Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Правоотношения по обеспечению социальными пенсиями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы правоотношений по обеспечению социальными пенсиями 5
1.1. Общая характеристика российской пенсионной системы 5
1.2. Понятие и значение социальной пенсии как вида государственного пенсионного обеспечения 17
Глава 2. Назначение и выплата социальных пенсий 24
2.1. Условия назначения социальных пенсий 24
2.2. Порядок выплаты социальных пенсий 36
Заключение 44
Библиографический список 47
Введение:
Актуальность темы. Все вопросы функционирования пенсионной системы в России являются вопросами благополучия и достойной жизни людей пожилого возраста. Для любой страны мира пенсионная система, ее реформирование, совершенствование – это важнейший социальный выбор, эффект от которого рассчитан на десятилетия вперед.
Сегодня в России около 43 миллионов пенсионеров, при том что все население страны — 146 миллионов. Каждый год страна теряет 1 миллион трудоспособного населения, и численность пенсионеров в стране растет стремительно без замещения равноценным количеством трудоспособных граждан. Поэтому если сейчас на одного пенсионера приходится чуть меньше двух работающих граждан (1,7), то уже скоро этот показатель может достичь соотношения один к одному. Такого пенсионная система просто не выдержит. Бюджет Пенсионного фонда и так дефицитный. Для предотвращения его банкротства и предпринята новая реформа, законодательные основы которой вступили в силу с 1 января 2015 года.
Затрагивая вопрос о пенсии и обо всем, что с ней связано, общество в наши дни в большинстве случаев не только не задумываются, но и откровенно говоря, не понимают, зачем сейчас думать о пенсионном страховании, и отдавать какие-то проценты от нынешнего заработка, теряя при этом прибыль на такое далекое понятие как пенсионное страхование. Откладывая вопрос на потом, и надеясь на решение этой проблемы по мере ее поступления, создаются огромные проблемы для государства и пенсионного обеспечения в целом, что создает дефицит в бюджете на пенсионное обеспечение и трудность в поиске путей ее решения.
В большинстве случаев работодатель никак не заинтересован в пенсии будущих работников, а работники в свою очередь сами создают эту незаинтересованность, тем, что хотят получать большую зарплату с наименьшими потерями, то есть, что бы государство не забирало ее часть на их же будущую пенсию, тем самым создавая теневые занятости, зарплату в «конвертах», которые не попадают под пенсионное страхование.
Принципы, на которых было основано пенсионное страхование привело к тому, что в стране высокие пенсионные взносы, но отношение пенсий к зарплатам ниже примерно в 1.5-2 раза, чем в сопоставимых развитых и развивающихся странах.
Объектом в работе является сфера формирования общественных и государственных отношений в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Предметом в работе выступают правовые аспекты системы пенсионного обеспечения, особенности правового регулирования социальных пенсий, научная и учебная литература по вопросам, исследуемым в настоящей работе.
Цель дипломной работы – исследовать особенности регулирования правоотношений по обеспечению социальными пенсиями.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику российской пенсионной системы.
2. Определить понятие и значение социальной пенсии как вида государственного пенсионного обеспечения.
3. Изучить условия назначения социальных пенсий.
4. Проанализировать порядок выплаты социальных пенсий.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Таким образом, направления реформирования пенсионной системы России на современном этапе в целом соответствуют общемировым тенденциям и связаны со снижением государственных обязательств перед пенсионерами: повышение пенсионного возраста, отмена индексации пенсии работающим пенсионерам, стимулирование более позднего выхода на пенсию, «заморозка» пенсионных накоплений. Однако в странах ОЭСР эти непопулярные меры реализуются в условиях совершенно другого уровня пенсионного обеспечения граждан. В России наблюдается не только низкий уровень коэффициента замещения заработной платы пенсией, но и сам заработок, рассчитанный по паритету покупательной способности, является несопоставимо низким по сравнению со средними показателями стран ОЭСР. Ожидаемая продолжительность жизни на пенсии, как для мужчин, так и для женщин за рубежом гораздо выше, чем в России.
На наш взгляд, сокращение пенсионных обязательств не решит имеющихся проблем пенсионной системы России. Необходимо задействовать другие резервы повышения устойчивости и сбалансированности пенсионной системы, такие как повышение уровня оплаты труда и легализация теневой заработной платы, создание новых рабочих мест и снижение безработицы, установление актуарно обоснованных тарифов страховых взносов, развитие профессионального пенсионного страхования, стимулирование рождаемости, снижение инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте. Очевидно, что для решения проблем пенсионного обеспечения граждан недостаточно изменять параметры самой пенсионной системы, например, повышая пенсионный возраст или изменяя формулу расчета пенсий. Необходимы также давно назревшие преобразования на рынке труда, в демографической политике, экономике и социальной сфере, которые бы способствовали созданию реальных условий для граждан заработать достойный уровень пенсии и в полной мере реализовать свои права на ее получение.
Социальная пенсия выплачивается гражданам в случае отсутствия права на иной вид государственной поддержки. К примеру, если человек не наработал необходимый стаж, из-за чего не может оформить страховую пенсию. Социальная пенсия представляет собой ежемесячные денежные выплаты, назначаемые с целью обеспечения социально незащищенных слоев населения, если у них отсутствуют иные источники дохода.
Выделяют 3 вида социального пенсионного обеспечения:
— По старости. Право на нее имеют нетрудоспособные лица, достигшие определенного возраста, являющиеся как гражданами Российской Федерации, так и лицами без гражданства. Также право на получение такой выплаты имеют граждане из числа малочисленных народов Севера.
— По случаю потери кормильца. Такая выплата положена несовершеннолетним детям или студентам до 23 лет, потерявшим как одного, так и обоих родителей, а также в случае, если родители неизвестны.
— По инвалидности. Положена инвалидам 1, 2 и 3 группы, детям-инвалидам и инвалидам с детства, которые также никогда не работали.
Важно отметить, что средства на социальное пенсионное обеспечение поступают из государственного бюджета, а не из страховых взносов, что собственно и отличает ее от страхового пенсионного обеспечения.
Все указанные виды выплат назначаются на разный срок.
— Пенсия по старости устанавливается до конца жизни или до момента трудоустройства, если пенсионер устроится на работу, находясь на пенсии.
— Пенсия для инвалидов устанавливается на срок, в течении которого лицо признано инвалидом, хотя возможны случаи бессрочного установления выплаты.
— Обеспечение по случаю потери кормильца устанавливается до достижения ребенком совершеннолетия или до достижения 23 лет при очном обучении в образовательных учреждениях.
Отметим, что пенсия по инвалидности или потере кормильца назначается в случае полного отсутствия страхового стажа. Если инвалид или погибший кормилец работали хотя бы один день, будет назначена соответствующая страховая пенсия. В то же время, соцпенсию по старости назначают гражданам, не имеющим достаточного стажа или пенсионных баллов для получения страховой пенсии (к примеру, нормативы на 2019 год — 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла).
Социальная пенсия назначается только нетрудоспособным гражданам, которые в силу определенным обстоятельств не имеют права на получения иного вида пенсии. В зависимости от вида назначаемой социальной пенсии выделяют несколько категорий получателей:
1. Инвалиды 1, 2 и 3 группы, не имеющие ни дня страхового стажа;
2. Дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, а также дети-инвалиды;
3. Коренные и малочисленные народы районов Крайнего Севера;
4. Граждане, достигшие определенного возраста, не имеющие право на получение другого пенсионного обеспечения.
Размеры социальных пенсионных выплат фиксированные и зависят от вида назначенной пенсии и категории их получателей.
Таким образом, социальная пенсия — это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж. Целью данного пенсионного обеспечения является материальная помощь лицам, у которых нет иных источников доходов.
Фрагмент текста работы:
В настоящее время многие проблемы российской пенсионной системы связаны с нарушением основополагающих принципов организации социальной защиты в социально ориентированной экономике, к модели которой стремится российское государство. Основным требованием к пенсионному обеспечению и всем его институтам, обеспечивающим действенность пенсионной системы в социально ориентированной экономике, является реализация принципа ее интегрированное в общую систему социальной защиты населения, учитывающую исторические и культурные традиции и адекватную господствующему общественному укладу. Другими словами, доминирующие в обществе представления о природе пенсии и целях пенсионного обеспечения находят свое воплощение в пенсионных институтах и механизмах, отвечающих принципам социальной защиты населения в социально ориентированной экономике и обеспечивающих социальный и экономический порядок .
Пенсия имеет такое же сложное экономическое и социальное содержание, как и заработная плата, являясь ее частью, «изъятой» и «отложенной» на будущее потребление, участвующей в процессах воспроизводства рабочей силы. Она одновременно выступает в роли цены труда (предшествующего), является формой распределения по труду, частью дохода (для работника), частью издержек (для работодателя), видом вознаграждения (материально-денежным), способом стимулирования труда (перспективным — отложенным во времени). Как и заработная плата, пенсия выполняет важнейшие социально-экономические функции в государстве, среди которых: воспроизводственная, мотивационная, регулирующая, статусная (формирование морально-престижных установок), формирование и поддержание платежеспособного спроса .
В то же время в пенсии, как и заработной плате, сконцентрированы кардинально противоположные интересы субъектов трудовых отношений (доход для работника, в увеличении которого он заинтересован и затраты для работодателя, от которых зависит его прибыль). Более того, в пенсии (в силу специфики организационной формы), сосредоточены интересы разных поколений, что рождает проблему согласования интересов настоящих и будущих пенсионеров. Разрешение противоречий и согласование интересов возможно только через грамотную организацию пенсионного обеспечения — на основе институтов и механизмов, отвечающих содержанию пенсии и адекватных общественному укладу.
Поскольку главной формой организации социальной защиты населения в социально ориентированной экономике, максимально соответствующей ее сущности, признан институт социального страхования, то механизмы данного института доминируют и в пенсионном обеспечении. Второстепенность института социальной помощи в системе социальной защиты населения и незначительность использования его элементов в некоторых моделях пенсионного обеспечения объясняется тем, что социальная помощь изначально организована на других принципах (вспомоществование, попечительство), методах финансирования (бюджетные ассигнования за счет налогообложения) и предназначена главным образом, для защиты от бедности (доведение уровня доходов до определенного обществом минимума) .