Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Порядок осуществления обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ 8
1.1. Понятие, сущность и принципы обязательного медицинского страхования 8
1.2. Этапы обновления обязательного медицинского страхования в России 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование обязательного медицинского страхования в России 18
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ 28
2.1. Система обязательного медицинского страхования, как часть государственного социального страхования 28
2.2. Субъекты и объекты системы обязательного медицинского страхования. Порядок осуществления обязательного медицинского страхования 37
2.3. Проблемы и перспективы модернизации обязательного медицинского страхования в России 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Введение:
Актуальность темы исследования. Проводимая в рамках реформы здравоохранения модернизация системы ОМС России оценивается неоднозначно. В 2018 году под сокращение попали 90 тысяч медиков и реорганизовано 359 медучреждений, 26 из которых были ликвидированы. До конца 2019 года будут закрыты 15 медицинских организаций и 581 реорганизованы [40]. Врачебное сообщество выражает опасение, что сокращение численности врачей и медицинских учреждений повлечет снижение доступности и качества медицинских услуг. Однако разработчики реформы здравоохранения указывают, что демонтаж остатков системы здравоохранения плановой экономики и совершенствование системы обязательного медицинского страхования, как общественного блага, представляют собой эффективный инструмент социальной защиты граждан государством в условиях рыночной экономики.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска эффективной модели, способной обеспечить сбалансированное развитие системы ОМС на основе усиления страхового характера здравоохранения при условии роста качества и доступности медицинских услуг.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением данной проблемы занимались П. Самуэльсон, К. Маркс, В.И. Ленин и др. Обоснование целесообразности реформы системы здравоохранения отражено в трудах Д.А. Артеменко, В.Н. Гришина, Ф.Н. Кадырова, В.З. Кучеренко, С.П. Кюрджиева, М.В. Пирогова, В.И. Стародубова, С.Г. Хабаева, Н.И. Яшиной и других авторов. При всей ценности и масштабности проведенных ранее исследований, осталась не освещенной область трансформации системы ОМС. Недостаточная проработанность вопросов о направлениях и инструментах ее модернизации, необходимость обоснования условий сбалансированности модели ОМС определили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы – выявить особенности порядка осуществления обязательного медицинского страхования в Российской Федерации и предложить направления модернизации модели национальной системы ОМС.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих комплексных задач выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие, сущность и принципы обязательного медицинского страхования;
— изучить этапы обновления обязательного медицинского страхования в России;
— рассмотреть нормативно-правовое регулирование обязательного медицинского страхования в России;
— изучить систему обязательного медицинского страхования, как части государственного социального страхования;
— охарактеризовать субъектов и объектов системы обязательного медицинского страхования, порядок осуществления обязательного медицинского страхования;
— выявить проблемы и перспективы модернизации обязательного медицинского страхования в России.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются нормы российского законодательства, регулирующие систему ОМС.
Методология выпускной квалификационной работы. При исследовании политики в сфере пенсионного обеспечения населения использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, исторический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.
Нормативную и информационную базу выпускной квалификационной работы составляют международные правовые акты [1]; Конституция РФ[2]; федеральное законодательство РФ; судебная и правоприменительная практика [43-45], а также электронные ресурсы.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили положения, сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, степень разработанности темы, методология и методы, эмпирическая и теоретическая основа исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты основные теоретичческие аспекты обязательного медицинского страхования в РФ.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ характеристики и порядка осуществления системы обязательного медицинского страхования в РФ.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Обязательное медицинское страхование является одной из частей государственного социального страхования, и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации одинаковые права и возможности при получении медицинской, а также лекарственной помощи, которая предоставляется за счет средств обязательного медицинского страхования на условиях и в объеме, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование имеет огромное значение для развития национальной системы здравоохранения и медицины в целом. Необходимо отметить, что закон РФ помимо обязательного страхования также включает добровольное, тем самым расширяет спектр получаемых гражданами медицинских услуг. Система обязательного медицинского страхования преследует главную цель — гарантия получения медпомощи гражданам при возникновении страхового случая за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов. Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII — начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. История медицинского страхования в современной России насчитывает уже почти 30 лет. С 1993 года медицинское страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное.
Правовая база медицинского страхования граждан была расширена с принятиям и вступлением в силу специальных законов, регламентирующих данную сферу. Это федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а так же Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Вся система ОМС создаётся ради основной цели – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Несомненно, правовое регулирование медицинского страхования граждан представляет собой важный для изучения правовой институт, актуальный как с научной, так и с практической точки зрения, с целью дальнейшей разработки программ по совершенствованию системы медицинского страхования.
Благодаря определенным законодательным трансформациям в сфере ОМС общие доходы медицинских страховщиков за последние годы существенно сократились. Это в свою очередь ускоряет процесс слияний и поглощений на страховом рынке, потому что обеспечивать относительно высокие показатели рентабельности в этой сфере удается только очень крупным медицинским страховщикам.
Объект обязательного медицинского страхования — страховой риск, который связан с затратами на оказание медицинских услуг при наступлении страхового случая.
Субъектами данного вида страхования являются носители юридических прав и обязанностей, а именно: гражданин (застрахованный) — работающие и неработающие граждане; страхователь; страховая медицинская организация (СМО); медицинское учреждение (МУ).
В настоящий момент для системы обязательного медицинского страхования основными проблемами являются: отсутствие достаточного финансирования; отсутствие стандартизации в плане оказания медицинских услуг; отсутствия должного контроля за качеством оказываемой медицинской помощи; отсутствие персонифицированного учета.
Для повышения эффективности ОМС в целом по РФ необходимо рассмотреть перспективы развития ОМС по конкретным направлениям:
1. Необходимость пересмотра законодательства в части отчислений в социальные фонды в сторону увеличения денежных средств на обязательное медицинское страхование.
2. Необходимость обеспечения баланса объемов медицинской помощи основной территориальной программы обязательного медицинского страхования с ее финансовыми ресурсами.
Меры по осуществлению этого направления могут быть следующими: необходимо определить единый порядок начисления субсидий и дотаций регионам не только из средств ФОМС, но и из федерального бюджета; необходимо увеличить доли государственного финансирования здравоохранения в ближайшие годы не менее чем в 2,5 раза.
Системе обязательного медицинского страхования необходим ряд изменений и коррективов для дальнейшего продуктивного существования. Только благодаря объединению совместных усилий государства и страховых медицинских организаций возможно устранить причины, сдерживающие развитие данного вида страхования в России. Мы полагаем, что без реализации большей части этих пунктов перспективы развития медицинского страхования в России остаются под вопросом.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ
1.1. Понятие, сущность и принципы обязательного медицинского страхования
Обязательное социальное страхование (ОСС) является составной частью государственной системы социальной защиты населения. Основным правовым актом в этой области является Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования» [5]. Он определяет правовой статус субъектов обязательного социального страхования, обоснование возникновения и алгоритм реализации их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливается основы его государственного регулирования.
На данный момент в России существует несколько вариантов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию [33, 375]:
1. предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи за счет средств медицинской организации;
2. выплата пенсии по старости;
3. выплата пенсии по инвалидности;
4. выплата пенсии в случае потери кормильца;
5. страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
6. выплата пособия по беременности и родам;
7. выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
8. другие варианты страхового обеспечения, утверждённые федеральным законом на определенные виды обязательного социального страхования;
9. выплата единовременного пособия женщинам, которые встали на учет в медицинские организации на ранних сроках беременности;
10. выплата единовременного пособия при рождении ребенка;
11. выплата социального пособия на погребение.
В общем смысле слова, под страхованием понимают отношения по защите интересов физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, которые формируются страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Важно отметить, что застрахованный по обязательному медицинскому страхованию является потребителем как страховой, так и медицинской услуги. Для застрахованного, в отличие от других видов страхования, при медицинском страховании выплата производится не в денежной, а в натуральной форме, в виде определенного необходимого спектра медицинских услуг. Страховая компания оплачивает оказанные услуги лечебному учреждению.
В настоящее время цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Под страховым случаем понимается совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу или третьим лицам (п. 2 ст. 9 Закона о страховом деле) [42].
Медицинское страхование, с уверенностью можно сказать, является одним из основных направлений совершенствования системы здравоохранения в Российской Федерации в условиях рыночной экономики.
Обязательное медицинское страхование считается разновидностью медицинского страхования и является важнейшей составной частью государственного социального страхования.
Исходя из изучения сущности и практических аспектов функционирования системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации как важнейшего элемента обеспечения устойчивости всей российской системы здравоохранения, можно заключить, что её деятельность играет действительно значительную роль в финансировании расходов на здравоохранение в нашей стране.
Обязательное медицинское страхование — это система отношений по защите материального, социального положения застрахованных граждан и оказанию медицинских услуг при наступления страхового случая, предусмотренного законодательством РФ [37, 157].
Основная цель обязательного медицинского страхования состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. Поэтому систему обязательного медицинского страхования следует рассматривать с 2-х точек зрения. С одной стороны, это составная часть государственной системы социальной защиты. С другой стороны, обязательное медицинское страхование представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг.
Важнейшей составляющей государственной социальной политики является обеспечение доступной, а также бесплатной медицинской помощи.
Медицинское страхование занимает особое место в системе социального страхования. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [6] относит обязательное медицинское страхование к виду обязательного социального страхования.
В медицинском страховании категория «социальный риск» выражает вероятность наступления события, оно заключается в том, что такое событие может наступить, но может и не произойти.
Выделим некоторые особенности медицинского страхования как отрасли личного страхования [31, 95]:
1. страховые выплаты осуществляются в виде услуги, что является исключением, так как в других видах страхования выплаты осуществляются в денежной форме.
2. обязательное медицинское страхование не предусматривает возмещение материального ущерба, а также оказание денежной помощи гражданам.
3. у данного вида страхования отсутствует дифференциация при предоставлении медицинских услуг.
Наиболее важной и основной функцией медицинского страхования является превентивная функция, так как в мировой практике объектом медицинского страхования является здоровье человека.
К основным принципам медицинского страхования относят [35, 128]:
1. принцип всеобщего участия граждан в системе обязательного медицинского страхования;
2. принцип равных прав застрахованных лиц;
3. принцип сочетания систем обязательного и дополнительного медицинского страхования;
4. принцип безвозмездности в рамках системы обязательного медицинского страхования;
5. принцип безвозвратности уплаченных взносов.
Целью медицинского страхования является гарантия получения медицинской помощи застрахованным лицам при наступлении страхового случая за счет накопленных средств, а также финансирования мероприятий по профилактике здоровья.
Наиболее серьезной проблемой, связанной с ОМС является отсутствие удобной альтернативы. Конечно, формально она имеется – добровольное медицинское страхование. Более того мы можем воспользоваться им, заключив данный договор страхования со страховой компанией. Также законодатель предусмотрел право на отказ получения полиса ОМС. Казалось бы, практика использования ДМС вместо ОМС должна прижиться в российском обществе, поскольку, такая систем имеет целый ряд положительных аспектов [9, 115].
1) в первую очередь, вы можете редактировать договор ДМС в части оказания услуг. То есть вы можете предусмотреть конкретные страховые случае, добавить в договор либо исключить из него конкретные виды оказываемых вам медицинских услуг.
2) платная медицина зачастую более качественная. То есть, заключая договор ДМС вы вкладываете деньги в повышение качества вашего обслуживания в том числе.
Таким образом, обязательное медицинское страхование является одной из частей государственного социального страхования, и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации одинаковые права и возможности при получении медицинской, а также лекарственной помощи, которая предоставляется за счет средств обязательного медицинского страхования на условиях и в объеме, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование имеет огромное значение для развития национальной системы здравоохранения и медицины в целом. Необходимо отметить, что закон РФ помимо обязательного страхования также включает добровольное, тем самым расширяет спектр получаемых гражданами медицинских услуг. Система обязательного медицинского страхования преследует главную цель — гарантия получения медпомощи гражданам при возникновении страхового случая за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
1.2. Этапы обновления обязательного медицинского страхования в России
В нашей стране медицинское страхование приобрело огромную популярность с начала 1990-х годов, когда возникла необходимость перестройки всей системы здравоохранения. В условиях тех лет перед организаторами здравоохранения стояла задача максимально быстрого внедрения новых форм управления, планирования и финансирования департамента на замену потерявших актуальность методов, применявшихся до того в СССР. Ключевую роль в решении данного вопроса сыграло обязательное медицинское страхование, которое и по сей день обеспечивает социальную защиту всех граждан страны и дает право получить бесплатную медицинскую помощь при наступлении страхового случая [11, 47].
Страхование здоровья является одной из важнейших форм социальной защиты населения, задачей которой выступает финансовое обеспечение высококачественной медицинской помощи для нуждающихся в ней граждан. Для того чтобы лучше понять особенности современной ситуации в этой сфере, необходимо проанализировать историю развития данного явления.
Первые упоминания о законодательных актах, связанных с внедрением элементов медицинского страхования, датируются серединой 19 века. В 1861 году был издан закон, по которому при горных предприятиях создавались так называемые вспомогательные кассы, чей бюджет базировался на основе взносов рабочих. При наступлении определенных обстоятельств, к которым относились и болезни, участник своеобразного фонда получал фиксированное пособие, которое должно было облегчить период его нетрудоспособности. Впоследствии кассы взаимопомощи стали создаваться повсеместно на большинстве крупных производств и заводов, зачастую даже без посредничества работодателей, однако в общем и целом уровень доступности медицинской помощи в этот период был неудовлетворительным.
Новый этап развития в рассматриваемой сфере начался в 1912 году, когда в государстве был создан специальный Совет по делам страхования. Благодаря его активной деятельности по всей территории России стали открываться страховые товарищества, обеспечивавшие оплату лечения работника при особо тяжелых заболеваниях и несчастных случаях. Действовали данные организации вплоть до революции, однако с узакониванием монополии государства во всех отраслях, в том числе и в здравоохранении, они лишились своей легитимности.
С приходом советской власти 30 октября 1917 года Народным комиссариатом труда была представлена страховая программа советского правительства, декларирующая «полное социальное страхование» на началах полной централизации. В тот же год комиссариатом принят ряд декретов: О передаче больничным кассам лечебных учреждений (14 ноября 1917 г.); О страховых присутствиях и страховом совете (29 ноября 1917 г.); О страховании на случай безработицы (11 декабря 1917 г.); О страховании на случай болезни (22 декабря 1917 г.). В соответствии с этими декретами под началом Народного комиссариата труда получила своё развитие «страховая рабочая медицина». За короткое время была создана система лечебных учреждений (амбулаторий и больниц) на балансе больничных касс, где застрахованные лица могли получить квалифицированную медицинскую помощь.
В начале 1930-х годов социальное страхование в стране было передано профсоюзам, а страховые кассы, система финансирования и все, что связано со страховой медициной, ликвидировано. Этот этап можно охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья. Как пишет Н.А. Левант, «в условиях бюджетного дефицита, резкого спада производства, с одной стороны, разработки и принятия Верховным Советом СССР различных социальных программ — с другой, нельзя ожидать не только улучшения создавшегося катастрофического положения в медицине, но даже его стабилизации» [28, 45].
Кризис здоровья и здравоохранения в стране обострил и без того серьезную проблему постоянного роста стоимости медицинского обслуживания населения при стремлении правительства ограничить фактические расходы государства на здравоохранение. Попытка внести кардинальные изменения в стратегию и тактику развития государственной системы здравоохранения были предприняты XXVII съездом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). Съезд КПСС в 1985 году принял новую редакцию программы КПСС и «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года». В данных документах были определены конкретные пути ускорения развития здравоохранения, расширения научных медицинских исследований по ведущим фундаментальным и прикладным проблемам, повышения качества медицинского обслуживания, укрепления и реконструкции материально-технической базы медицинской отрасли в соответствии с новейшими достижениями науки и техники.
Съездом КПСС была поставлена задача по осуществлению перестройки работы органов учреждений здравоохранения и перехода с экстенсивного на интенсивный путь развития медицинской отрасли, использованию экономических рычагов управления и наиболее эффективному достижению конечных результатов — подъема уровня здоровья жителей страны, повышению качества медицинской помощи, осуществлению повсеместного высококвалифицированного медицинского обслуживания всего населения; обоснована необходимость преодоления имеющихся недостатков в организации и управлении здравоохранением. В стране в условиях экономического кризиса начался переход к рынку, что требовало принятия радикальных мер, кардинально меняющих структурные, организационные, финансовые, экономические и политические основы функционирования системы социального обеспечения и реализации прав граждан на охрану своего здоровья [32, 175].
Декларируемые реформы невозможно было осуществить без радикального изменения источников финансирования и методов управления системой здравоохранения. Данные изменения стали возможными при введении обязательного медицинского страхования населения страны.
С началом (в конце 80-х — начале 90-х г.г.) экономических реформ, связанных с изменением форм собственности и появлением предпринимателей-работодателей, использующих наемный труд, возникла потребность в реформировании системы социального страхования и возрождении института медицинского страхования. Крах социалистической системы, нарастающий кризис в экономической и политической жизни страны, растущая неспособность государства покрыть за счёт средств бюджета расходы на медицинскую помощь населению явились социально — экономическими предпосылками введения страховой системы здравоохранения.
После распада Советского Союза система медицинского страхования вновь была восстановлена. В 1991 году правительство приняло закон № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ», однако действовать он начал только в 1993, поскольку на тот момент практически полностью отсутствовала соответствующая структурно-организационная база для ввода обновленной страховой системы. Также было объявлено о создании федерального и территориальных фондов ОМС, которые должны были взять на себя часть функций, касающихся контроля за работой медицинских учреждений.
Из-за тяжелой экономической и политической ситуации внедрение медицинского страхования осуществлялось неравномерно и с большим количеством трудностей. Не было введено четкого разграничения полномочий между органами, управляющими системой здравоохранения, и фондами ОМС, из-за чего возникало множество разногласий между упомянутыми организациями, а проводимые ими мероприятия нередко дублировали друг друга.
Обязанности по финансированию программ ОМС были возложены на предприятия и работодателей, которые должны были в обязательном порядке отчислять 3,6% от всего фонда заработной платы на медицинское страхование своих сотрудников. За неработающее население отчисления производили местные органы исполнительной власти [10, 105].
С течением времени в ходе своего становления и развития система ОМС была внедрена во все регионы РФ. Кроме того, с накоплением опыта окончательно оформилась законодательная база в данной сфере, согласно которой субъектами ОМС в стране выступают: граждане, страхователи, страховые организации и медицинские учреждения. Договорами об ОМС охвачено более 131 миллиона граждан (90% от общего населения) и 10 тысяч медицинских учреждений. Можно говорить о том, что становление системы страхования, основы которой были задуманы еще в 90-ых, вступило в свою завершающую стадию, однако далеко не все поставленные тогда задачи удалось выполнить. Одной из главных проблем сложившегося механизма стала экономическая несбалансированность ОМС на фоне постоянно сокращающегося государственного финансирования. Выявились и другие проблемы, связанные с неэффективностью государственного контроля над институтом страхования.
В 2011 году вступила в силу новая редакция закона «Об ОМС в РФ», которая подразумевает ряд постепенных структурных преобразований и повышение экономической заинтересованности всех субъектов ОМС, что в конечном итоге должно отразиться на качестве оказываемой медицинской помощи.
В отличие от ОМС, которое по своей сути одна из составляющих государственной программы, направленной на социальную защиту граждан, добровольное медицинское страхование (ДМС) можно отнести к сугубо коммерческой деятельности. ДМС оформлялось по личному усмотрению гражданина и было востребовано в 90-ые, поскольку предоставляло куда более надежные гарантии оказания высококачественной помощи в случае болезни [36, 677].
В период с 1991 по 1998 года ДМС практически никак не регулировалось законодательством и было представлено в форме обычного заключения договора между страхователем и страховщиком. По этому соглашению страховой компании уплачивался фиксированный взнос, а она в свою очередь устанавливала лимит ответственности, в пределах которого оплачивались медицинские услуги в заранее оговоренном учреждении здравоохранения.
После 1998 года ДМС постепенно интегрировалось в общую систему медицинского страхования и использовалось по большей части как дополнение к ОМС. Его основной задачей стало возмещение расходов на дорогое лечение и дополнительный сервис, которые не покрывает стандартный полис ОМС.
Таким образом, развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов. Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII — начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. История медицинского страхования в современной России насчитывает уже почти 30 лет. С 1993 года медицинское страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное.