Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Правовая культура сотрудников правоохранительных органов и пути ее совершенствования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 7
1.1. Правовая культура сотрудников правоохранительных органов: понятие, предмет, структура и функции 7
1.2. Анализ требований законодательства Российской Федерации о соблюдении правовой культура сотрудниками ОВД 15
1.3. Нравственные аспекты правовой культуры сотрудников правоохранительных органов 20
2. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 28
2.1. Задачи правовой культуры в правоприменительной деятельности 28
2.2. Нормы правовой культуры в деятельности сотрудников правоохранительных органов 36
2.3. Условия и факторы, обусловливающие нарушение законности в органах внутренних дел 45
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 50
3.1. Система правового воспитания сотрудников правоохранительных органов и основные направления повышения ее эффективности 50
3.2. Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел как стандарт правового поведения. 55
3.3. Моральный фактор и правовое поведение как средство профилактики коррупции среди сотрудников правоохранительных органов 58
Заключение 64
Список использованной литературы 70
Введение:
Актуальность темы исследования. Особенности российской правовой реальности, характер и методы выполняемых правоохранительных задач, опыт общения с населением, как правило, негативный в силу сопутствующих отрицательных обстоятельств правонарушения, перегрузки психоэмоционального и физического плана, связанные с большим объемом служебных обязанностей, отсутствием достаточного времени для восстановления затраченных сил накладывают свой отпечаток на правовую культуру сотрудников правоохранительных органов.
Утверждение принципов правового государства невозможно без обеспечения должного уровня правовой культуры как в целом, так и в деятельности отдельных звеньев механизма государства, где особую роль играют сотрудники правоохранительных органов.
Поэтому в условиях широкой демократизации общества актуальной является задача формирования у личного состава сотрудники правоохранительных органов высокой профессиональной правовой культуры.
Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. Известны работы следующих теоретиков по указанной тематике: Авакьян Т.В., Алексеева Л.В., Веркиенко Л.В., Бессонова Л.А., Бондарева А.С., Ващенко Р.Р., Вопленко Е.Г.
Ряд вопросов нашли свое отражение в работах, непосредственно связанных с темой правосознания и правовой культуры в правоприменительной деятельности правоохранительных органов в трудах: Евдокимовой Е.Г., Добросмысловой С.Н., Жигулина А.А., Ковалева С.А., Котрикова Т.Ю.. и других.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является правовая культура как сложное и структурированное, обладающее большим спектром функций явлений, которое может оказывать влияние на все сферы правовой жизни.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются особенности функционирования правовой культуры в правоприменительной деятельности сотрудников правоохранительных органов, а также их влияние на ход и результаты правоприменения.
Целью выпускной квалификационной работы является системное и функциональное изучение профессиональной правовой культуры сотрудников правоохранительных органов.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
— изучить понятие, предмет, структуру и функции правовой культуры сотрудников правоохранительных органов;
— провести анализ требований законодательства Российской Федерации о соблюдении правовой культура сотрудниками ОВД;
— рассмотреть нравственные аспекты правовой культуры сотрудников правоохранительных органов;
— раскрыть задачи правовой культуры в правоприменительной деятельности;
— проанализировать нормы правовой культуры в деятельности сотрудников правоохранительных органов;
— охарактеризовать условия и факторы, обусловливающие нарушение законности в органах внутренних дел;
— обобщить особенности системы правового воспитания сотрудников правоохранительных органов и основные направления повышения ее эффективности;
— рассмотреть кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел как стандарт правового поведения;
— выявить моральный фактор и правовое поведение как средство профилактики коррупции среди сотрудников правоохранительных органов.
Методология и методы выпускной квалификационной работы. При исследовании правовой культуры сотрудников правоохранительных органов использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в ходе исследования были выявлены основные особенности правовой культуры сотрудников правоохранительных органов, в том числе влияние профессиональной деформации.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составило международное законодательство, нормативные акты Российской Федерации, в том числе регламентирующее правоприменительную деятельность правоохранительных органов.
Структура выпускной квалификационной работы определена предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и нормативная основа, а также теоретическое и практическое значение выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучена общая характеристика правовой культуры сотрудников правоохранительных органов.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ места и роли правовой культуры в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
В третьей главе выпускной квалификационной работы выявлены пути совершенствования правовой культуры сотрудников правоохранительных органов.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Правовая культура, являясь необходимым условием точного и обязательного выполнения нормативно-правовой деятельности, обеспечения законности правовой основы государственной и общественной жизни, в обязательном порядке, выполняет важную роль в правовой системе общества.
Правовая культура отражается через элементы структуры. Так, правосознание на уровне сущего — это её образно-эмоциональный слой, в котором логико-понятийная часть только «вырастает» Правосознание на уровне должного — это осмысленный с рациональных и ценностно-нормативных позиций слой. Правовая деятельность — следующий элемент правовой культуры, механизм реализации правосознания и закрепления правовых норм в культуре, в ней формируются взаимодействия и отношения. Это сфера повседневного, сфера сущего. Правовая культура сотрудника правоохранительных органов выполняет такие основные функции, как познавательная, коммуникативная, воспитательно-формирующая, нормативно-оценочная, нормативно-регулятивная, деятельностная. Последняя функция определяет направленность личности сотрудника правоохранительных органов, её поведение и поступки в сущем.
Деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации всесторонне регламентирована нормативными правовыми актами, которые имеют различную юридическую силу, имеют различные источники возникновения, но в тоже время образуют единую систему по урегулированию функционирования правоохранительных органов.
Правовая культура в деятельности сотрудника правоохранительных органов не должна и не может предписывать, как необходимо действовать ему в различных ситуациях при принятии решений, скорее она апеллирует к моральным принципам, а также нормам, регламентирующие деятельность и поведение сотрудника правоохранительных органов. Но все же, если моральная норма под собой подразумевает конкретные действия, поступки, как правило, они закреплены в нормативно-правовых актах: присяга, уставы, приказы, инструкции.
В настоящее время государственная политика Российской Федерации в духовной сфере должна быть ориентирована на все социальные слои, возрастные группы, и в частности на сотрудников органов внутренних дел. Она должна определять основные пути развития системы воспитания духовных и нравственных ценностей, ее основные структурные элементы, позволяющие сформировать готовность и граждан, и сотрудников органов внутренних дел к служению и защите Отечества.
По нашему мнению, генерирование правовой культуры будет способствовать не только правовому развитию общества, но и дальнейшему усовершенствованию государства и его правовой политики. Поэтому важно точно определить те задачи, которые правовая культура выносит на первый план. К таким задачам принято относить:
– обеспечение надлежащей ориентации общества в основополагающих направлениях деятельности правовой системы государства;
– создание базы для повышения уровня правового сознания и поведения лиц, которым право адресовано;
– обеспечение законной борьбы субъектов, обладающих правами и обязанностями, за свои законные интересы;
– преодоление правового нигилизма и активизация правового поведения.
Правовое правосознание сотрудника правоохранительных органов представляет собой более детальный спектр требований, более тесную, детализированную взаимосвязь теории и практики с учетом специфики профессии, нежели правовая культура. Правовая культура в большей степени приближена к общему пониманию, к общим принципам поведения. Правовое сознание во многом позволяет сотруднику органов внутренних дел стать эталоном для граждан и коллег и обеспечить правопорядок, исходя из оценки правомерности и нравственности своих действий.
Необходимо всегда сохранять связь духовности, нравственности и закона, так как, только основываясь на этом консенсусе, можно достичь полноценного и качественного формирования у сотрудников правоохранительных органов правосознания и правовой культуры.
Исходя из того, что правоприменительная деятельность осуществляется многими органами власти, выполняющими самые различные функции разнообразными методами, а также учитывая все разнообразие правоприменительной деятельности, четко зафиксировать в законодательстве эти ограничения будет очень непросто. Решением этой проблемы могут быть законодательно определенные пределы ограничения прав и свобод человека. Используя эту категорию, будет проще установить в законодательстве пределы правоприменительной деятельности вообще во всех сферах, где она может или должна осуществляться.
Процесс правового воспитания и обучения не может быть ограничен лишь усвоением определенной суммы знаний о праве, а непременно должен обеспечивать постижение индивидом многообразных способов и приемов решения практических задач с правовым содержанием. При этом сущность его состоит в том, что знания и практические умения это взаимопроникающие стороны одного и того же процесса, способствующего активизации гражданско – правовой позиции личности. Такому заключению способствует правовая по своему характеру и общественно значимая по результатам деятельность.
С этой целью сотрудники правоохранительных органов должны: во-первых, принимать активное участие в процессе ее целостного осуществления от поставки цели и задач, планирования средств и методов их реализации до координации, контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки); во-вторых, сама деятельность должна являться в достаточной степени сложной по структуре и интересной по содержанию, требующей адекватного напряжения интеллектуальных и эмоциональных сил сотрудника правоохранительных органов; в-третьих специфика такой деятельности должна предполагать элементы самоуправления, допускающие свободный выбор и творческий подход к отбору средств и способов достижения конечной цели и желаемого результата; в-четвертых, деятельность должна быть организована с учетом индивидуальных особенностей личности, быть доступной и посильной, достаточно длительной и систематической, исключающей стихийность и фрагментарность.
Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел является важным нормативным актом, регламентирующим профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел наравне с действующим законодательством. Его соблюдение – не только условие профессионального успеха и быстрого карьерного роста для каждого сотрудника органов внутренних дел, но и требование современного общества ко всем представителям социально — значимых профессий.
Нами предлагаются следующие меры антикоррупционной деятельности в правоохранительных органах:
1) комплексный анализ изложенных выше признаков поведения сотрудников и особенностей их личностных свойств и качеств,
2) новая система денежного довольствия и социальных льгот;
3) эффективная система обеспечения жильем сотрудников правоохранительных органов;
4) профессиональный подбор кадров, а именно, закрепление института поручительства;
5) закрепление принципа гласности и прозрачности деятельности сотрудников правоохранительных органов;
6) придание широкой огласке расследованию уголовных дел, связанных с совершением преступлений коррупционной направленности.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что для повышения правовой культуры сотрудников правоохранительных органов необходимы следующие меры:
1) Выявление лиц, склонных к нарушению закона, как во время отбора на службу, так и в период прохождения службы. Этому может способствовать оценка психологами их уровня правового сознания, того, насколько правовые требования стали их личностными установками. В рамках этого подхода предлагается один раз в три года проводить тестирование всех сотрудников правоохранительных органов, во время которого осуществлять:
• диагностирование установок, отношения к должностным (служебным) злоупотреблениям и получению незаконных доходов от служебной деятельности, динамику моральных компонент личности с целью организации целенаправленного воздействия и устранения нежелательных черт;
• определение уровня правовых знаний с целью определения наиболее «слабых» мест в деятельности подразделений, что позволит с учетом результатов планировать проведение соответствующих занятий в рамках служебной подготовки;
2) поддержка деятельности профсоюзов с укреплением юридических основ защищенности сотрудников;
3) воспитание моральной убежденности и духовной стойкости перед лицом деструктивных влияний обстановки и прочих деморализующих факторов;
4) планирование и координация нравственно-правового воспитания;
5) совершенствование коммуникационной политики правоохранительных органов, основанную на постоянном конструктивном диалоге правоохранительных органов и общества, внедрение и совершенствование различных форм и методов взаимодействия с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества;
6) усиление общественного контроля, связь с гражданским обществом, дополнив п. 4 ст. 50 ФЗ «О полиции» положением «и законодательством об общественном контроле», чтобы максимально полно очертить полномочия субъектов общественного контроля;
7) усиление общественного мониторинга.
8) более широкая пропаганда, как среди сотрудников полиции, так и среди населения. героических поступков и подвигов сотрудников правоохранительных органов.
Осуществление указанных мер должно привести к повышению уровня правового сознания и правовой культуры сотрудников правоохранительных органов.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
1.1. Правовая культура сотрудников правоохранительных органов: понятие, предмет, структура и функции
Необходимо отметить, что до настоящего времени так и не сложилось единого подхода к определению понятия «правовая культура», что обусловлено сложностью и содержательным богатством этой категории. Рассматривая общую характеристику современной правовой культуры, можно сразу же заметить, что сегодня в сфере гуманитарных наук, наверное, трудно найти другое явление, которое породило бы такое же количество самых противоречивых толкований и концепций. Многие авторы не могут найти единого подхода не только к трактовке самой категории «правовая культура», но и касательно ее структурных компонентов, содержания, функций.
Правовая культура, будучи многогранным явлением, в научной литературе раскрывается посредством определения совокупности ее наиболее существенных черт, признаков, критериев, качественных характеристик .
Хочется отметить, что довольно часто правовую культуру используют чтобы понять на каком уровне находится правовое состояние отдельного процесса и даже личности, не исключая при этом и общества. И когда происходит использование как бы в совокупности приобретенного опыта, то в этом случае теория правовой культуры рассматриваемого материала нужна в первую очередь в целях обеспечения разностороннего изучения проблемы.
Несмотря на то, что в каждом рассматриваемом случае в первую очередь ставится точно установленный и конкретный критерий в понимании данной разновидности культуры.
При этом, делается акцент на то, что при рассмотрении изучаемого вопроса с позиций роста значения личности в социуме и стране, а также в формировании образования культуры нужно в первую очередь уделить внимание функционально-содержательному аспекту правовой культуры. В этом случае правовая культура общества становится определенным видом общественной культуры, которая в свою очередь выполняет роль конкретного уровня правосознания и понимания нормативно-правовых документов, проводя изменения в законодательстве и иной юридической практике с целью ее улучшения, отдельное место уделяют особым ценностям, которые образованы людьми в правовой сфере. По существу, она представляет определенную связь позитивных составляющих правовой деятельности при ее действии, и реализующая при этом достижения правовой мысли, юридической теории и практики .
Структура правовой культуры имеет большое теоретическое и практическое значение, так как благодаря её исследованию можно определить сущность, роль и место правовой культуры в формировании правового государства, выяснить соотношение элементов структуры, обосновать их целостность, системность и единство. Она не впервые разрабатывается в научной литературе, и тем не менее аспекты её исследования многогранны. Авторы включают в правовую культуру правовое поведение (сущее), как правомерное, так и неправомерное. С данным утверждением вряд ли можно согласиться, так как правомерное и неправомерное поведение характеризует соотношение между правоотношениями и правосознанием, которые сами по себе в отдельности являются самостоятельными структурными элементами правовой культуры.
Являясь качественной характеристикой уровней правосознания, понятия «правотворческая деятельность» и «правовая наука» также не могут входить в структуру правовой культуры. Правосознание же является в отличие от указанных категорий несомненным структурным элементом.
Авторы включают в структуру правовой культуры следующие элементы: развитость правовых взглядов, особенно в области науки о государстве и праве; уровень правосознания; широту и реальность гарантированных прав; качество законодательства; стабильность правопорядка, связанного с соблюдением принципов законности всеми субъектами права; состояние юридической практики, сопряжённой с результативностью права; соответствующая постановка юридического образования .
Все элементы правовой культуры выступают составными компонентами различных систем.
Высокий уровень правосознания оказывает существенное влияние на такие качественные характеристики права и правоотношения, как правотворческая и правоприменительная деятельность. Правовая культура выступает как особое состояние развития личности, которое реализуется в практической деятельности. Развитость индивида в правовой сфере проявляется в сущем как соответствующий уровень его деятельности, определённых её видов в интересах человека и общества. На основе анализа различных мнений о структуре правовой культуры можно сделать вывод о том, что в качестве элементов в структуру правовой культуры включается право, правосознание и правоотношения. Данные понятия в совокупности и образуют рациональный уровень правовой культуры, качественную оценку степени знания сущности правовых явлений. Правовые категории, являясь субъективным отражением действительности, «жизненного мира», представляют собой специфические средства познания правовой реальности во всем её разнообразии свойств, связей и значения. Единого мнения о соотношении права и правосознания в юриди- ческой и философской литературе не сложилось .
Хочется отметить, что при вступлении индивида в правовые отношения позитивное право налагает на него правовые, нравственные и другие обязательства, к которым в сознании у индивида при этом возникают определённые чувства, эмоции и так далее. Говоря об осознанном отражении субъектом правовых отношений, мы выходим на такой элемент структуры правовой культуры, как правосознание .
Нельзя сводить правовую культуру общества к совокупности правовых культур индивидов, потому что человек интериоризирует далеко не все достижения современных правовых культур. В самом общем виде правовую культуру личности можно представить как единство её правосознания и практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Правовая культура личности реализует важнейшие функции, связанные с организацией общественной жизни, социального взаимодействия людей, независимо от взаимных симпатий и личностных мотиваций. В таких отношениях специально учитываются профессиональные возможности, уровень и надёжность деловых партнёров, а также задаётся качество конечного продукта взаимодействия и сроки его получения. Здесь задаются границы и структура социального порядка в обществе, а также обеспечиваются механизмы его поддержания и легитимного изменения. Основными функциями такого рода являются:
1. Определение правовых процессов и их нормативное закрепление, то есть выделение тех аспектов культурной жизни общества, которые становятся объектами специального контроля.
2. Регулирование отношений между людьми в процессах социального взаимодействия, то есть установление правил обме- на действия, а также норм, регламентирующих границы и фор- мы взаимодействия.
3. Создание оптимальных условий для формирования и развития процессов, социально значимых взаимодействий, за счёт нормативного регулирования социальных напряжений и конфликтов, а также гарантий соблюдения заключаемых членами общества договоров. Выполнение гарантий обеспечивается охранительной функцией права, которая регламентирует меры юридической ответственности и меры государственно-принудительного воздействия.
О функциях правовой культуры отмечается в различных научных работах, посвящённых праву. Ррассматривая правовую культуру личности с аксиологических позиций, выделяются функции отражения правовой действительности, выработки ценностно-нормативной ориентации личности в правовой действительности, регулирования её поведения, деятельности. Правовая культура выполняет общественно-преобразующую, познавательную, семиотическую, коммуникативную и другие функции, причём, несмотря на их многообразие, основными, по её мнению, являются функции развития и формирования личности.
Рассматривая различные подходы в исследовании функций правовой культуры, можно отметить, что в целом они понимаются как внешнее проявление её существенных свойств и особенностей. На основе этого, анализируя функции правовой культуры, можно получить полную характеристику её роли, которую она играет в системе культуры личности сотрудника органов внутренних дел .
Правовая культура сотрудника органов внутренних дел МВД России выполняет такие основные функции, как познавательную, коммуникативную, воспитательно-формирующую, нормативно-оценочную, нормативно-регулятивную, деятельностную.
Рассматривая познавательную функцию, можно отметить, что в процессе правокультурной деятельности в сознании личности происходит отражение правовой действительности. Следовательно, в ходе выполнения основных направлений деятельности как сотрудника правоохранительных органов у личности происходит усвоение новых правовых знаний, формирование навыков и опыта правового поведения. В свою очередь знание права и понимание его сущности и принципов, ценностных свойств и качеств (должное) имеет большое значение для выполнения сотрудником правоохранительных органов поставленных перед ним служебных задач. Познавательная функция правовой культуры сотрудника правоохранительных органов является предпосылкой приобретения и приращения правового знания, что позволяет совершенствовать ему свои навыки и умения, идти в ногу со временем, творчески используя свой потенциал развивать профессиональный уровень. Именно благодаря культуре, отмечает создаётся то смысловое поле, в котором человек, его творческая сущность находит свою реализацию .
В правовой культуре личности сотрудника правоохранительных органов имеет место и коммуникативная функция с присущими ей особенностями. При этом можно выделить такие стороны коммуникативной функции, как личностная и функционально-ролевая.
На основе функционально-ролевого типа ограничений можно увидеть многочисленные условности в личностных отношениях. Одна из особенностей коммуникативной функции заключается в том, что конкретная должность определяет цели и задачи деятельности сотрудника правоохранительных органов, а также круг общения с окружающими и характер этого общения. Исходя из этого, сотрудник правоохранительных органов занимает определённое положение в коллективе: начальник или подчинённый. Данные типы правоотношений определяются той ролью, которую выполняет сотрудник правоохранительных органов в конкретной системе. Эти роли в коммуникации не закреплены навечно и могут сочетаться и изменяться различным образом. Цель коммуникативной функции -общение, взаимодействие, передача информации, что обеспечивает эффективность выполнения стоящих перед данным коллективом служебных задач. Можно подчеркнуть, что коммуникативная функция правовой культуры определяет отношения сотрудника правоохранительных органов с сослуживцами в различных условиях служебной деятельности.
Следующая функция правовой культуры, оказывающая существенное влияние на личность сотрудника правоохранительных органов, -воспитательно-формирующая. Наряду с нравственным, трудовым, эстетическим, физическим, гражданским, патриотическим, важное значение играет и правовое воспитание. Формирование правовой культуры применительно к воспитанию человека — это сложный, многогранный процесс, включающий воздействие объективных социальных условий, а также целенаправленное воспитание и самовоспитание под влиянием субъективного фактора.
Воспитательное воздействие права проявляется и в виде своеобразного профилактического, предупредительного влияния на человека, когда та или иная норма права предупреждаёт об ответственности за её нарушение, показывает наступление тех или иных санкций при совершении различных противоправных деяний. Это сдерживает личность от поступков, граничащих с правонарушениями. Именно правовая культура в сформированном виде выступает фактором обеспечения устойчивой личностной правовой позиции, формирования привычки к правомерному поведению и своей роли в претворении принципов права, способствует позитивно-ценностной направленности личности на труд, формированию внутренних нравственно-психологических установок.
Нормативно-регулятивная функция правовой культуры используется как определённая система норм специализированной деятельности. Общество должно согласовывать действия лично- сти и приводить их в соответствие с общественными интересами.
Так как любая правоохранительная деятельность требует соответствующих правовых знаний, наличия соответствующих идеалов, на которые необходимо ориентироваться, то включение может протекать только через овладение нормами правовой культуры.
Деятельностная функция личностной правовой культуры связана с формированием у личности собственной позиции в оценке ценностей правовой культуры. Правовая культура выражает не пассивно-потребительское отношение к ценностям правового характера, а активно-творческое, направленное на реализацию его интересов, которое находит своё выражение в правовой деятельности.
Говоря о профессиональной направленности, можно отметить, что её правовая сторона представляет собой сложное взаимодействие правовых потребностей и правовых убеждений, правовых идеалов, мотивов и целей. Направленность определяет основную линию правового поведения сотрудника правоохранительных органов, цель жизни, правокультурный облик, и проявляется она в деятельностной функции.
Интенсивность направленности личности сотрудника правоохранительных органов может колебаться от смутных влечений, осознанных желаний и активных стремлений до полной убеждённости. Именно последняя формируется в процессе его сознательной деятельности, и чем дольше эта деятельность, тем больше опыта, навыков, а следовательно, и культуры, которую вбирает в себя личность. Именно деятельностная функция играет определяющее значение в направленности личности сотрудника правоохранительных органов, поведении и поступках в сущем.
Таким образом, правовая культура, являясь необходимым условием точного и обязательного выполнения нормативно-правовой деятельности, обеспечения законности правовой основы государственной и общественной жизни, в обязательном порядке, выполняет важную роль в правовой системе общества.
Правовая культура отражается через элементы структуры. Так, правосознание на уровне сущего — это её образно-эмоциональный слой, в котором логико-понятийная часть только «вырастает» Правосознание на уровне должного — это осмысленный с рациональных и ценностно-нормативных позиций слой. Правовая деятельность — следующий элемент правовой культуры, механизм реализации правосознания и закрепления правовых норм в культуре, в ней формируются взаимодействия и отношения. Это сфера повседневного, сфера сущего. Правовая культура сотрудника правоохранительных органов выполняет такие основные функции, как познавательная, коммуникативная, воспитательно-формирующая, нормативно-оценочная, нормативно-регулятивная, деятельностная. Последняя функция определяет направленность личности сотрудника правоохранительных органов, её поведение и поступки в сущем.