Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Приемы формирования учебной деятельности младших школьников на уроке русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
. 6

1.1. Понятие учебная
деятельность младших школьников
. 6

1.2. Этапы формирования
учебной деятельности у детей и предпосылки её формирования
. 14

ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
.. 21

2.1.   Методы исследования учебной деятельности
младших школьников
. 21

2.2. Анализ результатов
исследования уровня сформированности учебной деятельности
. 27

2.3. Примеры и упражнения,
направленные на формирование учебной деятельности
  39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ49

 



 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день в Российской
Федерации протекает становление новой системы образования, которая будет ориентироваться
на вхождение в мировое образовательное пространство. Мы можем видеть
стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных
технологий, которые оказывают значительное влияние на жизнь людей.

При этом важным моментом является
изменение образования в начальной школе, которое должно соответствовать
Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего
образования (далее – ФГОС НОО). Все это способствуют формированию новых технологий
школьного образования, в том числе и технологии коллективного обучения.

Можно отметить, что главной целью
школьного образования на сегодняшний день стало формирования умения учиться.
Данное положение говорит о том, что умение учиться предполагает обучения
ребенка эффективному сотрудничеству с учителем и сверстниками, развитие умения
вести диалог, искать решения и оказывать поддержку друг другу. Поэтому для
достижения данной цели широко применяется формирование учебной деятельности.

Актуальность темы исследования заключается в том, что
современное состояние общественной жизни требует от каждого индивида высокий
уровень профессионализма и таких качеств личности как предприимчивость,
способность ориентировать в различных ситуациях, быстро и точно принимать
правильные решения, которые не могут реализоваться без полноценной базовой подготовки
учащихся. Все это способствует тому, что от педагога требуется организация
учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы развитие каждого ученика
было не только интеллектуальным, но и способствовало полноценному развитию учебной
деятельности.

При этом важным моментом является
то, что увеличение проблемно-диалогической технологии заставляет искать пути
для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, развитию активности
на протяжении всего урока, воспитание грамотности в речи и обучение
благоприятному общению в коллективе по учебной задаче. Для выполнения названной
цели, необходимо искать новые эффективные методы обучения и методические
приемы, которые будут активизировать мысль школьников и стимулировать их к
монологическим высказываниям, получению новых знаний при помощи общения, умению
грамотно задавать вопросы и так же отвечать на них.

Особое место при этом занимает обучение детей младшего школьного возраста, который характеризуется началом формирования постоянных интересов и склонностей ребенка к какому-либо учебному предмету, отсутствием боязни общения и т.п. Именно данный период является особенно важным для раскрытия и формирования мотивации учебной деятельности.
Степень изученности темы. Такие исследователи как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и многие другие в своих трудах изучали формирование личности и особенностей формирования учебной деятельности школьников, которое протекает в совместной деятельности со сверстниками и педагогами.

В процессе формирования
педагогом учебной деятельности школьников происходит интеллектуальных обмен,
развитие коммуникацией, кооперации со сверстниками и развитие личности ребенка.
Такое положение подтверждается в трудах М.И. Лисициной, В.В. Рубцова, Е.В.
Степанова, Г.А. Цукермана и др.

Целью
исследования
выступает определение приемов
формирования учебной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках
русского языка.

Поставленная цель
исследования предполагает необходимость решения следующих задач исследования:

1. Изучить понятие
учебной деятельности младших школьников.

2. Описать этапы
формирования учебной деятельности у детей и предпосылки ее формирования.

3. Подобрать методы
исследования учебной деятельности младших школьников.

4. Проанализировать
результаты
исследования уровня сформированности учебной
деятельности.

5. Подобрать примеры и
упражнения, направленные на формирование учебной деятельности на уроках
русского языка.

Объектом
исследования
является процесс формирования учебной
деятельности младших школьников.

Предметом
исследования
выступают приемы формирования учебной
деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Методами исследования
являются следующие:

·             
теоретический анализ психологической,
педагогической, методической литературы по теме исследования;

·             
Обобщение отечественной педагогической
практики;

·             
Экспериментальная работа (анкетирование) и
анализ количественных и качественных данных.

Теоретическая
значимость
заключается в уточнении основных понятий и
особенностей учебной деятельности детей в младшем школьников возрасте, правила
ее организации педагогом и ее влияние на воспитание личностных особенностей
школьников.

Практическая значимость результатов
исследования может заключаться в использовании их для дальнейшего изучения темы
студентами психологических и педагогических факультетов, изучающих особенности
воспитания младших школьников. Так же они могут быть использованы учителями
младших классов при подготовке к организации учебной деятельности младших
школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нынешний этап развития
общества ставит перед системой образования задачу по активизации личности
обучающегося в процессе его деятельности. В связи с этим современный младший
школьник должен в процессе начального обучения получить стойкие умения и
навыки, которые будут позволять ему самостоятельно обогащать свои представления
и знания, используя их в дальнейшей учебной деятельности. Вопрос об отношении
учебной деятельности и развития младших школьников можно назвать центральным,
так как без него нет возможности поставить и решить проблемы педагогической
психологии. Данный вопрос остается актуальным и в современном обществе. Многие
теоретические и практические проблемы современной педагоги и педагогической
психологии могут быть решены в зависимости о того, насколько разносторонне и
глубоко рассматриваются проблемы развивающего обучения.

Особенности обучения в современной
школе во многом определяются все нарастающим объемом информации,
интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением
учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют
соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также
здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто
испытывает колоссальные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе
обучения, приводящие к подрыву здоровья. Поэтому важно стремиться к такой
научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы
ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в
себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи
обучения.

Однако
наблюдается тенденция в современной школе, что обучающиеся зачастую не
вовлечены в образовательный процесс, в связи с чем важная задача начальной
школы заключается в формировании и развитии заинтересованности детей младшего
школьного возраста эффективно и самостоятельно получать знания. Умение учиться
предполагает, что дети будут иметь свободную ориентацию в различной научной
информации, уметь ее применять на практике и самостоятельно добывать знания.

Основываясь
на психолого-педагогической литературе, было определено, что познавательный
интерес младших школьников опирается на умение педагога создавать у каждого
обучающегося установку на процесс учения. При этом познавательный интерес
выступает одним из показателей познавательных возможностей детей младшего
школьного уровня, входит в состав уровня развития их мышления, памяти,
внимания, волевых усилий и ценных мотивов учения.

Познавательная
активность младшего школьника, которая направляется на исследование среды,
может организовывать его внимания на изучаемых объектах достаточно долго, пока
не пропадет интерес. Например, когда ребенок 7-8 лет занимается важной для него
игрой, то он может увлекаться на несколько часов. Тоже самое относится к
продуктивной деятельности (рисование, лепка и т.п.). Поэтому сосредоточенность
внимания ребенка в младшем школьном возрасте является следствием интереса
ребенка к тому, чем он занимается.

В настоящее время перед образованием стоит задача воспитать не только
творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в
постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые
области и виды деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема
изучения и развития познавательной активности личности. Преподавателю,
работающему в образовании, необходимо свободно владеть инструментарием,
позволяющим оценить познавательную активность обучаемых и способствовать ее
развитию. Современная ориентация образования на воспитание творческой, активной
личности предполагает создание дидактических и психологических условий, в
которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную
социальную позицию, выразить себя как субъект обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие учебная деятельность младших школьников 

 

Младшим школьным
возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период,
соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать
относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития.

В данном возрасте
происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент
развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит
постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими
словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения,
по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы
и импульсивны [6].

Именно поступление в
школу носит важный характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его
жизни. При этом меняется его социальное положение в коллективе и семье.
Обучение становится основной и ведущей деятельностью его жизни, у ребенка
появляется обязанность – учеба и приобретение знаний. Эта обязанность говорит о
серьезном труде, который требует от ребенка организованности, дисциплины, а также
волевых усилий.

Процесс обучения должен
полностью отвечать возрастным особенностям детей. При взрослении происходит
изменение отношения личности ребенка к обучению, к самому себе и окружающему
миру, в связи с чем меняются потребности и интересы индивида, его взгляды и
отношение [27].

Психолого-педагогические
исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет
не столько знание возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет
личностных характеристик и возможностей воспитанников. Рассмотрение
изолированно этих двух факторов не обеспечит достаточных оснований для
высококачественного личностно-ориентированного воспитания.

Становление
личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми
(учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности
(учения).  Следует отметить, что
правильное отношение к обучению у младших школьников формируется не сразу, так
как требует волевые усилия от ребенка, мобилизацию его внимания и интеллектуальной
активности, а также своего рода самоограничений. И если ребенок не привык к
такому, то у него может возникать разочарование и формируется отрицательное
отношение к учению. Но, все же, в первое время ученики начальной школы учатся
хорошо, опираясь и руководствуясь на свои отношения в семье, а иногда ребенок
может хорошо учиться по мотивам взаимоотношений с коллективом. Основную роль
здесь играет личный мотив, в частности, желание получать хорошие оценки с целью
одобрения учителей и родителей [10].

Вначале обучения у
ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без
осознания ее значения. И только после возникновения интереса к результатам
своего учебного труда начинает формироваться и интерес к самому содержанию
учебной деятельности и приобретению знаний. Только такая основа может являться
благоприятной почвой при формировании у младших школьников мотивов учения
высокого общественного порядка, которые связаны с ответственным отношением к
учебным занятиям [19].

Следует отметить, что
понятие учебной деятельности не имеет однозначности. Так, в широком смысле
этого слова она представляет собой синоним учения и обучения. Такой исследователь
как Д.Б. Эльконин указывал, что в младшем школьном возрасте учебная
деятельность выступает ведущим видом [37].

В.В. Давыдов и А.К.
Маркова выделяли в учебной деятельности деятельностное содержание и смысл,
соотнесенный с ответственным отношением [14]. С.Л. Рубинштейн предполагал, что
такое ответственное отношение проявляется субъектом к предмету обучения [30].

Тем самым, учебную
деятельность в широком смысле можно представить как деятельность субъекта по
овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе
решения учебных задач, которые ставит преподаватель, основанную на внешнем
контроле и оценке, переходящие в самоконтроль и самооценку.

Д.Б. Эльконин указывал,
что учебная деятельность включает в себя овладение обобщенными способами
действий в сфере научных понятий. Притом, учебная деятельность является такой
деятельностью, которая должна опираться на адекватные мотивы субъекта. Среди
таких мотивов могут быть следующие: мотив приобретения обобщенных способов
действий, мотив собственного роста, совершенствования и т.п. [37].

В таком случае учебную
деятельность можно представить как специфический вид деятельности, который
направляется на самого обучающегося как ее субъекта для совершенствования,
развития и формирования его как личности с помощью целенаправленного присвоения
социокультурного опыта. Результат учебной деятельности заключается в
формировании у субъекта потребности продолжать эту деятельность.

Структура учебной деятельности
включает следующие элементы:

1. Учебно-познавательные мотивы; их
формирование — важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько уже в
первых классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность
дальнейшего обучения.

2. Учебная задача; это не просто
конкретное задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, а целая,
упорядоченная система заданий. В результате их выполнения открываются и
осваиваются наиболее общие способы решения класса задач определенной научной
области. Самое главное при формировании учебной деятельности — преодолеть
ориентацию ученика на получение правильного результата при решении конкретной
задачи и сформировать ориентацию на правильность применения усвоенного общего
способа действий.

3. Учебные действия, посредством
которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения
задач и общие приемы определения условий их применения.

4. Контроль, функция которого
состоит в отслеживании правильности и полноты выполнения учебных действий.

5. Оценка, смысл которой состоит в
том, чтобы определить, сколь полно освоен заданный способ действий,
соответственно — оценка относится как к выполнению конкретной учебной задачи,
так и к учебной деятельности в целом [15].

Учебную деятельность можно разделить
на фронтальную, индивидуальную, непосредственную и опосредствованную, на
деятельность, организуемую по типу общения и по типу сообщения.

Фронтальный способ организации
учебной деятельности предполагает односторонний или двухсторонний процесс
обмена информацией между преподавателем и аудиторией в целом. Односторонним
этот процесс будет в том случае, если активную роль в нем играет только
преподаватель (говорит, показывает, разъясняет и т. п.), а учащиеся лишь
наблюдают и воспринимают предлагаемую им информацию. Двухсторонним фронтальным
учебный процесс становится в том случае, когда активную роль в нем наряду с
преподавателем начинает играть аудитория. Индивидуальной учебная деятельность
является тогда, когда в качестве обучаемых выступают один или несколько
учащихся, с которыми преподаватель работает персонально и поочередно. Такая
деятельность также может быть односторонней и двухсторонней
[18].

Непосредственная учебная
деятельность представляет собой прямое взаимодействие, личный контакт
преподавателя и учащихся, без использования каких-либо пособий и технических
средств, находящихся между учителем и учащимися и в определенной степени
изолирующих их друг от друга. Опосредствованная учебная деятельность сводится к
взаимодействию учащихся не напрямую с учителем, а со средствами обучения и
через них — с учащимися. Преподаватель в данном случае лично мало или совсем не
контактирует с учащимися, оставляя за собой обязанность управлять средствами
обучения.

Учебная деятельность, организуемая
по типу сообщения, предполагает только изложение определенных сведений,
демонстрацию учащимся каких-либо знаний, умений и навыков. Общение помимо этого
включает обсуждение материала преподавателем и учащимися, обмен информацией
между ними
[26]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы