Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретико-правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.1 Институт социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правовой институт и элемент социальной политики современной России 6
1.2 Правовой статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и правовые основы их социальной защиты 14
2 Актуальные проблемы правового регулирования социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 21
2.1. Вопросы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи 21
2.2. Совершенствование механизма правового регулирования социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 27
Заключение 36
Список литературы 41
Приложения 49

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования. Во все времена в обществе есть дети, по каким-либо причинам, оставшимся без попечения родителей, такие дети совершенно беззащитны. Дети-сироты, дети, лишенные родительского попечения, – это наиболее социально незащищенная группа граждан, которая нуждается, в большей степени, чем кто-либо в поддержке и защите государства. Заботу о таких детях и устройство их дальнейшей судьбы возлагают на государство. Негативные тенденции в сфере защиты прав детей, проблемы в создании условий для воспитания и социализации детей исследуемой категории, обеспечения их благополучия обуславливают необходимость их социальной защиты. Детям-сиротам необходима социальная и правовая защита со стороны государства, для поддержания здорового физического состояния и стабильного психологического здоровья, нормальных условий жизни.
В практической реализации социальной защиты граждан существенное значение имеет правовой институт социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в нашей стране существуют проблемы формального закрепления норм, которые бы регулировали вопросы социальной защиты детей-сирот. Такие нормы, которые регулировали бы права и обязанности субъектов, непосредственно осуществляющих эту защиту. Поэтому особое внимание уделяется социальной поддержке и защите таким детям, государственная поддержка особенно значима и актуальна, в связи с этим, необходим комплексный анализ правовых основ социальной защиты данной категории детей.
Степень разработанности проблемы исследования.
Понятие, сущность и функции социальной защиты исследовали Н.А. Бондаренко, И.О. Демьянова, К.В. Кривихина, Э.А. Нуралиева и др.
Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, нашли отражение в трудах А.М. Аксенова, С.В. Бойцовой, Н.А. Виногоровой, И.А. Зайцевой, Е.В. Зиминой, Н.Н. Калининой, О.Ю. Калиниченко, З.Н. Лазаревой, С.Ю. Лутошкиной, А.Р. Рюмина, Э.Н. Сабитовой и др.
Объект исследования – общественные отношения, урегулированные нормами права социального обеспечения, складывающиеся в сфере социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.
Предметом исследования определены нормы российского законодательства, регулирующие отношения в сфере социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также правоприменительная практика в данной сфере.
Цель работы – комплексный анализ правовых основ социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Задачи исследования:
1) исследовать институт социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правовой институт и элемент социальной политики современной России;
2) рассмотреть правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся родительского попечения;
3) исследовать актуальные проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи;
4) определить основные направления и меры по совершенствованию законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся родительского попечения.
Нормативная основа исследования – положения Конституции Российской Федерации , нормы законодательства, регулирующего общественные отношения, складывающиеся в области социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся родительского попечения.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды вышеназванных ученых-правоведов в области права социального обеспечения, публикации по теме исследования в периодической печати, интернет-источники.
Методологическая основа исследования: общенаучные диалектические методы познания, в т.ч., принципы объективности, индукции, дедукции, анализа, синтеза; а также частнонаучные методы: формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, системный, комплексный.
Эмпирическая база исследования – обзоры судебной практики, опубликованные и неопубликованные судебные акты, принятые по результатам рассмотрения дел о нарушениях прав детей-сирот и детей, оставшихся родительского попечения.
Практическая значимость состоит в возможности применения результатов проведенного исследования в практической юридической деятельности.
Структура работы соответствует актуальности, поставленным целям и задачам, состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений, содержащих пояснительный материал

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.
Из анализа теоретико-правовых основ социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, установлено следующее.
Социальная защита населения рассматривается важная функция государственной власти и регионального самоуправления. Главное предназначение социальной защиты – с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов реализовывать помощь и оказывать поддержку нуждающимся в этом жителям. Социальную защиту предлагается рассматривать, как реализуемую и гарантированную государством, систему мер правового, организационного и социально-экономического характера, направленных на обеспечение достойной жизни: материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития личности.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, – это особая социальная категория граждан.
Главная цель социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, – гармоничное развитие личности несовершеннолетнего, которым обеспечивается социализации ребенка и его адаптация к внешним условиям, а также создаются условия, необходимые для эффективной самореализации личности.
Ключевым направлением в мерах социальной, правовой, педагогической защиты выступает создание условий для реализации права ребенка жить и воспитываться в семье.
Правовой основой социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, являются конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, федеральное, региональное и муниципальное законодательство и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.
На федеральном уровне сформирована основа регламентации общественных отношений в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, законодателем предоставлено право региональным органам государственной власти регулирования сферы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. На уровне субъектов федерации органами публичной власти принимаются законы и иные нормативные правовые акты по различным аспектам регулирования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, разрабатываются и реализуются различные целевые программы по охране и защите данной категории граждан.
Правовой статус детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, определяется, с одной стороны, правовым статусом личности несовершеннолетнего ребенка. Он включает в себя систему прав и свобод, закрепленных Конституцией и иными нормативно-правовыми актами. Также статус личности несовершеннолетнего ребенка закреплен в нормах семейного права и регламентируется нормами соответствующего нормативного акта. С другой стороны, правовой статус данной категории детей, определяется тем, что юридическое содержание правоотношений с таким субъектом, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, характеризуется только субъективными правами последнего без соответствующих обязанностей, обязанности за него несет лицо, принявшее его под свою опеку или попечительство. Отличительным признаком статуса ребенка от статуса личности вообще являются возрастные границы, которые определяются психофизическими особенностями несовершеннолетнего. Они и обозначают специфику его правоспособности и дееспособности, а также деликтоспособности.
Правовой статус ребенка специфичен его физической и социальной беспомощностью. В связи с этим многие права не могут быть реализованы непосредственно самим несовершеннолетним, поэтому ответственность за ихисполнение возлагается на других субъектов – родителей, опекунов, попечителей, а также специальные органы и учреждения.
Наибольшее количество вопросов вызвано с защитой права детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения в жилищных вопросах: это предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, и заключения с такими детьми договоров найма специализированного жилого помещения.
Важно уделить внимание и глубинным основам предупреждения сиротства – сохранению детей в кровных семьях. Актуальными вопросами, требующими внимания, являются состояние правового регулирования в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, возможности интеграции в практику деятельности государственных учреждений, обеспечивающих поддержку детям-сиротам и семьям, принимающим их на воспитание, наиболее удачных технологий, апробированных в негосударственном секторе, а также открытость и доступность информации о состоянии дел в сфере сиротства.
Предложения по совершенствованию законодательства следующие.
Целесообразно принятие отдельного специального закона о профессиональных замещающих семьях, в котором будут прописаны все нормы относительно различных форм профессиональных замещающих семей. Аргументом в пользу специального закона является то, что профессионализация замещающей заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является трендом развитых стран. Движение по этому пути определяется задачами более широкого порядка, которые предполагают завершение создания целостной системы семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, которая основана на принципах превентивности и профилактики, оперативности, профессионализма, межведомственного взаимодействия, постоянного социального сопровождения семьи и контроля процесса воспитания в ней.
Целесообразно внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части возврата детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, лицам из их числа права на поступление вне конкурса в организации среднего профессионального образования.
С целью устранения правовых пробелов и противоречий, закрепления общих положений, обеспечивающих единый подход к установлению порядка обеспечения жильем детей-сирот на территории России, целесообразно внести изменения в часть 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ: слова «в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации» заменить словами «в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Одной из проблем, на которую следует обратить внимание – это выселение родителя, лишенного родительских прав, из жилого помещения по основаниям ст. 91 ЖК РФ. В большинстве случаев после лишения родительских прав ребенок передается на воспитание в специальные детские учреждения, а родитель остается проживать в жилом помещении и использовать его. Однако право собственности за жилым помещением сохраняется за ребенком. Выселяя родителя на основании ст. 91 ЖК РФ, можно было бы ввести правило, согласно которому право собственности на жилое помещение переходило бы полностью к ребенку.
Предлагается следующая редакция п. 2 ст. 91 Жилищного кодекса РФ: «Без предоставления другого жилого помещения в обязательном порядке выселяются из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным».
Необходим мониторинг соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в том числе по своевременному обеспечению их жильем.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретико-правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Институт социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правовой институт и элемент социальной политики современной России

Вопросы социальной защиты населения всегда находились в центре внимания политики любого государства и многих областей знаний.
Конституция Российской Федерации установила, что «Россия социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» .
Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества. Социальная защита населения – важная функция государственной власти и регионального самоуправления. Ее предназначение в том, что бы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов реализовывать помощь и оказывать поддержку нуждающимся в этом жителям. В системе управления социальной защитой населения можно выделить некоторые основные направления деятельности учреждений по социальной защите: социальное обслуживание недееспособного населения, социальная поддержка населения, стационарное обслуживание пожилых людей и инвалидов, пенсионное обеспечение и пр.. В сложившихся экономических и социально-политических условиях существенно возрастает роль и значение системы социальной защиты населения. В основе деятельности по социальной защите человека должно находиться создание благоприятных условий жизни и среды обитания для каждого отдельно взятого индивидуума, необходимость поддержания нормального уровня жизни человека .
Главной идеей системы социальной защиты в современной России определена реализация концепции социальной справедливости. Законодательство о социальной защите содержит положения об эффективной, всесторонней, незамедлительной поддержке населения в том случае, если возникает трудная жизненная ситуация .
В зависимости от социального, экономического развития, а также от идеологических направленностей, каждое государство по-разному выстраивает свою законодательную базу в данной сфере. От правильной социальной политики зависит правильное и всестороннее обеспечение указанной группы лиц .
Социальная защита (Social protection) в широком смысле – деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав . В действующем законодательстве Российской Федерации понятие «социальная защита» понимается как система правовых, экономических мер и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, которые гарантируются государством. Применительно к российской действительности, в обобщенном виде социальную защиту предлагается рассматривать как совокупность, гарантированных государством различных мер, которые адресованы трудоспособным и нетрудоспособным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, преодолеть которую самостоятельно эти граждане не могут, мер, по их материальному обеспечению, по оказанию им всесторонней, всеобъемлющей поддержки и помощи на уровне, который отвечает требованиям достойной жизни человека, в порядке, установленном законом .
Объектом социальной защиты выступают отдельные группы и слои населения, в первую очередь группы, социально уязвимые, в том числе – дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения. Одним из самых важных элементов функции каждого государства является, прежде всего, качественная забота о малообеспеченных слоях населения, которые оказались в трудных жизненных ситуациях не по своей воле, а именно, речь идет о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Положение детей-сирот в нашей стране, и динамика их сокращения в государственном банке данных, а так же меры, которые предпринимаются для значительного сокращения их численности, являются одними из основополагающих элементов функции по реализации государственной политики в сфере. Множество норм международного и российского права, которые гласят о человеке, как о высшей ценности государства, подчеркивают особую необходимость поддержки, а так же защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такие слои населения совершенно беззащитны, и особенно нуждаются в помощи не только государства, но и социума .
Нормативная трактовка основных рассматриваемых категорий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без родительского попечения» приводится в Федеральном Законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения» от 21.12.1996 № 159-ФЗ . Нормами данного Закона определен круг лиц, к которым отнесены категории детей, оставшихся без родительского попечения: это дети-сироты, лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; это дети, оставшиеся без родительского попечения.
В отличие от первой группы детей, вторую группу образуют лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без родительского попечения по одной из следующих причин:
— отсутствие родителей либо лишение их родительских прав;
— ограничение родителей в родительских правах;
— признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными либо ограничено дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими;
— отбывание родителями наказания в учреждениях, ФСИН, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождение в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.
Как видим, законодателем ко второй категории детей, оставшихся без родительского попечения, помимо детей-сирот, отнесены дети, имеющие родителей.
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, является правовым институтом, поскольку правовой институт – это объективно необходимая, интегрированная совокупность норм права, которые регулируют однородные общественные отношения в соответствующей сфере жизнедеятельности – в нашем случае – это общественные отношения в сфере социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.
Важнейшие нормативно-правовые акты, содержащие положения о решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения:
— Конституция РФ;
— Конвенция о правах ребенка ;
— Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ ;
— ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 124-ФЗ ;
— ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения» от 21.12.1996 № 159-ФЗ .
В п. 1 ст. 20 Конвенции о правах ребенка отмечено, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» .
В нашем государстве решение проблемы защиты интересов всех категорий детей жить и воспитываться в семье определено в качестве одних из направлений социальной политики государства и, в значительной мере, определяет ее эффективность реализации. Данный вектор напрямую связан с мерами защиты интересов семьи, ребенка, вопросами реализации демографической политики, охраны здоровья граждан и условиями работы системы образования. В статье 38 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Материнство и детство, семья находится под защитой государства». Данное положение является ключевым условием при определении мер и мероприятий по защите интересов населения.
Семейный кодекс РФ определяет формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, на воспитание в семьи: усыновление, опека или попечительство, приемная семья.
С целью защиты детей-сирот учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, в ряде субъектов РФ создан институт уполномоченного по правам ребенка, учреждены Фонды поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации .
Утвержден профессиональный стандарт специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних . На органы опеки и попечительства традиционно возлагаются функции по реализации принципа государственной защиты детства, которые относятся к компетенции органов государственной власти.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы