Банковское дело Дипломная работа (колледж/техникум) Экономические науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Потребительские кредиты: необходимость, виды и условия предоставления банком ( на примере…)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы потребительского кредитования 7
1.1. Понятие, сущность и основные принципы потребительского кредитования 7
1.2. Виды потребительских кредитов 15
1.3. Организация потребительского кредитования коммерческими банками 24
2. Анализ практики потребительского кредитования в ПАО «Сбербанк России» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России» 31
2.2. Структурно-динамический анализ портфеля потребительских кредитов Банка 36
2.3. Политика Банка в области управления рисками при кредитовании физических лиц и ее эффективность 42
3. Совершенствование системы потребительского кредитования ПАО «Сбербанк России» 52
3.1. Направления совершенствования потребительского кредитования ПАО «Сбербанк России» 52
3.2. Оценка эффективности разработанных мероприятий 56
3.3. Пути реализации разработанных мероприятий 59
Заключение 63
Список использованной литературы 66

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Развитие российской экономики напрямую зависит от состояния банковской системы, финансирования и обслуживания предприятий и населения коммерческими банками. Необходимой для этого предпосылкой является обеспечение устойчивого положения самих банков. Рыночная экономика обуславливает объективную необходимость банковского кредита. Потребность в банковском кредите определяется влиянием экономических законов, существованием товарно-денежных отношений и политикой государства, которая направлена на стимулирование и поддержку разных областей экономики.
Для жителей нашей страны кредит является одним из немногих способов повысить свой уровень жизни. Современная система кредитования в Российской Федерации постоянно подвергается изменениям и совершенствованиям, потому что она является одной из форм экономического роста страны и ее стабильности. Проблема снижения темпов роста потребительского кредитования и обострения конкуренции между кредитными учреждениями за потребителя сегодня является наиболее значимой в банковском секторе. Потребительское кредитование — как внешний источник финансирования потребностей населения, используется давно, достаточно широко и стало обыденным, прочно войдя в повседневную жизнь. Потребительское кредитование пользуется большим спросом. Объектом кредитования в таком случае выступает любой товар: покупка мебели, техники или оплата других личных расходов: экспресс-кредитование, кредиты на образование, ссуды для фермеров и т.д. Тем самым банки помогают людям удовлетворять их нужды. Выдан он может быть в денежной форме или сразу в товарной. Если клиенту необходимо купить технику или товары личного потребления, то кредит банком будет выдаваться на условиях отсрочки платежа.
При эффективном потребительском кредитовании оптимально сочетаются и учитываются интересы участников кредитных отношений — государства, банков и заемщиков. Вопросы о состоянии, динамике потребительского кредитования в России и проблемах его текущего развития достаточно актуальны.
Несмотря на широкую распространенность потребительского кредитования и его широкое освещение в экономической литературе, остается множество нерешенных проблем: по выработке эффективных показателей оценки платежеспособности заемщиков, просроченной задолженности и значительных процентных ставках. Все это обусловливает необходимость научного исследования отмеченных проблем.
Поиск оптимальных форм потребительского кредитования должен осуществляться как специалистами банков, так и юристами. Такие формы должны стимулировать вовлечение в процесс потребительского кредитования все большее число потребителей, сделать кредит доступным средством повышения благосостояния каждого гражданина. В свою очередь, потребительское кредитование является для коммерческих банков значимым сегментом услуг, приносящим стабильно высокий доход.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью анализа и оценки развития современного потребительского кредитования, выявление его особенностей и недостатков, а также выявления направлений дальнейшего развития потребительского кредитования в современных макроэкономических условиях.
Проблемы потребительского кредитования исследовались многими учеными. В работе использовались положения научных разработок таких авторов, как О.И. Лаврушин, Попова В.М., Радченко Г.С., Рамазанов А.В, Шостак Е.В. и других.
Объект исследования выпускной квалификационной работы – ПАО «Сбербанк России».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является процесс кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк России».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка направлений развития потребительского кредитования на примере ПАО «Сбербанк России».
Задачи выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие, сущность и основные принципы потребительского кредитования;
— изучить виды потребительских кредитов;
— рассмотреть организацию потребительского кредитования коммерческими банками;
— обобщить организационно-экономическую характеристику ПАО «Сбербанк России»;
— провести структурно-динамический анализ портфеля потребительских кредитов Банка;
— охарактеризовать политику Банка в области управления рисками при кредитовании физических лиц и ее эффективность;
— определить направления совершенствования потребительского кредитования ПАО «Сбербанк России»;
— оценить эффективность разработанных мероприятий;
— проанализировать пути реализации разработанных мероприятий.
В качестве информационной базы выпускной квалификационной работы использовались нормативные правовые акты Российской Федерации, специальная литература, материалы кредитных организаций и ресурсы сети Интернет. Среди специальной литературы в работе были использованы монографии, авторефераты диссертаций, книги, учебники и учебные пособия, статьи в периодических изданиях. В работе были приведены статистические данные Банка России, Федеральной службы государственной статистики, ПАО «Сбербанк России», а также других учреждений и организаций, специализирующихся на исследованиях и вопросах потребительского кредитования.
В процессе исследования проблем потребительского кредитования были использованы сведения, полученные в ходе специальных обследований, социологических опросов представителей бизнеса, проведенных авторитетными правительственными и неправительственными организациями и научными центрами, а также экспертные оценки в соответствующей области, в частности агентств Standard & Poor’s, Moody’s.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшего совершенствования потребительского кредитования в ПАО «Сбербанк России».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная и информационная база, а также теоретическое и практическое значение выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретические основы потребительского кредитования.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ практики потребительского кредитования в ПАО «Сбербанк России».
В третьей главе выпускной квалификационной работы определены пути совершенствования системы потребительского кредитования ПАО «Сбербанк России».
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Потребительский кредит представляет собой одну из самых важных и распространенных форм кредита.
Потребительский кредит можно рассматривать как важный элемент целостной системы кредитных отношений. Основной целью потребительского кредита является обеспечение более полного удовлетворения потребительских нужд населения при помощи приобретения товаров и услуг в рассрочку.
Потребительское кредитование в Российской Федерации в последние годы растет высокими темпами. Это связано, в первую очередь, с появлением новых кредитных продуктов и дополнением уже существующих.
Однако рынок кредитования физических лиц продолжает испытывать ряд проблем, связанных с низкой платежеспособностью и финансовой неустойчивостью многих заемщиков, пробелами в законодательно-правовом и нормативном поле деятельности кредитных организаций, региональными различиями в социально-экономическом и политическом положениях и др.
ПАО Сбербанк – это крупнейший финансовый институт в России и Центральной и Восточной Европе. Банк обслуживает 151 млн клиентов, из которых 134,7 млн в России.
В 2013-2017 гг исследуемый банк, демонстрирует рост активов и чистой прибыли, что показывает стабильно динамичный рост его развития.
В 2017 году объем вновь выданных Сбербанком потребительских кредитов увеличился на 21,5% и составил 968 млрд руб. По состоянию на 1 января 2018 года портфель потребительских кредитов Сбербанка составляет 1 726 млрд руб.
Основную долю в розничном кредитном портфеле банка занимают ипотечные кредиты (более 50%). Это обусловлено большими размерами таких кредитов и их растущей популярностью, и доступностью. На втором месте находятся потребительские кредиты наличными – более 30%. Что касается автокредитования, то оно в ПАО «Сбербанк России» развито довольно слабо, в связи с передачей автокредитования банку Сетелем.
В процессе анализа деятельности ПАО «Сбербанк России» на рынке потребительского кредитования определено следующее.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время ПАО «Сбербанк России» является лидером рынка потребительского кредитования. Доля Сбербанка на рынке потребительского кредитования в 2017 г. составляет 31,8%, а на рынке кредитных карт – 42,7%.
По результатам анализа были выделены следующие проблемы потребительского кредитования:
— сужение линейки кредитных продуктов для физических лиц после передачи автокредитования ООО «Сетелем банк»;
— узкая линейка кредитных продуктов, представленных кредитными картами.
На основании выявленных недостатков в работе были предложены следующие направления совершенствования кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк России»:
1) расширение линейки потребительских кредитов за счет внедрения двух образовательных кредитов. Необходимо усовершенствовать кредитную программу «Образовательный кредит» от Сбербанка, который направлен на клиентский сегмент — молодежь. Проникновение новой линейки розничных кредитных продуктов для физических лиц позволит привлечь в Банк дополнительных клиентов.
Расширение ассортимента предлагаемых кредитных продуктов для физических лиц приведет к увеличению доли ПАО «Сбербанк России» на рынке розничного кредитования. Необходимо внедрить новые кредитные продукты по потребительским программам: потребительский кредит под поручительство юридического лица; образовательный кредит под поручительство юридического лица.
2) вывод на рынок носимых устройств (часов) со встроенной банковской картой. На сегодняшний день на российском рынке представлены часы с функциями банковской карты. Новый инструмент для оплаты товаров и услуг представляет собой обычные часы, в которые встроена карта с функцией PayPass. Расчеты эффективности показывают, что уже со второго года будет получена чистая прибыль в результате вывода на рынок часов со встроенной банковской картой. Следовательно, данный проект можно считать эффективным, т.к. он обеспечивает рост чистой прибыли к 3 году в 5 раз.
3) внедрение кампусных карт. Кампусная система — это совокупность технических систем, в основе которых лежат карточные технологии, предусматривающие применение многофункциональных именных интеллектуальных карт с идентификационными и финансовыми приложениями. Технология выпуска карт позволяет обновлять состав и содержание приложений без повторной эмиссии карт. Проект эмиссии кампусных карт является эффективным. В этом случае банк начнет получать прибыль с шестого квартала действия проекта.
Все предлагаемые мероприятия позволят повысить доходность деятельности ПАО «Сбербанк России», увеличат его долю на рынке потребительского кредитования.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы потребительского кредитования
1.1. Понятие, сущность и основные принципы потребительского кредитования

Современную экономику невозможно представить без кредита. Исторически кредит (от лат. credo — «доверие») понимался как «вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок» , то есть как доверие, которым пользуется лицо, взявшее на себя обязательство будущего платежа (должник) со стороны лица, имеющего право на получение этого платежа (займодавец). В настоящее время существует множество подходов к определению данного понятия. Часть авторов указывают, что кредит как экономическая категория представляет собой «определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости» , а с точки зрения юридической -это «система отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или иных материальных средств кредитором во временное пользование заемщику на условиях возвратности, платности и срочности» .
Кредитование является эффективным механизмом перераспределения денежных средств между отраслями экономики и хозяйствующими субъектами. Кредиторы, имеющие свободные ресурсы, только благодаря их передаче заемщикам имеют возможность получить доход от использования этих денежных средств, в то время как заемщики таким образом приобретают средства для удовлетворения своих потребностей.
Рыночная экономика порождает большое количество разновидностей кредитования, выделяемых по различным критериям. При этом существует две основные формы кредита: товарный (предоставляемый в виде товаров, поступающих в распоряжение заемщика) и денежный (предоставляется в денежной форме) кредит.
Помимо этого, в зависимости от характера целевых потребностей заемщика можно выделить производительную (когда денежные средства используются заемщиком на цели производства и обращения) и потребительскую (когда денежные средства используются заемщиком на удовлетворение собственных потребностей — потребительских нужд) форму кредита. Именно последняя форма и обусловила существование такой разновидности кредита, как потребительский кредит.

Потребительское кредитование представляет собой сегмент финансового рынка, на котором осуществляются операции по перераспределению кредитных ресурсов между кредитными организациями, населением и организациями сферы обращения на условиях платности, срочности и возвратности. Предметом функционирования кредитования физических лиц на покупку товаров является категория потребительского кредита, наполняемая конкретным экономическим и правовым содержанием.
Кредит является стоимостной категорией, поскольку сама возможность возникновения экономических отношений по поводу перераспределения материальных и денежных ресурсов предопределяется наличием определенной стоимости этих ресурсов, т.е. в кредитных отношениях происходит «возвратное движение стоимости».
Понятие потребительского кредита имеет различные определения, придающие ему специфические характеристики. Согласно федеральному закону № З53-Ф3 «О потребительском кредите (займе)» потребительский кредит — это денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности .
В современном экономическом словаре потребительский кредит определяется как кредит, назначение которого состоит в предоставлении населению денежных средств или товаров для удовлетворения потребительских нужд с последующим возмещением долга . В финансово-кредитном энциклопедическом словаре потребительский кредит является формой кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа .
Общей чертой данных определений является то, что при потребительском кредитовании возникают отношения по предоставлению средств на удовлетворение потребительских нужд.
Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. под потребительскими кредитами понимали кредиты, предоставляемые финансовыми организациями или предприятиями розничной торговли населению на личные, семейные и иные цели, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности .
Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита, обладают рядом специфических признаков, позволяющих выделить его из общей группы кредитных правоотношений. Главным таким признаком является субъектный состав данных правоотношений. Как и во всяком кредитном договоре, сторонами договора потребительского кредита выступают кредитор и заемщик. Однако в ГК РФ предусматриваются особые требования лишь к фигуре кредитора, которым, согласно положениям статьи 819 может быть только банк или иная кредитная организация, в то время как Закон о потребительском кредите предъявляет дополнительные требования в том числе и к фигуре заемщика: согласно положениям подпункта 2 части 1 статьи 3 Закона заемщиком может выступать только физическое лицо.
Однако следует отметить, что, исходя из приведенной легальной дефиниции потребительского кредита, в которой в качестве еще одного специфического признака указана цель его предоставления — «не связанная с осуществлением предпринимательской деятельности», можно сделать вывод, что заемщиками по договорам потребительского кредита являются не всякие физические лица, а потребители. Это связано с тем, что единственной целью потребительского кредитования является удовлетворение потребительских нужд населения. Это обуславливает его особую социальную значимость. Поэтому предоставление кредита физическому лицу на иные цели, в частности, на осуществление им предпринимательской деятельности, не охватывается потребительским кредитованием.
Основные особенности потребительского кредита со стороны банка :
— более трудоемкое;
— выше риск;
— обеспеченность;
— отсутствие дополнительных гарантий со стороны заемщика делает нецелевой потребительский кредит более рискованным для банка;
— проблема с оценкой кредитоспособности физических лиц.
К факторам развития потребительского кредитования можно отнести:
— рост доходов населения;
— поиск банками новых каналов доходного размещения активов;
— появление новых кредитных продуктов для населения .
Итак, понятие потребительского кредита заключается в договоре с физическим лицом, который предусматривает выдачу гражданам средств на их нужды — приобретение товаров и/или оплата услуг. Этими средствами можно расплатиться за бытовой товар — например, продукты, лекарства, бытовую технику, оплатить учебу, потратить на ремонт или отдых.
Принципы выдачи достаточно просты — потребитель должен иметь возможность потреблять, поэтому часто такие кредиты выдаются не только непосредственно в банках, но также и в магазинах, а с некоторых пор даже в Интернете.
Можно утверждать, что потребительское кредитование пользуется большой популярностью в России и за рубежом. Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию в стране, россияне продолжают охотно брать кредиты.
Требований для выдачи потребительской ссуды ежегодно становится намного меньше. Кредиторы становятся лояльнее к заемщикам, из-за чего увеличивается число потенциальных клиентов банка. Иногда для выдачи ссуды требуется предоставить только паспорт. Даже самые устоявшиеся кредитные организации ежегодно смягчают требования для клиентов и улучшают программу лояльности. Кредитные организации привлекают заемщиков при помощи моментального принятия вердикта по поводу выдачи ссуды. Получить кредит в серьезном банке стало возможным в течение двух или трех дней.
Главным «минусом» в потребительском кредитовании является то, что хорошее настроение от покупки обычно проходит у заемщика быстро, и остается кредит, который необходимо погашать в течение многих месяцев и даже лет. Множество людей, не подумав, принимают решение взять ссуду и попадают в «долговую яму». Высокая закредитованность населения является проблемой.
Вместе с тем, потребительское кредитование имеет также свои «плюсы»:
1. Расширение потребительских возможностей заемщика;
2. Заемщик вправе при оформлении ссуды указать желаемую сумму ежемесячного платежа, погасить кредит досрочно;
В экономике страны в целом ускоряется денежное обращение и товарооборот, повышается уровень деловой активности хозяйствующих субъектов .
Потребительский кредит является промежуточным звеном от банка к производителю продукции или торговой организации. Данное перераспределение способствует повышению эффективности использования капитала у предприятий, которые предоставляют свою продукцию и услуги через использование потребительского кредита.
Особое значение для определения сущности потребительского кредитования имеют вопрос о принципах потребительского кредитования. Все принципы кредитования можно разделить на две группы:
1) Принципы, присущие любому виду кредитования;
2) Принципы именно потребительского кредитования. М.В.Комиссарова в качестве общих для всех видов кредитования называет возвратность, срочность, платность, дифференцированность, обеспеченность .
Принцип возвратности как необходимости своевременной обратной передачи эквивалента заемщиком является одним из ключевых принципов любого кредитования, поскольку кредит, будучи обязательством заемной направленности, тем и отличается от других товарно-денежных отношений, что предполагает временный характер использования чужих денежных средств заемщиком. Это имеет принципиальное значение для организации банковского кредитования, поскольку банк мобилизует для этого свободные денежные средства, в том числе полученные от своих контрагентов по другим договорам, которые также подлежат возврату.
Принцип срочности предполагает необходимость возврата в точно определенный срок, согласованный сторонами. Соблюдение данного требования также является одним из важнейших условий нормального функционирования банков, прямо проистекающим из принципа возвратности кредита. Закрепление сторонами в договоре срока позволяет им достичь определенности в своих отношениях, а также применять меры ответственности за невозврат суммы кредита в установленный срок.
Принцип платности кредитования означает, что договоры кредита являются возмездными. При этом следует понимать, что встречным предоставлением будет являться не возврат эквивалента полученной суммы, а уплата определенного вознаграждения кредитору в форме процента. Этот принцип имеет особое значение, поскольку обеспечивает эффективное использование денег не только заемщиком для удовлетворения своих потребностей (ведь у него возникает обязанность вернуть не только основную сумму долга, но и процент) но и кредитором, получающим от подобного кредитования прибыль. Более того, принцип платности стимулирует заемщика использовать заемные средства наиболее эффективным образом, поскольку источником выплаты процента по кредиту будет служить часть полученной за счет использования заемных средств прибыли.
Принцип дифференцированности кредитования означает, что кредитные организации стремятся различным образом подходить к решению вопроса о том, на каких условиях осуществлять кредитование. Это связано с тем, что для кредитора-банка крайне важна фигура заемщика, поскольку во многом именно от этого зависит вероятность наступления риска невозврата или несвоевременного возврата кредита. Поэтому банки на основе показателей кредитоспособности определяют финансовое состояние потенциального заемщика, и исходя из этого определяют с кем и на каких условиях вступать в кредитные правоотношения, что позволяет им снижать риски наступления для них различных неблагоприятных последствий.
Принцип обеспеченности кредита подразумевает, что у кредитора должно быть достаточно гарантий того, что передача им денежных средств не повлечет за собой убытков в случае неплатежеспособности заемщика в силу наличия у последнего достаточного имущества или обязательства поручителя (реальное обеспечение). В настоящее время в качестве обеспечения широко используется залог имущества, поручительство и банковская гарантия, а также иные способы обеспечения исполнения обязательств.
Помимо указанных принципов, в учебной литературе указывается на такой принцип потребительского кредитования, как целевой характер кредита. Данный принцип выражает необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора. Но некоторые авторы считают, что выделение такого принципа «весьма условно», поскольку кредит может быть выдан заемщику без указания на то, каким конкретно образом данные денежные средства должны быть использованы. Представляется, что в силу приведенных положений Закона о потребительском кредите, согласно которым кредит выдается на удовлетворение «потребительских целей», можно признать существование принципа целевого использования кредита, поскольку в случае использования полученных средств в предпринимательских целях, такой кредит нельзя будет считать потребительским, и к нему не будут применяться положения Закона о потребительском кредите. При этом такая констатация никоим образом не исключает выдачу кредита без указания на конкретные нужды, подлежащие удовлетворению за счет получения кредита (при наличии условия, что они не будут связаны с осуществлением предпринимательской деятельности). Исходя из этого, следует не согласиться с А.А. Киричуком, указывающим, что «введение дополнительной цели использования потребительского кредита в содержание договора выходит за рамки [типичной цели предоставления денежного капитала для временного использования, презюмируемой в каждом договоре потребительского кредита], поскольку ограничивает возможности потребления полученных средств» .
Итак, сущность потребительского кредитования сводится к тому, что банк за определенную плату предоставляет физическому лицу возможность приобрести товар или услугу в относительно короткие сроки. Для банка потребительское кредитование является источником формирования доходов, но в то же время представляет угрозу для финансового обеспечения банка из-за кредитных рисков. Для заемщика потребительское кредитование делает возможным приобретение товара или услуги в момент наибольшей необходимости, но предполагает переплату за пользование кредитом в виде процентной надбавки на сумму кредита. Для экономики в целом потребительское кредитование является одним из механизмов улучшения социально-экономических показателей.
Сущность любой экономической категории проявляется в выполняемых ею принципах их реализации. Потребительское кредитование не является исключением и имеет свою собственную основу применения, находящую отражение в конкретных принципах, на которых строятся кредитный процесс и управление денежным оборотом общества. Принципы потребительского кредитования имеют особое значение для раскрытия сущности системы потребительского кредитования, предполагают наличие основных идей и начал, на которых оно базируется

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы