Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Проектные задачи как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление 2
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативного опыта младших школьников 7
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования коммуникативных УУД младших школьников 7
1.2 Педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников #
1.3. Анализ опыта работы учителей по развитию коммуникативных УУД #
Выводы по первой главе #
Глава II. Особенности применения проектных задач как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте #
2.1 Особенности и характеристика проектных задач #
2.2 Модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников средствами проектных задач #
Выводы по второй главе #
Заключение #
Список использованных источников #
Приложения #
Приложение 1. Проектная задача «Делаем ремонт в детской комнате» #
Приложение 2. Проектная задача «Большой праздник в Царстве Берендея» #
Введение:
Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной проблеме развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Важно заметить, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обусловил необходимость создания новых подходов к организации образовательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника, в частности. Вместе с тем в качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире. Таким образом, в исследованиях отмечается, что современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. 
Как показало изучение научно – педагогических источников, одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у младших школьников универсальных учебных действий (далее – УУД), разработанной группой авторов (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина и С. В. Молчанов). Авторы данной концепции утверждают, что формирование УУД обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. 
 Заметим, что в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. 
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования метода проектных задач как базовой образовательной технологии формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах. Анализ научно-педагогических исследований ряда авторов (А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, О. В. Раскина и др.) позволяет сделать вывод о том, что использование проектных задач в образовательном процессе дает основания для разработки новой образовательной технологии, которую ученые обозначили как «проектно-задачная технология обучения» (ПЗТО). 
Таким образом, в практике обучения и воспитания младших школьников существует явное противоречие между потребностью видеть детей общительными, социально развитыми, нравственно воспитанными, и направленностью учебно-воспитательного процесса преимущественно на развитие познавательной сферы ребенка. При этом недооценивается важность формирования коммуникативных умений учащихся и возможности проектных задач для формирования КУУД.
Выявленное противоречие определило тему нашей работы: «Проектные задачи как средство формирования КУУД младших школьников».
Проблема: каковы педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников средствами проектных задач в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Цель: выявление педагогических условий формирования коммуникативных умений младших школьников средствами проектных задач в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников.
Задачи исследования: 
1. Выявить психолого-педагогическую сущность понятия формирования коммуникативных умений у младших школьников;
2. Выявить педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников;
3. Проанализировать опыт работы учителей по формированию коммуникативных умений младших школьников 
4. Рассмотреть особенности и характеристики проектных задач.
5. Рассмотреть модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников средствами проектных задач. 
6. Разработать проектные задачи для применения на уроках математики и во внеурочное время с целью формирования коммуникативных умений младших школьников.
Методологической основой нашего исследования являются:  идеи гуманизации, дифференциации и индивидуализации образования, фундаментальные положения отечественной педагогики и психологии о социально-деятельностной сущности личности и её развитии, идеи компетентностного и деятельностного  подходов.
Методы исследования: 
- теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, материалов научных исследований;
Практическая значимость нашего выпускного квалификационного исследования состоит в создании проектной задачи для применения на уроках математики и во внеурочное время с целью формирования коммуникативных умений младших школьников.
Результаты могут быть основой для создания отдельных занятий в области формирования КУУД младших школьников, разрабатываемых учителями начальной школы в рамках реализации приоритетного национального проекта в области образования.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
На первом - теоретическом этапе своего исследования мы решали следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую сущность формирования коммуникативных УУД младших школьников.
2. Рассмотреть педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников.
3. Проанализировать опыта работы учителей по развитию коммуникативных УУД.
Первая задача раскрывается нами в параграфе 1.1., где, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме нашего исследования, мы пришли к следующим выводам: коммуникативные универсальные учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий, который представляет собой действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий определяют коммуникативную успешность младшего школьника, ее критерии: когнитивный, поведенческий, эмотивный. Психологическая сущность формирования познавательных умений младших школьников заключается в том, что работа в этом направлении требует целенаправленного воздействия на сознание, чувства и поведение. Специально организуя учебное сотрудничество, можно успешно формировать у учащихся коммуникативные УУД, с наиболее высокими показателями и в наиболее широком спектре.
Вторая задача раскрыта нами в параграф 1.2, где, мы рассмотрели условия формирования коммуникативных умений младших школьников, мы пришли к следующим выводам: педагогическая сущность формирования познавательных умений заключается в выборе содержания, форм, активных методов работы в педагогической практике. Педагогическая работа будет более успешной, если учитель использует следующие способы: дает четкие, нацеливающие распоряжения; оказывает помощь в общении замкнутым детям; дифференцирует задачи; включает в урок увлекательные для всех, необычные задания. Мы выделили три педагогических условия, способствующих формированию коммуникативных учебных действий. Что, в свою очередь, позволило выделить принципы обучения. Так же рассмотрели технологию проблемного обучения, позволяющую эффективно формировать коммуникативные универсальные действия.
Третья задача раскрыта нами в параграфе 1.3. В нем мы сделали вывод: учителя считают актуальной и важной проблемой формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Они используют различные формы и методы для решения данной проблемы. В частности, никто не отрицает важность использования групповых форм работ при формировании коммуникативных УУД, а, напротив, активно используют данные формы в своей работе. Так же учителя используют проектный метод, проектные задачи. 
Во второй главе мы решали следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности и характеристика проектных задач.
2. Разработать модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников средствами проектных задач
Первая задача раскрывается нами в параграфе 2.1., где, проанализировав литературу по проблеме нашего исследования, мы пришли к следующим выводам: проектная задача–это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются реперными точками, задать возможные «стратегии» ее решения.
Вторая и третья задачи раскрыты нами в параграфе 2.2. В нем мы сделали вывод: развитию коммуникативных действий способствует применение в образовательном процессе метода решения проектных задач. Участвуя в решении проектных задач, с одной стороны, учащиеся имеют возможность в квазиреальной (модельной) ситуации осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных специально созданных ситуациях. С другой стороны, учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе. Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом проектной деятельности подростков.
В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.
Таким образом, работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности, где проектной задаче отводится главенствующее и определяющее результат место.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативного опыта младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования коммуникативных УУД младших школьников
В последнее время в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через развитие универсальных учебных действий, в особенности коммуникативных [40]. 
Категория «универсальных учебных действий» (УУД) введена федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) общего образования и прямо или косвенно фигурирует во всех его разделах. Вместе с тем, категория универсальных учебных действий не является абсолютно новой для педагогической науки и имеет вполне определенные предпосылки в педагогической теории и практике. 
Универсальные учебные действия в широком смысле представляют собой умение ребенка учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [6]. 
По мнению А.А. Савчук, универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития [43]. 
Выделяют следующие функции универсальных учебных действий [44]: 
1. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и исправлять необходимые средства и способы их достижения, контролировать, оценивать процесс и результат деятельности; 
2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 
Концепция формирования универсальных учебных действий представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте, методологической основой создания которого является системно-деятельностный подход. На данный момент согласно требованиям ФГОС универсальные учебные действия являются ведущими планируемыми результатами обучения и способствуют развитию умений, навыков, компетентностей, создают условия для развития и самореализации личности. Асмоловым А.Г. были выделены четыре группы универсальных учебных действий, к которым относятся [6]: 
– личностные (обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию обучающихся); 
– регулятивные (обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности); 
– познавательные (включающие общеучебные, логические, знаковосимволические действия, а также постановку и решения проблемы); 
– коммуникативные (обеспечивающие социальную компетентность обучающихся, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми). 
Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий нашла отражение в исследованиях А.Г. Асмолова, А.Ф. Ануфриева, В.В. Давыдова, Е.В. Коротаева, С.Н. Костроминой, О.А. Яшнова и других. Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: С.П. Баранова, Л.И. Буровой, И.А. Гришановой, А.Ж. Овчинниковой, Г.А. Цукерман и др. Однако, практика показывает, что большинство обучающихся испытывают трудности коммуникативного характера, поэтому одной из основных задач начального образования является создание благоприятных условий для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Следовательно, возникает необходимость в их теоретическом осмыслении и поиске путей их развития [19].
Коммуникативные универсальные учебные действия представляют собой действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [19]. 
В группу коммуникативных действий входят: 
– речевые действия как средства регуляции собственной деятельности обучающихся. К этим действиям относится речевое отображение чувств, мыслей, содержание совершаемых действий в виде социализированной речи или внутренней речи; 
– проектирование учебного сотрудничества со сверстниками и педагогическими работниками, которое заключает в себе определение цели и способов взаимодействия, способность брать ответственность за организацию совместной деятельности, умение с помощью вопросов извлекать недостающую информацию, умение разрешать разногласия в ходе взаимодействия, контроль, оценка, коррекция этапов сотрудничества; 
– способность действовать с учетом позиции партнера по коммуникации. Данная способность включает в себя представление о возможности существования различных точек зрения, умение убедительно обосновать свою позицию в рассматриваемом вопросе, анализируя разные точки зрения приходить к единому выводу; 
– умение правильно выстроить общение с партнером по совместной деятельности. К этому коммуникативному действию относятся такие умения как, умение полно и точно выражать свои мысли, используя при этом монологические и диалогические формы речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка, умение предоставить содержание в устной и письменной форме; 
– умение выстраивать сотрудничество и взаимодействие согласно морально-этическим и психологическим принципам. Под этим умением подразумевается уважительное отношение к партнёру по сотрудничеству и к его точке зрения, стремление устанавливать отношения, основанные на доверии, взаимопонимании и эмпатии. 
Коммуникативные универсальные учебные действия занимают особенное место в комплексе универсальных учебных действий, так как именно от способности адекватно воспринимать информацию, умение работать с разными видами информации, обладанием коммуникативных навыков зависит не только учебная деятельность младшего школьника, но и успешность во всей его последующей жизни. 
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает представлять содержание и структуру коммуникативных универсальных учебных действий следующими тремя основными аспектами коммуникативной деятельности [50]: 
1. Коммуникация как взаимодействие направлена на учёт позиции собеседника. 
2. Коммуникация как кооперация (сотрудничество). Главным является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. 
3. Коммуникация как условие интериоризации образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям. 
Асмолов А.Г. относит к коммуникативным универсальным учебным действиям [1]: 
– умение спланировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, что включает постановку цели, способов взаимодействия, функций участников; 
– постановку вопросов, которые направленны на сотрудничество при поиске и сборе информации; 
– разрешение конфликтных ситуаций, то есть, раскрытие проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и их реализацию; 
– управление поведением партнера, включающего контроль, коррекцию и оценку его действий; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 
Следовательно, коммуникативные универсальные учебные действия (А.Г. Асмолов) - это действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1].
С.А. Тюрикова выделяет структуру коммуникативных учебных действий, которая может включать в себя следующие компоненты [49]: 
1. Когнитивный компонент, который предполагает представления младших школьников о возможных видах коммуникации (на родном и иностранном языках, опосредованной и непосредственной, устной и письменной, речевой и неречевой). 
2. Аксиологический компонент представляет собой мотивы и цели коммуникации, к которым можно отнести: информационный запрос, обмен информацией, презентацию, убеждение, мотивированный отказ, эмоциональное самовыражение. 
3. Интерактивный компонент включает универсальные и предметные коммуникативные действия, а также способы коммуникации: диалог, монолог, высказывание, сообщение, дискуссия, вопрос, диспут, выступление, аргументация, отрицание, телефонный разговор, письмо, SMS, телеграмма. 
4. Эмпирический компонент предполагает рефлексию коммуникации на основе содержания, коррекции способов и оценки достижения цели коммуникации. 
Развивать коммуникативные универсальные учебные действия необходимо на всех уровнях образования, начиная еще с дошкольной образовательной организации. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования существуют определенные целевые ориентиры, на этапе завершения данного этапа (к 7 годам) [16]: 
– обучающийся обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; 
– способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; 
– обучающийся достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности. 
Данные положения свидетельствуют о необходимости развития предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий еще в дошкольном детстве для возможности освоения образовательной программы школы. 
От дальнейшей сформированности в начальной школе уровня коммуникативного развития зависит успешность обучения и самореализации не только в школе, но и в дальнейшем профессиональном становлении человека. Недостаточное общение со взрослыми и усиливающийся неконтролируемый поток информации, которую не готов критически оценивать школьник, оказывают неблагоприятное влияние на коммуникативное развитие детей. Именно поэтому особое внимание развитию коммуникативных универсальных учебных действий уделяют в начале школьного обучения [16]. 
Н.И. Дереклеева в своих работах указывает, что коммуникативные УУД влияют на саморазвитие школьника, которое можно наблюдать в следующих аспектах [8]: 
– обучающий аспект: овладение младшими школьниками диалогической и монологической формами речи; умение обмениваться знаниями внутри коллектива сверстников для принятия результативных общих решений; умение получать с помощью вопросов необходимую информацию и работать с ней; умение излагать мысли в устной и письменной формах; 
– развивающий аспект: умение ребенка прогнозировать мнения других людей; его способность к самосознанию и рефлексии; 
– воспитательный аспект: умение уважительно относиться к партнеру по общению; способность взять инициативу на себя при организации и принятии коллективного решения; умение адекватно реагировать на мнения и нужды других людей; стремление доверять и помогать друг другу в выполнении задания; 
– социальный аспект: умение понимать и адекватно реагировать на мнения, не совпадающих с личной точкой зрения обучающихся; понимание и осознание существования различных точек зрения и умение выработать коллективную позицию, обосновать, доказать свое мнение; способность организовывать деловые отношения и результативное сотрудничество; умение обеспечить бесконфликтную коллективную работы в команде. 
Сформированность коммуникативных УУД определяют коммуникативную успешность младшего школьника. В научной работе О.А. Койкова выделяются следующие критерии коммуникативной успешности [17]: 
– когнитивный – способность определять собственные затруднения в коммуникативной сфере; 
– поведенческий – способность управлять своим поведением для создания благоприятной коммуникацией; 
– эмотивный – способность управлять собственным эмоциональным состоянием.
Специально организуя учебное сотрудничество, можно успешно формировать у учащихся коммуникативные УУД, с наиболее высокими показателями и в наиболее широком спектре. В число основных компонентов организации сотрудничества входят:
1. Распределение ролей и обязанностей в группе.
2. Обмен способами действия для получения продукта совместной работы.
3. Взаимопонимание, обеспечивающее установление соответствия собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность.
4. Коммуникация (т.е. общение), которая обеспечивает реализацию процесса распределения, обмена информацией и взаимопонимания.
5. Планирование общего способа работы, которое основывается на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности, и составление плана работы.
6. Рефлексия, которая обеспечивает преодоление, относительно общих схем деятельности, ограничений собственного действия. Благодаря рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, за счет чего обеспечивается изменение этого действия в отношении содержания и формы совместной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что:
Коммуникативные универсальные учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий, который представляет собой действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий определяют коммуникативную успешность младшего школьника, ее критерии: когнитивный, поведенческий, эмотивный.
Психологическая сущность формирования познавательных умений младших школьников заключается в том, что работа в этом направлении требует целенаправленного воздействия на сознание, чувства и поведение. Специально организуя учебное сотрудничество, можно успешно формировать у учащихся коммуникативные УУД, с наиболее высокими показателями и в наиболее широком спектре.