Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Проблемы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на примере АО «ГНПП»Регион»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Теоретические и правовые аспекты обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний…………………………………..
7
1.1. Понятие, принципы и формы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний…………………………………..
7
1.2. Правовое регулирование обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний……………………………………
21
1.3. Функции Фонда социального страхования РФ, его место и роль в предоставлении страховой защиты работников……………….. 29
2. Анализ организации и состояния обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на примере АО «ГНПП» Регион»……………………
39
2.1. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АО «ГНПП» Регион»……………………………………………………………….
39
2.2. Проблемные аспекты обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний …………………………………………………………
44
2.3. Перспективы развития обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний………………………………………………………….
56
Заключение…………………………………………………………………. 61
Список используемых источников………………………………………… 65
Приложения………………………………………………………………… 73
Введение:
Актуальность темы исследования. Особое значение такого вида обязательного социального страхования как страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяет актуальность исследования, посвященного проблематике такого рода обязательного социального страхования, выступающего элементом системы социальной защиты государства, гарантированным Конституцией РФ. Важность страховой защиты от риска профессиональных заболеваний и несчастных случаев определяется широкой распространенностью факторов, вызывающих соответствующие страховые риски. Так, согласно статистике, предоставленной Международной организацией труда (далее — МОТ), около 2,3 млн. мужчин и женщин ежегодно погибают в результате несчастных случаев на рабочем месте или связанных с работой заболеваний, т.е. в среднем 6 000 человек погибает ежедневно. Наибольшая смертность среди работников вызвана профессиональными заболеваниями. Так, МОТ указывает на 654 279 смертей от воздействия вредных веществ.
Приведенные цифры являются пугающими, особенно в условиях технологического прогресса, усовершенствования условий труда, повсеместной компьютеризации.
Одновременно сохраняются консервативные взгляды на данный вид страхования, что создает предпосылки для его недостаточно эффективной реализации на практике. В частности, этот вид страхования зачастую ассоциируется с трудовыми отношениями и социальным обеспечением, но не страховыми принципами. Это приводит к неопределенности вектора развития социального страхования такого рода, отрывает его от классических понятий страхования, таких как риск, объект страхования, страховое возмещение, страховой случай.
Институт социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нуждается в системном теоретическом анализе и совершенствовании.
Актуальность проблемы, недостаточная научная разработанность отдельных ее сторон и большая практическая значимость определили выбор темы, цели и задач исследования.
Объект исследования составляют общественные отношения в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Предмет исследования представлен нормами российского законодательства, которыми регулируется обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Цель исследования — провести комплексный анализ правового регулирования страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выявлении существующих при этом проблем и путей их решения.
Задачи исследования:
1. Дать понятие и охарактеризовать принципы и формы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. Проанализировать правовые основы данного вида социального страхования.
3. Выявить роль и место Фонда социального страхования РФ в предоставлении страховой защиты работникам.
4. Охарактеризовать организацию и состояние обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в АО «ГНПП» Регион».
5. Выделить проблемные аспекты обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6. Определить перспективы развития обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Методологическая база исследования представлена диалектическим методом познания социальных явлений, общенаучными методами, такими как синтез, анализ, сравнение, системно-структурный метод, которые использовались для разработки определений. Использовались и частнонаучные методы: сравнительно-правовой, формально-логического анализа, статистический.
Теоретическая основа работы. Проблема развития обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в подавляющем большинстве российских источников монографиях и диссертационных работах исследовалась лишь фрагментарно. Поэтому в основу нашего исследования положены диссертационные исследования последних лет, выполненные М.Б. Дуденковым, С.М. Ковалевским, А.В. Сливкой, а также материалы периодической печати.
Эмпирическую основу работы составляют статистические данные, материалы судебной практики, а также сведения о социальном страховании исследуемого вида ГНПП «Регион».
Нормативную базу исследования составили положения Конституции РФ, обширного законодательства о страхования от несчастных случаев, в частности, Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон об ОСС), Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – ФЗ № 125), Федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» , ряда подзаконных актов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка используемых источников.
Заключение:
Обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний преследует цель — обеспечить социальную защиту застрахованных лиц, пострадавших на производстве, в том числе путем возмещения вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении трудовых обязанностей.
Суть этого страхования в том, что работодатель обязан платить за работников страховые взносы. А работники, которые приобрели профессиональное заболевание (получили травму), имеют право на соответствующую выплату по страховке.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – это особая форма организации социальной защиты населения, основанная на создании общественных страховых фондов за счет сбора страховых взносов.
Особенность данного вида социального страхования состоит в том, что объект его составляют имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо с их смертью по причине несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Задачи такого страхования:
— обеспечить социальную защиту застрахованных и экономическую заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска;
— возместить вред жизни и здоровью застрахованного, полученный при исполнении им обязанностей по трудовому договору и иных случаях, предоставив застрахованному все необходимые виды обеспечения по страхованию, включая оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
— обеспечить предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Правовое регулирование обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется при помощи совокупности нормативных правовых актов. Базой при этом выступают нормы Конституции РФ.
Основным источником является ФЗ № 125, в котором закреплены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Помимо этого закона в данной сфере действуют и иные федеральные законы.
Имеют значение и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых содержатся нормы об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Субъекты РФ и органы местного самоуправления не обладают полномочиями на принятие нормативных актов в сфере социального страхования исследуемого вида.
Страховщиком в правоотношении по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является ФСС. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
В ГНПП «Регион» на достойном уровне организована как вся система охраны труда, так и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о чем свидетельствует низкий уровень травматизма, отсутствие профессиональных заболеваний и минимальное число несчастных случаев на производстве.
В сфере исследуемого нами вида социального страхования нами выделены проблемы:
1. малый объем финансирования предупредительных мер в сравнении с общими расходами ФСС;
2. отсутствие возможности у небольших организаций получать разрешение на финансирование предупредительных мер;
3. низкая эффективность механизма установления тарифов по рассматриваемому виду страхования, поскольку сохранилась зависимость размера тарифов от того, к какой отрасли принадлежит организация с учетом класса профессионального риск;
4. низкая эффективность системы скидок и надбавок для работодателей, поскольку механизм расчета скидок и надбавок не позволяет оценить, насколько работодатель эффективно проводит мероприятия по охране труда, какова динамика травматизма;
5. перечень профессиональных заболеваний недостаточен.
На основании рассмотренных проблем следует сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства об обязательном социальном страховании в целях повышения эффективности данной системы
На наш взгляд, существует необходимость более широкого подхода к разрешению вопросов, связанных с возмещением вреда жизни и здоровью работников, причиненного вследствие заболеваний. Для совершенствования данного вида социального страхования необходимо:
увеличение средств, выделяемых на предупредительные меры,
установление экономически обоснованных страховых тарифов для начисления и уплаты страховых взносов, что даст возможность увеличить объем поступления страховых взносов от каждого страхователя;
отказаться от использования при расчете скидок и надбавок среднеотраслевых показателей по отрасли;
мы считаем, что не следует ограничивать перечень профессиональных заболеваний установленным списком, где перечислены виды профессиональных заболеваний. Мы предлагаем считать, что любое заболевание может быть признано профессиональным, если работнику удастся это доказать.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
1.1. Понятие, принципы и формы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
На решение задач сокращения производственного травматизма, профессиональной заболеваемости направлено обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязательное социальное страхования в данной сфере преследует цель — обеспечить социальную защиту застрахованных лиц, пострадавших на производстве, в том числе путем возмещения вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении трудовых обязанностей.
Физическое лицо, выполняя свои обязанности по трудовому, а в некоторых случаях и по гражданско-правовому договору (далее — работник), может получить травму (увечье) или приобрести профессиональное заболевание. В результате наступает временная или стойкая утрата им профессиональной трудоспособности. А это, в свою очередь, может повлечь за собой потерю работником заработка, признание его инвалидом и другие негативные последствия.
Несчастный случай на производстве определен в законодательстве как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Профессиональным заболеванием является хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.
На защиту имущественных интересов работников, чье здоровье пострадало в результате выполнения ими трудовых функций, и направлено обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В России за основу взята немецкая модель страховой защиты как наиболее удобная для начального периода развития социального страхования. При этом законодатель стремился, с одной стороны, безусловно, обеспечить высокую степень социальной защищенности пострадавших на производстве, законные интересы и естественные права которых зачастую нарушаются, а с другой стороны, надежно обеспечить высокую степень экономической заинтересованности работодателя в обеспечении безопасных условий труда работников.
Суть этого страхования в том, что работодатель обязан платить за работников страховые взносы. А работники, которые приобрели профессиональное заболевание (получили травму), имеют право на соответствующую выплату по страховке.
Страховые взносы, уплачиваемые по страхованию от производственного травматизма, — это неналоговые платежи. Между тем такие взносы во многом схожи с налогами. Как и налоги, они взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Страховые взносы в отличие от налогов уплачиваются не в федеральный, региональный или местный бюджеты. Они поступают в бюджет ФСС РФ и формируют средства на выплату по страховкам пострадавшим работникам.
Лица, которые обязаны платить страховые взносы, называются страхователями. К ним относятся:
— российские организации;
— иностранные организации, которые ведут деятельность на территории РФ и нанимают на работу российских граждан;
— физические лица.
Как известно, страхователями признаются любые организации. Их организационно-правовая форма, форма собственности и применяемый режим налогообложения в данном случае не имеют значения. Поэтому платить страховые взносы должны и коммерческие, и некоммерческие организации, и организации, применяющие общий режим налогообложения, и «спецрежимники».
Уделим внимание понятию такого рода социального страхования. Чаще всего оно понимается как один из видов обязательного социального страхования. С этим трудно не согласиться, поскольку так его понимает и сам законодатель. Так, многое для понимания исследуемого вида страхования дает нам Закон об ОСС, где обязательное социальное страхование определено как часть государственной системы социальной защиты населения.
По мнению Т.В. Стовбыры, система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — это основная форма социальной защиты работающего населения, обеспечивающая социальную защиту работников, их семей, реализацию права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Одновременно автор определяет его как важнейшее направление государственной политики. Эти положения существенно конкретизируют понятие социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленное законом, поэтому вызывают наше одобрение.