Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Профессиональное самоопределение старших школьников с умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5
1.1 Понятие «профессиональное самоопределение» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью 8
1.3 Особенности формирования профессионального самоопределения у обучающихся с легкой умственной отсталостью в старшем школьном возрасте 12
1.4 Формировании профессионального самоопределения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках «ТЕХНОЛОГИЯ» 15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 21
2.1 Цель, задачи, организация исследования, характеристика детей, участвующих в исследовании 21
2.2 Методика констатирующего эксперимента 25
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 35
3.1 Результаты констатирующего эксперимента 35
3.2 Рекомендации по профессиональному самоопределению старших школьников с умственной отсталостью 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития общества проблема социальной потребности в психологически зрелых, успешных и хорошо образованных людях занимает довольно важное положение.
За последние годы произошла огромная трансформация социальных институтов и общественных отношений. Россия уже официально получила статус страны с рыночной экономикой, что в свою очередь оказывает влияние на формирование качественно нового поколения, меняет ценности и мотивы, установки и стереотипы, а также и саму поведенческую модель молодежи. Серьезные изменения в последние десятилетия наблюдаются и в стиле жизни современной молодежи.
В глобальном смысле, подрастающее поколение представляет своего рода авангард социума, потенциал которого значительно влияет на состояние и развитие страны. При этом и спектр общественных ролей молодых людей за последние годы довольно многогранно обогатился и изменился.
Различным органам государственной власти и образовательным учреждениям, которые взаимодействуют с молодежью, надо четко представлять его современное состояние, отслеживать динамику развития и изменения его социально-психологического портрета. Стоит абсолютно практическая насущная потребность общества знать и понимать потребности современных учащихся, их систему морально-нравственных ценностей, жизненные планы и уровень удовлетворенности, основные проблемы и сложности, с которыми они сталкиваются. При этом именно профессиональное самоопределение старших школьников с умственной отсталостью имеет особенную сложность и занимание особое место в этой системе [11, 18].
Таким образом, вышеуказанные положения определяют актуальность и практическую значимость настоящего исследования.
Цель работы – исследование особенностей профессионального самоопределения старших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования – профессиональное самоопределение.
Объект исследования – особенности профессионального самоопределения обучающихся старших классов с умственной отсталостью.
Поставленная цель определила конкретизацию следующих задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать исследование в контрольной группе детей.
3. Разработать методические рекомендации по формированию профессионального самоопределения обучающихся старших классов с умственной отсталостью.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что информация, полученная в результате анкетирования старших школьников с умственной отсталостью, может быть включена в программы по профориентационной работе с данной категорией учащихся.
Заключение:
В общем аспекте самоопределение личности представляет собой определение самого себя по отношению к каким-либо нормам, выработанным обществом и принятыми данным индивидом.
Как психологическое явление самоопределение формируется на этапе между старшим подростковым и младшим юношеским возрастом.
Самоопределение взаимосвязано с профессиональным выбором, однако не ограничивается только им.
Базовыми параметрами самоопределения выступают:
1) потребность в выработке смысловой системы, соединяющей в себе представления об окружающем мире и о себе;
2) направленность на будущее и его связь с профессиональным выбором.
В настоящее время в практическом аспекте не подлежит сомнению тот факт, что компоненты инклюзивного образования представляют в настоящее время актуальнейшую прикладную проблематику для нашей страны. На данный момент в сфере инклюзивного образования есть большое число нерешенных вопросов, задач и трудностей, которые еще предстоит преодолевать не один год.
Целостная система инклюзивного образования включает в свой состав образовательные заведения среднего, профессионального и высшего уровня. Основной целью системы инклюзивного образования служит формирование и последующее развитие так называемой доступной безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья. Такой комплекс мероприятий на практическом уровне подразумевает как техническое оснащение образовательных организаций, так и разработку, и апробацию специализированных учебных курсов и программ для педагогов и других учащихся, которые направлены на формирование и развитие их эффективного взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, проблема профессионального самоопределения подростка с ОВЗ связана с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Несомненно, социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки таких детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
Почти все семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья не имеют сведений о профессиональных ограничениях, которые связаны с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Правовая безграмотность родителей, масштабы и степень нарушения закона со стороны государственных органов и отдельных чиновников, призванных обеспечить социальную защиту, образование и достойную жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, превосходят таковые в большинстве других сфер жизни нашего общества. В области помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям очень мало юристов, поскольку оплата квалифицированной правовой помощи большинству таких семей просто не доступна.
Государство, обеспечивая социально-психологическую защищенность детей с ограниченными возможностями развития и их семей, призвано формировать на должном уровне им необходимые условия для индивидуально-личностного полноценного развития, реализации разнообразных способностей и потребностей.
Следует отметить, что наиболее актуальными задачами социально-психологической политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей предоставляются следующие:
1) обеспечение равных с другими детьми возможностей в практической реализации прав и свобод;
2) устранение социально-психологических ограничений в жизнедеятельности таких детей и их семей;
3) формирование социально-психологических благоприятных условий, позволяющих детям с ОВЗ вести полноценный образ жизни;
4) учиться, чтобы наравне с другими гражданами страны активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни современного социума, а также исполнять собственные гражданские права и обязанности.
Конструктивному разрешению данных задач призваны способствовать различные мероприятия по социально-психологической поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1 Понятие «профессиональное самоопределение»
в психолого-педагогической литературе
Основополагающие вопросы исследований профессиональной деятельности в рамках отечественной психологии довольно серьезно прорабатывались в рамках акмеологического подхода, главным содержанием которого представлено личностно — профессиональное развитие и поэтапное становление профессионализма. Важнейшие теоретико-методологические предпосылки этого направления отражены в работах Б. Г. Ананьева, К.А. Абульхановой, О. С. Анисимова, А. А. Бодалева и др. [4, с. 115].
Главным понятием акмеологического подхода является понятие о профессиональной деятельности. В своих исследованиях А.Д. Виноградова обращает внимание на то, что следует рассматривать процесс деятельности как решение задач репродуктивных и творческих, как нечто сознательное и сверхсознательное. В связи с этим она вводит понятия — уровень продуктивности, вершины деятельности, факторы продуктивности [11, с. 62].
Известным отечественным исследователем аспектов профессиональной деятельности Л.Я. Олиференко были определены конкретные психологические компоненты этой деятельности, которые способствуют выбору профессии [18, с. 102]:
1) сознательное предвосхищение общественно-ценного результата сознание обязательности достижения необходимого результата (т.е. понимание меры ответственности и переживание ответственности);
2) владение внешними и внутренними технологиями деятельности (знание средств деятельности, практическое применение средств деятельности);
3) эмоциональные переживания, связанные с применением средств деятельности;
Таким образом, в отечественной психологии одним из главных видов деятельности человека представляется профессиональная деятельность как социально обусловленный, осознанный и целенаправленный труд.
Л.Я. Олиференко говорит о том, что наиболее важным признаком соответствия человека профессиональной деятельности является ее успешность и удовлетворенность выбранным трудовым путем, преобладание благоприятных функциональных состояний в процессе трудовой деятельности (внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, приятные эмоции от взаимодействия с предметной и социальной средой) [18, с. 106].
Э. Берн объясняет процесс выбора профессии и профессионального по¬ведения тем сценарием, который закладывается в раннем детстве. Эта теория описывает структуру личности следующими позициями — родителя, взрослого и ребенка, и объясняет профес¬сиональный выбор личности преобладанием одного из состояний Я в структуре личности.
Важнейшей особенностью сценарной теории представляется то, что человек в ней не рассматривается как субъект выбора профессии, т.е. акт этого выбора осуществляется не благодаря его осознанной активности, а под воздействием сформировавшегося в детстве сценария.
Большой интерес в зарубежной психологии по исследованию психологии выбора профессии и ее основных аспектов представляет теория профессионального развития Д.Сьюпера [19, с. 72].
Основное положение данной теории состоит в том, что основное влияние на выбор и дальнейшую самореализацию личности в ее профессиональной деятельности представляет Я-концепция. Профессиональный выбор во многом зависит от содержания Я-концепции, а сама устойчивость выбора и удовлетворенность профессией детерминируется совпадением Я — концепции с необходимыми требованиями профессии.
В другой теории – типологической теории Дж. Холланда –профессиональная деятельность рассматривается как значительное жизненное решение, которое по большому счету зависит от типа личности. При этом личностный тип определяется как продукт взаимодействия внешних и внутренних факторов, среди которых наиболее главными представляются ближайшее социальное окружение, семейное влияние, социокультурные традиции и наследственность [16, с. 25].
В рамках концепции профессионального выбора Дж. Холланд выделил шесть главных типов личности [21, с.47]:
1) реалистический;
2) исследовательский;
3) социальный;
4) артистический;
5) предпринимательский;
6) конвенциональный.
По убеждению Дж. Холланда, эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность человека собственным трудом зависят от четкой согласованности между типом личности и типом профессиональной среды.
Рассмотрев понятие профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии обратимся теперь к вопросу о о субъекте деятельности.
В отечественной психологии человек определяется на фундаментальных позициях как субъект и социальный субъект, используется понятие субъектности, определяются характерные черты субъекта как обобщенные, так и проявляемые в определенных видах деятельности.
Говоря о профессиональном самоопределении, невозможно не отметить исследование Н.А. Кретовой и С.И. Вершинина [20, с. 85]. Исследователи не только занимались изучением трудовой подготовки учащихся, но и выделили этапы, которые предшествуют возникновению профессионального самоопределения.
1. Первичный выбор профессии. Характерен для учащихся младших классов.
2. Этап профессионального самоопределения. Характерен для старшего школьного возраста.
3. Профессиональное обучение.
4. Профессиональная адаптация. Адаптация в социальном и профессиональном плане на рабочем месте.
5. Самореализация в труде. Успешная реализация в профессиональной деятельности или неоправданные ожидания в профессии.
Таким образом, в отечественной психологии в проблематике выбора профессии рассматривается человек, который определяется как субъект и социальный субъект; при этом выделяются как общие характеристики, так и характеристики различных субъектов или субъектов различных деятельностей. В зарубежной психологии понятие о психологии выбора профессии занимает важное место, особенно в теориях личности, которые построены в русле психотерапевтической парадигмы. Они обозначают возможность человеческой личности являться инициирующим началом, первопричиной собственных взаимодействий с миром и обществом; способность быть творцом собственной жизни, формировать условия своего развития, строить внутренний мир.