Право социального обеспечения Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Правовые особенности организации стационарного социального обслуживания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ 6
1.1. Сущность и цели стационарного социального обслуживания 6
1.2. Законодательство, регулирующее стационарное социальное обслуживание 14
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ 22
2.1. Опыт организации стационарного социального обслуживания пожилых граждан в России 22
2.2. Проблемы организации стационарного социального обслуживания в России 31
2.3. Перспективы развития стационарного социального обслуживания в России 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

 

  

Введение:

 

В наше время стационарное социальное обслуживание является одним из важнейших элементом социальной защиты населения России, потребность в этом обслуживании наблюдается у пожилых, инвалидов и других граждан, то есть у нетрудоспособного населения. В Российской Федерации по данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6 % до 27 % и составит 39,9 млн. человек. В связи с этим вопросы социаль- ного обслуживания граждан занимают одно из важных мест в систе- ме социальной защиты .
Стационарное социальное обслуживание принадлежит к числу наиболее устойчивых форм социальной защиты, уходящих своими корнями в историю , понятие стационарное социального обслуживания достаточно востребовано, употребляется многими, понятие стационарное социального обслуживания образовалось под натиском определенных ситуаций, произошедших в обществе, следовательно, оно сформировалось вследствие того, что люди в нем нуждались. Стратегической основой социально-экономического развития России выступает формирование обеспечения условий для эффективного использования человеческого потенциала с целью повышения благосостояния и качества жизни населения. Инструментом социального развития выступает социальная политика, в структуре которой одну из важнейших ролей играет система стационарного социального обслуживания.
Сегодня система стационарного социального обслуживания находится в развитии, постоянно происходят изменения в данной сфере, принимаются различные законы. С учётом выделенных особенностей, возникает необходимость совершенствования правовых основ стационарного социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются правоотношения, возникающие в ходе формирования системы стационарного социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Предмет исследования в выпускной квалификационной работе – законодательство, регулирующее системы стационарного социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является определение путей совершенствования правовых основ организации стационарного социального обслуживания граждан.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем исследования и решения логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему выпускной квалификационной работы:
— раскрыть сущность и цели стационарного социального обслуживания;
— изучить законодательство, регулирующее стационарное социальное обслуживание;
— обобщить опыт организации стационарного социального обслуживания пожилых граждан в России;
— выявить проблемы организации стационарного социального обслуживания в России;
— определить перспективы развития стационарного социального обслуживания в России.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили общенаучные методы познания правовых явлений: анализ и синтез, а также частнонаучные методы: логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный.
Нормативная база выпускной квалификационной работы – Конституция РФ , ГК РФ , СК РФ , ТК РФ , федеральные законы, судебная практика и иные нормативно-правовые акты.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы обоснована спецификой современного этапа развития правовых основ организации стационарного социального обслуживания граждан в условиях мирового экономического кризиса и санкционного давления на российскую экономику и государственность в целом, которая требует поиска новых путей совершенствования правовых основ организации стационарного социального обслуживания граждан.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании правовых основ организации стационарного социального обслуживания граждан.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи; проведение социальной адаптации, абилитации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Все те условия, которые тем или иным образом связаны с жизнью населения: это и медицина, и здравоохранение, и обеспечение дохода, образование, наем жилья, и много другое — являются предметами социальной службы.
На данный момент в Российской Федерации существует достаточное количество организаций, которые занимаются оказанием стационарных социальных услуг пожилым, такие как дома-интернаты, геронтологические центры и психоневрологические интернаты. Еще несколько лет назад такие организации как дома-интернаты для пожилых, занимались в основном оказанием медицинской помощи пациентам, но на сегодняшний день мы видим, что они начали осуществлять функции не только медицинского характера, но и обеспечивать сохранение социальной включенности пожилых людей, использовать новые технологии и методы в организации досуга пожилых людей, так как досуг является неотъемлемой частью успешного лечения и социальной адаптации в стационарном учреждении.
Именно из-за необходимости улучшения качества жизни граждан пожилого возраста, находящихся в стационарах, начали создаваться геронтологические и гериатрические центры, главной целью которых стало сохранение удовлетворительного потенциала граждан пожилого возраста.
Проведенный анализ ряда положений Закона 2013 г. позволяет сделать вывод, что содержащиеся в нем нормы обеспечивают поступательное развитие системы стационарного социального обслуживания в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.
В документах рассматривается множество вопросов, касающихся всех категорий граждан, которые находятся в стационарах и направленных на социальную поддержку таких людей. В нормативных актах прописаны все условия, обеспечивающие полную реализацию прав, гарантий и льгот, необходимых для качественного получения социальных услуг категориями людей, находящихся в учреждении стационарного обслуживания.
Но если рассматривать нормативно-правовую базу стационарного обслуживания конкретной категории людей, а именно граждан пожилого возраста, то можно заметить, что еще пару лет назад было много постановлений и законов в данной сфере, относящихся только к пожилым людям, в которых рассматривались их права, условия содержания в стационарах. Например ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» рассматривал основные принципы деятельности в данной сфере, учитывая особенности вышеназванных категорий людей. В законе были пункты, в которых освещались права пожилых в получении социальных услуг, в получении информации о социальном обслуживании и др. Отдельная статья была посвящена правам пожилых людей, которые используют услуги социального обслуживания. Сейчас же эти законы утрачивают силу и создаются законы, объединяющие все категории людей, находящихся в стационарах, как пожилых, так и детей-инвалидов и др. На наш взгляд, это минус для законодательства, так как у каждой категории людей, которые используют услуги стационарного обслуживания, существуют свои особенности и потребности, поэтому чем больше правовых, социальных, экономических, трудовых основ, касающихся отдельной группы граждан, рассмотрены в законах, тем качественнее обеспечивается предоставление той или иной услуги отдельной категории людей.
ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский ДПИ» является некоммерческой унитарной организацией, предназначенной для предоставления социальных услуг при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов 1-й и 2-й группы, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также для обеспечения соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности (далее — получатель социальных услуг).
Утвержденные услуги ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский ДПИ» востребованы получателями социальных услуг, предоставляются им с учетом индивидуальной нуждаемости. Предоставляемые услуги соответствуют всем критериям качества, реализуются в полном объеме. Работники организации доброжелательны, вежливы и компетентны, готовы к реализации деятельности в современных условиях развития сферы социального обслуживания. Организация имеет достаточно высокий потенциал развития качества современных социальных услуг и создания комфортных условий для их получателей. Организация использует возможности проектной деятельности в увеличении ресурсов, направленных на повышение качества деятельности и расширение возможностей участников отношений. Спектр оказываемых организацией услуг отвечает потребностям и индивидуальной нуждаемости их получателей. Необходимо проведение мероприятий, направленных на укрепление и развитие понимания получателями услуг важности и значимости их участия в процессе получения услуг Материально – техническая база учреждения оснащена в полном объеме, помещений достаточно для предоставления качественных услуг получателям, все помещения задействованы в рабочем процессе. Территория и здание ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский ДПИ» доступны для получения услуг маломобильным получателям социальных услуг.
В результате проведения исследования мы выяснили, какие проблемы возникают при работе стационарных социальных. Эксперты наиболее остро выделили такую проблему как, нехватка узких специалистов в области геронтологии. Так же была отмечена необходимость в новых методах организации социального обслуживания, а именно с точки зрения индивидуального подхода к пользователю, оценки его нуждаемости в услугах.
Необходимо создание условий для внедрений новых форм решения проблем социальной адаптации престарелых и инвалидов. Это позволит улучшить качество и доступность социального обслуживания как факторов повышения качества жизни.
Проблема социального обслуживания престарелых и инвалидов в России обостряется в условиях усиления общемировой тенденции старения населения и поэтому государству необходимо серьезно пересмотреть принципы работы и организации таких учреждений, чтобы улучшить качество жизни людей, нуждающихся в помощи.
По нашему мнению, развитие стационарных социальных учреждений на сегодняшний день сдерживается такими факторами, как:
1) ограниченность персонала, которые имеют отличную подготовку в сфере социальной работы;
2) отсутствие координации в работе ведомств и министерств в области социального обслуживания;
3) ограничение финансовых ресурсов, которые имеются в распоряжении органов управления регионального и федерального уровней, а также органов местного самоуправления;
4) низкая правовая база системы общественного обслуживания;
5) недостающее использование денежных, интеллектуальных и экономических возможностей негосударственных учреждений;
6) низкая зарплата у сотрудников социальных служб, а также низкий социальный статус.
Применение разнообразных технологий в досуговой деятельности в целом позитивно влияет на человека, улучшает его физическое и эмоциональное состояние, повышает уверенность в себе. Специалисты считают необходимым применение традиционных технологий в досуговой деятельности пациентов, таких как арт-терапия, музыкотерапия. Накоплен большой опыт по внедрению данных форм в досуг, и они успешно практикуются специалистами. Именно поэтому эксперты предпочли арт-терапию и музыкотерапию другим технологиям, считая их самыми оптимальными и необходимыми, и предпочли бы разрабатывать и применять программы по данным формам работы.
Социальная защита — это не только обеспечение гарантированных государством социальных выплат, а скорее — это развитые системы социальных услуг, которые предоставляются с учетом особенностей положения разных слоев населения. Такой общественный контроль настоятельно требует новейших подходов к работе в сфере социального обслуживания граждан, соотношения данной работы с требованиями государственных социальных стандартов, а также расширения в области платных услуг.
По нашему мнению, необходимо ужесточение государственного контроля, совершенствование правового регулирования в сфере стационарного социального обслуживания, что станет залогом улучшения качества жизни одной из самых незащищенных категорий людей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ
1.1. Сущность и цели стационарного социального обслуживания

Каждое современное государство старается поставить для себя приоритет принципа гуманизма. Российская Федерация является социальным государством, политика которого ориентирована на создание условий, обеспечивающих свободное развитие человека и его достойную жизнь, что гарантируется Конституцией РФ в статье 7. Любое общество неоднородно и делится на разные общности и группы. Социальная политика государства направлена на стабилизацию, объединение, а также согласование отношений и интересов между разными социальными группами. Практическая реализация социальной политики государства состоит из социального обслуживания и социального обеспечения.
Статьей 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.01.2013 N 442-ФЗ определено понятие социальное обслуживание как элемент системы социального обеспечения, способствующий помощи и поддержки нуждающихся категорий населения. Социальное обслуживание граждан — деятельность по оказанию социальных услуг всем слоям населения. В свою очередь, говоря о термине «социальная услуга», согласимся с позицией М.Г. Блиновой, которая утверждает, что, социальная услуга — действие в области социального обслуживания по оказанию периодической, постоянной или разовой помощи, так же, срочной помощи гражданину с целью расширения его возможностей самому обеспечивать свои жизненные надобности, а также улучшения условий его жизнедеятельности .
Социальное обслуживание базируется на таких признаках, как: 1) адресность предоставления социальных услуг 2) свободный и равный доступ граждан к социальному обслуживанию, не обращая внимания на расу, возраст, национальность, пол, отношение к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям, места жительства; 3) сохранение гражданина в наиболее благоприятной для него среде; 4) приближенность, большое количество поставщиков, предоставляющих социальные услуги для обеспечения нужд граждан в социальном обслуживании; 5) конфиденциальность; 6) добровольность
По мнению ряда ученых, СО выступает в качестве одного из направлений социальной защиты, социальной работы, организационной формы этих видов социальной деятельности, в качестве системы определённых способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого сообщества .
Проанализировав разного рода литературу и информацию из других источников, можно сказать о том, что понятие социального обслуживания можно трактовать в двух смыслах: узком и широком. В том случае, если употреблять понятие социального обслуживания населения в узком смысле, то будет верным использовать такую трактовку понятия: предоставление гражданам различных социальных бытовых услуг: осуществление помощи в ведении хозяйства; помещение граждан в учреждение социальной защиты на некоторый период времени; предоставление бесплатного питания; предоставление медицинской помощи и другое. Рассматривая социальное обслуживание в широком смысле, можно сформировать такое определение: социальное обслуживание — вид обслуживания, содержащий в себе все виды социального обеспечения, кроме выплат в денежном эквиваленте. Тех лиц, которые имеют право на социальное обслуживание на дому, определяют различные нормативно-правовые акты.
Структура системы социального обслуживания представлена на рис.1.
Конкретизируя сущность СО и обобщая накопленный опыт, ученые сделали вывод о том, что социальное обслуживание различных категорий населения — составная часть современной социальной политики , «принципиально новое направление социальной защиты населения». В то же время СО может осуществляться и вне социальной защиты: оно шире по сфере деятельности. Скорее всего, следует говорить, что социальная защита — одно из проявлений, составных частей СО .
Ежегодно изменяется законодательство, контингент обслуживаемых, виды учреждений, инфраструктура учреждений, механизм предоставления, объем и качество, порядок и условия оказания гарантированных государством социальных услуг, исходя из современных подходов и уровня трансформации социально-демографических групп населения с учетом индивидуальных особенностей и адресности.
СО относится к формализованным институтам, созданным специально государством и специально предназначенным для осуществления различных видов помощи как самостоятельно, так и наряду с другими структурами гражданского общества. Формирование и развитие СО — одна из основных характеристик обеспечения социальных гарантий и выполнения социальных обязательств государства, преодоления бедности, острых социальных проблем и повышения качества жизни граждан, один их основных составных элементов социального государства, государства развития .

Рисунок 1 — Основные компоненты системы социального обслуживания

Помощь гражданам осуществляется на территориальном уровне для правильного предоставления обслуживания, этот вид помощи зависит также от организаций, которые помогают в осуществлении данной помощи. Государство тоже заинтересовано в этом, так как это главная его забота, а именно оно заинтересовано в: обеспечение достойной жизни всех граждан. Понятие достойной жизни можно встретить в Конституции РФ.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы