Земельно-имущественные отношения Дипломная работа (колледж/техникум) Технические науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Правовое регулирование изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: история и современность 8
1.1. Историко-правовой аспект изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд 8
1.2. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд как межотраслевой институт 14
Глава 2. Особенности изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд 21
2.1. Основания и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд 21
2.2. Процедура изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд 30
Глава 3. Проблемы и перспективы института изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд 41
3.1. Проблемы института изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд 41
3.2. Судебная защита прав землевладельцев 48
Глоссарий 58
Заключение 59
Список использованной литературы 63

 

  

Введение:

 

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящий момент право собственности представляет собой один из основополагающих институтов правовой системы Российской Федерации. Таким образом, в судебной практике преобладают способы защиты имущественных прав и права собственности, с помощью которых они восстанавливаются и защищаются. Актуальность проблематики защиты имущественных и, в частности, вещных прав в последние годы увеличилась вследствие расширения в гражданском обороте частного сектора. Данное обстоятельство привело к четко прослеживаемой в последние несколько лет тенденции к столкновению государственных имущественных интересов с имущественными интересами частных собственников. В качестве одного из результатов такого столкновения выступает принудительное изъятие собственности, например, изъятие участков земли у граждан для государственных и муниципальных нужд.
Если смотреть на землю с позиции конституционного права, то она не является товаром, но ее можно рассматривать как элемент другого конституционного понятия — особый вид недвижимого имущества. Соответственно, правовые конституционные гарантии права собственности могут и должны распространяться на землю.
За последнее годы тенденция изъятия земли для государственных нужд в нашей стране превратилась в глобальный характер в связи с реализацией крупных государственных проектов таких как: Олимпийская стройка в Сочи, расширение границ г. Москва (новая Москва), строительство трасс федерального и регионального уровня.
Специалисты в сфере гражданского права до настоящего времени так и не пришли к единообразному пониманию основных категорий, присущих институту принудительного изъятия участков земли для муниципальных и государственных нужд. В гражданско-правовой науке не решен целый ряд важнейших правовых вопросов, главными из которых являются вопросы, связанные с такими понятиями, как «выкупная цена», «муниципальные и государственные нужды», «имущественное право на земельный участок», «равноценное возмещение» и с некоторыми другими. Так как, с одной стороны, исходя из 1 части 9 статьи Конституции РФ , земля является национальным достоянием, а с другой стороны, земля может находиться в частной собственности, то такие проблемы вызваны, в первую очередь, столкновением частноправовых и публично-правовых интересов.
Формирование законодательства, гарантирующего поддержание баланса прав, которыми обеспечивается защита частных и публичных интересов, требует обязательного выделения и четкого определения в нормах права такого понятия как «публичные интересы» и принципов, защищаемых публичными интересами. Прежде всего, это связано с тем обстоятельством, что институт принудительного изъятия участков земли в данное время основывается на приоритете принципа защиты только муниципальной и государственной собственности. Это напрямую противоречит нормам и принципам конституционного права, исходя из которых, защищаться должны все формы собственности.
Правовое регулирование правовых отношений, которые возникают при принудительном изъятии у граждан земельных участков для муниципальных и государственных нужд, реализуется не только в рамках гражданского законодательства, но и в рамках жилищного, градостроительного и земельного законодательства. По причине отсутствия четкого и разработанного механизма согласования применяемых норм специального и гражданского законодательства возникает масса юридических коллизий, приводящих к нарушениям имущественных прав российских граждан.
В связи с чем, тема обладает повышенной актуальностью и не только теоретическим, но и огромнейшим практическим значением, для развития цивилизованных форм взаимоотношений между государством и населением при изъятии земли для нужд государства.
Данная тема исследуется в целях выявления специфических особенностей одного из институтов земельного права: изъятие (выкуп) земельного участка и раскрытия проблем, возникающих при изъятии (выкупе) земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает специфика правовых отношений, формирующаяся в процессе изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы — нормы российского законодательства, регламентирующие изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, включая международные стандарты и положения этой области, практика внедрения перечисленных норм судами общей юрисдикции, позиции Конституционного и Верховного Суда РФ по вопросам изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Целью выпускной квалификационной работы выступает комплексный анализ проблем изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Цель выпускной квалификационной работы предопределила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
— изучить историко-правовой аспект изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
— рассмотреть изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд как межотраслевой институт;
— раскрыть основания и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
— проанализировать процедуру изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
— выявить проблемы и перспективы института изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили международные правовые акты, Конституция РФ, ГК РФ , ЗК РФ , конституционные и федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского и зарубежного законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Структурно выпускной квалификационной работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучена история и современность изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ особенностей изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
В третьей главе выпускной квалификационной работы изучены проблемы и перспективы института изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Длительный период недостаточной регламентации категории правового регулирования «изъятия» несомненно, подтолкнуло законодателя к масштабным изменениям, был сделан большой шаг по урегулированию данных общественных отношений, на наш взгляд. Жизнеспособность и эффективность применения новых норм покажет ближайшее будущее.
Институт изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, как бы отрицательно он порой не воспринимался со стороны собственников, не является таким, который направлен против института частной собственности. По-нашему мнению, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд — это важная мера, реализуемая государством, при нахождении им оптимального баланса между публичными и частными интересами. А гарантирование законодательством компенсации за изъятие собственности позволяет исключить любые предпосылки к нарушению права на частную собственность.
Все это позволит вывести институт изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а как следствие, и весь институт частной собственности, на новый уровень развития, в полной мере обеспечивающий и гарантирующий права и интересы как человека, так и всего общества в целом.
На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:
• Строительство сооружений стратегического использования.
• Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
• Конструирование объектов атомной промышленности.
• Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
• Реконструкция военных объектов.
• Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
• Воздвижение космодромов.
• Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
• Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
• Прокладка автомагистралей для государственных нужд.
Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.
Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.
Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.
Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации.
Предусмотрен порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд:
1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в государственное ведение.
2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре.
В случае неудовлетворения размером компенсации, собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления. Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел. В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.
При изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд возникает ряд проблем:
— граждане не имеют гарантий своих прав на владение, поскольку государство способно принудительно изъять земельный участок без соблюдения определенных процедур и предоставления адекватной компенсации;
— изъятие в принудительной форме возможно только при условии равноценного и предварительного возмещения, но рынок недвижимости ограничен самим объектом рыночного оборота, а именно индивидуальностью земельного имущества;
— установлена недостаточная (несправедливая) компенсация, выплачиваемая правообладателю.
Нами предлагается изъять из ст. 49 ЗК РФ п. 3, который допускает наличие иных оснований для изъятия земельной собственности с целью соблюдения принципа исключительности.
Обжалование незаконных решений, касающихся определения размера возмещения за изъятые земельные участки у правообладателей, может значительно увеличить сроки реализации проектов или даже на длительный срок приостановить их реализацию, что неизбежно приведет к увеличению расходов на их осуществление, а также к незапланированным расходам собственников земельных участков.
Как показывают результаты анализа правоприменительной практики, существующий арсенал защитных механизмов позволяет потерпевшим восстанавливать свои нарушенные права и получать возмещение убытков, понесенных в связи с изъятием земли. Так, к числу наиболее приемлемых и эффективных способов защиты сегодня относятся иски о возмещении (компенсации) убытков и о принуждении к исполнению обязанности по выплате возмещения за изъятие земельного участка в натуральном виде. Но без заявления потерпевшим требований об изъятии занятого для публичных нужд участка земли такие способы не будут обладать свойством достаточности. Иными словами эти способы не будут обладать способностью полного и быстрого устранения дискомфорта потерпевшей стороны в виде финансового бремени и введению такого участка и располагающихся на нем объектов недвижимости в гражданский оборот, но уже как такого, который принадлежит публично-правовому образованию.
Таким образом, проблемы в процедуре изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд обуславливаются несовершенством законодательной основы, создающей возможности для различных злоупотреблений. Совершенствование данной процедуры сопряжено с ликвидацией имеющихся правовых коллизий и повышением качества правового материала.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: история и современность
1.1. Историко-правовой аспект изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Проблема определения содержания понятия «публичные нужды» в контексте института изъятия земельных участков из частной собственности получила свое разрешение в нормативных актах России примерно два с половиной века назад. Как указывает в своих работах ряд исследователей, первое упоминание об институте отчуждения земельных участков для публичных нужд появилось во второй половине XVIII века . Как видим, в соответствии с представленным историческим правовым регулированием возможность отчуждения земельного участка ограничивалась соблюдением двух обязательных условий — требованием выплаты компенсации за понесенные бывшими собственниками убытки и требованием направленности изъятия на удовлетворение нужд общества.
Тем не менее, в XVIII веке существо частной собственности рассматривалась еще как право, октроированное государством (Государем). Соответственно, и осуществление изъятия преподносилось не как институт протекционистский, а как регулятивный — не защищающий права частного собственника, а лишь регламентирующий процедуру осуществления власти Государя в имущественных отношениях . Таким образом, в России XVIII века понятие изъятия частной земельной собственности для публичных нужд представляло собой лишь зачатки некой идеи, прочно связанной с представлениями об общественной пользе, заключавшейся в «нерушимом правлении Государя». Более того, можно констатировать, что в течение длительного периода этой проблеме уделялось совсем мало внимания. Какого-либо подробного регулирования порядка изъятия частной земли не существовало.
К середине XIX века регулирование института изъятия претерпело некоторые изменения. Положения, регламентирующие этот механизм, были дополнены рядом норм, разъясняющих особенности процедуры отчуждения земли, общие требования и критерии. Например, в Своде Законов Российской Империи (СЗРИ) особо подчеркивалось, что принудительное изъятие недвижимого имущества, когда это необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за «справедливое и приличное вознаграждение» (гл. 6. ст. 575) . В Своде указывалось также, что все случаи, когда представится нужным отчуждение или временное занятие недвижимой собственности, могли определяться исключительно Именными Высочайшими указами. Проекты этих актов представлялись в Присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев. Законом предписывалось включать в эти указы обоснование общеполезности и необходимости принудительного отчуждения имущества, а также необходимость отхода от общего порядка изъятия.
В СЗРИ, тем не менее, представлена лишь общая характеристика клаузулы публичности как основания изъятия. Такое законодательное регулирование трудно назвать определенным. Это указывает на отношение Российского государства того периода к праву частной собственности в большей степени как к дарованному, а значит, не требующему специальных (дополнительных) юридических разъяснений.
С принятием декрета «О земле» в 1917 году было положено начало национализации всей земли, что являлось совершенно новым для страны, по сравнению с предшествующим дореволюционным периодом. Государство, как единственный и исключительный собственник всей земли, становилось обладателем всех правомочий: владения, пользования и распоряжения. С отменой права частной собственности на землю, владение и пользование землей осуществлялось только на началах землепользования. В.А. Никитин особо обращал внимание на распоряжение землей, как на один из важнейших элементов права собственности . Именно распоряжение землей предоставляло государству право на установление, изменение и прекращение прав землепользователей.
На протяжении всего существования Советского союза, в рамках распоряжения землей, государство осуществляло управление единым государственным земельным фондом. Цель такого управления – плановое и рациональное использование всех земельных богатств. К функциям по управлению единым земельных фондом относились, среди прочего, – изъятие земель. Так, осуществляя управление земельным фондом, государством был установлен перечень государственных и общественных нужд, закрепленных в Положении об изъятии земель для общественных и государственных надобно- стей (утвержден Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 04.03.1929) (далее – Положение) . Именно осуществление государственных и общественных надобностей являлось основанием для изъятия земельных участков у землепользователей (например, устройство, переустройство, переоборудование: транспортных сооружений, производственных предприятий; объектов государственной обороны и т.д.).
Среди ученых отмечалось, что перечень оснований для изъятия, изложенный в вышеуказанном Положении, достаточно подробный, но не исчерпывающий. В связи с тем, что народное хозяйство развивалось по планам, согласно которым строились заводы, транспортные сооружения, города и т.д., то и изъятие могло осуществляться с учетом народохозяйственных планов . Профессор Н.А Сыродоев подчеркивал, что исчерпывающий список не возможно создать . Ученый И.Д. Чевский обращал внимание на разнообразие государственных и общественных потребностей (это строительство заводов, электростанций, гидротехнических сооружений; расширение городов, поселков и т.д.), осуществляемых в соответствии с народохозяйственными планами. При этом, особо подчеркивал, что данные планы по своему действию имели силу закона .
Анализируя институт изъятия земель для государственных и обществен- ных нужд, дискуссионным моментом являлся принудительный, безвозмездный и ущемляющий характер изъятия. Так, профессор А.М. Турубинер полагал, что советское государство, как исключительный собственник земли, осуществляя изъятие земельных участков, не могло встретить какого-либо противодействия со стороны землепользователей; землепользователи обязаны были подчиняться решениям уполномоченных органов . Н.А. Сыродоев утверждал, что решение вопроса об изъятии земельного участка, как правило, не обусловлено согласием землепользователя; оно происходит безвозмездно. Ученый А.А. Рябов также справедливо акцентировал внимание на безвозмездности изъятия, как одной из его характерных особенностей . По мнению Д.И. Чевского, безвозмездность обосновывалась тем, что землепользователи не являлись собственниками земли. Однако, несмотря на безвозмездность, землепользователю полагалась компенсация за возмещение имущественных потерь. С.В. Быстров особо подчеркивал на обязанность правопреемника возмещать прежнему землепользователю стоимость расположенных на земельном участке строений, сооружений, насаждений и т.д. Землепользователю принадлежали материальные блага, связанные с изымаемым земельным участком, так результаты затрат, вложенных землепользователем в землю, могут принадлежать ему на праве собственности, писал Н.А. Сыродоев.
Осуществление компенсации возлагалось на организации, обращавшиеся с ходатайством о предоставлении земельного участка. Стоит отметить научный вклад Д.И. Чевского в изучении вопроса о компенсации. Так, гражданину, у которого изымался земельный участок, возмещались убытки. Убытки – оцененные в денежном эквиваленте имущественные потери. Такие потери возникали при сносе строений; утери права на насаждения, посевы; расходы по перевозке имущества на новое место жительства; оплата временного жилья и т.д. Особенно он акцентировал внимание на том, что при возмещении убытков должен был учитываться только прямой материальный ущерб, а не упущенная выгода. Кроме того, Д.И. Чевский обращал внимание на случаи невозможности возмещения убытков. Так, если земельный участок использовался не по назначению, либо самовольно занят, то компенсация землепользователю не полагалась.
Особенностями регулирования изъятия земельных участков для государственных нужд в советском законодательстве являлось следующее. Изъятие осуществлялось у землепользователя земельного участка, а не у собственника, как в современном действующем законодательстве. Данный аспект напрямую был связан с идеологией советского государства. Более детальные основания для изъятия следовало смотреть в планах народного хозяйства, которые, не являясь правовыми актами, тем не менее, имели силу закона. Но, основной и главной особенностью являлся принцип безвозмездности изъятия земельного участка у землепользователя. Данный аспект напрямую следо- вал из принципа единоличной государственной собственности на все земель- ные участки Советского союза .
С изменением государственного устройства в России, с закреплением частной собственности на протяжении долгого времени делались попыт- ки преобразования института изъятия путем принятия новых актов, кото- рые как расширяли круг прав и обязанностей обладателей земельных участков, так и ограничивали правомочия.
Казалось бы, ЗК РФ должен был окончательно урегулировать земельные правоотношения, но в связи с тем, что обще- ственные отношения постоянно развиваются, появились новые вопросы, требующие законодательного регламентирования.
Таким образом, Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.2014 N 499-ФЗ можно, несомненно, назвать очередной «земельной реформой» в законодательстве РФ. Изменения коснулись многих правовых институтов земельного права, в том числе, новой правовой регламентации подвергся институт изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Комплексное регулирование института изъятия теперь регулируется новой главой в ЗК РФ VII.1. Вследствие чего, претерпели изменения и отдельные положения Федеральных законов .
Таким образом, в российском законодательстве, времен правления Романовых, разрешалось принудительное отчуждение недвижимого имущества, если это было необходимо для государственных или общественных нужд. Отчуждение, согласно закону, допускалось за справедливое вознаграждение.
После событий 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года начали формироваться новые основы правового изъятия земельных участков для государственных нужд. Одним из первых нормативных актов явилось Положение от 4 марта 1929 года. В данном Положении нашли отражение почти все вопросы, связанные с изъятием земельных участков для государственных надобностей. Так же Положение содержало нормы, которым должны были руководствоваться компетентные органы, о порядке представления, а так же рассмотрения ходатайств об отчуждении земельных участков.
Документ включал в себя, основания для изъятия, методику оценки и порядок возмещения убытков, которые были вызваны изъятием данного участка земли и имущества.
Одновременно с падением Советского Союза прекратило действовать и советское законодательство. Начался процесс формирование новых нормативно-правовых актов в законодательстве нового Российского государства.
Длительный период недостаточной регламентации категории правового регулирования «изъятия» несомненно, подтолкнуло законодателя к масштабным изменениям, был сделан большой шаг по урегулированию данных общественных отношений, на наш взгляд. Жизнеспособность и эффективность применения новых норм покажет ближайшее будущее

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы