Экономика Дипломная работа (колледж/техникум) Экономические науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Проблемы развития розничного банковского кредитования в России и тенденции его развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЗНИЧНОГО БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ 6
1.1. Понятие и сущность розничного банковского кредитования 6
1.2. Классификация розничного банковского кредитования 10
1.3. Тенденции развития розничного банковского кредитования в РФ 14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РОЗНИЧНОГО БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России» 19
2.2. Анализ динамики и структуры розничного банковского кредитования ПАО «Сбербанк России» 24
2.3. Оценка эффективности розничного банковского кредитования ПАО «Сбербанк России» 31
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОЗНИЧНОГО БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 36
3.1. Перспективы развития розничного банковского кредитования в России 36
3.2. Проблемы и направления совершенствования розничного кредитования в ПАО «Сбербанк России» 42
3.3. Экономическая эффективность совершенствования розничного кредитования в ПАО «Сбербанк России» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

 

  

Введение:

 

Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что особое место в системе финансово-кредитных отношений занимает кредитование физических лиц. Достаточно часто кредитование населения отождествляют с розничным кредитованием и объясняют способностью таких кредитов удовлетворять потребности индивидов в товарах и услугах. К розничным относят кредиты гражданам, объектом кредитования которых являются текущие и капитальные расходы, связанные с конечным потреблением. С развитием рыночных отношений в сфере розничного кредитования активизировали деятельность кредитные союзы, торговые организации, ломбарды, кредитные кооперативы, кассы взаимопомощи, строительные общества. Однако ресурсный потенциал банков, специализирующихся на аккумулировании денежных средств населения, обеспечивает им лидирующее положение в сфере кредитования физических лиц. Расширение предложения товаров и услуг, увеличение строительства жилья, снижение инфляции и процентных ставок, рост денежных доходов граждан в период экономического подъема создали благоприятные условия для развития кредитования граждан Российской Федерации.
Актуальность темы исследования обусловлена также необходимостью совершенствования организации банковского розничного кредитования. Развитие кредитования физических лиц происходит параллельно с развитием банковской системы России и играет одну из важных функций в развитии цивилизованных отношений на рынке финансового обеспечения и потребления. С точки зрения банковского учреждения, привлекает внимание тот факт, что стремительное увеличение объемов кредитования населения, которое обусловлено растущим спросом на такой вид кредитов, сопровождается ростом рисков по указанным операциям и несет угрозу финансовой стабильности банковской системы России. В этом контексте совершенствования организации процесса кредитования имеет теоретическое и практическое значение. С учетом этого есть потребность в более детальном теоретическом и методическом исследовании данного вида банковских кредитных операций.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ проблем развития розничного банковского кредитования в России и тенденции его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть понятие и сущность розничного банковского кредитования;
 раскрыть классификацию розничного банковского кредитования;
 выявить тенденции развития розничного банковского кредитования в РФ;
 провести организационно-экономическую характеристику ПАО «Сбербанк России»;
 осуществить анализ динамики и структуры розничного банковского кредитования ПАО «Сбербанк России»;
 провести оценку эффективности розничного банковского кредитования ПАО «Сбербанк России»;
 выявить перспективы развития розничного банковского кредитования в России;
 определить проблемы и направления совершенствования розничного кредитования в ПАО «Сбербанк России»;
 осуществить расчет экономической эффективности совершенствования розничного кредитования в ПАО «Сбербанк России».
Объектом исследования выступает коммерческий банк ПАО «Сбербанк России».
Предметом исследования является розничное кредитование в ПАО «Сбербанк России».
При написании работы использованы следующие методы исследования монографический, аналитический, логический, анализ, синтез. Они были направлены на рассмотрение теоретических основ розничного банковского кредитования, на анализ и оценку эффективности розничного банковского кредитования ПАО «Сбербанк России», на разработку направлений совершенствования розничного банковского кредитования в ПАО «Сбербанк России».
Информационной базой для написания работы послужили научные публикации, материалы статей отечественных и зарубежных учёных, размещённые в периодических изданиях и сети Интернет по исследуемым проблемам. Эмпирическая база исследования включила материалы Росстата, управленческую и финансовую отчётность ПАО «Сбербанк России».
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. В 1-ой главе рассматриваются теоретические основы розничного банковского кредитования. Во 2-ой главе проведен анализ эффективности розничного банковского кредитования в банке ПАО «Сбербанк России». В 3-ей главе проведена разработка рекомендаций по развитию розничного банковского кредитования в банке ПАО «Сбербанк России». В заключении сделаны выводы и разработаны практические рекомендации по совершенствованию розничного кредитования в банке.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней отдельные разделы работы могут быть использованы в качестве лекционного материала, а основные выводы и рекомендации – могут быть использованы ПАО «Сбербанк России», а также рядом других учреждений банковской сферы при разработке и реализации ими розничного кредитования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
Розничное кредитование в банке – это продажи банковских продуктов и услуг физическим лицам. Под розничным кредитом стоит понимать денежные средства, предоставляемые банком физическому лицу для покупки товаров или оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, на условиях возвратности, возмездности, срочности.
Розничные кредиты можно классифицировать по различным критериям: по обеспечению; по методу погашения; по условиям предоставления; по целевой направленности ссуд; по срокам кредитования; по способу оценки кредитоспособности. Бывают такие формы розничных кредитов: целевой и нецелевой розничный кредит для личных нужд, автокредит, ипотечный кредит, кредит на обучение, на лечение, на отпуск и т.д.
Необходимо отметить, что рынок розничного кредитования в России растет, и спрос у физических лиц на банковские продукты увеличивается. Этому способствует снижение процентных ставок по кредитам, увеличиваются потребности населения на новые товары, автомобили, жилье. Однако имеющаяся кредитная нагрузка на физические лица, может привести к риску своевременной неуплаты кредитов, а на макроуровне: к закредитованности населения: наличие у одного заемщика нескольких кредитов, и перекредитование может стать единственным способом погасить задолженность. В этой связи кредитным организациям необходимо не только более детально изучать кредитные истории каждого клиента, но и прорабатывать индивидуальные программы кредитования.
ПАО «Сбербанк России» – это современный универсальный коммерческий банк, который удовлетворяет потребности разных групп клиентов в самом широком спектре банковских услуг и который является лидером банковского рынка России. Сбербанк России обслуживает юридических и физических лиц, в том числе предприятия малого и среднего бизнеса, крупные корпорации, а также государственные предприятия, муниципалитеты и субъекты РФ. Услугами Сбербанка пользуются около 1 млн. предприятий и более 100 млн. физических лиц (более 70% населения Российской Федерации) и (из 4,5 млн. юридических лиц РФ). Чистая прибыль ПАО «Сбербанк России» за 2017-2019 гг. выросла на 12,9% или на 96,3 млрд. руб. и составила в 2019 г. 845 млрд. руб.
За 2017-2019 г. объем выданных ПАО «Сбербанк России» розничных кредитов вырос на 99,5% с 968 млрд. руб. в 2017 г. до 1931 млрд. руб. в 2019 г. В ПАО «Сбербанк России» существует 5 видов розничного кредита: «Кредит на любые цели», «Кредит с поручителем для молодежи и пенсионеров», «Рефинансирование кредитов», «Кредит для клиентов, ведущих личное подсобное хозяйство» и «Кредит на образование с господдержкой». В роли обеспечения по кредиту в зависимости от параметров кредита и кредитного продукта ПАО «Сбербанк России», клиент может оформить залог недвижимости или автомобиля, поручительство физического лица. К преимуществам розничного кредитования ПАО «Сбербанк России» можно отнести получение кредита в евро, долларах США или российских рублях; процентные ставки ниже рыночных; выбор заемщиком обеспечения по кредиту; наличие возможности досрочного погашения; отсутствие страхования жизни; возможность погашение кредита в каком угодно филиале, а также круглосуточно через банкоматы банка и услугу «Сбербанк онлайн» без уплаты комиссий.
В 2017-2019 гг., не смотря на улучшение общих показателей деятельности ПАО «Сбербанк России» наблюдается снижение эффективности розничного кредитования. За 2017-2019 гг. вклад задолженности в розничных кредитах ПАО «Сбербанк России» вырос на 1,2% и составил в 2019 г. 4,4%. За 2017-2019 гг. отношение чистой прибыли к объему розничных кредитов ПАО «Сбербанк России» снизилось на 33,6 % и составило в 2019 г. 43,8%.
Для совершенствование розничного кредитования в ПАО «Сбербанк России» предлагаем следующие мероприятия:
 внедрить во всех филиалах ПАО «Сбербанк России» должность риск-менеджера розничного кредитования;
 внедрить в ПАО «Сбербанк России» организационную структуру проведения кредитных операций банка, которая состоит из трех блоков: фронт, мидл и бэк офисов.;
 внедрить в ПАО «Сбербанк России» новую систему мотивации сотрудников отдела кредитования физлиц. Для работников бэк-офиса и мидл-офиса ПАО «Сбербанк России» целесообразно установить фиксированный размер заработной платы с выплатой премии по результатам деятельности банка ежеквартально и по годовому итогу;
 внедрить в ПАО «Сбербанк России» новую систему автоматизированной оценки надежности заемщиков физлиц.
В результате внедрения риск-менеджера розничного кредитования в филиалах ПАО «Сбербанк России» банк получит дополнительный доход в размере 244690 тыс. руб. Эффективность мер по внедрения риск-менеджера розничного кредитования в филиалах ПАО «Сбербанк России» составит 36,6%. Благодаря внедрению новой модели организации кредитной деятельности кредитной деятельности Сбербанка России в рамках совершенствования управления рисками в области розничного кредитования потери ПАО «Сбербанк России» сократятся на 386200 тыс. руб. Благодаря совершенствованию мотивации сотрудников кредитного отдела потери от рисков розничного кредитования ПАО «Сбербанк России» сократятся на 193100 тыс. руб. Благодаря внедрении новой системы оценки заемщиков физических лиц потери от рисков розничного кредитования ПАО «Сбербанк России» сократятся на 15% или на 579300 тыс. руб.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЗНИЧНОГО БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

1.1. Понятие и сущность розничного банковского кредитования

По мнению Р.И. Рафикова, анализ существующих в экономической литературе определений кредита позволяет сделать вывод о том, что наиболее удачной является характеристика кредита как отношение, связанные с поворотным предоставлением ресурсов и погашением возникающих в связи с этим обязанностей [31, с. 849]. Ценность ее заключается в том, что реально охватывает все виды кредитных отношений.
По мнению А.И. Лаврушина, основой кредита является возвратность, которая независимо от стадии движения одолженной стоимости выступает общим свойством кредита. В процессе анализа кругооборота одолженной стоимости видно, что возвратность охватывает все стадии движения кредита. Возвратность выражает двусторонний процесс и важен как для кредитора, так и для заемщика [27, с. 184].
По нашему мнению, наиболее правильное определение сущности кредита, характеризует ее как передачу кредитором ссуженной стоимости заемщику для использования на началах возвратности и в интересах общественных потребностей для поддержания непрерывного кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации продуктов производства, приобретает особое значение в рыночных условиях.
Сфера розничного кредитования имеет свою специфику, обусловленную экономическими, правовыми, технологическими, налоговыми и социальными аспектами кредитования физических лиц [20, с. 314].
Термин «кредитование частных лиц (клиентов)» достаточно часто используется в банковской практике, если информация касается личного, индивидуального кредитования и владения приобретенным имуществом. Данный подход соответствует международной банковской практике, где выделяются кредиты корпоративным и частным лицам.
С позиции розничного кредита как формы кредитных отношений и сферы кредитной деятельности, кредиты населению раскрываются как совокупность персональных ссуд, предоставляемых физическому лицу для личного пользования или ведения домашнего хозяйства, но не для финансирования предпринимательской деятельности.
Кроме того, в банковской практике встречается такой вариант понимания кредитования физических лиц, как «розничное кредитование», или ритейл. В переводе с английского термин «retailing» означает «розничная торговля». В рамках российского законодательства (п. 1 ст. 492 ГК РФ) продажа товаров в розницу определяется как деятельность, связанная с куплей-продажей товаров и с оказанием услуг покупателям для личного, семейного, домашнего и иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью [2].
По мнению Н.Р Садыкова, квалификация розничного кредита только как розничного означает, что «кредитование физических лиц учитывается лишь как способ текущего удовлетворения потребностей человека в товарах и услугах, в ходе которого кредитные деньги выступают в качестве средства платежа, но не рассматриваются как инструмент развития индивида в целях достижения им общественно значимых результатов» [33, с. 288].
Раскрывая сущностные свойства кредита, его обычно определяют, как экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости. Кредит для физических лиц – это экономические отношения между кредитором и заемщиком – физическим лицом по поводу возвратного движения стоимости, имеющего непроизводительный характер.
Кредитование вообще и кредитование физических лиц, в частности, представляет собой сложный экономический процесс, организация которого осуществляется на основе учета базовых принципов, отражающих специфику движения кредита. Таким образом, принципы кредитования физических лиц отражают сущность кредита, а также требования объективных экономических законов в сфере кредитных отношений.
Принципы кредитования физических лиц в законодательных актах Российской Федерации представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Принципы кредитования физических лиц в законодательных актах Российской Федерации [2, 3, 10, 11]
Источник Определение
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) Статья 819, п. 1 По кредитному договору… заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее
Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О розничном кредите (займе)» (ред. от 03.07.2016) розничный кредит (заем) – денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – договор розничного кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.
Указ Президента Российской Федерации «О жилищных кредитах» от 10 июня 1994 г. № 1180 Жилищное кредитование осуществляется при соблюдении основных принципов кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, платности, возвратности
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (ред. от 31.12.2017) Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц

В российском законодательстве в настоящее время принципы кредитования физических лиц прямо определены в Федеральном законе от 21.12.2014 № 353-ФЗ «О розничном кредите (займе)».
В сегодняшних условиях кредитные отношения выступают основой и опорой современной экономики, и неотъемлемой частью экономического развития нашей страны. Но, не смотря на то, что развитие кредитных отношений приводит к развитию экономики, в данной сфере есть и отрицательные стороны. Поэтому для того, чтобы грамотно оценить перспективы развития розничного кредита, необходимо проанализировать имеющиеся положительные и отрицательные моменты.
Начнём с плюсов кредитных отношений. Самый важный и глобальный плюс — это, конечно же, стимуляция покупательского спроса, ускорение процесса производства и реализации товаров. Этот фактор сказывается благоприятно для сферы производства. Мелкие и крупные компании могут рассчитывать на получение прибыли от товаров, проданных в кредит. Для компании эта прибыль ничем не отличается от других поступлений, и может быть направлена на любые цели. Таким образом, происходит увеличение объёмов производства каждой конкретной корпорации и, значит, это приводит к увеличению общих показателей по отрасли, в состав которой она входит. Повышение финансовых показателей по отраслям затем способствует росту ВВП и общего развития экономики [33, с. 40].
Далее стоит отметить тот момент, что кредит способствует перераспределению денежных средств. Перераспределительная функция – это одна из основных функций финансов, которая подразумевает передвижение денежных средств между всеми субъектами финансовых отношений и грамотное распределение их по секторам экономики. Помимо основного распределения и перераспределения между секторами экономики, розничный кредит помогает выполнить функцию распределения доходов не только в пространстве, но и во времени, что тоже не маловажно.
Если рассматривать краткосрочный период времени, то именно розничный кредит помогает установить и удерживать баланс между спросом и предложением. Происходит сокращение временного промежутка между возможностью самостоятельно приобрести товар и потребностью в нём.
Особо значимым плюсом, для общего экономического развития страны, является увеличение скорости денежного обращения. Происходит это следующим образом. При оформлении договора о розничном кредитовании свободные денежные средства граждан и их сбережения помещаются в банк, с целью погашения ссуды. Далее банки имеют возможность использовать эти денежные средства и пускать их в оборот для предоставления новых кредитов. С другой стороны, скорость обращения денег увеличивает и тот момент, что приобретение товара или услуги в кредит не предусматривает накопление денег.
И последняя положительная сторона, которую бы мне хотелось отметить, это возможность производителей скоординировать в будущем свои производственные планы, связанные с объёмами производимых товаров и оказываемых услуг. Планы эти строятся на прогнозных данных розничного опроса о возможности и желании приобретать товар в кредит. Соответственно, чем выше будет статистика по желающим вступить с банком в кредитные отношения, тем на большие объемы предприятия будут направлять свои мощности [33, с. 41].
Таким образом, розничное кредитование в банке – это продажи банковских продуктов и услуг физическим лицам. Под розничным кредитом стоит понимать денежные средства, предоставляемые банком физическому лицу для покупки товаров или оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, на условиях возвратности, возмездности, срочности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы