Правоохранительная деятельность Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Правовая ответственность граждан за посягательство на государственную тайну

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ 6
1.1. Понятие, значение и история охраны государственной тайны 6
1.2. Виды государственной тайны 10
2. ВИДЫ ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ 14
2.1. Уголовная ответственность за нарушение государственной тайны 14
2.2. Административная ответственность за нарушение государственной тайны 18
2.3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение государственной тайны 26
2.4. Дисциплинарная ответственность за нарушение государственной тайны 28
2.5. Судебная практика по защите государственной тайны. 33
2.6. Предложения по совершенствованию правовой защите государственной тайны 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение 1 51
Приложение 2 52

 

  

Введение:

 

Принятому в 1993 г., в период первоначального становления современной российской государственности, Закону Российской Федерации «О государственной тайне» в июле 2018 г. исполнилось двадцать пять лет.
За прошедшие четверть века российский закон не претерпел концептуальных изменений, но за это время для Российского государства значительно изменились внешнеполитические и социально-экономические условия, претерпели кардинальные перемены многие положения законодательства.
Сейчас охрана государственных секретов проходит в условиях сформировавшихся и вновь появляющихся новых рисков глобального информационного общества, что детерминирует необходимость анализа.
Охрана государственной тайны приобретает важнейшее значение в условиях трансформации мира в мультиполярный, при ужесточении межгосударственного и регионального политического противоборства и экономической конкуренции.
Правовой режим государственной тайны направлен на охрану наиболее значимых для обеспечения безопасности государства сведений, неправомерное распространение которых может нанести наиболее тяжкие неблагоприятные последствия.
В этом аспекте представляется существенным, что в Германии при определении государственной тайны акцент делается на тяжести негативных последствий для государства, возникающих в результате разглашения таких сведений.
В советский период сложилась в достаточной мере слаженная система обеспечения режима государственных секретов, впоследствии унаследованная Россией и иными странами на постсоветском пространстве. В системе специальных правовых режимов охраняемых законом тайн государственная тайна имеет наиболее разработанный и устойчивый характер. Охрана государственной тайны реализуется на базе комплексного межотраслевого правового режима.
Время, прошедшее с момента принятия действующего Закона, с одной стороны, способствовало формированию новых взглядов и проблем, с другой, – по-прежнему не конкретизированы определенные стороны первоначальных решений, что позволяет ставить вопрос не только о необходимости совершенствования соответствующего законодательства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что любое государство стремится к безопасности своих границ и своего населения. В современном мире наибольшую ценность представляет информация, посредствам которой злоумышленники могут получить доступ к стратегическим объектам, достижениям науки и техники, экономическому потенциалу страны.
Защита безопасности страны является приоритетным направлением государственной политики и от того, насколько эффективно это направление будет реализовываться, зависит будущее целого народа.
Данной проблематике посвящены работы таких авторов как Шигапова К.Р., Харитонов А.Ю., Корсун Р.В., Лекарев С.В., Волчинская Е.К., Тихомиров М.Ю. и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правовой ответственности граждан за посягательство на государственную тайну.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные правовой ответственности граждан за посягательство на государственную тайну.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ правовой ответственности граждан за посягательство на государственную тайну.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить понятие, значение государственной тайны,
— исследовать виды государственной тайны,
— рассмотреть уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за нарушение государственной тайны,
— проанализировать судебную практику по защите государственной тайны.
— сформулировать предложения по совершенствованию правовой защите государственной тайны.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Нормативную основу составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ.
Эмпирической основой послужили: статистические данные, материалы судебной и правоприменительной практики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы, о концептуальных и правовых аспектах правовой ответственности граждан за посягательство на государственную тайну позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят устранить некоторые пробелы, которые встречаются в сфере правового регулирования ответственности граждан за посягательство на государственную тайну.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. При разглашении государственной тайны либо требований конфиденциальности данных сведений, влечет для виновного лица прямую возможность понести наказание, соответствующее его деянию, а так же степени и тяжести его проступка. На законодательном уровне установлено, при несоблюдении императивных и диспозитивных норм законодательства по охране государственной тайны, влечет за собой уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную ответственность согласно текущему законодательству РФ. Уголовный кодекс содержит такие статьи как: государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны, незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, утрата документов, содержащих государственную тайну. Данные нормы непосредственно запрещают разглашение государственной тайны либо предусматривают нарушение правил обращения с документами содержащие её. Перечисленные статьи содержат минимальное наказание, как штраф от 200 до 500 тысяч рублей, максимальное наказание лишение свободы сроком от 12 до 20 лет. Статистика по данным преступлениям приведена в Приложениях 1,2.
В кодексе об административных правонарушениях всего в четырех статьях говорится о государственной тайне, это статьи:
13.12 (п. 3,4,7) В данной статье раскрываются санкции за нарушение правил защиты информации, в том числе информации составляющую государственную тайну, но при условии, если данное деяние не подходит под УК РФ;
13.13 Эта норма запрещает занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, состав¬ляющей государственную тайну или оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии;
13.14 Разглашение информации, доступ к которой ограничен, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей;
23.45 Федеральные органы исполнительной власти, непосредственно осуществляющие контроль над обеспечением защиты государственной тайны. Минимальные санкции для физических лиц за нарушение данных статей составляет штраф от 500 до 1 тысячи рублей, для должностных лиц штраф от 3х до 4х тысяч рублей, для юридических лиц минимальное наказание составляет штраф от 15 до 20 тысяч рублей. Максимальное наказание, предусмотренное кодексом об административных правонарушениях за нарушение данных статей для физических лиц штраф от 1 до 2х тысяч рублей, для должностных лиц санкция предусматривает штраф от 4х до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц предусмотрен штраф от 30 тысяч до 40 тысяч рублей с конфискацией, созданных без лицензии средств защиты информации. Про разглашение тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) указаны нормы ответственности в Трудовом кодексе РФ. По причине того, что сотрудник, какого либо государственного органа или предприятия должен отдавать отчет в своих действиях, соблюдать субординацию, особенно при допуске до такого рода документов.
Согласно ТК РФ, положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими локальными нормативными актами работники несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по защите государственной и иной тайны с учетом их трудовой функции или служебного положения. Правонарушителя могут полностью либо частично лишить премий или иных средств поощрений. За совершение такого рода деяний работодатель имеет право применить к недобросовестным сотрудникам дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по основаниям, предусмотренным пп. «в» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ «Разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей» или п. 12 «Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне». Как и другие меры дисциплинарного взыскания, увольнение применяется к работнику в порядке ст. 193 Трудового кодекса РФ. Несмотря на множество нормативно-правовых актов, в которых упоминается государственная тайна, данная тема имеет проблемы в области законодательства, а именно в Постановлении Правительства №63 от 06.02.2010г., а также в Постановлении Правительства №1003 от 22.08.1998 не полностью указаны основания для субъектов, которые могут получать допуск к государственной тайне Российской Федерации. Так, например, в ст. 12 Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (ред. от 19.04.2019) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» необходимо добавить пункт о том, что если человек более 3х раз в год выезжает за пределы государства, то ему следует ограничить доступ к документам, содержащим гос. тайну. Потому, что при частом выезде за границу РФ, человек имеющий знания документов, либо материалов содержащих тайну, может торговать данными познаниями, либо подвергает себя вербовке СВР других стран. Тем самым наше государство подвергается уязвимости со стороны стран-неприятелей.
Далее стоит обратить свое внимание на приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну». В данном приказе приведен перечень противопоказаний для работы с материалами, содержащими государственную тайну. Все противопоказания делятся на 3 группы: психические расстройства и расстройства поведения,

 

Заключение:

 

Принятому в 1993 г., в период первоначального становления современной российской государственности, Закону Российской Федерации «О государственной тайне» в июле 2018 г. исполнилось двадцать пять лет.
За прошедшие четверть века российский закон не претерпел концептуальных изменений, но за это время для Российского государства значительно изменились внешнеполитические и социально-экономические условия, претерпели кардинальные перемены многие положения законодательства.
Сейчас охрана государственных секретов проходит в условиях сформировавшихся и вновь появляющихся новых рисков глобального информационного общества, что детерминирует необходимость анализа.
Охрана государственной тайны приобретает важнейшее значение в условиях трансформации мира в мультиполярный, при ужесточении межгосударственного и регионального политического противоборства и экономической конкуренции.
Правовой режим государственной тайны направлен на охрану наиболее значимых для обеспечения безопасности государства сведений, неправомерное распространение которых может нанести наиболее тяжкие неблагоприятные последствия.
В этом аспекте представляется существенным, что в Германии при определении государственной тайны акцент делается на тяжести негативных последствий для государства, возникающих в результате разглашения таких сведений.
В советский период сложилась в достаточной мере слаженная система обеспечения режима государственных секретов, впоследствии унаследованная Россией и иными странами на постсоветском пространстве. В системе специальных правовых режимов охраняемых законом тайн государственная тайна имеет наиболее разработанный и устойчивый характер. Охрана государственной тайны реализуется на базе комплексного межотраслевого правового режима.
Время, прошедшее с момента принятия действующего Закона, с одной стороны, способствовало формированию новых взглядов и проблем, с другой, – по-прежнему не конкретизированы определенные стороны первоначальных решений, что позволяет ставить вопрос не только о необходимости совершенствования соответствующего законодательства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что любое государство стремится к безопасности своих границ и своего населения. В современном мире наибольшую ценность представляет информация, посредствам которой злоумышленники могут получить доступ к стратегическим объектам, достижениям науки и техники, экономическому потенциалу страны.
Защита безопасности страны является приоритетным направлением государственной политики и от того, насколько эффективно это направление будет реализовываться, зависит будущее целого народа.
Данной проблематике посвящены работы таких авторов как Шигапова К.Р., Харитонов А.Ю., Корсун Р.В., Лекарев С.В., Волчинская Е.К., Тихомиров М.Ю. и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правовой ответственности граждан за посягательство на государственную тайну.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные правовой ответственности граждан за посягательство на государственную тайну.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ правовой ответственности граждан за посягательство на государственную тайну.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить понятие, значение государственной тайны,
— исследовать виды государственной тайны,
— рассмотреть уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за нарушение государственной тайны,
— проанализировать судебную практику по защите государственной тайны.
— сформулировать предложения по совершенствованию правовой защите государственной тайны.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Нормативную основу составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ.
Эмпирической основой послужили: статистические данные, материалы судебной и правоприменительной практики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы, о концептуальных и правовых аспектах правовой ответственности граждан за посягательство на государственную тайну позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят устранить некоторые пробелы, которые встречаются в сфере правового регулирования ответственности граждан за посягательство на государственную тайну.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Список литературы:

 

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ

1.1. Понятие, значение и история охраны государственной тайны

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне» государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Советский период нашей истории характеризовался тотальным характером закрытия информации во многих сферах деятельности государства.
Повсеместно и широко использовалось понятие государственные секреты, которым объединялись государственная и служебная тайны. По имевшимся оценкам, до 70% всех нормативных актов, имевшихся в СССР, носили закрытый характер . Это во многом явилось следствием влияния как внешних, так и внутриполитических факторов. «Система защиты секретов зародилась в трагический для советского народа период обострения классовой борьбы, выкристаллизовалась в годы Великой Отечественной войны и укрепилась во времена войны холодной» .
Существовавшая в СССР система защиты секретов представляла собой иерархическую административную структуру; основанная на властном подчинении, она являлась опорой государства в проведении его внутренней и внешней политики . Правовой статус субъектов в сфере охраны государственных секретов и обеспечения режима секретности определялся не Конституцией и законами, а директивными указаниями ЦК КПСС, выходившими в виде отдельных или совместных с Советом Министров СССР постановлений.
Решения о наиболее важных направлениях защиты государственных секретов, в частности, все перечни главнейших сведений, составлявших в различные периоды государственную тайну в СССР, принимались правительством.
Обязывающие нормы содержали предписание лицам, допущенным к секретным работам, документам и изделиям, совершать действия по обеспечению режима секретности в соответствии с требованиями общесоюзной секретной «Инструкции по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях СССР» (последняя такая Инструкция была утверждена Постановлением Совета Министров СССР в 1987 г.).
В Советском Союзе, как известно, 80% научно-производственного потенциала работало на оборону, было связанно с разработкой новых видов вооружения, военной и специальной техники. Усиление режима секретности было продиктовано объективной необходимостью укрепления обороноспособности страны, в частности, созданием ракетно-ядерного щита СССР.
Исследовательские и экспериментальные работы в любых областях науки и техники в СССР до их окончу-тельного завершения практически были секретными. В рамках действовавшего законодательства была определена процедура получения разрешения государства на их открытое опубликование.
Контроль обеспечения режима секретности и цензура опубликования открытых изданий научно-технического и иного характера находились в ведении органов КГБ СССР и Главного управления по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР.
Ведущие вузы страны в больших объёмах вели оборонные работы и готовили специалистов для оборонно-промышленного комплекса. Вместе с тем правовая грамотность и осведомлённость подавляющего числа таких специалистов в вопросах документов и регламентных норм, определявших режим секретности, была «в части, касающейся». Недостатки частично компенсировались партийно¬политической воспитательной работой, пропагандой политической бдительности .
В 1982 г. было принято Постановление Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по обеспечению сохранности государственных секретов по оборонной тематике» (№ 751-194), которым, в частности, предписывалось ввести для студентов оборонных специальностей высших учебных заведений спец-курс «Основы защиты государственных секретов СССР».
Правильное решение, однако, не было достаточно хорошо реализовано; в частности, методическими материалами, преподавателями и учебной литературой организация такого спецкурса не была в должной мере обеспечена.
Развернувшиеся в стране на рубеже 90-х гг. социально-экономические трансформации, реформы, повлекшие воссоздание институтов частной собственности и частного права, повлекли подвижки во взглядах на институт государственной секретности.
Первые попытки поиска подходов к легитимному правовому регулированию вопросов защиты информации в стране были предприняты Институтом проблем информации КГБ СССР в 1987-1988 гг.
В декабре 1990 г. в г. Обнинске прошла первая (и оставшаяся единственной в СССР) научно-практическая конференция «Безопасность информации (БИ-1)».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы