Юриспруденция Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Проблемы производства по уголовным делам в отношение несовершеннолетних обвиняемых

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Место производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обвиняемых 8
1.1 Статус несовершеннолетних обвиняемых 8
1.2 Предмет и пределы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обвиняемых 18
Глава 2 Осуществление производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обвиняемых 26
2.1 Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование преступления 26
2.2 Допрос несовершеннолетних обвиняемых 38
Глава 3 Судебное разбирательство и исполнение приговора в отношении несовершеннолетних обвиняемых 50
3.1 Особенности судебного разбирательства дел несовершеннолетних обвиняемых 50
3.2 Особенности исполнения приговора 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Начало двадцать первого века в России характеризуется геополитическими, экономическими, государственными преобразованиями. Меняется роль человека в обществе и функционировании социально-политической системы. Социально-психологическая адаптация людей к действительности происходит через коррекцию взглядов, ценностных ориентаций, норм поведения в соответствии со стандартами новых взаимоотношений. Несовершеннолетние люди, в силу нестабильности психологических качеств, связанных с возрастными особенностями, находятся в большей зоне риска. Поэтому в настоящее время происходит рост преступности среди детей и подростков. Подростковая преступность с годами помимо количественного роста, приобретает групповой и организованный характер. Вовлечение несовершеннолетних в сферу уголовно-процессуальных правоотношений ставит вопрос предупреждения преступности лиц, не достигших 18 лет, в ряд первоочередных задач общества и государства.
Осознание необходимости формирования специфического подхода с учетом возрастных, моральных, интеллектуальных, физических качеств несовершеннолетних, способствует становлению в России эффективного механизма уголовно- процессуальной защиты детей и подростков.
Производство по уголовным делам несовершеннолетних объединяет в себе как базовые (общие), так и специфические положения досудебного и судебного производства, а это выступает гарантом объективности и многогранности анализа причинных связей, выступающих предпосылками совершения преступного деяния.
Следует отметить вектор развития современного производства в сторону совершенствования законодательства с учетом международного опыта, гарантирует дифференцированный подход к использованию в отношении детей и подростков мер уголовно-процессуального принуждения, а также создает возможности освобождения от уголовной ответственности и наказания путем применения воспитательных мер. Вопрос эффективности предоставления прав и свобод в производстве в отношении несовершеннолетних в последние десятилетие активно приобретает актуальность. Большинство периодических изданий дискутируют по проблемам нивелирования выявленных изъянов в правоприменительной сфере производства по уголовным делам несовершеннолетних. В действительности же определяется низкий уровень анализа и рассмотрения дел с участием детей и подростков, а ежегодный рост преступности этой категории составляет 3,8%.
Научное внимание к проблемам производства по делам о преступлениях несовершеннолетних усиливается с каждым годом. Неоценимый вклад в развитие института производства по делам о преступлениях несовершеннолетних внесли В.К. Вуколов, О.X. Галимов, А.П. Гуськова, Г.Н. Ветрова, Р.3. Еникеев, В.А. Лазарева, В.В. Николюк, В.Т. Очередин, А.П. Рыжаков, Р.С. Хисматуллин.
Отдельные вопросы производства в отношении несовершеннолетних стали предметом исследования диссертаций: И.В. Гецмановой, А.Н. Попова, Д.А. Рогозина, И.С. Семьяновой, С.А. Луговцевой, К.А. Квициния.
Однако, несмотря на такое обилие и разнообразие литературы по проблемам производства в отношении несовершеннолетних, ряд вопросов не находит формальной интерпретации и операционализации. Во-первых, у нас в стране пока издано очень мало фундаментальных научных трудов, монографий, посвященных всестороннему анализу и осмыслению роли психолога и педагога в процессе судебного производства. Имеющиеся работы, как правило, ограничены рамками периодических изданий. Во-вторых, на наш взгляд, еще далеко не достаточно проработаны вопросы о судебных механизмах и, самое главное, о положениях, регламентирующих деятельность суда по применению принудительных мер воспитательного воздействия. Все это обуславливает выбор объекта и предмета данной работы
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает специфика уголовно-процессуальных отношений, формирующаяся в процессе производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы — нормы российского законодательства, регламентирующие производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, включая международные стандарты и положения этой области, практика внедрения перечисленных норм судами общей юрисдикции, позиции Конституционного и Верховного Суда РФ по вопросам производства в отношении несовершеннолетних.
Целью выпускной квалификационной работы выступает комплексный анализ проблем производства по уголовным делам в отношение несовершеннолетних обвиняемых.
Цель выпускной квалификационной работы предопределила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
— раскрыть статус несовершеннолетних обвиняемых;
— изучить предмет и пределы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обвиняемых;
— рассмотреть возбуждение уголовного дела и предварительное расследование преступления;
— проанализировать допрос несовершеннолетних обвиняемых;
— охарактеризовать особенности судебного разбирательства дел несовершеннолетних обвиняемых;
— провести анализ особенностей исполнения приговора.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили международные правовые акты, Конституция РФ , ГК РФ , УК РФ , УПК РФ , конституционные и федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского и зарубежного законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы производства по уголовным делам в отношение несовершеннолетних обвиняемых.
Структурно выпускной квалификационной работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучено место производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обвиняемых.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ осуществления производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обвиняемых
В третьей главе выпускной квалификационной работы изучено судебное разбирательство и исполнение приговора в отношении несовершеннолетних обвиняемых.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Под несовершеннолетним в российском уголовном праве понимается физическое лицо в возрасте от 14 до 18 лет, находящееся на таком уровне психического развития, которое бы позволяло ему в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими.
Чтобы расследование уголовных дел с участием несовершеннолетних было успешным необходимо ответственно подходить к собиранию и изучению данных обстоятельств.
Проанализировав обстоятельства, которые оказывают значительное влияние на несовершеннолетнего при совершении преступления, важно отметить, что очень важно своевременно заметить отклонения в поведении подростка и правильно организовать с ним педагогическую и профилактическую работу, которая может сыграть решающую роль в предотвращении преступлений.
Возбуждение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего имеет свои особенности, которые требуют от следователя или дознавателя установление дополнительных обстоятельств, определяющих принятие соответствующего решения.
Если несовершеннолетний обвиняемый совершил преступление впервые, прокурор имеет право вынести постановление, которое:
– прекращает уголовное преследование с последующим ходатайством об изменении меры воздействия;
– дает несовершеннолетнему право на исправление путем применения меры принудительного воспитательного воздействия.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство направлено на максимальную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
На наш взгляд, рассмотрено достаточно оснований и особенностей предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц, исходя из которых можно сделать несколько точных и достоверных выводов.
Во-первых, знание таких особенностей, которые описаны в данной главе, позволяет более эффективно, достоверно, точно и, главное, на законных основаниях проводить расследование по уголовным делам с участием несовершеннолетних, и более полно реализовывать их права в сфере уголовного процесса, что тоже немаловажно.
Во-вторых, и на наш взгляд это главное, ранее рассмотренные особенности не обозначаю своей главной целью применение к несовершеннолетним уголовной ответственности, они носят характер исправления и осознания лицом, в отношении которого применяется данная норма, поступка, который ими совершен, а так же предупреждение совершения несовершеннолетними уголовно наказуемых деяний.
В-третьих, только учитывая все указанные процессуальные особенности можно не нарушить права несовершеннолетнего и добиться его исправления без применения наказания, а главное — прекращения уголовного преследования в отношении него.
Проведение допроса входит в число базовых и наиболее распространенных следственных действий, производимых стороной обвинения в целях изобличения того или иного лица в совершении общественно опасного преступного посягательства. Без него не обходится ни одно производство по уголовному делу. В соответствии с частью 2 статьи 46 УПК РФ подозреваемый (обвиняемый) должен быть допрошен в течение 24 часов, начинающих течь с момента его фактического задержания. Данное положение указывает на то, что исследуемое процессуальное мероприятие выступает важнейшим средством получения доказательственной информации, производство которого необходимо для дальнейшего движения уголовного дела. Между тем, рассматриваемое следственное действие отличает особая сложность его осуществления. Перед субъектами предварительного расследования стоит задача получить максимально правдивые показания подозреваемого (обвиняемого), соблюдая при этом все конституционные права и свободы последнего.
Следователю, в чьем производстве находится дело с участием несовершеннолетнего, необходимо быть намного внимательнее и тщательнее соблюдать законодательство, чтобы его работа не оказалась напрасной.
Судебный процесс должен быть, по возможности, простым, несложным для восприятия несовершеннолетним подсудимым и присутствующими в зале лицами. Помимо прочего, немаловажное значение имеет психологическая обстановка, в которой происходит судебное разбирательство, а также взаимоотношения, которые устанавливаются при этом между составом суда и подсудимым. Несовершеннолетние подсудимые, как правило, в судебном заседании, воспринимают процедуру судебного разбирательства обостренно. В случае, когда подросток заметит, что состав суда формально, без должного внимания выслушивает его показания, обрывает его на полуслове, не дает возможности подробно объяснить исследуемые обстоятельства, то данное ведение процесса в конечном итоге негативно отразится на эффективности воспитательного воздействия. Элементы отрицательного и неуважительного отношения у него могут длительное время сохраняться не только к тому составу суда, который рассматривал уголовное дело, но и к судьям, которые осуществляют правосудие вообще, ко всей правоохранительной системе в целом.
Решение выявленных в третьей главе работы проблем в обеспечении прав несовершеннолетних осужденных видится в совершенствовании действующего законодательства посредством установления гарантий прав несовершеннолетних осужденных в производстве, предусмотренных гл. 47 УПК РФ.
По итогам проведённого анализа были подвергнуты исследованию базовые и дополнительные правовые нормы, которые определяют специфику производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц, были разобраны теоретические подходы к изучению представителей юридической науки, практические примеры деятельности судебных инстанций, достигнуты цель и сформированные задачи исследования. Обеспечения прав и интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве — это особенная реализация права несовершеннолетнего на защиту, усиленный личностный характер производства, закрытый вид судебного заседания, присутствие законных представителей в производстве, которое также соприкасается с комплексом психологических приемов и процедур, позволяющих вносить воспитательный характер в отношении детей и подростков.
В ходе исследования был определены ряд препятствий, порождаемых неидеальным характером уголовно-процессуального закона и спорностью прочтения ряда норм и положений. Так, законодатель не урегулировал в полной мере применение мер процессуального принуждения в отношении категории несовершеннолетних лиц, определив лишь только общие меры и некоторые особенности отдельных мер пресечения, тем самым дал понять, что все они могут быть применены к подростку. Вследствие этого, необходимо дополнить 50 главу УПК РФ ст. 423 в новой редакции «Меры пресечения, которые могут быть применены в отношении несовершеннолетнего», с пунктами 1) обязательство о явке и приводе; 2) присмотр; 3) домашний арест; 4) заключение под стражу. В отдельной статье (423.1) регламентировать «Основания и условия для избрания мер пресечения несовершеннолетнему», и в последующих статьях раскрыть условия применения перечисленных мер пресечения.
Данная необходимость вытекает и из норм международного права, где подчеркивается значимость правосудия, направленного в первую очередь на обеспечения соизмеримости воздействия мер пресечения, как с характерными особенностями личности несовершеннолетнего, так и с особенностями совершенного ими деяния.
Так же, на наш взгляд, следует изменить и 427 ст. УПК РФ, регламентирующую деятельность суда по применению принудительных мер воспитательного воздействия, а именно:
1. Исключить из ч. 6 ст. 427 УПК РФ указание о возможности прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего подозреваемого;
2. Предусмотреть новый порядок рассмотрения данных дел, что понудит орган предварительного расследования тщательно устанавливать все подлежащие доказыванию обстоятельства, а судам позволит проверять эти обстоятельства;
3. Предписать возможность суду отказать в применении принудительных мер воспитательного воздействия и возвратить дело для производства предварительного расследования, в случае, если он не согласится с выводами органа предварительного расследования о возможности исправления подростка без назначения наказания.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Место производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обвиняемых

1.1 Статус несовершеннолетних обвиняемых

 

Для обеспечения прав несовершеннолетних в настоящее время действует достаточно большое количество нормативно- правовых актов, в том числе и международных («Конвенция ООН о правах ребенка» , «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» , «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)» , ФЗ РФ «О полиции» , УК РФ [3], УПК РФ [4]и т.д
При рассмотрении характеристики международно-правовых актов в сфере обращения с несовершеннолетними правонарушителями, необходимо отметить, что наиболее полно и обосновано, логически последовательно эти вопросы раскрыты в Пекинских правилах. В данном нормативном акте предлагается такое определение понятия «несовершеннолетний», которое можно применить к различным правовым системам.
Несовершеннолетний, согласно Пекинским правилам, — это ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому. Согласно Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Государственная политика достаточно большое внимание уделяет вопросам предупреждения преступлений несовершенно- летних, также не менее приоритетной задачей является охрана интересов несовершеннолетних от преступных посягательств.
Законодатель указал, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати. Нижний возрастной предел определен, исходя из содержания ч.2 ст. 20 УК РФ [3], где указаны составы преступлений, за которые ответственность наступает с четырнадцати лет, а верхний предел (восемнадцать лет) соответствует общеправовому понятию в российском законодательстве, вытекающем из гражданского права, где определено, что совершеннолетними признаются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ [2]). Учитывая, что данная норма расположена в разделе, регламентирующем уголовную ответственность несовершеннолетних, можно сделать вывод, что в ней определено понятие несовершеннолетнего субъекта преступления .
В новейшей отечественной литературе часто можно увидеть призывы снизить возраст уголовной ответственности общего субъекта преступления. Это обосновывается тем, что большая часть детей быстрее достигает социальной зрелости, следовательно у них в более раннем возрасте, а именно с 10-12 лет, появляется способность осознавать общественную опасность наиболее тяжких общественно опасных деяний. Кроме того, наблюдается рост количества таких деяний, привлечь к уголовной ответственности за которые невозможно как раз в силу не достижения лицом необходимого возраста.
З.А. Астемиров считает целесообразным установление более низкого порога уголовной ответственности (с 12 лет) ввиду того, что «понимание запретности и наказуемости преступлений, а также способности к сознательно волевому контролю своих поступков формируется у ребенка значительно раньше тех возрастных параметров, которые установлены в ст. 20 УК РФ [3] (14 или 16 лет) .
В то же время существует и другая точка зрения, сторонники которой говорят о том, что необходимо не снижать возраст уголовной ответственности, а, наоборот, повысить его, установив единый возрастной порог – 16 лет. Обоснование данного предложения в том, что практическая большая часть лиц, не достигших 16 лет, являются «социально не зрелыми», а равно не могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, и к ним могут быть применимы лишь принудительные меры воспитательного воздействия.
Мы больше склонны к первой точке зрения, а именно согласны с мнением тех авторов, которые выступают за снижение возраста уголовной ответственности. В XXI веке дети взрослеют очень быстро в моральном плане. Причиной тому выступает технический прогресс.
Современные дети много информации познают из Интернета, СМИ, прочих технических средств современности. Эти познания во многом способствуют их более раннему становлению в плане отграничения хороших поступков от плохих, тем более что уважение к человеческой жизни должно прививаться еще с пеленок. С другой стороны, не каждая семья может позволить своему ребенку техническое оснащение, а равно можно предположить, что он будет «взрослеть позднее» своих сверстников. В этом случае, равно как и сейчас, будет применяться ч.3 ст. 20 УК РФ [3], которая гласит, что если несовершеннолетний хотя и достиг возраста уголовной ответственности, но фактически не мог осознавать общественную опасность своих действий в связи с психическим развитием, он не будет подлежать уголовной ответственности.
Таким образом, по нашему мнению, стоит снизить возраст уголовной ответственности до 12 лет в основных и квалифицированных составах преступлений, до 14 лет – в привилегированных. Кроме того, относительно возраста высказался Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем постановлении от 1 февраля 2011 года №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» в п. 5 разъяснив, что в соответствии со ст. ст. 19-20 УК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 421, ст. 73 УПК РФ установление возраста несовершеннолетнего обязательно, поскольку его возраст входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию, является одним из условий его уголовной ответственности .
С точки зрения уголовного законодательства одной из важных особенностей несовершеннолетних является то, что, они могут обладать фактически равным календарным возрастом формально, однако в то же время в значительной степени могут отличаться друг от друга по уровню психического развития. В этой связи важно отметить введение в ст. 20 УК РФ [3] части третьей, которая позволяет освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности в связи с его отставанием в психическом развитии даже по достижении им соответствующего возраста. Это положение было введено с той целью, чтобы защитить несовершеннолетнего от объективного вменения. По этому основанию нельзя привлечь к уголовной ответственности несовершеннолетнего, который достиг возраста 16 (14) лет, при условии, если он во время совершения преступления не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством.
На наш взгляд, законодателю следует привести это положение в соответствие с положением ст. 22 УК РФ [3], где лицам, страдающим психическим расстройством может назначаться принудительное медицинское лечение. Это бы решило множество проблем, связанных с реализацией ч. 3 ст. 20 УК РФ [3].
Перед тем, как предложить определение несовершеннолетнего в российском уголовном праве необходимо сказать, что это может быть только физическое лицо. То есть, юридические лица не несут уголовную ответственность согласно УК РФ [3].
Современная уголовно-правовая доктрина обосновывает позицию неприемлемости уголовной ответственности юридических лиц следующим образом: «Люди могут объединять свои усилия, а также часто принимают коллективные решения, когда совершают разные поступки, в числе которых и преступления. Однако уголовная ответственность всегда носит строго персональный характер. Народ, толпа, масса людей либо та или иная группа лиц не может выступать субъектом преступления. Это относится также к специальным видам преступных сообществ, которые названы в Особенной части УК РФ [3] (банда, незаконное вооруженное формирование). Уголовную ответственность несет не банда, а ее участники, создатели или руководители – каждый за свое преступление» . Исходя из того, что юридическое лицо – фикция, которой обозначается группа людей, о персональной ответственности говорить нельзя, следовательно, и юридические лица не могут априори нести уголовную ответственность .
В уголовно-процессуальных отношениях несовершеннолетний может быть:
1) подозреваемым, обвиняемым (находится на стороне защиты);
2) потерпевшим (находится на стороне обвинения);
3) свидетелем (участвует как на стороне защиты, так и на стороне обвинения).
Согласно российскому законодательству подозреваемым признаётся лицо при выполнении одного из трёх обстоятельств:
— возбуждение уголовного делав отношении этого лица;
— задержание по подозрению в совершении преступления этого лица;
— применение меры пресечения в виде заключения под стражу этого
лица.
Процессуальные сроки ограничивают в уголовном производстве участие подозреваемого. По истечению сроковподозреваемый, либо становится обвиняемым, либо теряет статус участника уголовного процесса.
Срок пребывания лица, в качестве подозреваемого определяется сроком следствия или дознания, в случаевозбуждения в отношении негоуголовного дела. По истечении срока подозреваемому, либо предъявляютобвинение, и он наделяется статусом обвиняемого, либоуголовное преследование прекращается.
В случае задержания лица по подозрению в совершении преступления, сроки пребывания, в качестве подозреваемого, будут зависеть от решения, которое примет суд. При решении суда применить меру пресечения в виде заключения под стражу,срок пребывания, в статусе подозреваемого ограничен 10 сутками, по истечении которых должнобыть предъявлено обвинение, либо освобождение лица из-под стражи.Если судомне принято никакого решения в отношении задержанного в течение двух суток, то его должны освободить.Статья 423 УПК РФ указывает, что задержание несовершеннолетнего подозреваемого,применение к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу производятся в порядке, который установлен статьями 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ [4]. В каждом случае, при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, который установлен статьёй 105 УПК РФ [4]. Законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаюто задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей.
Обвиняемый — это лицо, в отношении котороговынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого либо вынесен обвинительный акт.
С момента вынесения постановления следователем о привлечении в качестве обвиняемого, а дознавателем обвинительного акта — лицо будет наделено статусом обвиняемого. Подозреваемый, и обвиняемый в уголовном процессе осуществляют одну и ту же функцию — защиту от обвинения, поэтому их права, которыми наделил закон, во многом совпадают.
Наиболее важными правами подозреваемого и обвиняемогоявляются:
— знать, в чем его подозревают (обвиняют), и он имеет право получить копию соответствующего процессуального документа. В копияхэтих документов сформулировано подозрение (обвинение), о котором лицо должно знать, чтобы продумать способы и средства защиты;
— давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения (обвинения) либо отказаться от дачи объяснений и показаний. Если подозреваемый (обвиняемый) соглашаетсядавать показания, тоего должны предупредить о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу;
— право на помощь защитника, в том числе бесплатно, и иметь наедине и конфиденциально с защитником свидания;
— право на предоставление доказательств;
— право на участиев следственных действиях с разрешения следователя или дознавателя, производимых по его ходатайству, знакомство с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подача на них замечания.
Как и все участники уголовного процесса подозреваемый и обвиняемый имеют право назаявление ходатайств и отводов, на дачу показания и объяснения на родном языке или языке, которым они владеют, пользоваться помощью переводчика бесплатно,приносить жалобыи другие общие права. К участию в уголовном деле обязательно привлекаются законные представители, в случае если подозреваемый или обвиняемый несовершеннолетний. Статьи 426 и 428 УПК РФ [4] закрепляют статус законных представителей.
Согласно статьи 47 УПК РФ [4] статус обвиняемогопредполагает несколько дополнительных специфических прав. К ним относятся:обжалование в суде решения о продлении срока содержания под стражей и участие в судебной проверке этой жалобы; знакомство с материалами оконченного расследования; участие в судебном разбирательстве в суде первой инстанции; выступление с последним словом.
С принятием промежуточных или окончательных решений по уголовному делу, статус обвиняемого также меняется. Обвиняемого с момента вынесения постановления о назначении судебного заседания именуют подсудимым.Подсудимыйобладает такими же правами в процессе, что и обвиняемый. Подсудимого именуют осужденнымс момента вынесения обвинительного приговора, если же выносится оправдательный приговор, то его именуют оправданным.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» в УПК РФ [4] были внесены изменения в отношении несовершеннолетних, как в досудебном производстве, так и в судебном разбирательстве уголовных дел.
Данные измененияпозволяют обеспечить повышенные гарантии подростков в указанных следственных действиях.К таким гарантиям относятся:участие в следственном действии педагога или психолога;сокращение времени непрерывной продолжительности и максимальноговремени производства указанных следственных действий в день;применение по общему правилу видеозаписи или киносъемки производстваследственных действий.
Выполнение этих мер указывает на доброжелательное к ребенку правосудие, что и предусмотрено Национальной стратегией действийв интересах ребенка на 2012-2017 годы .
Следует отметить, что изначально задачей законодательства — уголовно-процессуального праваявляется в отношении несовершеннолетних включение в судопроизводство таких норм, которые бы огородили детей и подростков от негативного воздействия и от одинаковых с взрослыми режимов предварительного заключения и исполнения наказания.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, хотим предложить свое определение понятия несовершеннолетнего в российском уголовном праве. Под несовершеннолетним в российском уголовном праве понимается физическое лицо в возрасте от 14 до 18 лет, находящееся на таком уровне психического развития, которое бы позволяло ему в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими.
Основными факторами, которые обусловливают выделение производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в особый вид — это возраст и социально-психологические особенности лиц, которые не достигли возраста 18 лет. Особое производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обусловлено необходимостью для достижения следующих целей:
1. Предупредить преступления, совершаемые несовершеннолетними;
2. Установить объективную истину по уголовным делам и решить вопрос о виновности (или невиновности) подростка и назначить ему справедливое наказание (или освобождение его от уголовной ответственности);
3. Обеспечить надлежащей правовой защитой несовершеннолетнего.
В настоящее время актуальным является вопрос создания специализированных ювенальных судов (судов по делам несовершеннолетних). Это особое направление социальной политики в отношении подростков, в виде целостной системы воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Не только суды, но и различные социальные органы и организации должны осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений подростков.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы