования различных видов деятельности (просвещения, диагностики, коррекционно-развивающей и консультативной работы).
В случаях конкретизации предмета психопрофилактики при помощи ключевых слов необходимо учитывать ее временную направленность: профилактику появления (то есть предупреждение, когда еще нет никаких признаков неблагополучия); профилактику укоренения (то есть преодоление и предотвращение проявлений и признаков неблагополучия). Временная направленность психопрофилактики напрямую влияет на выбор методов и форм работы практического психолога.
Таким образом, заимствование многих аспектов психопрофилактики из медицинской практики и теории требует конкретизации понимания ее феноменологии в деятельности практического психолога. Грамотное использование понятия «психопрофилактика», а также ее ключевых (или уточняющих) слов может стать основой для развития профессиональной компетентности практических психологов в этом виде деятельности.