Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Правовые проблемы предоставления учета и регистрации земельных участков на примере Ивановской области.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГРАЖДАНАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие земельного участка как объекта земельных отношений 5
1.2 Особенности предоставления земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации 16
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, КАК ОСНОВНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 24
2. 1. Общая характеристика государственного кадастрового учета земельных участков в современных условиях 24
2.2. Государственный кадастровый учет как способ индивидуализации земельного участка в качестве объекта земельно-имущественных отношений 32
2.3. Особенности выполнения кадастровых работ по формированию земельных участков в Ивановской области 34
2.4. Организация выполнения кадастровых процедур в документах государственного земельного кадастра в Ивановской области 40
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ 47
3.1. Развитие нормотворчества в сфере регулирования законодательства о государственном кадастровом учете земельных участков 47
3.2. Направления совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации о государственном кадастровом учете земельных участков на примере Ивановской области 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Введение:
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе .
Правовое регулирование деятельности по ведению государственного земельного кадастра и использования его сведений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации , Постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Актуальность и значение темы доказываются особым положением кадастрового учета земельных участков в экономической, политической и социальной сферах жизни общества, и заключается в том, что правильное осуществление кадастрового учета земельных участков является важным аспектом данной сферы земельного права.
Объектом настоящей дипломной работы является изучение правового обеспечения кадастрового учета земельных участков.
Предметом выступает законодательство, регулирующее правовое обеспечение кадастрового учета земельных участков, нормы земельного, градостроительного, гражданского отраслей законодательства, практика их реализации, а также научные труды, посвященные данной теме дипломной работы.
Целью аттестационной работы является оценка современного правового обеспечения кадастрового учета земельных участков, определение юридического значения, содержания и особенностей кадастрового учета земельных участков в системе государственного кадастра недвижимости.
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
1. Анализ системы правовых норм, регулирующих кадастровый учет земельных участков;
2. Формулирование основных принципов, целей и задач кадастрового учета земельных участков;
3. Определение содержания кадастрового учета земельных участков;
4. Анализ порядка осуществления кадастрового учета земельных участков;
5. Выявление особенностей кадастрового учета земельных участков;
6. Изучение способов защиты прав лиц при осуществлении кадастрового учета.
При написании дипломной работы использовались научные труды множества авторов — различные монографии, статьи, учебники, учебные пособия. Непосредственными источниками информации по данной теме послужили труды таких авторов, как М. Н. Гаврилюк, Б. В. Ерофеев, В. Н. Сидоренко, С. А. Боголюбов .
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и библиографического списка.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки, объект, предмет, цель и задачи работы.
Заключение:
Для достижения цели — оценка современного правового обеспечения кадастрового учета земельных участков, определение юридического значения, содержания и особенностей кадастрового учета земельных участков в системе государственного кадастра недвижимости – были исследованы системы правовых норм, регулирующих кадастровый учет земельных участков, сформулированы основные принципы, цели и задачи кадастрового учета земельных участков, было определено содержание кадастрового учета земельных участков, проведен анализ порядка осуществления кадастрового учета земельных участков, выявлены особенности кадастрового учета земельных участков, также были изучены способы защиты прав лиц при осуществлении кадастрового учета..
Подводя итог, следует отметить, что при изучении данной темы было важно определить понятие и нормативно-правовую основу ведения кадастрового учета земельных участков. Основными источниками правового обеспечения кадастрового учета земельных участков являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Немаловажное значение имеют особенности осуществления кадастрового учета различных категорий земельных участков. Так, существует ряд проблем, связанных с осуществлением кадастрового учета земель запаса, земель водного фонда. Одной из проблем является нарушение прав землепользователей, которые используют земельные участки, отнесенные к землям запаса.
Также, особое значение в данной теме выпускной квалификационной работы имеет защита прав лиц при осуществлении кадастрового учета земельных участков. Так, было внесено предложение о дополнении ч.9 ст.38 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О
государственном кадастре недвижимости», а именно дополнить предложением следующего содержания: «При уточнении границ земельного участка также возможны иные способы определения границ земельного участка». Данное дополнение позволит собственникам земельных участков наиболее полно защитить свои права при возникновении споров о границах земельных участков.
В заключение также необходимо отметить, что посредством создания системы кадастрового учета упорядочиваются отношения по поводу использования недвижимости. Государственный кадастровый учет приобретает серьезное значение, поскольку благодаря учету ведется реестр всех земельных участков, создается справедливая налогооблагаемая база. Без проведения кадастрового учета невозможны гражданский оборот земельных участков и совершение любых сделок с ними, также невозможна государственная регистрация прав.
Данная тема выпускной квалификационной работы содержит в себе ряд проблем, указанных выше, являющиеся основными на сегодняшний день. Их решение позволит недопущение различного трактования норм земельного законодательства, корректное правоприменение и единство подходов к различным теоретическим вопросам, которые в свою очередь имеют практическое значение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГРАЖДАНАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие земельного участка как объекта земельных отношений
Понятие «земля» — многозначный термин, в правовом понимании трактуемый как определение охраняемого законом природного объекта и представляющий совокупность различных понятий.
В наиболее широком понимании под «землей» понимается планета Земля – космический объект, включающий в себя как собственно землю в трактовке синонима к слову «суша», так и гидросферу (моря, океаны и проч.), атмосферу, недра и т.п. В этом смысле земля является объектом международного права. В более узком смысле под этим термином понимают среду обитания человека, т.е. населенные или, по крайней мере, доступные человеку части литосферы, атмосферы, недр, а также ландшафты, животный и растительный мир. В данном смысле земля является, в первую очередь, объектом экологического права.
Земля, как часть земной коры, на которую распространяется суверенитет и юрисдикция Российской Федерации является объектом права Российской Федерации. В объем данного понятия включаются все территории, на которых российское государство устанавливает порядок отношений в сфере землепользования и оборота земель и вправе требовать его выполнения от физических и юридических лиц, государственных и общественных органов , т.е., говоря более сжато, территорию Российской Федерации. При этом, в соответствии со ст. 67 Конституции РФ, в территорию Российской Федерации включаются территории её субъектов, а также внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними. В пределах обозначенной территории выделяется поверхностный слой литосферы, который, в первом приближении, и понимается как «земля» в смысле объекта правоотношений, регулируемых земельным правом РФ.
Непосредственно связанные с землёй или граничащие с ней природные объекты (воды, недра, атмосфера, объекты биосферы) охватываются правовым полем специальных отраслей права (водного, воздушного, лесного и т.п.), регулирующих правоотношения специфического характера, складывающиеся в связи с ними. Следует отметить, что в связи с континуальным и комплексным характером природных объектов они, как правило, образуют нерасторжимые совокупности, правовой режим которых подчиняется одновременно нескольким отраслям права, в связи с чем выделяется метаотрасль экологического права, объединяющая все вышеупомянутые.
Рассмотренная трактовка термина «земля» соответствует пониманию земли, как природного объекта и природного ресурса, выступающих в качестве объектов земельных отношений в ряду таких объектов, установленном ст. 6 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ).
Определяя землю подобным образом законодатель, тем не менее, не устанавливает содержательных различий между понятиями «земля, как природный объект» и «земля, как природный ресурс», что было бы разумно в контексте иного природоресурсного законодательства . Той же точки зрения, впрочем, придерживается и значительная часть специалистов в области права. В частности, В. Е. Некрасовым даётся следующее определение: «земля как природный объект и природный ресурс — это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный <…> слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особым органоминеральным составом, строением, границами в пространстве, и выполняющий необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека и окружающей среды функции», в котором понятия природного ресурса и природного объекта отождествляются.
Вместе с тем необходимость дифференцировки указанных понятий представляется очевидной. Даже на бытовом уровне существует интуитивное понятие о природном объекте, как предмете охраны, а о природном ресурсе как о совокупности объектов, полезные свойства которых могут быть использованы человеком .
В связи с этим в последнее время наблюдается появление и развитие принципиально новых подходов в вопросе о соотношении природных объектов и ресурсов. Одним из апологетов необходимого разграничения данных понятий является В. Д. Мазаев, выдвигающий также идею о существовании научной и правовой категории «национального достояния», согласно которой существуют такие права и ресурсы, полномочия собственности на которые не передаются публичным образованиям и остаются целиком за непосредственно народом .
Заметим, что на практике законодателем фактически осуществляется разграничение между различными сущностными свойствами земли, что можно обнаружить, рассматривая правовой статус земли, как объекта прав собственности и иных вещных прав.
При этом нельзя не отметить, что сам термин «земля» на законодательном уровне остается неопределенным, в связи с чем остается актуальным вопрос о выработке универсального его определения, которое можно бы было впоследствии закрепить в законе. Наряду с уже приведенными выше определениями, данными в специальной литературе, можно упомянуть также дефиницию, предложенную Е. П. Моториным именно в качестве законодательной. Указанным автором земля определяется как поверхностный слой земной коры, представляющий собою основную составляющую среды обитания человека и используемый в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, а также в качестве пространственного базиса для осуществления хозяйственной и прочей человеческой деятельности . Данное определение в ключевой своей части выводимо из положений ст. 1 ЗК РФ, однако напрямую не закреплено законом.
Практическую ценность имеет определение, данное на нормативном уровне в ГОСТ 26640-85 , в котором земля определяется как «важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства».
Недостатком всех указанных определений следует считать то, что они описывают землю как природный объект (ресурс), но не рассматривают её как объект правовых отношений, лишь косвенно упоминая ключевые свойства земли, имеющие значения для их правового регулирования.
В качестве объекта правоотношений в ч. 3 ст. 6 ЗК РФ определено понятие «земельный участок» как недвижимая вещь, являющаяся частью земной поверхности и имеющая характеристики, позволяющие определять её в качестве индивидуально определенной вещи. Представляется очевидным, хотя вновь явно не определено законодательно, что земельный участок, будучи частью земли как целого, наследует свойства, присущие последней, как природному объекту и природному ресурсу. Менее очевидным является допущение, что земля, как целое, состоящее из объектов (земельных участков), каждый из которых обладает свойствами недвижимой вещи, также имеет некоторые свойства, присущие недвижимым вещам, что косвенно подтверждается положениями ст. 36 Конституции РФ, декларирующей в ч. 1 право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
Итак, обладая свойствами природного объекта и природного ресурса, будучи национальным достоянием и основой жизнедеятельности населяющих Российскую Федерацию народов (ст. 9 Конституции РФ) земля, вместе с тем, является объектом недвижимого имущества, причем в данном качестве она служит определяющим понятием, поскольку принадлежность объектов вещного права к недвижимому имуществу определяется через неразрывность связи с землей. В связи с этим возникают отношения в части вопросов различных форм собственности на земельные участки, прав собственности и других вещных прав на землю юридических лиц и граждан, различных видов сделок в отношении земли, которые являются частноправовыми и регулируются гражданским правом.
В период становления и раннего развития современного российского законодательства часто звучало мнение, что признание многообразия форм собственности на землю и включение земельных участков в гражданский оборот должно повлечь за собой утрату земельным правом своего значения и самостоятельности, а его функции должны быть распределены между гражданским и административным правом .
Несмотря на то, что сторонники указанной точки зрения в определенный период были весьма многочисленны и убедительны, в итоге возобладала менее радикальная точка зрения, в соответствии с которой упразднение существовавшей в советском праве исключительности государственной собственности на землю хотя и ведет к радикальному изменению системы и содержания земельных правоотношений, но не отменяет их автономности. Приверженцы этой точки зрения аргументировали свою позицию тем, что хотя земля и выступает во взаимоотношениях с человеком в совокупности различных факторов, а многообразие функций, выполняемых ею, отражается в различных отраслях права, она, тем не менее, остается при этом единым объектом, а следовательно необходимо наличие особой отрасли права, которая подчиняла бы себе земельные отношения в их единстве и взаимосвязи .
В результате, являясь объектом вещных прав и частноправовых отношений земля, как объект правоотношений обладает специфическими свойствами, обуславливающими особые принципы регулирования таких отношений. Основами гражданского права являются принципы неприкосновенности собственности, свободы договора, автономии воли субъектов и равенства участников (ст. 1 ГК РФ). В основу правового регулирования земельных отношений положены принципы, принципиально отличные от указанных и закрепленные в ст. 1 ЗК РФ:
принцип учета функции земли в качестве основы жизни и деятельности человека и подчинение регулирования земельных отношений представлениям о земле, как о природном объекте и природном ресурсе, важнейшей составной части природы, средстве производства в сельском и лесном хозяйстве, основе осуществления хозяйственной и иной деятельности человека и вместе с тем – как о недвижимом имуществе и объекте вещных прав;
принцип приоритета охраны земли как основного компонента окружающей среды перед её использованием как недвижимого имущества. В соответствии с данным принципом владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде;
принцип приоритета охраны здоровья и жизни человека, состоящий в том, что при использовании и охране земель должны осуществляться такие виды деятельности и приниматься такие решения, которые обеспечивали бы сохранение жизни или предотвращение вредного воздействия на здоровье людей, даже если это и требует больших затрат;
принцип участия граждан, а также общественных и религиозных организации и объединений в решении вопросов, касающихся их прав на земельные участки;
принцип единства судьбы земли и прочно связанных с нею объектов, в соответствии с которым все неотделимые (трудноотделимые) от земельного участка объекты следуют его судьбе;
принцип приоритетности сохранения земель особо охраняемых территорий, а также особо ценных земель, в соответствии с которым изменение их целевого назначения запрещается или ограничивается;
принцип платности использования земли, в соответствии с которым использование земли производится за плату ;
принцип разделения земель на категории в соответствии с целевым назначением и определения правового режима земель исходя из их категории и разрешенного использования;
принцип разграничения государственной собственности на землю (на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований);
принцип дифференциального подхода к установлению правового режима земель, согласно которому в указанном случае следует учитывать социальные, экономические природные и прочие факторы;
принцип сочетания общественных интересов и интересов отдельных граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого отдельного гражданина на свободу владения, пользования и распоряжения принадлежащей ему землей;
принцип разграничения действия норм земельного законодательства и гражданского права в регулировании земельных отношений;
принцип государственного регулирования приватизации земель.
Рассматривая данные принципы по отдельности и в совокупности, можно заметить наличие существенного приоритета принципов, которые можно условно определить как «экологические» над имущественными , или, используя более общие понятия, примат публично-правовых принципов над частноправовыми.
Таким образом, можно отметить, что первоочередной задачей правового регулирования земельных отношений является охрана земель и обеспечение их рационального и целевого использования посредством государственного управления и надзора. Задачами государственного управления в рассматриваемой отрасли являются, соответственно: контроль над рациональным использованием земель в соответствии с целевым назначением, предоставление и изъятие земельных участков, осуществление кадастрового учета и других кадастровых мероприятий и проч.
В соответствии с вышесказанным присущий земельному праву метод можно определить, как основанный преимущественно на публично-правовых принципах, чему соответствуют и положения ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, предопределяющие приоритет публичных интересов в земельных отношениях. Вместе с тем роль земли, как пространственного базиса для всех видов деятельности человека, основного средства производства и объекта недвижимого имущества оставляют вполне актуальными вопросы о соотношении гражданского и земельного права в рассматриваемой сфере .
Как можно видеть, рассмотренная специфика земли в качестве объекта правоотношений порождает особенности содержания и структуры самих этих отношений. Теоретические вопросы земельных правоотношений являются наиболее актуальными вопросами земельного права. Само определение земельных отношений является вопросом, в котором современная научная литература демонстрирует большое разнообразие концептуальных подходов.
Например, Е. Н. Колотинской земельные отношения определены как юридическая форма упорядочивания общественных отношений по поводу земли земельно-правовыми нормами , т.е. рассматриваются как результат действия механизмов земельного права. В свою очередь О. И. Крассов определяет земельные правоотношения в качестве общественных отношений, возникающих, существующих и прекращающихся в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством, т.е. как общественные отношения, урегулированные земельным правом .
Е. А. Галиновская рассматривает земельные правоотношения с различных позиций, указывая, что земельными правоотношениями можно считать такие общественные отношения, которые возникают, происходят и прекращаются по поводу урегулирования сложившихся в обществе и защищаемых правом значимых интересов в отношении использования земли. Ею же дается более лапидарное определение, согласно которому земельное правоотношение – общественное отношение по поводу земли, урегулированное нормой права.
Под земельным правоотношением можно также понимать урегулированную правом юридическую (внешнюю) сторону общественных отношений по поводу использования, распоряжения и охраны земель, субъекты которых наделены соответствующими правами и обязанностями, реализация каковых обеспечивается возможностью применения мер принуждения со стороны государства. Таким определением пользуется, в частности, С. А. Чаркин , он же особо подчеркивает, что наряду с нормами права земельные правоотношения могут порождаться судебным прецедентом, административным прецедентом, правовым обычаем и другими «негосударственными» источниками права.
Рассматривая вышеприведенные определения можно заметить, что в них отсутствует понятие и определение цели правового регулирования земельных отношений и, соответственно, цели участия в этих отношениях публично-правовых образований. Это можно объяснить в связи с логикой законодателя на лонгитюдных отрезках, поскольку в истории земельного права акцент в определении целей и задач правового регулирования земельных отношений регулярно претерпевал смещения под влиянием изменений политической парадигмы. Однако концептуальный подход к проблематике требует определения конкретного целевого назначения правового инструментария. Л. П Фомина отмечает в связи с этим, что любая юридическая институция не существует вне цели её создания – общественного или индивидуального интереса в достижении определенной цели.
В этой связи необходимо отметить позицию Р. К. Гусева, который определил земельные отношения как волевые и осознанные общественные отношения по поводу земли, характеризующиеся триединством цели: обеспечение связанных с землей прав и интересов граждан и юридических лиц, охрана земель, организация наиболее рационального использования земель .
Данное определение во многом совпадает с позицией Конституционного суда РФ по этому вопросу, выраженное в Постановлении от 23 апреля 2004 г №8-П . В этом Постановлении Суд указал, что данная Конституцией РФ в ч 1. Ст. 9 дефиниция земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, предопределяет требование охраны, а также рационального и эффективного использования земли как важнейшей части природы, среды обитания и природного ресурса, используемого как средство производства в сельском и лесном хозяйстве и как основа любой иной деятельности человека.
Законодатель, в свою очередь, обращается к категориям «целей» и «задач» регулирования земельных отношений в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации (далее – Основы), утвержденных распоряжением Правительства РФ от 03.03.2012 №297-р . Раздел II Основ непосредственно именуется «Цели и задачи государственной политики по управлению земельным фондом», и в качестве таковых признает:
создание условий для осуществления рационального и эффективного использования земли, в т.ч. учета отраслевых и общественных потребностей и требований устойчивого развития территорий при соблюдении гарантий прав участников земельных отношений;
обеспечение охраны окружающей среды и природы, включая охрану земель и сохранение объектов культурного наследия;
обеспечение сохранения и повышения качества земель;
создание условий для повышения эффективности гражданского оборота земель, в т.ч. направленных на снижение административных барьеров, защиту прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество и обеспечение налогообложения.
Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что понятие земельных правоотношений должно включать в себя указание на цели и задачи регулирования земельных отношений, сформулированные в соответствии с Конституцией РФ, а также указание на особые субъекты этих правоотношений, выступающих в качестве лиц, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель путем государственного управления.
Соответственно, земельные правоотношения можно определять, как общественные отношения по поводу земли, урегулированные нормами земельного права с целью обеспечения эффективного и рационального использования и охраны земель, участники каковых обладают соответствующими субъективными правами и обязанностями, гарантией которых служит участие в указанных отношениях органов государственной власти РФ и субъектов РФ.
Введенные в это определение критерий цели правового регулирования и указание на непременный публично-правовой характер отношений являются признаками, отграничивающими земельно-правовые отношения от других правовых отношений по поводу земли в отраслевой классификации.