Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Предоставление земельных участков из государственной и муниципальной собственности в целях строительства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
2.1. Анализ предоставления земельных участков в
городском округе «Город Якутск».
2.2. Процедура предоставления земельных
участков под строительство в городском округе «Город Якутск»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Введение:
Актуальность темы
исследования. Земля является одним из важнейших факторов производства. В
современном мире есть много причин брать землю. В целях предотвращения
незаконного захвата земель, необходимо изучить особенности захвата
принадлежащих им земель. Земля всегда была одной из главных ценностей людей.
Следовательно, один из принципов земельного законодательства, согласно которому
правовой режим земли определяется на основе принадлежности к определенной
категории и использования, допускается в соответствии с разделением на зоны
территории и требованиями российского законодательства. В современном мире
земля является одним из наиболее важных производственных элементов и по праву
считается самым важным ресурсом для человека. Земельные ресурсы также могут
рассматриваться в качестве основного актива. Но по мере роста населения мира
увеличивается пространство, связанное с городами, дорогами, предприятиями и т.
д. И именно поэтому часто государству и муниципалитетам приходится
конфисковывать принадлежащую ему землю у граждан.
Необходимость земельной
реформы в Российской Федерации давно назрела, о чем свидетельствует низкий
уровень сельскохозяйственного производства и деградация миллионов гектаров
земли, но она стала особенно актуальной в контексте санкций со стороны Европы и
США, а также объявления продовольственного эмбарго.
Институт изъятия
земельных участков для государственных и муниципальных нужд всегда являлся
проблемным и спорным способом принудительного изъятия земельных участков по
итогам анализа судебной практики. Во-первых, при изъятии земельных участков
всегда соприкасаются несколько отраслей права – гражданское и земельное право,
а в некоторых случаях жилищное право. Во-вторых, земельный участок выступает не
только как объект собственности, но и является природным ресурсом, используемый
в хозяйственной и иной экономической деятельности. Земельный участок охраняется
как необходимая часть окружающей среды. В-третьих, в настоящее время суды общей
юрисдикции и арбитражные суда все больше рассматривают споры, связанные с
изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Объектом исследования
являются отношения, в частности те, которые сложились в сфере принудительного
изъятия земель. Предмет исследования — нормы права Российской Федерации в
области изъятия земель по разным причинам.
Целью исследования
является рассмотрение условий и оснований, необходимых для предоставления
земельных участков в Российской Федерации из государственной и муниципальной
собственности в целях строительства.
Для достижения указанной
цели необходимо решить следующие задачи:
—
определить основания образования земельных
участков для строительства, находящихся в государственной или муниципальной
собственности;
—
описать порядок предоставления земельных
участков для строительства находящихся в государственной или муниципальной
собственности;
—
проанализировать процесс предоставления
земельных участков в городском округе «Город Якутск»;
—
описать процедуру предоставления земельных
участков под строительство в городском округе «Город Якутск».
Нормативную базу
исследования формируют основные правовые акты и национальное законодательство
Российской Федерации, затрагивающие сферу принудительного изъятия земельных
участков, а именно: Конституция РФ[1]
, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ)[2],
Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ)[3],
Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»[4]
, Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке»[5]
, Федеральный Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»[6]
Методологическая основа
исследования. Для того чтобы максимально грамотно и эффективно решить
поставленные задачи, в работе активно применялись общенаучные методы
исследования. В частности, речь идет о диалектическом способе как основном
способе объективного и, что немаловажно, всестороннего познания действительности,
аналогии, обобщения, а также о ряде частно-научных методов: историческом,
системно-структурном, сравнительно-правовом, формально-юридическом,
статистическом и других. Использование этих методов позволило обеспечить
наиболее глубокое исследование всего комплекса проблем во взаимосвязи и
целостности.
Особенности структуры
работы. Выбор структуры работы обусловлен логикой изложения материала в
соответствии с главной целью исследования и, соответственно, вытекающими из нее
вышеназванными задачами. Дипломная работа состоит из следующих частей:
введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
[1] Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //
Российская газета. 1993. 25 дек.
[2] Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. 1996. №. 5. Ст. 410.
[3] Земельный кодекс
Российской Федерации от 25.10. 2001 № 163-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации от 29. 10. 2001. № 44. ст. 4147.
[4] Федеральный закон
от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // Собрание
законодательства РФ. от 30.07.2007. №31. ст. 4017
[5] Федеральный закон
237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» // Собрание законодательства РФ.
04.07.2016. № 27 (Часть 1). С. 4170.
[6] Федеральный Закон
от 24. 07. 2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» //
Собрание законодательства Российской Федерации от 29. 07. 2002. № 30. Ст. 3018.
Заключение:
Предоставление земельных
участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности,
в целях строительства можно разделить на две группы: это предоставление такого
земельного участка на праве аренды и в результате продажи на аукционе.
С 1 марта 2015 г. аренда
стала основным правом, на котором государственную и муниципальную землю
предоставляют для строительства.
Как правило, чтобы
предоставить участок в аренду, нужно провести аукцион. Но в некоторых случаях
можно обойтись без него (например, если с заявителем заключен договор о
комплексном освоении территории (п. 1, п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). При
этом срок аренды можно установить лишь в пределах, разрешенных законом.
Общим основанием
предоставления государственного или муниципального земельного участка в аренду
под строительство является протокол об итогах аукциона (п. 15 ст. 39.12
Земельного кодекса РФ). Это первое и главное основание, по которому можно сдать
в аренду под строительство государственный или муниципальный земельный участок.
Право собственности на
землю граждан и юридических лиц может прекращаться как по их воле, так и помимо
их воли, то есть принудительно. В большинстве случаев изъятие земель происходит
за счет того, что в данных территориях нуждается государство. Основанием
становится строительство крупных инфраструктурных объектов и иных значимых
сооружений, которые согласно проекту не могут быть размещены в ином месте. То
есть другого способа, кроме изъятия земель, попросту нет. Актуальность подобной
ситуации особо проявилась в процессе подготовки олимпийских объектов в Сочи[1].
Аналогичные обстоятельства складываются при строительстве газо- и
нефтепроводов, железнодорожных веток, автотранспортных магистралей, линий
электропередач, водопроводов и т.д. Анализ законодательства в данной сфере
выявил некоторые несовершенства, что стало поводом для внесения изменений в ЗК
РФ.
В частности был принят Федеральный закон № 499
«О внесении изменений в земельный кодекс Российской федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации», утвержденный Госдумой 19.12.2014[2],
одобренный Советом Федерации 25.12.2014 и подписанный Президентом РФ. В силу
новый закон вступил с 1.04.2015, определив новый порядок изъятия земель для
госнужд. Теперь в соответствии со ст.279 ГК РФ участок изымается посредство
прекращения права собственности.
По новому закону к
правообладателям отнесены не только собственники, но также арендаторы и
землепользователи. Одним из самых проблемных оснований прекращения права
частной собственности на земельный участок является изъятие земельного участка
для государственных или муниципальных нужд. Ни один из собственников земельного
участка не может быть застрахован от того, что он избежит изъятия земельного
участка по этому основанию[3].
Такое основание изъятия
земельного участка, установленное земельным законодательством, еще раз
подчеркивает, что право частной собственности на земельный участок не может
быть священным и неприкосновенным, поскольку государство или муниципальное
образование вправе изъять у собственника любой земельный участок, предварительно
оплатив ему его стоимость или предоставив взамен другой равноценный земельный
участок. При этом, если собственник откажется расстаться со своим участком
добровольно, то он будет изъят в судебном порядке. Это еще раз подчеркивает
приоритет публичных интересов над частными в отношениях права частной
собственности на земельный участок.
[1] Карбаинов Н.И. Как
изымают собственность в олимпийских столицах: Олимпиада в Сочи в сравнительной
перспективе // Мир России. Социология. Этнология. 2013. №1. С.106-131. Кичко
А.И. Некоторые проблемы принудительного изъятия земельного участка для
государственных и муниципальных нужд // Общество и право. 2010. №4 (31). С.90
[2] Федеральный закон №
499 «О внесении изменений в земельный кодекс Российской федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ,
05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 52
[3] Там же
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТИ
1.1. Образование земельных участков для строительства, находящихся в
муниципальной или государственной собственности
Основные правила
образования земельных участков установлены в ст. 11.2 Кодекса. Земельные
участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных
участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности.
Образование земельного
участка представляет собой создание нового объекта недвижимого имущества в результате:
а) преобразования существующих земельных участков путем их раздела,
объединения, перераспределения или выдела из них нового земельного участка; б)
образования нового земельного участка из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности. Специальные правовые нормы, регулирующие
образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, установлены в ст. 11.3 Кодекса.
Образование земельного
участка осуществляется в процессе землеустройства путем определения границ
образуемого участка в установленном порядке[1].
Статья 11.3 Кодекса
регулирует образование земельных участков из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности. Указанные нормы обладают
приоритетом по отношению к общим нормам Кодекса, посвященным образованию
земельных участков (см. ст. 11.2 Кодекса).
По общему правилу п. 1
ст. 11.3 Кодекса образование земельных участков из земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется
на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов
местного самоуправления, осуществляющих предоставление земельных участков (см.
ст. 29 Кодекса). Исключениями из этого общего правила являются случаи:
1) раздела земельных
участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным
некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков,
предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве
пожизненного наследуемого владения;
2) образования земельных
участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в
целях жилищного строительства;
3) образования земельных
участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории,
в отношении которой в соответствии с ГрК РФ принято решение о ее развитии и
заключен договор о развитии застроенной территории;
4) перераспределения
земельных участков в соответствии со ст. 11.7 Кодекса;
5) иные предусмотренные
федеральными законами случаи.
Таким образом, по общему
правилу п. 1 ст. 11.3 Кодекса юридическим основанием образования земельных
участков из государственных или муниципальных земель являются решения
исполнительных органов государственной власти или органов местного
самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных
участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Кодекса.
Случаи, когда указанное
общее правило не применяется (т.е. образование земельных участков происходит не
на основании решений соответствующих государственных или муниципальных
органов), предусмотрены в подп. 1 – 5 п. 1 ст. 11.3 Кодекса. Перечень таких
случаев не является исчерпывающим, так как федеральными законами могут быть
предусмотрены и иные случаи.
Раздел земельных участков
производится по правилам ст. 11.4 Кодекса.
Образование земельных
участков из участков, находящихся в границах застроенной территории, в
отношении которой в соответствии с ГрК РФ принято решение о ее развитии и
заключен договор о развитии застроенной территории (см. ст. 46.2 ГрК РФ),
осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с
документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном
законодательством о градостроительной деятельности (см. п. 7 ст. 11.2 Кодекса).
В соответствии с п. 4 ст.
11.7 Кодекса в случаях, указанных в п. 3 этой же статьи, перераспределение
земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками
земельных участков, исполнительными органами государственной власти или
органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 Кодекса.
В письме Министерства
экономического развития РФ от 03.04.2009 N Д23-888 “По вопросам согласования
местоположения границ земельных участков” указано, что в случаях образования
земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, при отсутствии необходимости уточнения местоположения границ
смежных, учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков,
согласование местоположения границ в порядке, установленном ФЗ от 24.07.2007 N
221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, не проводится и акт
согласования местоположения границ земельных участков в межевой план не
включается.
В данном случае
образование земельных участков осуществляется в соответствии с нормами Кодекса,
согласно которым до проведения кадастровых работ разрабатывается и утверждается
органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на
кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, в
указанном случае местоположение границы образуемого земельного участка
согласовывается органом местного самоуправления на схеме расположения
земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей
территории.
Решения об образовании
земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 Кодекса, могут быть приняты на
основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных
участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Для принятия решения об образовании земельных участков, обозначенных в п. 1
указанной статьи, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта
образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного
участка;
2) правоустанавливающие и
(или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при
разделе или объединении образуются земельные участки.
В случае, если в
соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно
осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного
предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании
земельных участков указываются реквизиты таких документов.
Иными словами, решения об
образовании земельных участков из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, могут быть приняты исполнительными органами
государственной власти или органами местного самоуправления: а) по собственной
инициативе; б) по инициативе субъектов прав на исходные земельные участки, из
которых при разделе или объединении образуются земельные участки, на основании
заявлений указанных субъектов. В последнем случае применяются императивные
требования п. 2 и 3 ст. 11.3 Кодекса о приложениях к таким заявлениям.
Однако следует учитывать,
что землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче
указанного выше заявления обязаны прилагать к нему правоустанавливающие и (или)
правоудостоверяющие документы на земельные участки не во всех случаях.
Дело в том, что
Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ “О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации” ст. 11.3 Кодекса дополнена пунктом
2.1, по смыслу которого исполнительные органы государственной власти и органы
местного самоуправления запрашивают кадастровые паспорта образуемых земельных
участков (кадастровый паспорт образуемого земельного участка) в органах и
подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления
организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии,
сведения, содержащиеся в них).
Землепользователи,
землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления прилагают к
нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные
участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки,
если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся
в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления
либо подведомственных государственным органам или органам местного
самоуправления организаций.
Пункт 4 ст. 11.3 Кодекса
в императивных нормах определяет обязательные требования к содержанию решений
исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления
об образовании земельных участков из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности. В решениях об образовании земельных участков
должны быть указаны:
— реквизиты
правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные
участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки
(при наличии таких документов);
— сведения о земельных
участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки,
в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их
целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера
земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные
участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии
кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении
образуются земельные участки).
Приведенный перечень
сведений, которые должны быть указаны в решениях об образовании земельных
участков, следует считать исчерпывающим.
В решениях об образовании
земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 Кодекса, может быть указано
полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или
объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о
государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права
собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной
собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным
органом государственной власти или органом местного самоуправления,
предусмотренными ст. 29 Кодекса, правообладателю земельного участка
доверенности на совершение указанных действий не требуется.
Таким образом, в случаях,
когда в решениях исполнительных органов государственной власти или органов
местного самоуправления об образовании земельных участков из государственных
или муниципальных земель указано названное в п. 5 ст. 11.3 Кодекса полномочие
правообладателя исходного земельного участка, такое полномочие основывается на
законе. Поэтому соответствующий правообладатель вправе без доверенности
обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о государственной регистрации
права собственности на образуемые земельные участки.
[1] Земельные участки:
новые правила образования и изменения границ. Второе издание, доп. и перераб. /
М.Ю. Тихомиров. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2014 (http://www.urkniga.ru).