Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Правовое регулирование установления страховой пенсии по случаю потери кормильца

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы страховой пенсии по случаю потери кормильца 8
1.1. История развития пенсионного обеспечения в России 8
1.2. Понятие и роль страховой пенсии по случаю потери кормильца 20
1.3. Правовое регулирование страховой пенсии по случаю потери кормильца 27
Глава 2. Оформление, исчисление и размеры страховой пенсии по случаю потери кормильца 40
2.1. Порядок оформления страховой пенсии по случаю потери кормильца 40
2.2. Размер и порядок исчисления страховой пенсии по случаю потери кормильца 49
2.3. Проблемы и перспективы назначения и выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца 59
Заключение 64
Список использованной литературы 68

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Системообразующим звеном социального обеспечения является система пенсионного обеспечения, основной задачей которой выступает материальная поддержка граждан, имеющих на это право. Пенсионная система в совокупности своих внутренних показателей и нормативов как важнейшая часть системы социального обеспечения служит прямым индикатором социальной ориентированности государства в своих действиях. Предмет регуляторной деятельности государства в данной сфере формируют: виды и уровень пенсионных выплат, процесс формирования пенсионных прав граждан и обеспечение их полной реализации, совокупность внутренних специальных нормативов. Сбалансированность указанных показателей определяется соответствием всем международным социальным нормам и системой внутренних социально-экономических индикаторов.
Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсия по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.
Пенсии – чрезвычайно проблемный вопрос для российского населения. Человек, выходящий на пенсию, теряет более 60 % своего уровня жизни, до того обеспечиваемого весьма скромной заработной платой.
Действующая на данный момент пенсионная система РФ предполагает разделение пенсии на две части – страховую (базовою) и накопительную. Каждая часть обладает рядом особенностей. Базовая часть пенсии формируется по принципу страхования. Работодатель на своих сотрудников отчисляет в ПФР страховые взносы, суммы которых пропорциональны начисленной зарплате. При наступлении страхового случая – достижения пенсионного возраста – человек получает свою «страховку» в виде ежемесячных пенсионных выплат, согласно договору со страховщиком, то есть государством в лице ПФР. Что касается накопительной части, то она формируется из сумм обязательных страховых взносов на накопительную часть пенсии. Однако застрахованный имеет право отказаться от накопительной части пенсии в Пенсионном фонде России и направить эти средства в негосударственные пенсионные организации, тем самым получив дополнительный доход. До сегодняшнего дня для лиц моложе 1967 года рождения отчисления в накопительную часть были равны 6% официально начисленной зарплаты. С 1 января 2016 года этот процент снизился до 2%. Оставшиеся 4% добавляются в страховую часть. Для тех, кто старше 1967 года, накопительная часть вообще не предусмотрена .
В настоящее время перед Россией стоит сложная и важная проблема, от решения которой зависят ее экономические и политические перспективы. Немаловажным является и увеличение с каждым годом числа пенсионеров, в т.ч. в связи с присоединением Крыма и Севастополя, а также уклонение работодателей от уплаты пенсионных взносов. Еще одной проблемой является низкий уровень пенсионной грамотности населения. Несмотря на быстрый рост числа участников НПФ, добровольное пенсионное обеспечение остается в России слабо развитым. В программах добровольного пенсионного обеспечения на индивидуальной основе участвовали порядка 1% трудоспособного населения. Причины слабого развития индивидуальных договоров с НПФ связаны, прежде всего, с низкими доходами населения и сохраняющимся недоверием к негосударственным финансовым институтам. В условиях недостаточной информированности граждан невозможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы также обусловлена тем, с 1 января 2015 г. пенсия, назначаемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования, сменила свое наименование с трудовой пенсии на страховую, вместе с тем, как мы видим, это не означает, что страховая пенсия утратила свою взаимосвязь с трудовой деятельностью граждан. Названная пенсия по- прежнему назначается лицам, которые в ходе своей трудовой или иной деятельности участвовали в формировании финансовых ресурсов пенсионной системы путем включения в систему обязательного страхования. Прежде всего, страховая пенсия — это страховое обеспечение, которое устанавливается при наступлении соответствующего страхового случая. Все вышеперечисленное указывает на несомненную актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы. В последние года вопросам реализации права на пенсию, правоприменительной деятельности, юридическим фактам, определяющим право на пенсию, особенностям рассмотрения назначение и выплату страховой пенсии по случаю потери кормильца были посвящены диссертации: Серебряковой Е.А, Говорухиной Е.Ю., Ерофеевой О.В., Карпуниной Н.А., Казанбековой Д.Р. и др.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются процедурные и процедурно-процессуальные регулятивные и охранительные правоотношения по реализации права физического лица на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе являются нормы российского законодательства, регулирующие назначение и выплату страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование правового регулирования установления страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— изучить историю развития пенсионного обеспечения в России;
— раскрыть понятие и роль страховой пенсии по случаю потери кормильца;
— рассмотреть правовое регулирование страховой пенсии по случаю потери кормильца;
— проанализировать порядок оформления страховой пенсии по случаю потери кормильца;
— охарактеризовать размер и порядок исчисления страховой пенсии по случаю потери кормильца;
— выявить проблемы и перспективы назначения и выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах правоведов по проблемам правового регулирования установления страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Методология и методы выпускной квалификационной работы. При исследовании правового регулирования установления страховой пенсии по случаю потери кормильца использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, исторический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Нормативно-правовую базу выпускной квалификационной работы составили: Конституция Российской Федерации , а также другие нормативно-правовые акты.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы, содержащиеся в настоящем исследовании, дополняют науку права социального обеспечения, и могут служить научной базой для разработки законодательных изменений правовых норм, регулирующих установление страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, степень разработанности темы, а также методология и методы исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты теоретические основы регулирование страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ оформления, исчисления и размер страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Путь становления пенсионного обеспечения является очень важным знанием, которое позволяет не допускать ошибки прошлого. Демографические и экономические вызовы испытывают пенсионную систему России сейчас, а история становления великой пенсионной системы позволит найти способы подстройки под внешние изменения.
Пенсионная система преодолела ряд реформ и преобразований. Сегодня пенсионное обеспечение постоянно совершенствуется и значительно отличается от социалистической системы, тем, что оно направлено на интересы граждан, имеет широкую информационную компанию, дает объективную информацию о состоянии и перспективах развития пенсионных вложений.
Пенсионная выплата, осуществляемая в связи с потерей кормильца – сумма, начисляемая получателю ежемесячно, если он является нетрудоспособным иждивенцем умершего или без вести пропавшего кормильца (этот факт должен иметь под собой документальную доказательную базу). Она представляет частичную компенсацию помощи, которая ранее выступала в качестве основного источника дохода.
Существует 3 вида финансовой поддержки, полагающейся семье в связи с потерей кормильца:
Страховые выплаты – положены иждивенцам и людям пенсионного возраста, которые находились на содержании ушедшего из жизни, если он имел определенный страховой стаж (кроме случаев, когда уход из жизни стал результатом неправомерных действий умершего);
Государственные выплаты – положены нетрудоспособным членам семьи погибших военных, космонавтов или граждан, ставших жертвами радиационных загрязнений или катастроф иного характера;
Социальные выплаты – положены членам семьи погибшего, у которого нет достаточного страхового стажа, но чья смерть стала следствием игнорирования законодательных норм третьими лицами.
Страховое обеспечение по случаю потери кормильца является одним из трех видов страховой пенсии. Основной целью данной выплаты является возмещение государством нетрудоспособным членам семьи погибшего утраченных денежных средств, в виду смерти содержащего их застрахованного лица. В первую очередь право на такой вид страхового пенсионного обеспечения имеют дети и другие ближайшие родственники.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается на все время, пока получатели являются нетрудоспособными, возможны случаи ее бессрочного назначения. Но стоит иметь в виду, что эта страховая выплата на основании определенных причин может быть приостановлена или вовсе прекращена.
Представляется возможным констатировать факт исключительной декларативности ряда норм пенсионного законодательства. При разработке актов пенсионного законодательства на первом месте стоит задача экономии государственных расходов, на втором месте — учет экономических интересов работодателей и только на третьем, последнем месте — соблюдение прав и законных интересов застрахованных граждан и пенсионеров. И пока не произойдет радикальное изменение вектора государственной политики, говорить о повышении эффективности законодательства в пенсионной сфере не представляется возможным.
Рассмотрев вышеуказанные условия получения данного вида страховой пенсии можно заметить обязательность со стороны государства. Иными словами, при наличии установленных законом условий — лицо будет получать эти денежные выплаты.
На сегодняшний день, существует большое количество категорий граждан, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего гражданина, как состоявшие на его иждивении, так и не состоявшие на иждивении умершего кормильца в случаях, установленных законом. Условие назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца – наличие страхового стажа у умершего кормильца (хотя бы один день).
Для того чтобы оформить страховую пенсию, нужно будет обратиться в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Но данное учреждение это не единственный вариант, с помощью которого можно оформить пенсию. Так еще можно письменно обратиться в з заявлением в Пенсионный Фонд и многофункциональный центр.
Прежде чем обратиться в данные структуры, нужно заранее подготовить документы для оформления пенсии по потере кормильца. К перечню таких документов относятся: паспорт физического лица, которое подает заявление; свидетельство о смерти кормильца; свидетельство обязательного пенсионного страхования; документы, которые подтверждают родственные связи с умершим лицом (например, свидетельство о рождении ребенка, где указываются имена родителей); трудовая книжка или другие документы, которые подтверждают страховой стаж умершего лица; другие дополнительные документы, которые подтверждают обстоятельства, по которым должна будет начисляться пенсия, например, справка об инвалидности, обучении в ВУЗе и так далее.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.
Пенсия выплачивается ежемесячно. Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо.
1 января 2019 года вступил в силу закон, согласно которому пенсионный возраст будет повышен для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин – с 55 до 60 лет. Увеличение пенсионного возраста будет поэтапным с 2019 по 2028 год. Первые несколько лет возраст будет повышаться ежегодно на полгода. Для тех граждан, которые по старому законодательству должны были выйти на пенсию в ближайшие два года, устанавливается право оформить пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста.
К плюсам данной реформы можно отнести: теперь мужчины и женщины будут почти наравне выходить на заслуженный отдых; налог для работающих граждан станет меньше; соотношение работающего населения к пенсионерам уравновесится; льготы для пенсионеров сохранятся.
К минусам относится: к сожалению, не все мужчины доживают до 60-ти лет; возможно, возрастут «черные» заработные платы, так как молодое поколение не будет видеть смысла в пенсионных отчислениях; возникнут проблемы с поиском работы, так как старшее поколение будет работать на своих местах и занять их должность будет не просто.
На наш взгляд, уже установленные Конституцией РФ гарантии, такие как страховая пенсия по случаю потери кормильца, не могут ограничиваться федеральными законами. Также в целях развития законодательства о страховых пенсиях по случаю потери кормильца предлагаем в Фонде социальной защиты населения предусмотреть создание резервного фонда, средства которого должны использоваться на повышение доходов с целью их распределения на исследуемый вид пенсии. Необходимо также провести ряд мероприятий, направленных на уменьшение зачастую необоснованных льгот и привилегий в сфере пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца, что снизит «нестраховую» нагрузку фондов.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы страховой пенсии по случаю потери кормильца
1.1. История развития пенсионного обеспечения в России

Развитие государственного пенсионного обеспечения на территории современной России в целом шло в соответствии с мировым опытом. В древнейшие времена пенсий удостаивались самые важные члены общества — воины, потому что они стояли на страже княжеских владений. Как указывают летописи, князья и воеводы славянских дружин заботились об обеспечении своих особо преданных воинов в случае их ранения, а также по достижении старости. Конечно, пенсиями это не называлось, скорее это была милость правящей особы к своим подданным. Было положено начало социальным гарантиям для отставных воинов. Постепенно забота о раненых и престарелых воинах ставится на регулярную основу .
Начало регулярного пенсионного обеспечения в России было положено Петром Великим, который впервые учредил пенсии по старости морским офицерам согласно «Уставу Морского Русского Военного Флота» (Морскому уставу) 1720 года. Таким образом, Морской устав 1720 г. стал первым российским пенсионным законом, заложившим законодательные основы пенсионных выплат в России, а первыми российскими пенсионерами стали офицеры флота. Порядок и размер пенсионного пособия устанавливался в соответствии с офицерским чином. При Петре I вошло в оборот и само слово «пенсия» (от фр. pension — «платеж»).
В 1758 г. по указу Елизаветы Петровны пенсионные нормы Морского устава были распространены и на сухопутные войска. Как и во многих странах, в России первыми пенсионное обеспечение получили военные — сначала морские, а затем и сухопутные офицеры.
В годы правления Екатерины II была проведена первая в России пенсионная реформа (учитывая, что предшественники Екатерины II занимались становлением пенсионной системы). Право на получение пенсий было распространено на гражданских служащих (чиновников всех ведомств). Причем появились такие понятия, как выслуга лет, т.е. стаж. По указам Екатерины от 26 февраля 1764 г. и от 24 августа 1765 г. для морских офицеров выслуга составляла 32 года, для гражданских служащих — 35 лет. Пенсионные средства на содержание морских и гражданских служащих перечислялись Коллегией экономии. Отставники военной службы получали денежное содержание из государственной казны. В годы правления Екатерины II многократно возросли пенсионные расходы, так как увеличились размеры пенсий, а также выросло число государственных служа¬щих во второй половине XVIII в. Однако следует отметить, что назначение пенсий военным и гражданским лицам было строго индивидуальным. Перечень пенсионеров, претендующих на получение казенных пособий, был ограничен и определялся императрицей.
Людям, которые не находились на государственной службе, государственные пенсии по старости вообще не полагались. В старости они могли рассчитывать лишь на помощь так называемых богоугодных заведений: домов призрения, сиротских приютов, специальных домов инвалидов для отставных военнослужащих низших чинов и др.
При Павле I срок выслуги для пенсии для гражданских и военных служащих сократился до 25 лет.
Основным итогом развития пенсионного обеспечения в XVIII в. является то, что в российском законодательстве появилось правовое понятие «пенсий», которое впервые вышло за рамки «царской милости». В этом заключается основной вклад Петра I и его первых последователей в развитие социальных институтов и российского общества в целом .
Дальнейшее развитие пенсионная система России получила в результате масштабной реформы пенсионного законодательства при императоре Николае I. В 1827 г. был принят первый в истории России пенсионный устав, который назывался «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Именно тогда в составе Министерства финансов был создан централизованный пенсионный фонд, главной функцией которого стала выплата пенсий и пособий. Можно сказать, что после этого в России сложилась полноценная пенсионная система.
По Уставу 1827 г. право на пенсию получал каждый чиновник, «беспорочно прослуживший определенное число лет», а после смерти чиновника — его семья. Также кроме офицеров право на пенсию получили простые военные, прослужившие 25 лет. Все гражданские чиновники, прослужившие не менее 25 лет, получали право на пенсию в размере 50% оклада, а при выслуге 35 лет — 100% оклада.
При определении размера пенсии учитывались разряд чиновника согласно «Табели о рангах», место, занимаемое им в ведомстве, стаж работы. Размер пенсионных выплат для чиновников двух высших классов устанавливался по высочайшему благоусмотрению (лично самодержцем).
Главным основанием для выплаты пенсии являлась «беспорочная», т.е. безукоризненная служба. Пенсионного возраста, или возрастного ценза, как такового не было, необходима была только выслуга лет. Человеку, «удаленному от должности» за проступок, стаж начинали считать заново, если он мог снова куда-то устроиться служить.
В последующие годы «Устав…» был дополнен новыми положениями и стал называться «Общий Устав о пенсиях». Выдержав несколько редакций, «николаевский устав о пенсиях» сохранял основные положения вплоть до начала XX в .
Таким образом, к середине XIX в. пенсионное обеспечение распространялось в основном на государственных служащих и военных, т.е. незначительную часть населения. Пенсия стала признаваться как право человека, посвятившего свою жизнь службе государству.
Однако расходы на пенсии росли и тяжким бременем ложились на государственную казну. С целью сокращения государственных расходов на выплату пенсий со второй половины XIX в. в дополнение к системе государственного пенсионного обеспечения при различных правительственных учреждениях стали создаваться так называемые эмеритальные кассы. Эмеритальные кассы — денежные фонды, формируемые из обязательных отчислений трудящихся. Эмеритура — особые пенсии и пособия, выплачиваемые дополнительно к казенным пенсиям из эмеритальных касс, представляющие собой выплаты накопительного типа. Таким образом, начали применяться механизмы добровольного пенсионного страхования..
Затем правительство в ряде стратегически важных отраслей производства обязало промышленников создавать эмеритальные кассы. Так, с 1870-х годов стали массово создаваться эмеритуры владельцами частных железных дорог. Пенсионные выплаты начали распространяться не только на военных и гражданских государственных служащих, но и на работников частных предприятий.
К концу XIX в. в российской пенсионной системе наряду с государственным капиталом уже участвовал и частный пенсионный капитал. С 1888 г. в России стали создаваться страховые пенсионные кассы. Пенсионные кассы не только приобрели важнейшее значение в системе пенсионного обеспечения работающих и служащих, но и стали крупными финансовыми институтами, оказывающими серьезное влияние на национальную экономику.
23 июня 1912 г. правительство приняло знаменитый закон «О социальном страховании рабочих». Однако обязательное соцстрахование распространялось только на предприятия с численностью не менее 20 рабочих при наличии двигателя (парового или электрического) и 30 рабочих — при отсутствии двигателя. Поэтому закон охватил не больше 2,5 млн рабочих по всей стране. А значит, еще 12 млн наемных рабочих и служащих в России по-прежнему оставались без обеспечения по старости и инвалидности .
Социальное страхование не распространялось на такие категории трудящихся, как домашняя прислуга, торгово-промышленные служащие. Рабочие на получение пенсии могли рассчитывать лишь при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы. Основная масса рабочих и крестьяне заботились о своей старости самостоятельно. Права сельского населения совершенно не были защищены. В то время как в России к началу XX в. почти половину населения составляли сельские жители: более 60 млн человек из 125 млн, по переписи 1897 г. Следует отметить, что российское крестьянство не обеспечивалось пенсиями долгое время — и до, и после революции.
Вплоть до октября 1917 г. система пенсионного обеспечения по-прежнему носила избирательный характер и охватывала приблизительно только треть населения. Пенсию за выслугу лет получали чиновники всех ведомств, некоторые офицеры, учителя и преподаватели, рабочие казенных заводов, а также ученые, инженеры, врачи и фельдшеры казенных предприятий .
В целом, пенсионная система России на рубеже XIX-XX вв. являлась довольно противоречивой, и для оценки ее качества требуются дальнейшие исследования.
После социалистической революции 1917 г. руководством страны во главу угла были поставлены вопросы социальной политики. В российском пенсионном обеспечении стали происходить радикальные преобразования. Со сменой политического режима в России в области пенсионного обеспечения был взят курс на то, чтобы сделать пенсионные выплаты массовыми, а не признаком исключительности и привилегированности. Постепенно (в целом на это ушло почти 50 лет) эти идеи удалось воплотить в жизнь, что сделало сложившуюся пенсионную систему важнейшим достижением советской эпохи.
В формировании социалистической пенсионной можно выделить два этапа. На первом этапе (1917-1956 гг.) происходило формирование централизованной пенсионной системы. В 1918 г. был создан Народный Комиссариат социального обеспечения, отвечавший за социальную справедливость в молодом советском государстве. Тогда же была разработана и законодательная база, регламентировавшая выделение пенсионного обеспечения в отдельный вид социального обеспечения.
В первой Конституции СССР 1924 г. было закреплено право социального страхования, распространявшееся на всех рабочих и служащих. Первые пенсии по старости в СССР были учреждены постановлением Наркома труда СССР от 5 января 1928 г. для рабочих текстильной промышленности. В 1929 г. система пенсионного обеспечения была распространена на трудящихся ведущих отраслей промышленности, а в 1936 г. сталинская Конституция закрепила право на пенсионное обеспечение для всех рабочих и служащих.
В 1932 г. закон установил самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С тех пор и вплоть до недавнего времени пенсионный возраст в России ни разу не менялся и оставался одним из самых низких в мире.
На втором этапе (1956-1991 гг.) пенсионная система в Советском Союзе окончательно сформировалась, началось ее процветание.
В 1956-1964 гг. был осуществлен переход к всеобщей системе пенсионного обеспечения. Так, в июле 1956 г. был принят новый закон «О государственных пенсиях» (о пенсионном обеспечении), который затронул интересы миллионов людей. В частности, по этому закону устанавливался единый для всех граждан срок выхода на пенсию. Мужчины могли выйти на пенсию в возрасте 60 лет, при трудовом стаже не менее 25 лет, женщины — в 55 лет, при трудовом стаже не менее 20 лет. Это было гораздо ниже возрастного ценза в большинстве западных стран.
Сумма ежемесячной пенсии колебалась от 300 до 1200 руб. (или от 30 до 120 руб. в масштабе цен 1961 г.). Размер пенсий зависел от стажа работы и возраста. Общий размер государственной пенсии, в зависимости от общего трудового стажа, характера и сложности выполняемых работ, уровня заработной платы, образовательного и профессионального уровня, составлял от 55 до 100% от средней заработной платы по стране, что привело к увеличению пенсий и пособий для многих социальных групп в 2-3 раза.
На колхозников закон 1956 г. не распространялся. Вопрос о пенсионном обеспечении для колхозников решился в 1964 г., когда был принят закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов». При этом пенсии по старости стали получать мужчины в возрасте 65 лет, женщины — 60 лет, и только в том случае, если они продолжали жить в своем колхозе. Для тех же, кто на старости лет перебрался в город к детям до наступления пенсионного возраста (даже при наличии необходимого трудового стража), вопрос о пенсии вообще не стоял, они как бы выпадали из сферы социального обеспечения, поскольку «порвали связь со своим хозяйством». Да и размер пенсий для сельских жителей был определен в 8 руб., позже его подняли до 12-15 руб. Считалось, что остальные средства для жизни они могут получить от своего подсобного хозяйства. В 1968 г. возраст выхода на пенсию для колхозников стал таким же, как для рабочих и служащих .
Размер пенсии зависел в первую очередь от заработка за последние 2 года перед уходом на пенсию (или 5 любых лет по выбору будущего пенсионера), а также от общего трудового стажа.
Уже в первые годы советской власти начала формироваться система пенсионных привилегий в СССР.
Существовала система персональных пенсий, назначаемых «за особые заслуги перед государством». Их размер был несоизмеримо выше общегосударственных пенсий, с ними были связаны различные привилегии по оплате жилья, бесплатному проезду на общественном транспорте, получению бесплатных путевок в санатории и пр.
Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).
Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.
Размер пенсии союзного значения составлял 250 руб. в месяц, республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 руб. в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.
Еще более высокими были ведомственные надбавки. Так, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 руб. в месяц, члены-корреспонденты — 400 руб. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.
На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в 2 раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 руб. в месяц, служащие МВД — 220 руб. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 руб. в месяц. Особая система пенсий была и для сотрудников госбезопасности.
Также на пенсию можно было выйти на 10-15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях или на вредном для здоровья производстве .
Как уже было сказано, одной из отличительных особенностей советской пенсионной системы был низкий возраст выхода на пенсию, что рассматривалось в числе особых привилегий трудящихся при социализме. Однако необходимо отметить, что ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией относительно невысокого размера пенсионных выплат.
В СССР о пенсионном обеспечении гражданина всецело заботилось государство (так называемая модель Бевериджа, по имени известного британского экономиста лорда Уильяма Генри Бевериджа). Государство гарантированно обеспечивало пенсиями всех нуждающихся, хоть и размер выплат при этом был невысок.
Советская пенсионная система обходилась без Пенсионного фонда. Предприятия перечисляли взносы непосредственно в бюджет (ставка отчислений из фонда заработной платы составляла от 4 до 12% в зависимости от сферы деятельности).
Пенсионная система советского времени была основана на принципе солидарности поколений — все работающее население страны обеспечивало содержание всех нетрудоспособных граждан. В рамках данной солидарной (или распределительной) пенсионной модели взносы с зарплаты работающих граждан не закрепляются за ними, а сразу же идут на выплаты нынешним пенсионерам. Данную модель еще называют «финансирование на ходу» Pay-As-You-Go, или PAYG (англ.) — «плати по мере получения» .
Выплата пенсий гарантировалась всей экономической мощью государства и не зависела от стабильности отдельных финансовых институтов (пенсионных фондов и т.п.). До сих пор в умах большинства российских граждан советская пенсионная система ассоциируется с исключительной надежностью. В самом деле, в условиях тотального государственного контроля за экономикой, пенсионная система была достаточно эффективна.
Выплаты по нормам, закрепленным в пенсионном законе 1956 г., осуществлялись вплоть до конца 1980-х годов. За более чем 30 лет с момента принятия закона в демографии страны произошли значительные изменения: численность пенсионеров в СССР увеличилась в 3 раза (примерно с 16,5 млн до 45,2 млн человек). Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 г. доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.
Однако успешность применения распределительной системы зависит не только от демографической, но и от экономической ситуации в стране. В середине 1980-х годов в СССР наступили экономические трудности. В результате падения цен на энергоносители снизился уровень национального дохода, дефицит госбюджета вырос до 10%. Вместе с экономикой Советского Союза стала рушиться и советская пенсионная система.
В начале 1990-х годов в условиях перехода к рынку, который сопровождался гигантским падением объемов производства, массовой безработицей, банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, сохранение социалистического подхода к сфере пенсионного обеспечения стало невозможным.
Начали сворачиваться социальные программы по всем направлениям, включая пенсионное обеспечение. Из-за недофинансирования пенсионной системы жизненный уровень пенсионеров резко упал. У государства просто не было денег для выплаты пенсий. А на фоне инфляции ситуация в стране становилась просто критической. Фактически пенсии большинства российских пенсионеров упали ниже прожиточного минимума. Миллионы пенсионеров были поставлены на грань нищеты.
Для выполнения социальных обязательств государства в России требовалось серьезно реформировать пенсионную систему. Начался процесс формирования кардинально новой пенсионной системы.
Реорганизация всех государственных институтов началась еще в 1990 г. (после принятия 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России). Уже 20 ноября 1990 г. был принят Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Официально новая история пенсионной системы России началась с принятия данного закона. Пенсионная система официально стала страховой. Впервые российская пенсионная система стала строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка, в рамках которой участие государства минимизировано).
22 декабря 1990 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР был основан Пенсионный фонд РСФСР. В 1992 г. была заложена правовая основа для функционирования частных пенсионных фондов.
Наиболее дискуссионный вопрос — переходить ли полностью к накопительному методу страхования (Концепция 1997 г.) или ограничиться модернизацией распределительной пенсионной системы (Концепция 1995 г.) — был решен в пользу смешанного варианта.
В итоге 1 января 2002 г. с вводом накопительного принципа в распределительную (солидарную) пенсионную модель была запущена принципиально иная — накопительно-распределительная пенсионная система. С 2002 г. действует трехуровневая пенсионная система, которая предусматривает страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение.
Ключевым источником формирования пенсии стали страховые взносы, формирующие накопительную часть пенсии. Размер пенсии перестал определяться стажем работника, теперь он напрямую зависит от размеров отчислений в ПФР.
С 1 января 2015 г. вступили в силу очередные изменения в пенсионной системе России. Так, пенсионные накопления теперь формируются не в рублях, а в баллах. Цена накопленного балла будет определяться правительством и ежегодно пересматриваться. Чтобы стать «счастливым обладателем пенсии», необходимо набрать определенное количество баллов. Рассчитать количество начисляемых баллов в зависимости от заработной платы можно на сайте Пенсионного фонда РФ с помощью так называемого пенсионного калькулятора .
Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социальной защиты населения. Пенсионная система России представлены на рисунке 1.1.
Таким образом, путь становления пенсионного обеспечения является очень важным знанием, которое позволяет не допускать ошибки прошлого. Демографические и экономические вызовы испытывают пенсионную систему России сейчас, а история становления великой пенсионной системы позволит найти способы подстройки под внешние изменения.

Рис. 1.1. Пенсионная система Российской Федерации

Пенсионная система преодолела ряд реформ и преобразований. Сегодня пенсионное обеспечение постоянно совершенствуется и значительно отличается от социалистической системы, тем, что оно направлено на интересы граждан, имеет широкую информационную компанию, дает объективную информацию о состоянии и перспективах развития пенсионных вложений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы