Дипломная работа (колледж/техникум) Точные науки Математика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Проектные задачи как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление 2

Введение 3

Глава&nbspI.&nbspТеоретические&nbspосновы&nbspформирования&nbspкоммуникативного&nbspопыта&nbspмладших&nbspшкольников 7

1.1.&nbspПсихолого-педагогическая&nbspсущность&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspУУД&nbspмладших&nbspшкольников 7

1.2&nbspПедагогические&nbspусловия&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspумений&nbspмладших&nbspшкольников #

1.3.&nbspАнализ&nbspопыта&nbspработы&nbspучителей&nbspпо&nbspразвитию&nbspкоммуникативных&nbspУУД #

Выводы&nbspпо&nbspпервой&nbspглаве #

Глава&nbspII.&nbspОсобенности&nbspприменения&nbspпроектных&nbspзадач&nbspкак&nbspсредства&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspв&nbspмладшем&nbspшкольном&nbspвозрасте #

2.1&nbspОсобенности&nbspи&nbspхарактеристика&nbspпроектных&nbspзадач #

2.2&nbspМодель&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspмладших&nbspшкольников&nbspсредствами&nbspпроектных&nbspзадач #

Выводы&nbspпо&nbspвторой&nbspглаве #

Заключение #

Список&nbspиспользованных&nbspисточников #

Приложения #

Приложение&nbsp1.&nbspПроектная&nbspзадача&nbsp«Делаем&nbspремонт&nbspв&nbspдетской&nbspкомнате» #

Приложение&nbsp2.&nbspПроектная&nbspзадача&nbsp«Большой&nbspпраздник&nbspв&nbspЦарстве&nbspБерендея» #

  

Введение:

 

Выпускная&nbspквалификационная&nbspработа&nbspпосвящена&nbspактуальной&nbspпроблеме&nbspразвития&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspмладших&nbspшкольников.&nbspВажно&nbspзаметить,&nbspчто&nbspфедеральный&nbspгосударственный&nbspобразовательный&nbspстандарт&nbspначального&nbspобщего&nbspобразования&nbspобусловил&nbspнеобходимость&nbspсоздания&nbspновых&nbspподходов&nbspк&nbspорганизации&nbspобразовательного&nbspпроцесса&nbspв&nbspшколе&nbspв&nbspцелом,&nbspк&nbspпоиску&nbspи&nbspразработке&nbspновых&nbspмоделей&nbspи&nbspтехнологий&nbspобразования&nbspмладшего&nbspшкольника,&nbspв&nbspчастности.&nbspВместе&nbspс&nbspтем&nbspв&nbspкачестве&nbspважнейших&nbspзадач&nbspобразования&nbspвыдвинуты&nbspсаморазвитие,&nbspсамостоятельность,&nbspтворчество&nbspребенка,&nbspа&nbspтакже&nbspраскрытие&nbspспособностей&nbspкаждого&nbspученика,&nbspвоспитание&nbspего&nbspкак&nbspличности,&nbspготовой&nbspк&nbspжизни&nbspв&nbspсовременном&nbspмире.&nbspТаким&nbspобразом,&nbspв&nbspисследованиях&nbspотмечается,&nbspчто&nbspсовременное&nbspобразование&nbspориентировано&nbspне&nbspна&nbspтрансляцию&nbsp(передачу)&nbspзнаний,&nbspа&nbspна&nbspвыявление,&nbspразвитие,&nbspрост&nbspтворческих&nbspинтересов&nbspи&nbspспособностей&nbspкаждого&nbspребенка,&nbspстимулирование&nbspего&nbspсамостоятельной&nbspпродуктивной&nbspучебной&nbspдеятельности.&nbsp

Как&nbspпоказало&nbspизучение&nbspнаучно&nbsp–&nbspпедагогических&nbspисточников,&nbspодним&nbspиз&nbspнаиболее&nbspперспективных&nbspпутей&nbspдостижения&nbspданной&nbspцели&nbspявляется&nbspформирование&nbspу&nbspмладших&nbspшкольников&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbsp(далее&nbsp–&nbspУУД),&nbspразработанной&nbspгруппой&nbspавторов&nbsp(А.&nbspГ.&nbspАсмолов,&nbspГ.&nbspВ.&nbspБурменская,&nbspИ.&nbspА.&nbspВолодарская,&nbspО.&nbspА.&nbspКарабанова,&nbspН.&nbspГ.&nbspСалмина&nbspи&nbspС.&nbspВ.&nbspМолчанов).&nbspАвторы&nbspданной&nbspконцепции&nbspутверждают,&nbspчто&nbspформирование&nbspУУД&nbspобеспечивает&nbspшкольникам&nbspумение&nbspучиться,&nbspспособность&nbspк&nbspсаморазвитию&nbspи&nbspсамосовершенствованию.&nbsp

&nbspЗаметим,&nbspчто&nbspв&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspвсе&nbspболее&nbspактуальным&nbspстановится&nbspиспользование&nbspв&nbspобучении&nbspтаких&nbspприемов&nbspи&nbspметодов,&nbspкоторые&nbspформируют&nbspумение&nbspсамостоятельно&nbspдобывать&nbspновые&nbspзнания,&nbspсобирать&nbspнеобходимую&nbspинформацию,&nbspумение&nbspвыдвигать&nbspгипотезы,&nbspделать&nbspвыводы&nbspи&nbspумозаключения.&nbspОбщая&nbspдидактика&nbspи&nbspчастные&nbspметодики&nbspв&nbspрамках&nbspучебного&nbspпредмета&nbspпризывают&nbspрешать&nbspпроблемы,&nbspсвязанные&nbspс&nbspразвитием&nbspу&nbspшкольников&nbspумений&nbspи&nbspнавыков&nbspсамостоятельности&nbspи&nbspсаморазвития.&nbsp

В&nbspпоследние&nbspгоды&nbspэту&nbspпроблему&nbspв&nbspначальной&nbspшколе&nbspпытаются&nbspрешать,&nbspв&nbspчастности,&nbspчерез&nbspорганизацию&nbspпроектной&nbspдеятельности.&nbspНо&nbspполноценная&nbspпроектная&nbspдеятельность&nbspне&nbspсоответствует&nbspвозрастным&nbspвозможностям&nbspмладших&nbspшкольников.&nbspЭто&nbspобусловливает&nbspособую&nbspактуальность&nbspи&nbspперспективы&nbspиспользования&nbspметода&nbspпроектных&nbspзадач&nbspкак&nbspбазовой&nbspобразовательной&nbspтехнологии&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspв&nbspначальных&nbspклассах.&nbspАнализ&nbspнаучно-педагогических&nbspисследований&nbspряда&nbspавторов&nbsp(А.&nbspБ.&nbspВоронцов,&nbspВ.&nbspМ.&nbspЗаславский,&nbspС.&nbspВ.&nbspКлевцова,&nbspО.&nbspВ.&nbspРаскина&nbspи&nbspдр.)&nbspпозволяет&nbspсделать&nbspвывод&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspиспользование&nbspпроектных&nbspзадач&nbspв&nbspобразовательном&nbspпроцессе&nbspдает&nbspоснования&nbspдля&nbspразработки&nbspновой&nbspобразовательной&nbspтехнологии,&nbspкоторую&nbspученые&nbspобозначили&nbspкак&nbsp«проектно-задачная&nbspтехнология&nbspобучения»&nbsp(ПЗТО).&nbsp

Таким&nbspобразом,&nbspв&nbspпрактике&nbspобучения&nbspи&nbspвоспитания&nbspмладших&nbspшкольников&nbspсуществует&nbspявное&nbspпротиворечие&nbspмежду&nbspпотребностью&nbspвидеть&nbspдетей&nbspобщительными,&nbspсоциально&nbspразвитыми,&nbspнравственно&nbspвоспитанными,&nbspи&nbspнаправленностью&nbspучебно-воспитательного&nbspпроцесса&nbspпреимущественно&nbspна&nbspразвитие&nbspпознавательной&nbspсферы&nbspребенка.&nbspПри&nbspэтом&nbspнедооценивается&nbspважность&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspумений&nbspучащихся&nbspи&nbspвозможности&nbspпроектных&nbspзадач&nbspдля&nbspформирования&nbspКУУД.

Выявленное&nbspпротиворечие&nbspопределило&nbspтему&nbspнашей&nbspработы:&nbsp«Проектные&nbspзадачи&nbspкак&nbspсредство&nbspформирования&nbspКУУД&nbspмладших&nbspшкольников».

Проблема:&nbspкаковы&nbspпедагогические&nbspусловия&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspумений&nbspмладших&nbspшкольников&nbspсредствами&nbspпроектных&nbspзадач&nbspв&nbspначальной&nbspшколе&nbspв&nbspусловиях&nbspреализации&nbspФГОС.

Цель:&nbspвыявление&nbspпедагогических&nbspусловий&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspумений&nbspмладших&nbspшкольников&nbspсредствами&nbspпроектных&nbspзадач&nbspв&nbspначальной&nbspшколе&nbspв&nbspусловиях&nbspреализации&nbspФГОС.

Объект&nbspисследования:&nbspпроцесс&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspумений&nbspмладших&nbspшкольников.

Предмет&nbspисследования:&nbspпедагогические&nbspусловия&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspумений&nbspмладших&nbspшкольников.

Задачи&nbspисследования:&nbsp

1.&nbspВыявить&nbspпсихолого-педагогическую&nbspсущность&nbspпонятия&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspумений&nbspу&nbspмладших&nbspшкольников;

2.&nbspВыявить&nbspпедагогические&nbspусловия&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspумений&nbspмладших&nbspшкольников;

3.&nbspПроанализировать&nbspопыт&nbspработы&nbspучителей&nbspпо&nbspформированию&nbspкоммуникативных&nbspумений&nbspмладших&nbspшкольников&nbsp

4.&nbspРассмотреть&nbspособенности&nbspи&nbspхарактеристики&nbspпроектных&nbspзадач.

5.&nbspРассмотреть&nbspмодель&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspмладших&nbspшкольников&nbspсредствами&nbspпроектных&nbspзадач.&nbsp

6.&nbspРазработать&nbspпроектные&nbspзадачи&nbspдля&nbspприменения&nbspна&nbspуроках&nbspматематики&nbspи&nbspво&nbspвнеурочное&nbspвремя&nbspс&nbspцелью&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspумений&nbspмладших&nbspшкольников.

Методологической&nbspосновой&nbspнашего&nbspисследования&nbspявляются:&nbsp&nbspидеи&nbspгуманизации,&nbspдифференциации&nbspи&nbspиндивидуализации&nbspобразования,&nbspфундаментальные&nbspположения&nbspотечественной&nbspпедагогики&nbspи&nbspпсихологии&nbspо&nbspсоциально-деятельностной&nbspсущности&nbspличности&nbspи&nbspеё&nbspразвитии,&nbspидеи&nbspкомпетентностного&nbspи&nbspдеятельностного&nbsp&nbspподходов.

Методы&nbspисследования:&nbsp

-&nbspтеоретический&nbspанализ&nbspпсихолого-педагогической&nbspи&nbspнаучно-методической&nbspлитературы,&nbspматериалов&nbspнаучных&nbspисследований;

Практическая&nbspзначимость&nbspнашего&nbspвыпускного&nbspквалификационного&nbspисследования&nbspсостоит&nbspв&nbspсоздании&nbspпроектной&nbspзадачи&nbspдля&nbspприменения&nbspна&nbspуроках&nbspматематики&nbspи&nbspво&nbspвнеурочное&nbspвремя&nbspс&nbspцелью&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspумений&nbspмладших&nbspшкольников.

Результаты&nbspмогут&nbspбыть&nbspосновой&nbspдля&nbspсоздания&nbspотдельных&nbspзанятий&nbspв&nbspобласти&nbspформирования&nbspКУУД&nbspмладших&nbspшкольников,&nbspразрабатываемых&nbspучителями&nbspначальной&nbspшколы&nbspв&nbspрамках&nbspреализации&nbspприоритетного&nbspнационального&nbspпроекта&nbspв&nbspобласти&nbspобразования.

Структура&nbspвыпускной&nbspквалификационной&nbspработы:&nbspработа&nbspсостоит&nbspиз&nbspвведения,&nbspдвух&nbspглав,&nbspзаключения,&nbspсписка&nbspлитературы,&nbspприложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На&nbspпервом&nbsp-&nbspтеоретическом&nbspэтапе&nbspсвоего&nbspисследования&nbspмы&nbspрешали&nbspследующие&nbspзадачи:

1.&nbspИзучить&nbspпсихолого-педагогическую&nbspсущность&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspУУД&nbspмладших&nbspшкольников.

2.&nbspРассмотреть&nbspпедагогические&nbspусловия&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspумений&nbspмладших&nbspшкольников.

3.&nbspПроанализировать&nbspопыта&nbspработы&nbspучителей&nbspпо&nbspразвитию&nbspкоммуникативных&nbspУУД.

Первая&nbspзадача&nbspраскрывается&nbspнами&nbspв&nbspпараграфе&nbsp1.1.,&nbspгде,&nbspпроанализировав&nbspпсихолого-педагогическую&nbspлитературу&nbspпо&nbspпроблеме&nbspнашего&nbspисследования,&nbspмы&nbspпришли&nbspк&nbspследующим&nbspвыводам:&nbspкоммуникативные&nbspуниверсальные&nbspучебные&nbspдействия&nbspявляются&nbspодним&nbspиз&nbspвидов&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий,&nbspкоторый&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspдействия,&nbspобеспечивающие&nbspсоциальную&nbspкомпетентность&nbspи&nbspсознательную&nbspориентацию&nbspучащихся&nbspна&nbspпозиции&nbspдругих&nbspлюдей,&nbspумение&nbspслушать&nbspи&nbspвступать&nbspв&nbspдиалог,&nbspучаствовать&nbspв&nbspколлективном&nbspобсуждении&nbspпроблем,&nbspстроить&nbspпродуктивное&nbspвзаимодействие&nbspи&nbspсотрудничество&nbspсо&nbspсверстниками&nbspи&nbspвзрослыми.&nbspСформированность&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspопределяют&nbspкоммуникативную&nbspуспешность&nbspмладшего&nbspшкольника,&nbspее&nbspкритерии:&nbspкогнитивный,&nbspповеденческий,&nbspэмотивный.&nbspПсихологическая&nbspсущность&nbspформирования&nbspпознавательных&nbspумений&nbspмладших&nbspшкольников&nbspзаключается&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspработа&nbspв&nbspэтом&nbspнаправлении&nbspтребует&nbspцеленаправленного&nbspвоздействия&nbspна&nbspсознание,&nbspчувства&nbspи&nbspповедение.&nbspСпециально&nbspорганизуя&nbspучебное&nbspсотрудничество,&nbspможно&nbspуспешно&nbspформировать&nbspу&nbspучащихся&nbspкоммуникативные&nbspУУД,&nbspс&nbspнаиболее&nbspвысокими&nbspпоказателями&nbspи&nbspв&nbspнаиболее&nbspшироком&nbspспектре.

Вторая&nbspзадача&nbspраскрыта&nbspнами&nbspв&nbspпараграф&nbsp1.2,&nbspгде,&nbspмы&nbspрассмотрели&nbspусловия&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspумений&nbspмладших&nbspшкольников,&nbspмы&nbspпришли&nbspк&nbspследующим&nbspвыводам:&nbspпедагогическая&nbspсущность&nbspформирования&nbspпознавательных&nbspумений&nbspзаключается&nbspв&nbspвыборе&nbspсодержания,&nbspформ,&nbspактивных&nbspметодов&nbspработы&nbspв&nbspпедагогической&nbspпрактике.&nbspПедагогическая&nbspработа&nbspбудет&nbspболее&nbspуспешной,&nbspесли&nbspучитель&nbspиспользует&nbspследующие&nbspспособы:&nbspдает&nbspчеткие,&nbspнацеливающие&nbspраспоряжения;&nbspоказывает&nbspпомощь&nbspв&nbspобщении&nbspзамкнутым&nbspдетям;&nbspдифференцирует&nbspзадачи;&nbspвключает&nbspв&nbspурок&nbspувлекательные&nbspдля&nbspвсех,&nbspнеобычные&nbspзадания.&nbspМы&nbspвыделили&nbspтри&nbspпедагогических&nbspусловия,&nbspспособствующих&nbspформированию&nbspкоммуникативных&nbspучебных&nbspдействий.&nbspЧто,&nbspв&nbspсвою&nbspочередь,&nbspпозволило&nbspвыделить&nbspпринципы&nbspобучения.&nbspТак&nbspже&nbspрассмотрели&nbspтехнологию&nbspпроблемного&nbspобучения,&nbspпозволяющую&nbspэффективно&nbspформировать&nbspкоммуникативные&nbspуниверсальные&nbspдействия.

Третья&nbspзадача&nbspраскрыта&nbspнами&nbspв&nbspпараграфе&nbsp1.3.&nbspВ&nbspнем&nbspмы&nbspсделали&nbspвывод:&nbspучителя&nbspсчитают&nbspактуальной&nbspи&nbspважной&nbspпроблемой&nbspформирование&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspу&nbspмладших&nbspшкольников.&nbspОни&nbspиспользуют&nbspразличные&nbspформы&nbspи&nbspметоды&nbspдля&nbspрешения&nbspданной&nbspпроблемы.&nbspВ&nbspчастности,&nbspникто&nbspне&nbspотрицает&nbspважность&nbspиспользования&nbspгрупповых&nbspформ&nbspработ&nbspпри&nbspформировании&nbspкоммуникативных&nbspУУД,&nbspа,&nbspнапротив,&nbspактивно&nbspиспользуют&nbspданные&nbspформы&nbspв&nbspсвоей&nbspработе.&nbspТак&nbspже&nbspучителя&nbspиспользуют&nbspпроектный&nbspметод,&nbspпроектные&nbspзадачи.&nbsp

Во&nbspвторой&nbspглаве&nbspмы&nbspрешали&nbspследующие&nbspзадачи:

1.&nbspРассмотреть&nbspособенности&nbspи&nbspхарактеристика&nbspпроектных&nbspзадач.

2.&nbspРазработать&nbspмодель&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspмладших&nbspшкольников&nbspсредствами&nbspпроектных&nbspзадач

Первая&nbspзадача&nbspраскрывается&nbspнами&nbspв&nbspпараграфе&nbsp2.1.,&nbspгде,&nbspпроанализировав&nbspлитературу&nbspпо&nbspпроблеме&nbspнашего&nbspисследования,&nbspмы&nbspпришли&nbspк&nbspследующим&nbspвыводам:&nbspпроектная&nbspзадача–это&nbspсистема&nbspзаданий&nbsp(действий),&nbspнаправленных&nbspна&nbspпоиск&nbspлучшего&nbspпути&nbspдостижения&nbspрезультата&nbspв&nbspвиде&nbspреального&nbsp«продукта».&nbspПроектная&nbspзадача&nbspустроена&nbspтаким&nbspобразом,&nbspчтобы&nbspчерез&nbspсистему&nbspили&nbspнабор&nbspзаданий,&nbspкоторые&nbspявляются&nbspреперными&nbspточками,&nbspзадать&nbspвозможные&nbsp«стратегии»&nbspее&nbspрешения.

Вторая&nbspи&nbspтретья&nbspзадачи&nbspраскрыты&nbspнами&nbspв&nbspпараграфе&nbsp2.2.&nbspВ&nbspнем&nbspмы&nbspсделали&nbspвывод:&nbspразвитию&nbspкоммуникативных&nbspдействий&nbspспособствует&nbspприменение&nbspв&nbspобразовательном&nbspпроцессе&nbspметода&nbspрешения&nbspпроектных&nbspзадач.&nbspУчаствуя&nbspв&nbspрешении&nbspпроектных&nbspзадач,&nbspс&nbspодной&nbspстороны,&nbspучащиеся&nbspимеют&nbspвозможность&nbspв&nbspквазиреальной&nbsp(модельной)&nbspситуации&nbspосуществлять&nbspпробы,&nbspпоиски,&nbspиспытания&nbspспособов&nbspи&nbspсредств&nbspдействия,&nbspконструируемых&nbspв&nbspходе&nbspрешения&nbspсистемы&nbspпроектных&nbspзадач,&nbspв&nbspразных&nbspспециально&nbspсозданных&nbspситуациях.&nbspС&nbspдругой&nbspстороны,&nbspучащиеся&nbspфактически&nbspосваивают&nbspспособы&nbspпроектирования&nbspкак&nbspбазу&nbspдля&nbspбудущей&nbspпроектной&nbspдеятельности&nbspв&nbspосновной&nbspи&nbspстаршей&nbspшколе.&nbspТаким&nbspобразом,&nbspпроектные&nbspзадачи&nbspв&nbspначальной&nbspшколе&nbspмогут&nbspстать&nbspпрообразом&nbspпроектной&nbspдеятельности&nbspподростков.

В&nbspто&nbspже&nbspвремя&nbspрешение&nbspпроектных&nbspзадач&nbspне&nbspтолько&nbspработает&nbspна&nbspперспективу,&nbspно&nbspи&nbspспособствует&nbspболее&nbspвысокому&nbsp(компетентностному)&nbspуровню&nbspусвоения&nbspпрограммного&nbspсодержания&nbspсобственно&nbspначальной&nbspшколы.

Таким&nbspобразом,&nbspработа&nbspпо&nbspформированию&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspв&nbspполной&nbspмере&nbspзависит&nbspот&nbspспособов&nbspорганизации&nbspучебной&nbspдеятельности,&nbspгде&nbspпроектной&nbspзадаче&nbspотводится&nbspглавенствующее&nbspи&nbspопределяющее&nbspрезультат&nbspместо.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава&nbspI.&nbspТеоретические&nbspосновы&nbspформирования&nbspкоммуникативного&nbspопыта&nbspмладших&nbspшкольников

1.1.&nbspПсихолого-педагогическая&nbspсущность&nbspформирования&nbspкоммуникативных&nbspУУД&nbspмладших&nbspшкольников

В&nbspпоследнее&nbspвремя&nbspв&nbspобществе&nbspпроизошли&nbspкардинальные&nbspизменения&nbspв&nbspпредставлении&nbspо&nbspцелях&nbspобразования&nbspи&nbspпутях&nbspих&nbspреализации.&nbspОт&nbspзнаний,&nbspумений&nbspи&nbspнавыков&nbspкак&nbspосновных&nbspитогов&nbspобразования,&nbspпроизошёл&nbspпереход&nbspк&nbspпониманию&nbspобучения&nbspкак&nbspпроцесса&nbspподготовки&nbspобучающихся&nbspк&nbspреальной&nbspжизни,&nbspготовности&nbspк&nbspтому,&nbspчтобы&nbspзанять&nbspактивную&nbspпозицию,&nbspуспешно&nbspрешать&nbspжизненные&nbspзадачи,&nbspуметь&nbspсотрудничать&nbspи&nbspработать&nbspв&nbspгруппе.&nbspВажнейшим&nbspприоритетом&nbspначального&nbspобщего&nbspобразования&nbspстановится&nbspразвитие&nbspличности&nbspчерез&nbspразвитие&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий,&nbspв&nbspособенности&nbspкоммуникативных&nbsp[40].&nbsp

Категория&nbsp«универсальных&nbspучебных&nbspдействий»&nbsp(УУД)&nbspвведена&nbspфедеральным&nbspгосударственным&nbspобразовательным&nbspстандартом&nbsp(ФГОС)&nbspобщего&nbspобразования&nbspи&nbspпрямо&nbspили&nbspкосвенно&nbspфигурирует&nbspво&nbspвсех&nbspего&nbspразделах.&nbspВместе&nbspс&nbspтем,&nbspкатегория&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspне&nbspявляется&nbspабсолютно&nbspновой&nbspдля&nbspпедагогической&nbspнауки&nbspи&nbspимеет&nbspвполне&nbspопределенные&nbspпредпосылки&nbspв&nbspпедагогической&nbspтеории&nbspи&nbspпрактике.&nbsp

Универсальные&nbspучебные&nbspдействия&nbspв&nbspшироком&nbspсмысле&nbspпредставляют&nbspсобой&nbspумение&nbspребенка&nbspучиться,&nbspто&nbspесть&nbspспособность&nbspсубъекта&nbspк&nbspсаморазвитию&nbspи&nbspсамосовершенствованию&nbspпутем&nbspсознательного&nbspи&nbspактивного&nbspприсвоения&nbspнового&nbspсоциального&nbspопыта.&nbspВ&nbspузком&nbspсмысле&nbsp(собственно&nbspпсихологическом)&nbspзначении&nbspэтот&nbspтермин&nbspможно&nbspопределить&nbspкак&nbspсовокупность&nbspспособов&nbspдействия&nbspобучающегося&nbsp(а&nbspтакже&nbspсвязанных&nbspс&nbspними&nbspнавыков&nbspучебной&nbspработы),&nbspобеспечивающих&nbspсамостоятельное&nbspусвоение&nbspновых&nbspзнаний,&nbspформирование&nbspумений,&nbspвключая&nbspорганизацию&nbspэтого&nbspпроцесса&nbsp[6].&nbsp

По&nbspмнению&nbspА.А.&nbspСавчук,&nbspуниверсальные&nbspучебные&nbspдействия&nbspпредставляют&nbspсобой&nbspцелостную&nbspсистему,&nbspв&nbspкоторой&nbspпроисхождение&nbspи&nbspразвитие&nbspкаждого&nbspвида&nbspучебного&nbspдействия&nbspопределяется&nbspего&nbspотношением&nbspс&nbspдругими&nbspвидами&nbspучебных&nbspдействий&nbspи&nbspобщей&nbspлогикой&nbspвозрастного&nbspразвития&nbsp[43].&nbsp

Выделяют&nbspследующие&nbspфункции&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbsp[44]:&nbsp

1.&nbspОбеспечение&nbspвозможностей&nbspобучающегося&nbspсамостоятельно&nbspосуществлять&nbspдеятельность&nbspучения,&nbspставить&nbspучебные&nbspцели,&nbspискать&nbspи&nbspисправлять&nbspнеобходимые&nbspсредства&nbspи&nbspспособы&nbspих&nbspдостижения,&nbspконтролировать,&nbspоценивать&nbspпроцесс&nbspи&nbspрезультат&nbspдеятельности;&nbsp

2.&nbspСоздание&nbspусловий&nbspдля&nbspгармоничного&nbspразвития&nbspличности&nbspи&nbspее&nbspсамореализации&nbspна&nbspоснове&nbspготовности&nbspк&nbspнепрерывному&nbspобразованию.&nbsp

Концепция&nbspформирования&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspпредставлена&nbspв&nbspФедеральном&nbspгосударственном&nbspобразовательном&nbspстандарте,&nbspметодологической&nbspосновой&nbspсоздания&nbspкоторого&nbspявляется&nbspсистемно-деятельностный&nbspподход.&nbspНа&nbspданный&nbspмомент&nbspсогласно&nbspтребованиям&nbspФГОС&nbspуниверсальные&nbspучебные&nbspдействия&nbspявляются&nbspведущими&nbspпланируемыми&nbspрезультатами&nbspобучения&nbspи&nbspспособствуют&nbspразвитию&nbspумений,&nbspнавыков,&nbspкомпетентностей,&nbspсоздают&nbspусловия&nbspдля&nbspразвития&nbspи&nbspсамореализации&nbspличности.&nbspАсмоловым&nbspА.Г.&nbspбыли&nbspвыделены&nbspчетыре&nbspгруппы&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий,&nbspк&nbspкоторым&nbspотносятся&nbsp[6]:&nbsp

–&nbspличностные&nbsp(обеспечивающие&nbspценностно-смысловую&nbspориентацию&nbspобучающихся);&nbsp

–&nbspрегулятивные&nbsp(обеспечивающие&nbspобучающимся&nbspорганизацию&nbspсвоей&nbspучебной&nbspдеятельности);&nbsp

–&nbspпознавательные&nbsp(включающие&nbspобщеучебные,&nbspлогические,&nbspзнаковосимволические&nbspдействия,&nbspа&nbspтакже&nbspпостановку&nbspи&nbspрешения&nbspпроблемы);&nbsp

–&nbspкоммуникативные&nbsp(обеспечивающие&nbspсоциальную&nbspкомпетентность&nbspобучающихся,&nbspумение&nbspстроить&nbspпродуктивное&nbspвзаимодействие&nbspи&nbspсотрудничество&nbspсо&nbspсверстниками&nbspи&nbspвзрослыми).&nbsp

Проблема&nbspразвития&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspнашла&nbspотражение&nbspв&nbspисследованиях&nbspА.Г.&nbspАсмолова,&nbspА.Ф.&nbspАнуфриева,&nbspВ.В.&nbspДавыдова,&nbspЕ.В.&nbspКоротаева,&nbspС.Н.&nbspКостроминой,&nbspО.А.&nbspЯшнова&nbspи&nbspдругих.&nbspРазличные&nbspаспекты&nbspданной&nbspпроблемы&nbspв&nbspначальной&nbspшколе&nbspполучили&nbspосвещение&nbspв&nbspработах:&nbspС.П.&nbspБаранова,&nbspЛ.И.&nbspБуровой,&nbspИ.А.&nbspГришановой,&nbspА.Ж.&nbspОвчинниковой,&nbspГ.А.&nbspЦукерман&nbspи&nbspдр.&nbspОднако,&nbspпрактика&nbspпоказывает,&nbspчто&nbspбольшинство&nbspобучающихся&nbspиспытывают&nbspтрудности&nbspкоммуникативного&nbspхарактера,&nbspпоэтому&nbspодной&nbspиз&nbspосновных&nbspзадач&nbspначального&nbspобразования&nbspявляется&nbspсоздание&nbspблагоприятных&nbspусловий&nbspдля&nbspразвития&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий.&nbspСледовательно,&nbspвозникает&nbspнеобходимость&nbspв&nbspих&nbspтеоретическом&nbspосмыслении&nbspи&nbspпоиске&nbspпутей&nbspих&nbspразвития&nbsp[19].

Коммуникативные&nbspуниверсальные&nbspучебные&nbspдействия&nbspпредставляют&nbspсобой&nbspдействия,&nbspобеспечивающие&nbspсоциальную&nbspкомпетентность&nbspи&nbspсознательную&nbspориентацию&nbspобучающихся&nbspна&nbspпозиции&nbspдругих&nbspлюдей,&nbspумение&nbspслушать&nbspи&nbspвступать&nbspв&nbspдиалог,&nbspучаствовать&nbspв&nbspколлективном&nbspобсуждении&nbspпроблем,&nbspстроить&nbspпродуктивное&nbspвзаимодействие&nbspи&nbspсотрудничество&nbspсо&nbspсверстниками&nbspи&nbspвзрослыми&nbsp[19].&nbsp

В&nbspгруппу&nbspкоммуникативных&nbspдействий&nbspвходят:&nbsp

–&nbspречевые&nbspдействия&nbspкак&nbspсредства&nbspрегуляции&nbspсобственной&nbspдеятельности&nbspобучающихся.&nbspК&nbspэтим&nbspдействиям&nbspотносится&nbspречевое&nbspотображение&nbspчувств,&nbspмыслей,&nbspсодержание&nbspсовершаемых&nbspдействий&nbspв&nbspвиде&nbspсоциализированной&nbspречи&nbspили&nbspвнутренней&nbspречи;&nbsp

–&nbspпроектирование&nbspучебного&nbspсотрудничества&nbspсо&nbspсверстниками&nbspи&nbspпедагогическими&nbspработниками,&nbspкоторое&nbspзаключает&nbspв&nbspсебе&nbspопределение&nbspцели&nbspи&nbspспособов&nbspвзаимодействия,&nbspспособность&nbspбрать&nbspответственность&nbspза&nbspорганизацию&nbspсовместной&nbspдеятельности,&nbspумение&nbspс&nbspпомощью&nbspвопросов&nbspизвлекать&nbspнедостающую&nbspинформацию,&nbspумение&nbspразрешать&nbspразногласия&nbspв&nbspходе&nbspвзаимодействия,&nbspконтроль,&nbspоценка,&nbspкоррекция&nbspэтапов&nbspсотрудничества;&nbsp

–&nbspспособность&nbspдействовать&nbspс&nbspучетом&nbspпозиции&nbspпартнера&nbspпо&nbspкоммуникации.&nbspДанная&nbspспособность&nbspвключает&nbspв&nbspсебя&nbspпредставление&nbspо&nbspвозможности&nbspсуществования&nbspразличных&nbspточек&nbspзрения,&nbspумение&nbspубедительно&nbspобосновать&nbspсвою&nbspпозицию&nbspв&nbspрассматриваемом&nbspвопросе,&nbspанализируя&nbspразные&nbspточки&nbspзрения&nbspприходить&nbspк&nbspединому&nbspвыводу;&nbsp

–&nbspумение&nbspправильно&nbspвыстроить&nbspобщение&nbspс&nbspпартнером&nbspпо&nbspсовместной&nbspдеятельности.&nbspК&nbspэтому&nbspкоммуникативному&nbspдействию&nbspотносятся&nbspтакие&nbspумения&nbspкак,&nbspумение&nbspполно&nbspи&nbspточно&nbspвыражать&nbspсвои&nbspмысли,&nbspиспользуя&nbspпри&nbspэтом&nbspмонологические&nbspи&nbspдиалогические&nbspформы&nbspречи&nbspв&nbspсоответствии&nbspс&nbspсинтаксическими&nbspи&nbspграмматическими&nbspнормами&nbspязыка,&nbspумение&nbspпредоставить&nbspсодержание&nbspв&nbspустной&nbspи&nbspписьменной&nbspформе;&nbsp

–&nbspумение&nbspвыстраивать&nbspсотрудничество&nbspи&nbspвзаимодействие&nbspсогласно&nbspморально-этическим&nbspи&nbspпсихологическим&nbspпринципам.&nbspПод&nbspэтим&nbspумением&nbspподразумевается&nbspуважительное&nbspотношение&nbspк&nbspпартнёру&nbspпо&nbspсотрудничеству&nbspи&nbspк&nbspего&nbspточке&nbspзрения,&nbspстремление&nbspустанавливать&nbspотношения,&nbspоснованные&nbspна&nbspдоверии,&nbspвзаимопонимании&nbspи&nbspэмпатии.&nbsp

Коммуникативные&nbspуниверсальные&nbspучебные&nbspдействия&nbspзанимают&nbspособенное&nbspместо&nbspв&nbspкомплексе&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий,&nbspтак&nbspкак&nbspименно&nbspот&nbspспособности&nbspадекватно&nbspвоспринимать&nbspинформацию,&nbspумение&nbspработать&nbspс&nbspразными&nbspвидами&nbspинформации,&nbspобладанием&nbspкоммуникативных&nbspнавыков&nbspзависит&nbspне&nbspтолько&nbspучебная&nbspдеятельность&nbspмладшего&nbspшкольника,&nbspно&nbspи&nbspуспешность&nbspво&nbspвсей&nbspего&nbspпоследующей&nbspжизни.&nbsp

Федеральный&nbspгосударственный&nbspобразовательный&nbspстандарт&nbspначального&nbspобщего&nbspобразования&nbsp(ФГОС&nbspНОО)&nbspпредлагает&nbspпредставлять&nbspсодержание&nbspи&nbspструктуру&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspследующими&nbspтремя&nbspосновными&nbspаспектами&nbspкоммуникативной&nbspдеятельности&nbsp[50]:&nbsp

1.&nbspКоммуникация&nbspкак&nbspвзаимодействие&nbspнаправлена&nbspна&nbspучёт&nbspпозиции&nbspсобеседника.&nbsp

2.&nbspКоммуникация&nbspкак&nbspкооперация&nbsp(сотрудничество).&nbspГлавным&nbspявляется&nbspсогласование&nbspусилий&nbspпо&nbspдостижению&nbspобщей&nbspцели,&nbspорганизации&nbspи&nbspосуществлению&nbspсовместной&nbspдеятельности,&nbspа&nbspнеобходимой&nbspпредпосылкой&nbspдля&nbspэтого&nbspслужит&nbspориентация&nbspна&nbspпартнера&nbspпо&nbspдеятельности.&nbsp

3.&nbspКоммуникация&nbspкак&nbspусловие&nbspинтериоризации&nbspобразуют&nbspкоммуникативно-речевые&nbspдействия,&nbspслужащие&nbspсредством&nbspпередачи&nbspинформации&nbspдругим&nbspлюдям.&nbsp

Асмолов&nbspА.Г.&nbspотносит&nbspк&nbspкоммуникативным&nbspуниверсальным&nbspучебным&nbspдействиям&nbsp[1]:&nbsp

–&nbspумение&nbspспланировать&nbspучебное&nbspсотрудничество&nbspс&nbspучителем&nbspи&nbspодноклассниками,&nbspчто&nbspвключает&nbspпостановку&nbspцели,&nbspспособов&nbspвзаимодействия,&nbspфункций&nbspучастников;&nbsp

–&nbspпостановку&nbspвопросов,&nbspкоторые&nbspнаправленны&nbspна&nbspсотрудничество&nbspпри&nbspпоиске&nbspи&nbspсборе&nbspинформации;&nbsp

–&nbspразрешение&nbspконфликтных&nbspситуаций,&nbspто&nbspесть,&nbspраскрытие&nbspпроблемы,&nbspпоиск&nbspи&nbspоценка&nbspальтернативных&nbspспособов&nbspразрешения&nbspконфликта,&nbspпринятие&nbspрешения&nbspи&nbspих&nbspреализацию;&nbsp

–&nbspуправление&nbspповедением&nbspпартнера,&nbspвключающего&nbspконтроль,&nbspкоррекцию&nbspи&nbspоценку&nbspего&nbspдействий;&nbspумение&nbspдостаточно&nbspполно&nbspи&nbspточно&nbspвыражать&nbspсвои&nbspмысли&nbspв&nbspсоответствии&nbspс&nbspзадачами&nbspи&nbspусловиями&nbspкоммуникации;&nbspвладение&nbspмонологической&nbspи&nbspдиалогической&nbspформами&nbspречи&nbspв&nbspсоответствии&nbspс&nbspграмматическими&nbspи&nbspсинтаксическими&nbspнормами&nbspродного&nbspязыка.&nbsp

Следовательно,&nbspкоммуникативные&nbspуниверсальные&nbspучебные&nbspдействия&nbsp(А.Г.&nbspАсмолов)&nbsp-&nbspэто&nbspдействия,&nbspобеспечивающие&nbspсоциальную&nbspкомпетентность&nbspи&nbspсознательную&nbspориентацию&nbspучащихся&nbspна&nbspпозиции&nbspдругих&nbspлюдей,&nbspумение&nbspслушать&nbspи&nbspвступать&nbspв&nbspдиалог,&nbspучаствовать&nbspв&nbspколлективном&nbspобсуждении&nbspпроблем,&nbspстроить&nbspпродуктивное&nbspвзаимодействие&nbspи&nbspсотрудничество&nbspсо&nbspсверстниками&nbspи&nbspвзрослыми&nbsp[1].

С.А.&nbspТюрикова&nbspвыделяет&nbspструктуру&nbspкоммуникативных&nbspучебных&nbspдействий,&nbspкоторая&nbspможет&nbspвключать&nbspв&nbspсебя&nbspследующие&nbspкомпоненты&nbsp[49]:&nbsp

1.&nbspКогнитивный&nbspкомпонент,&nbspкоторый&nbspпредполагает&nbspпредставления&nbspмладших&nbspшкольников&nbspо&nbspвозможных&nbspвидах&nbspкоммуникации&nbsp(на&nbspродном&nbspи&nbspиностранном&nbspязыках,&nbspопосредованной&nbspи&nbspнепосредственной,&nbspустной&nbspи&nbspписьменной,&nbspречевой&nbspи&nbspнеречевой).&nbsp

2.&nbspАксиологический&nbspкомпонент&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspмотивы&nbspи&nbspцели&nbspкоммуникации,&nbspк&nbspкоторым&nbspможно&nbspотнести:&nbspинформационный&nbspзапрос,&nbspобмен&nbspинформацией,&nbspпрезентацию,&nbspубеждение,&nbspмотивированный&nbspотказ,&nbspэмоциональное&nbspсамовыражение.&nbsp

3.&nbspИнтерактивный&nbspкомпонент&nbspвключает&nbspуниверсальные&nbspи&nbspпредметные&nbspкоммуникативные&nbspдействия,&nbspа&nbspтакже&nbspспособы&nbspкоммуникации:&nbspдиалог,&nbspмонолог,&nbspвысказывание,&nbspсообщение,&nbspдискуссия,&nbspвопрос,&nbspдиспут,&nbspвыступление,&nbspаргументация,&nbspотрицание,&nbspтелефонный&nbspразговор,&nbspписьмо,&nbspSMS,&nbspтелеграмма.&nbsp

4.&nbspЭмпирический&nbspкомпонент&nbspпредполагает&nbspрефлексию&nbspкоммуникации&nbspна&nbspоснове&nbspсодержания,&nbspкоррекции&nbspспособов&nbspи&nbspоценки&nbspдостижения&nbspцели&nbspкоммуникации.&nbsp

Развивать&nbspкоммуникативные&nbspуниверсальные&nbspучебные&nbspдействия&nbspнеобходимо&nbspна&nbspвсех&nbspуровнях&nbspобразования,&nbspначиная&nbspеще&nbspс&nbspдошкольной&nbspобразовательной&nbspорганизации.&nbspСогласно&nbspФедеральному&nbspгосударственному&nbspобразовательному&nbspстандарту&nbspдошкольного&nbspобразования&nbspсуществуют&nbspопределенные&nbspцелевые&nbspориентиры,&nbspна&nbspэтапе&nbspзавершения&nbspданного&nbspэтапа&nbsp(к&nbsp7&nbspгодам)&nbsp[16]:&nbsp

–&nbspобучающийся&nbspобладает&nbspустановкой&nbspположительного&nbspотношения&nbspк&nbspдругим&nbspлюдям&nbspи&nbspсамому&nbspсебе;&nbspактивно&nbspвзаимодействует&nbspсо&nbspсверстниками&nbspи&nbspвзрослыми,&nbspучаствует&nbspв&nbspсовместных&nbspиграх;&nbsp

–&nbspспособен&nbspдоговариваться,&nbspучитывать&nbspинтересы&nbspи&nbspчувства&nbspдругих,&nbspсопереживать&nbspнеудачам&nbspи&nbspрадоваться&nbspуспехам&nbspдругих,&nbspадекватно&nbspпроявляет&nbspсвои&nbspчувства,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspчувство&nbspверы&nbspв&nbspсебя,&nbspстарается&nbspразрешать&nbspконфликты;&nbsp

–&nbspобучающийся&nbspдостаточно&nbspхорошо&nbspвладеет&nbspустной&nbspречью,&nbspможет&nbspвыражать&nbspсвои&nbspмысли&nbspи&nbspжелания,&nbspможет&nbspиспользовать&nbspречь&nbspдля&nbspвыражения&nbspсвоих&nbspмыслей,&nbspчувств&nbspи&nbspжеланий,&nbspпостроения&nbspречевого&nbspвысказывания&nbspв&nbspситуации&nbspобщения,&nbspможет&nbspвыделять&nbspзвуки&nbspв&nbspсловах,&nbspу&nbspребёнка&nbspскладываются&nbspпредпосылки&nbspграмотности.&nbsp

Данные&nbspположения&nbspсвидетельствуют&nbspо&nbspнеобходимости&nbspразвития&nbspпредпосылок&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspеще&nbspв&nbspдошкольном&nbspдетстве&nbspдля&nbspвозможности&nbspосвоения&nbspобразовательной&nbspпрограммы&nbspшколы.&nbsp

От&nbspдальнейшей&nbspсформированности&nbspв&nbspначальной&nbspшколе&nbspуровня&nbspкоммуникативного&nbspразвития&nbspзависит&nbspуспешность&nbspобучения&nbspи&nbspсамореализации&nbspне&nbspтолько&nbspв&nbspшколе,&nbspно&nbspи&nbspв&nbspдальнейшем&nbspпрофессиональном&nbspстановлении&nbspчеловека.&nbspНедостаточное&nbspобщение&nbspсо&nbspвзрослыми&nbspи&nbspусиливающийся&nbspнеконтролируемый&nbspпоток&nbspинформации,&nbspкоторую&nbspне&nbspготов&nbspкритически&nbspоценивать&nbspшкольник,&nbspоказывают&nbspнеблагоприятное&nbspвлияние&nbspна&nbspкоммуникативное&nbspразвитие&nbspдетей.&nbspИменно&nbspпоэтому&nbspособое&nbspвнимание&nbspразвитию&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspуделяют&nbspв&nbspначале&nbspшкольного&nbspобучения&nbsp[16].&nbsp

Н.И.&nbspДереклеева&nbspв&nbspсвоих&nbspработах&nbspуказывает,&nbspчто&nbspкоммуникативные&nbspУУД&nbspвлияют&nbspна&nbspсаморазвитие&nbspшкольника,&nbspкоторое&nbspможно&nbspнаблюдать&nbspв&nbspследующих&nbspаспектах&nbsp[8]:&nbsp

–&nbspобучающий&nbspаспект:&nbspовладение&nbspмладшими&nbspшкольниками&nbspдиалогической&nbspи&nbspмонологической&nbspформами&nbspречи;&nbspумение&nbspобмениваться&nbspзнаниями&nbspвнутри&nbspколлектива&nbspсверстников&nbspдля&nbspпринятия&nbspрезультативных&nbspобщих&nbspрешений;&nbspумение&nbspполучать&nbspс&nbspпомощью&nbspвопросов&nbspнеобходимую&nbspинформацию&nbspи&nbspработать&nbspс&nbspней;&nbspумение&nbspизлагать&nbspмысли&nbspв&nbspустной&nbspи&nbspписьменной&nbspформах;&nbsp

–&nbspразвивающий&nbspаспект:&nbspумение&nbspребенка&nbspпрогнозировать&nbspмнения&nbspдругих&nbspлюдей;&nbspего&nbspспособность&nbspк&nbspсамосознанию&nbspи&nbspрефлексии;&nbsp

–&nbspвоспитательный&nbspаспект:&nbspумение&nbspуважительно&nbspотноситься&nbspк&nbspпартнеру&nbspпо&nbspобщению;&nbspспособность&nbspвзять&nbspинициативу&nbspна&nbspсебя&nbspпри&nbspорганизации&nbspи&nbspпринятии&nbspколлективного&nbspрешения;&nbspумение&nbspадекватно&nbspреагировать&nbspна&nbspмнения&nbspи&nbspнужды&nbspдругих&nbspлюдей;&nbspстремление&nbspдоверять&nbspи&nbspпомогать&nbspдруг&nbspдругу&nbspв&nbspвыполнении&nbspзадания;&nbsp

–&nbspсоциальный&nbspаспект:&nbspумение&nbspпонимать&nbspи&nbspадекватно&nbspреагировать&nbspна&nbspмнения,&nbspне&nbspсовпадающих&nbspс&nbspличной&nbspточкой&nbspзрения&nbspобучающихся;&nbspпонимание&nbspи&nbspосознание&nbspсуществования&nbspразличных&nbspточек&nbspзрения&nbspи&nbspумение&nbspвыработать&nbspколлективную&nbspпозицию,&nbspобосновать,&nbspдоказать&nbspсвое&nbspмнение;&nbspспособность&nbspорганизовывать&nbspделовые&nbspотношения&nbspи&nbspрезультативное&nbspсотрудничество;&nbspумение&nbspобеспечить&nbspбесконфликтную&nbspколлективную&nbspработы&nbspв&nbspкоманде.&nbsp

Сформированность&nbspкоммуникативных&nbspУУД&nbspопределяют&nbspкоммуникативную&nbspуспешность&nbspмладшего&nbspшкольника.&nbspВ&nbspнаучной&nbspработе&nbspО.А.&nbspКойкова&nbspвыделяются&nbspследующие&nbspкритерии&nbspкоммуникативной&nbspуспешности&nbsp[17]:&nbsp

–&nbspкогнитивный&nbsp–&nbspспособность&nbspопределять&nbspсобственные&nbspзатруднения&nbspв&nbspкоммуникативной&nbspсфере;&nbsp

–&nbspповеденческий&nbsp–&nbspспособность&nbspуправлять&nbspсвоим&nbspповедением&nbspдля&nbspсоздания&nbspблагоприятной&nbspкоммуникацией;&nbsp

–&nbspэмотивный&nbsp–&nbspспособность&nbspуправлять&nbspсобственным&nbspэмоциональным&nbspсостоянием.

Специально&nbspорганизуя&nbspучебное&nbspсотрудничество,&nbspможно&nbspуспешно&nbspформировать&nbspу&nbspучащихся&nbspкоммуникативные&nbspУУД,&nbspс&nbspнаиболее&nbspвысокими&nbspпоказателями&nbspи&nbspв&nbspнаиболее&nbspшироком&nbspспектре.&nbspВ&nbspчисло&nbspосновных&nbspкомпонентов&nbspорганизации&nbspсотрудничества&nbspвходят:

1.&nbspРаспределение&nbspролей&nbspи&nbspобязанностей&nbspв&nbspгруппе.

2.&nbspОбмен&nbspспособами&nbspдействия&nbspдля&nbspполучения&nbspпродукта&nbspсовместной&nbspработы.

3.&nbspВзаимопонимание,&nbspобеспечивающее&nbspустановление&nbspсоответствия&nbspсобственного&nbspдействия&nbspи&nbspего&nbspпродукта&nbspи&nbspдействия&nbspдругого&nbspучастника,&nbspвключенного&nbspв&nbspдеятельность.

4.&nbspКоммуникация&nbsp(т.е.&nbspобщение),&nbspкоторая&nbspобеспечивает&nbspреализацию&nbspпроцесса&nbspраспределения,&nbspобмена&nbspинформацией&nbspи&nbspвзаимопонимания.

5.&nbspПланирование&nbspобщего&nbspспособа&nbspработы,&nbspкоторое&nbspосновывается&nbspна&nbspпредвидении&nbspи&nbspопределении&nbspучастниками&nbspадекватных&nbspзадаче&nbspусловий&nbspпротекания&nbspдеятельности,&nbspи&nbspсоставление&nbspплана&nbspработы.

6.&nbspРефлексия,&nbspкоторая&nbspобеспечивает&nbspпреодоление,&nbspотносительно&nbspобщих&nbspсхем&nbspдеятельности,&nbspограничений&nbspсобственного&nbspдействия.&nbspБлагодаря&nbspрефлексии&nbspустанавливается&nbspотношение&nbspучастника&nbspк&nbspсобственному&nbspдействию,&nbspза&nbspсчет&nbspчего&nbspобеспечивается&nbspизменение&nbspэтого&nbspдействия&nbspв&nbspотношении&nbspсодержания&nbspи&nbspформы&nbspсовместной&nbspдеятельности.

Анализ&nbspпсихолого-педагогической&nbspлитературы&nbspпоказал,&nbspчто:

Коммуникативные&nbspуниверсальные&nbspучебные&nbspдействия&nbspявляются&nbspодним&nbspиз&nbspвидов&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий,&nbspкоторый&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspдействия,&nbspобеспечивающие&nbspсоциальную&nbspкомпетентность&nbspи&nbspсознательную&nbspориентацию&nbspучащихся&nbspна&nbspпозиции&nbspдругих&nbspлюдей,&nbspумение&nbspслушать&nbspи&nbspвступать&nbspв&nbspдиалог,&nbspучаствовать&nbspв&nbspколлективном&nbspобсуждении&nbspпроблем,&nbspстроить&nbspпродуктивное&nbspвзаимодействие&nbspи&nbspсотрудничество&nbspсо&nbspсверстниками&nbspи&nbspвзрослыми.&nbspСформированность&nbspкоммуникативных&nbspуниверсальных&nbspучебных&nbspдействий&nbspопределяют&nbspкоммуникативную&nbspуспешность&nbspмладшего&nbspшкольника,&nbspее&nbspкритерии:&nbspкогнитивный,&nbspповеденческий,&nbspэмотивный.

Психологическая&nbspсущность&nbspформирования&nbspпознавательных&nbspумений&nbspмладших&nbspшкольников&nbspзаключается&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspработа&nbspв&nbspэтом&nbspнаправлении&nbspтребует&nbspцеленаправленного&nbspвоздействия&nbspна&nbspсознание,&nbspчувства&nbspи&nbspповедение.&nbspСпециально&nbspорганизуя&nbspучебное&nbspсотрудничество,&nbspможно&nbspуспешно&nbspформировать&nbspу&nbspучащихся&nbspкоммуникативные&nbspУУД,&nbspс&nbspнаиболее&nbspвысокими&nbspпоказателями&nbspи&nbspв&nbspнаиболее&nbspшироком&nbspспектре.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы