Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Профилактика подростковой преступности в органах системы МВД
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
1.1 Преступность
несовершеннолетних в РФ: общая характеристика
1.2 Понятие и сущность профилактики подростковой
преступности
1.3 Правовые основы профилактики подростковой преступности
2 РОЛЬ ОРГАНОВ МВД В ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ
ПРЕСТУПНОСТИ
2.1. Место органов МВД в системе профилактики преступности
несовершеннолетних
Введение:
Актуальность
проблемы исследования. Проблема преступности
несовершеннолетних всегда актуальна и достаточно специфична, поскольку это
касается будущего подрастающего поколения. От того, как решаются на современном
этапе вопросы профилактики преступности несовершеннолетних, во многом зависят
не только состояние и тенденции преступности в целом, но и нравственный климат
в обществе. В последнее время в связи с усилением целого ряда негативных
тенденций в экономической, социально-политической, правовой, культурной,
семейно-бытовой и других сферах жизни российского общества профилактика
подростковой преступности стала наиболее актуальной и острой.
Профилактическая работа с подростками – процесс
сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Профилактика
противоправного поведения лиц, не достигших совершеннолетия, представляет собой
комплекс мер, объединяющий в себе силы разных субъектов системы профилактики,
необходимые мероприятия по осуществлению социально-правовой и иной помощи
подросткам, а также их родителям. Особая роль в данном процессе отводится
органам МВД, которые являются наиважнейшим звеном в профилактике преступности.
Деятельность органов МВД по профилактике подростковой преступности требует
глубокого изучения и осмысления.
Актуальность проблемы исследования
обусловлена также необходимостью проведения системного анализа
законодательства, регулирующего отношения, связанные с профилактикой
подростковой преступности, с целью выявления имеющихся пробелов, противоречий,
последующего их устранения и совершенствования.
Объектом исследования определены общественные отношения,
возникающие в процессе деятельности органов системы МВД по профилактике правонарушений
и преступлений среди несовершеннолетних.
Предмет
исследования – правовые основы деятельности органов
системы МВД в сфере профилактике правонарушений несовершеннолетних, нормативные
правовые акты, направленные на профилактику правонарушений несовершеннолетних,
а также правоприменительная практика в данной сфере.
Цель
работы – комплексный анализ правовых основ профилактики
подростковой преступности в органах системы МВД.
Задачи
исследования:
1)
дать общую характеристику преступности
несовершеннолетних в РФ;
2)
раскрыть понятие и сущность профилактики
подростковой преступности;
3)
исследовать правовые основы профилактики
подростковой преступности;
4)
определить место органов МВД в системе
профилактики преступности несовершеннолетних;
5)
проанализировать организационно-правовые
основы деятельности органов МВД по профилактике преступности несовершеннолетних;
6)
выделить проблемы
административно-правового регулирования профилактики подростковой преступности
и предложить возможные пути их решения.
Нормативная
основа исследования – положения Конституции Российской
Федерации[1], положения международных правовых
актов[2], нормы законодательства,
регулирующего общественные отношения, складывающиеся в области профилактики
правонарушений несовершеннолетних, в частности: федерального закона от 24 июня
1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»[3],
других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений
Правительства РФ, ведомственных нормативных актов.
Теоретической основой
выпускной квалификационной работы являются труды ученых-правоведов в области
административно-правового регулирования профилактики подростковой преступности,
публикации по теме исследования в периодической печати, интернет-источники.
Методологическая
основа исследования: общенаучные диалектические методы
познания, в т.ч., принципы объективности, индукции, дедукции, анализа, синтеза;
а также частнонаучные методы: формально-логический, сравнительно-правовой,
структурно-функциональный, системный, комплексный.
Практическая
значимость состоит в возможности применения результатов
проведенного исследования в практической юридической деятельности.
Структура
работы соответствует актуальности, поставленным целям и
задачам, состоит из введения, двух глав, состоящих из шести разделов,
заключения, списка использованной литературы, приложения, содержащего
пояснительный материал
[1] Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N
7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
[2] Декларация прав
ребенка. Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября
1959 года URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
(дата обращения: 08.04.2020); Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник
международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993 и др. НПА.
[3] Федеральный закон
от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета, N
121, 30.06.1999.
Заключение:
По итогам проведенного
исследования сформулированы следующие выводы.
Федеральный закон «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
учреждает многоярусную систему профилактики подростковой преступности. Органы
и учреждения профилактической деятельности, дифференцируясь по предметным
задачам, границам, формам и методам административной деятельности, состоят в системной
взаимосвязи друг с другом. Существенную роль в профилактике преступности
несовершеннолетних играет административная деятельность органов системы МВД.
Деятельность органов
внутренних дел по предупреждению преступности несовершеннолетних можно
разделить на два основных направления – общую и индивидуальную профилактику.
К основным направлениям в
предупреждении преступности несовершеннолетних можно отнести следующие
мероприятия:
—
ограничение влияния негативных социальных
факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
—
воздействие на причины и условия,
способствующие данному виду преступности;
—
непосредственное воздействие на
несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
—
воздействие на группы с антиобщественной
направленностью, которые подвергают предупредительному воздействию
несовершеннолетних.
В процессе предупреждения
преступности несовершеннолетних органы внутренних дел направляют свои усилия на
выявление причин и условий, которые способствуют совершению преступлений, а
также на их устранение. В этих целях осуществляется взаимодействие с другими
государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, которые
принимают непосредственное участие в предупредительной деятельности, проводят
ряд профилактических мероприятий.
Многообразие социальных
мер профилактики преступности предполагает перевоспитание несовершеннолетних
через формирование нравственных качеств и моральных взглядов, правовое
воспитание, разъяснение смысла и назначения российских законов, привитие
уважения к закону, государству, правоохранительным органам, морально-этическим
устоям, выработку привычки соблюдать закон, воспитание убежденности в необходимости
и целесообразности следовать нормам права.
Деятельность
территориальных органов системы МВД, направленная на профилактику преступлений
несовершеннолетних, должна включать:
—
регулярную организацию
оперативно-поисковых и надзорно-профилактических операций в районах со сложной
криминогенной обстановкой;
—
проведение совместной работы
образовательных организаций МВД и территориальных органов внутренних дел по
профилактике подростковой преступности;
—
организацию специализированной
профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел для проведения
целенаправленной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению
преступлений.
Отмечено создание и
функционирование Российской Федерации системы профилактики подростковой
преступности в соответствии с государственной семейной, молодежной и уголовной
политикой; система профилактики подростковой преступности основывается на
самостоятельной правовой основе на комплексе комплекс международных,
конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимодополняющих
друг друга правовых актов, регламентирующих деятельность по созданию
оптимальных условий жизни, воспитания подростков, защиты их прав и интересов,
предупреждения отрицательных влияний, осуществления борьбы с преступностью;
система профилактики подростковой преступности обеспечивается деятельностью
специализированной системы государственных учебных, воспитательных, лечебных,
правоохранительных и иных органов и учреждений, общественных организаций и
религиозных конфессий, которая постоянно координируется как на федеральном, так
и на региональных уровнях.
К числу основных
субъектов профилактики преступлений относят МВД РФ. В данной среде выделены следующие
функциональные подразделения, непосредственно занимающиеся профилактикой
правонарушений, а именно: ЦВСНП (центры
временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей); ПДН (подразделения
по делам несовершеннолетних); УУП (участковые уполномоченные полиции); ППС (патрульно-постовая служба); ОУР (отделы уголовного розыска).
Функция профилактики
подростковой преступности, реализуемая органами системы МВД – это не только их
право, но и прямая обязанность (мера должного поведения), регламентированная
законом.
Особая роль в
профилактике подростковой преступности отводится ЦВСНП и ПДН, как
специализированным органам, осуществляющим данную деятельность. Деятельность
сотрудников органов системы МВД по данному направлению деятельности
регламентируется, специализированными нормативно-правовыми актами, в частности,
приказами МВД России, где устанавливаются конкретные цели, задачи и
направления, по которым следует осуществлять данную деятельность.
С целью создания более
качественного механизма реализации направлений концепции, по которой должны
быть созданы факультативные механизмы по выявлению и устранению детерминант и
условий, способствующих подростковой преступности, предлагается разработка
долгосрочной концепции административного реформирования системы профилактики
подростковой преступности.
С целью укрепления
административно-правовых, правозащитных и правоохранительных начал в
деятельности органов системы МВД целесообразно принятие нового Федерального закона
«О взаимодействии органов и учреждений по профилактике правонарушений
несовершеннолетних», в котором будут прописаны оптимизация взаимодействия,
усиление контроля и увеличение дисциплинарной, административной и уголовной
ответственности за невыполнение, ненадлежащее выполнение возложенных
обязанностей по защите прав и свобод, профилактики преступности
несовершеннолетних.
Также целесообразно внести
изменения в ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» о наделении полномочиями
субъекта профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции,
закрепив за инспекторами по делам несовершеннолетних ежеквартальный отчет о
результатах проделанной работы на закрепленной территории перед населением; закрепить
нормативно информационный компьютерный учет лиц, которые состоят под надзором
подразделений по делам несовершеннолетних, осуществляя постоянный контроль и
профилактическую работу с ними посредством проведения профилактических бесед,
тренингов и работы в коллективе.
С целью обеспечения
оптимального уровня взаимодействия субъектов профилактики и повышения
квалификации лиц, осуществляющих документационное обеспечение помещения
несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП, целесообразно повышение требований
к качеству предоставляемых в суд материалов о помещении лиц с асоциальным
поведением в центры временного содержания, в том числе посредством расширения
перечня судебных решений; дополнить перечень обязательных материалов, предоставляемых
в суд для рассмотрения вопроса о применении к лицу меры воздействия в виде
содержания в центре, врачебным заключением об отсутствии у него медицинских
противопоказаний.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
1.1 Преступность
несовершеннолетних в РФ: общая характеристика
несовершеннолетних в РФ: общая характеристика
В современном обществе
остро стоит проблема криминализации молодежи. С каждым годом преступность
молодеет, все чаще в нее втягиваются несовершеннолетние. Преступность
несовершеннолетних и принимаемые меры, направленные на профилактику данной
преступности, всегда были под особым вниманием государства и общества.
Преступность подростков
является составной частью преступности в целом, но при этом имеет свои специфические
особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта
изучения. Необходимость такого выделения обуславливается особенностями
соматического, психического, образовательного, нравственного уровня развития, а
также особенностями причин и условий при совершении преступлений несовершеннолетними.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, с одной стороны достигают уже
достаточно высокого уровня социализации (они становятся более самостоятельными,
рассудительными, умеют контролировать свое поведение)[1].
Под преступностью
несовершеннолетних понимают совокупность правонарушений, совершенных
подростками, которым ко времени совершения преступления исполнилось
четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет[2].
В некоторых случаях
несовершеннолетние могут выступать соучастниками преступления. B основе своей
они представлены групповыми правонарушениями, появлением в общественных местах
в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, совершением мелкого
хулиганства, нарушением правил дорожного движения и т.д. Подростки наиболее
часто совершают такие преступления как кражи и причинения телесных повреждений.
Так, например, в апреле 2019 г. в г. Полевском Свердловской области группа
подростков жестоко избила инвалида. От полученных травм он скончался[3].
Анализ состояния
преступности в России показал, что в течение последних 14 лет на территории
Российской Федерации прослеживается динамика снижения уровня подростковой
преступности. Приложением представлены данные о состоянии преступности за
период 2005-2019 гг. Так, по итогам 2019 года подростковая преступность снизилась
на 4,6 % (с 43 553 до 41 548). Удельный вес таких преступлений от числа
предварительно расследованных деяний составляет 3,9 % (2018 год – 4 %). В целом
тяжкие и особо тяжкие преступления составляют почти четверть в структуре
преступности данного вида. Большинство несовершеннолетних совершают
преступления против собственности – 83,1%, 7,6% – против жизни и здоровья, 4,4%
– преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. В 2019 году по
сравнению с 2018 годом на 2,3% увеличилось количество несовершеннолетних,
поставленных на учет в подразделения по дела несовершеннолетних (144 643)[4].
Подростковую преступность
можно рассматривать как особый показатель состояния и тенденций развития мотивационных
и ценностных структур поведения данной социальной группы, индикатор их реакции
на социально-экономическое положение и условия социализации[5].
Преступность
несовершеннолетних ухудшает демографическую ситуацию в России и наносит
непоправимый ущерб репродуктивному здоровью нации, приводит к социальной
дезадаптации пострадавших и уменьшению количества трудоспособного населения[6].Исследователи отмечают,
что подростковая преступность в настоящее время обретает новые специфические
особенности: резкое возрастание числа имущественных преступлений и
преступлений, сопряженных с насилием; совершение преступлений в группах;
неадекватные реакции на действия людей, которые воспринимаются подростками как
оскорбления; импульсивные преступления (в состоянии алкогольного опьянения,
аффекта, болезни или усталости, скоротечные преступления)[7].
В результате принимаемых
мер доля преступлений, совершенных лицами, не достигшими 18 лет, в общем
массиве преступности ежегодно снижается. Однако рассматривать данный факт, как
возможность ослабления контроля за этой сферой правоприменительной деятельности
преждевременно. Снижение показателей преступности несовершеннолетних
объясняется следующими положениями[8]:
1. Высокая социальная
значимость проблемы вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность,
потребовала разработки на государственном уровне комплекса мер по профилактике
преступности несовершеннолетних в новых социально-экономических условиях.
Указанный комплекс мер вошел в Концепцию развития системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г., утвержденную
распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р[9]. В Концепции
предусмотрены: совершенствование нормативно-правового регулирования, разработка
и эффективная реализация государственных и муниципальных программ в сфере
профилактики преступности несовершеннолетних; укрепление института семьи, а
также духовно-нравственных и культурных традиций; усиление роли и поддержки
семьи; развитие единой образовательной (воспитывающей среды); повышение уровня
жизни населения; создание благоприятных условий для социального развития
несовершеннолетних, раскрытия их личностных ресурсов и ряд других.
[1] Течиев В.А.
Подростковая преступность и способы её предупреждения // Современная наука:
актуальные проблемы и пути их решения. Материалы Международной (заочной)
научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2019. С.
132.
[2] Овруцкая Г.К.
Методы профилактики подростковой преступности в Ростовской области: по
материалам мониторинга интернет источников // Становление общества знания:
новые стратегии науки: сборник научных трудов по материалам VII Международной
научно-практической конференции. 2019. С. 18.
[3] Днепров С.А.
Особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел к
социально-педагогической реабилитационной деятельности с подучетными гражданами
/ С.А. Днепров, С.О. Хилюк // Тенденции развития науки и образования. 2019. №
56-7. С. 27.
[4] Состояние
преступности в России за январь — декабрь 2019 г. Генеральная Прокуратура
Российской Федерации. Главное управление правовой статистики и информационных
технологий. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/034/sbornik_12_2019.pdf
(дата обращения: 08.04.2020).
[5] Панченко В.П.
Современные характеристики преступности несовершеннолетних в России // Наука
третьего тысячелетия: материалы Международной (заочной) научно-практической
конференции. 2020. С. 634.
[6] Стрыгина С.В.
Профилактика преступлений несовершеннолетних // Право и правоохранительная
деятельность в России, странах СНГ и Европейского союза: законодательство и
социальная эффективность. Материалы V Международной научно-практической
конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов,
аспирантов, соискателей. 2018. С. 122.
[7] Скворцова Е.В.
Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей как субъект
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Е.В.
Скворцова, Ю.В. Слободчикова, А.В. Белькова // Известия Тульского
государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. № 2. С.
131.
[8] Антонян Ю.М.
Состояние и причины преступности несовершеннолетних в России / Ю.М. Антонян,
М.В. Гончарова // Вестник Московского государственного областного университета.
Серия: Юриспруденция. 2018. № 2. С. 87.
[9] Распоряжение
Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р «Об утверждении Концепции развития
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на
период до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс