Юриспруденция Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Порядок и основания признания гражданина инвалидом по российскому законодательству

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы признания гражданина инвалидом 6
1.1. Понятие и правовой статус инвалида 6
1.2. Основания признания гражданина инвалидом 11
Глава 2. Порядок признания гражданина инвалидов и социальные гарантии инвалидов 19
2.1. Порядок признания гражданина инвалидом 19
2.2. Реабилитация и социальная защита инвалидов 27
Заключение 43
Библиографический список 49

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. По законодательству России инвалидами признаются лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, причинами которого являются заболевания, последствия травм или дефектов, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – это есть полная или частичная утрата способности и возможности осуществлять самообслуживание.
Ограничение жизнедеятельности не дает индивиду самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и контролировать свое поведение, а также обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Люди, имеющие очевидные отклонения от нормального физического состояния – слепые, глухие, немые – признаются инвалидами.
Человек, внешне не имеющий никаких отклонений от физически нормальных людей, может быть инвалидом по заболеванию, которое не позволяет ему заниматься трудовой деятельностью наравне со здоровыми людьми. Например, ишемическая болезнь сердца не позволяет заниматься тяжелым физическим трудом.
Основание инвалидности может быть разное, поэтому все инвалиды делятся на несколько групп:
— инвалиды по возрасту – дети, взрослые;
— инвалиды по происхождению инвалидности – с детства, инвалиды войны и труда, инвалиды общего заболевания;
— инвалиды по степени трудоспособности – нетрудоспособные – инвалиды I группы и трудоспособные – инвалиды II группы и инвалиды трудоспособные в щадящих условиях – III группы.
Исходя из характера заболевания выделяются мобильные группы, маломобильные, неподвижные группы инвалидности.
Инвалиды, относящиеся к маломобильной группе могут передвигаться только при помощи колясок или костылей. Они в принципе могут заниматься трудовой деятельностью при доставке их к месту работы или выполнять надомную работу.
Главная задача в работе с инвалидами заключается в их социальной адаптации. Инвалид должен почувствовать себя наравне с физически здоровыми людьми, поверить в свои возможности и силы. Работа с инвалидами должна опираться на принципы гуманизма, реалистичности, системности, вариативности.
Эффективность социальной работы и степени социальной защищенности инвалидов не в последнюю очередь зависит от нормативно-правовой базы и механизма правового регулирования.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с признанием гражданина инвалидом.
Предмет работы – нормы действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель работы – исследовать порядок и основания признания гражданина инвалидом по российскому законодательству.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и правовой статус инвалида.
2. Рассмотреть основания признания гражданина инвалидом.
3. Исследовать порядок признания гражданина инвалидом.
4. Проанализировать основы реабилитации и социальной защиты инвалидов.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Основания для признания гражданина инвалидом:
1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами;
2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
3. необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию или абилитацию.
В отношении людей с ограниченными возможностями в современном сообществе ведется довольно активная социальная политика. Она выступает в качестве внутренней политики государства, которая обладает собственной нормативной и правовой основой, а также представлена в разнообразных социальных программах, практической деятельности, мерах и мероприятиях. Основная идея социальной политики в данной области – рассматривать отношения в общественной системе в интересах и через потребности, которые испытывают лица с ограниченными возможностями.
Субъектами социальной политики в отношении инвалидов выступают государство, общественные организации и объединения, куда входят сами инвалиды, различные политические партии и граждане, которые обладают ограниченными возможностями, но при этом стремятся осуществить свои интересы и потребности, оперируя правами и свободами, предписанными в Конституции Российской Федерации. Часть ответственности по решению социальных проблем граждан-инвалидов возложена и на работодателей. Сюда входит занятость и социальное партнерство с инвалидами, а также важную роль в их жизни играют негосударственные организации (общества и движения инвалидов, профсоюзы, политические партии, чья главная идея заключается в облагораживании жизни инвалидов).
Разрешение проблемы инвалидности – приоритетное направление в области социальных обязательства, которые стоят перед государством сегодня. Политика затрагивает абсолютно все стороны жизни общества, и прежде всего связана с такими сферами, как:
— Здравоохранение – профилактика, лечение, медико-социальное обслуживание, реабилитация граждан, уход за теми, кто не способен самостоятельно обеспечить его для самого себя;
— Образование – обучение и воспитание, получение необходимой профессии, повышение квалификации или полное переобучение гражданина;
— Занятость – организация условий труда, профессиональная ориентация индивида, переквалификация;
— Социальная защита – страхование, социальная защита и обслуживание, обеспечение и помощь со стороны государства и его социальных институтов, что является необходимым для инвалидов и лиц, находящихся в группе социального риска.
Для установления группы инвалидности необходимо последовательное определение сначала критерия установления инвалидности, а затем — критерия для установления соответствующей группы инвалидности.
Совершеннолетнему лицу устанавливается инвалидность в случае нарушения его здоровья со II — IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма ( на 40 — 100%) вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов, если в результате этого одна из основных категорий его жизнедеятельности (например, способность к самообслуживанию) получила ограничения 2-й или 3-й степени либо две и более таких категорий получили ограничения 1-й степени.
После установления инвалидности определяется группа инвалидности. Так, I группа устанавливается, если констатируется IV степень выраженности стойких нарушений функций организма, то есть наличие у гражданина стойких значительно выраженных нарушений в диапазоне от 90 до 100%.
Для установления III группы инвалидности необходимо последовательное определение сначала критерия для установления инвалидности, а затем — критерия для установления указанной группы инвалидности.
Реабилитация инвалидов – сложный процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате чего формируются определенные качества человека как субъекта общественных отношений. Одна из основных целей социальной реабилитации — приспособление человека к окружающей реальности, социальная адаптация, восстановление социального статуса, достижение материальной независимости, что является необходимым условием нормального функционирования общества.
Снижение числа инвалидов достигается рядом средств медицины: раннее выявление и диагностика, совершенствование средств профилактики, повышение качества сопровождения коррекционно-образовательного процесса, совершенствование реабилитационных мероприятий.
Содержание и объем социальной реабилитации инвалидов зависит от принципов деятельности субъектов реабилитации, общества, государство реализующих соответствующие социальные программы.
Социальные проблемы связаны с наличием или отсутствием специальных реабилитационных центров или спецшкол, специалистов-дефектологов в непосредственных местах проживания инвалидов.
Социальное сопровождение обеспечивается при необходимости таким категориям граждан, как родители, опекуны, попечители а также иным законным представителям несовершеннолетних. Также оказывается непосредственное содействие в предоставлении ряда услуг:
1. Медицинских услуг.
2. Услуг в психологической помощи.
3. Педагогические и юридические услуги, подкрепленные законодательством Российской Федерации.
4. Социальная помощь, которая не относится к социальным услугам.
Значимой мерой социальной поддержки инвалидов является установление страховой пенсии по инвалидности.
Страховая пенсия по инвалидности входит в распределительную пенсионную систему, которая является частью экономической системы государства и зависит от текущего и долгосрочного социально-экономического развития. Пенсионная система всегда находится в прямой зависимости от демографических факторов. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы предусматривает обеспечение связи между параметрами пенсионной системы и базовыми макроэкономическими и демографическими показателями, обеспечения преемственности и сохранения социально-страхового принципа функционирования, согласно которому пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника.
Страховая пенсия по инвалидности — это ежемесячная денежная выплата, финансируемая за счет средств Пенсионного фонда из государственного бюджета, при признании гражданина инвалидом, определенной группы при наличии у него страхового стажа без учета причины инвалидности.
Страховая пенсия по инвалидности назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Следует обозначить следующие основные пути совершенствования правового регулирования социальной защиты инвалидов:
1. Предлагается установить обязанность по привлечению представителей общественных объединений инвалидов при подготовке и принятии решений не только для органов исполнительной власти, но и для государственных органов законодательной и представительной власти.
2. Нуждается в упрощении процедура получения инвалидами индивидуальной программы реабилитации. В ряде случаев она просто не является необходимой. Например, чтобы получить собаку-проводника, инвалиду по зрению нужно пройти всех врачей. Целесообразность таких мероприятий сомнительна. Представляется, что оформление программы реабилитации (абилитации) возможно в дистанционном режиме, т.е. без непосредственного участия инвалида по представленным им документам, а также с участием представителя инвалида и (или) использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
3. В качестве технических средств реабилитации (поименованных в ст. 11.1 Закона о социальной защите инвалидов) следовало бы также указать автотранспортные средства и дополнительные приспособления к ним (включая ручное управление для автотранспортных средств).
4. Предлагается ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов изложить в следующей редакции: «Инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях учетная норма увеличивается в два раза и им может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза)». Именно увеличение учетной нормы для инвалидов в два раза представляется целесообразным для обеспечения соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями на жилье.
5. Перечень мероприятий органов государственной власти, направленных на повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, установленный ст. 20 Закона о социальной защите инвалидов, предлагается дополнить следующим: осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов. Указанные меры могут предполагать не только льготное налогообложение организаций, где трудятся инвалиды, но и льготные условия аренды такими предприятиями помещений, иные методы поощрения. Определение порядка проведения таких мероприятий необходимо возложить на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические и правовые основы признания гражданина инвалидом

1.1. Понятие и правовой статус инвалида

Термин «инвалид» в его буквальном переводе означает «неполноценный», «малопригодный». В России данное слово употребляется еще со времен Петра Первого в отношении военнослужащих, которые потеряли свою боевую способность в связи с увечьями, ранениями или заболеваниями, которые они получили во время ведения боя с врагом. В Европе также изначально этот термин относился только к военным, и лишь позже начал относиться ко всем лицам, которые обладают какими-либо физическими отклонениями или недостатками, а также психическими заболеваниями.
Государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями, которую мы можем наблюдать сегодня – это прямой результат ее развития, которое продолжалось в течении более чем двухсот лет. В большей степени государственная политика отражает историю развития инвалидов как социальной группы, культуру общества в отношении людей с ограниченными возможностями, а также социально-экономическую политику на различных этапах развития общества .
Если говорить конкретно о Российской Федерации, то в Федеральном законе от 20 января 1995 года («О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ) сформулировано определение понятия «инвалид».
Согласно ему «инвалид» — это человек, который имеет конкретные нарушения здоровья, что привело к дисфункциям всего организма в целом. Расстройство функций обусловлено заболеваниями, а также травмами, их последствиями, врожденными или приобретенными дефектами. Все это приводит к ограничению в нормальной жизнедеятельности и вызывает необходимость его социальной защиты со стороны государства и общественных организаций.
Что касается ограничений жизнедеятельности, то это может быть как полная, так и частичная утрата человеком его способности или реальной возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельное передвижение по территории, ориентацию на местности, общаться с другими людьми и социальными группами, а также в целом контролировать свое поведение в соответствии с заранее установленными в обществе законами и социальными нормами.
При этом проблема инвалидности – это не патология, связанная с наличием физического недостатка: это связь человека с окружающей его средой и людьми, которые не имеют отклонений. Таким образом, перед государством встает задача организации максимально комфортных условий, в которых люди с инвалидностью будут чувствовать себя «своими», без ущемлениях их прав и свобод, как гражданских, так и личных (право на перемещение, общение с другими социальными группами). К сожалению, не всегда политика срабатывает в нужном русле, и до сих пор инвалиды сталкиваются с таким явлением, как дискриминация .
В отношении людей с ограниченными возможностями в современном сообществе ведется довольно активная социальная политика. Она выступает в качестве внутренней политики государства, которая обладает собственной нормативной и правовой основой, а также представлена в разнообразных социальных программах, практической деятельности, мерах и мероприятиях. Основная идея социальной политики в данной области – рассматривать отношения в общественной системе в интересах и через потребности, которые испытывают лица с ограниченными возможностями.
Согласно принятому в современном обществе законодательству, политика в отношении инвалидов сегодня направлена, в первую очередь, на предоставлением им таких же возможностей в реализации своих прав, которые имеют другие граждане. Права реализуются сразу на нескольких основных уровнях:
1. На экономическом уровне;
2. На социальном уровне;
3. На культурном уровне;
4. На личном уровне;
5. На политическом уровне.
Все вышеперечисленные права предусмотрены Конституцией Российской Федерации, поэтому следует устранить любые препятствия и ограничения жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями. Основная цель – реабилитировать социальный статус инвалида, а также способствовать достижению им материальной независимости, возможностей самореализации, несмотря на ограничение в физических возможностях.
Сущность социальной политики для инвалидов заключается в том, чтобы организовать деятельность государства, политических и иных социальных институтов в рамках эффективного развития социальной сферы, а также для совершенствования условий и качества жизни граждан, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Осуществляется социальная политика через систему социальной поддержки, а также через систему социальной защиты населения .
Субъектами социальной политики в отношении инвалидов выступают государство, общественные организации и объединения, куда входят сами инвалиды, различные политические партии и граждане, которые обладают ограниченными возможностями, но при этом стремятся осуществить свои интересы и потребности, оперируя правами и свободами, предписанными в Конституции Российской Федерации. Часть ответственности по решению социальных проблем граждан-инвалидов возложена и на работодателей. Сюда входит занятость и социальное партнерство с инвалидами, а также важную роль в их жизни играют негосударственные организации (общества и движения инвалидов, профсоюзы, политические партии, чья главная идея заключается в облагораживании жизни инвалидов).
Помимо субъектов, необходимо перечислить объекты социальной политики в отношении инвалидов: ими как раз являются граждане, которые обладают соответствующим социальным статусом (инвалиды) и люди, которые находятся в состоянии риска и могут получить инвалидность. При этом, в наиболее узком смысле, акцент делается на социальную защиту граждан, которые сами не могут обеспечить себе достойный уровень жизни. Для всех граждан государство обязано создать общую систему взаимодействия в обществе, а также единые принципы, чтобы инвалиды не ощущали свою исключительность (в негативном смысле) и им также были доступны блага и услуги, которые доступны всем остальным .
Разрешение проблемы инвалидности – приоритетное направление в области социальных обязательства, которые стоят перед государством сегодня. Политика затрагивает абсолютно все стороны жизни общества, и прежде всего связана с такими сферами, как:
— Здравоохранение – профилактика, лечение, медико-социальное обслуживание, реабилитация граждан, уход за теми, кто не способен самостоятельно обеспечить его для самого себя;
— Образование – обучение и воспитание, получение необходимой профессии, повышение квалификации или полное переобучение гражданина;
— Занятость – организация условий труда, профессиональная ориентация индивида, переквалификация;
— Социальная защита – страхование, социальная защита и обслуживание, обеспечение и помощь со стороны государства и его социальных институтов, что является необходимым для инвалидов и лиц, находящихся в группе социального риска.
Эффективным условием социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями служит выработка единой концепции государственной политики инвалидности как целостной, единообразной системы мер. Они направлены на разрешение конкретных актуальных задач и проблем инвалидов в соответствии с тем, на каком социальном и экономическом уровне развития сегодня находится государство, и каковы его перспективы в вышеуказанной области. При выстраивании приоритетной социальной политики в отношении инвалидов, следует отметить те первостепенные задачи, которые выстраивает перед собой государство .
Во-первых, необходимо предоставить инвалидам гарантии независимой жизни и полной интеграции в общественную систему, даже несмотря на ограниченность их возможностей. Во-вторых, признавать необходимость полного государственного участия на всех этапах формирования, а в дальнейшем и реализации политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. В-третьих, государство стремится минимизировать последствия наступившей болезни и инвалидности для человека. Сюда входит не только его физическое, но и психологическое состояние, поскольку не все граждане сразу признают свой новый статус инвалида, и поэтому с ними нередко работают психологи и даже психиатры.
К тому же, следует отметить, что государство осуществляет разработку и постепенную реализацию социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями, привлекая к этому самих инвалидов. Оно обеспечивает комплексное сопровождение человека с самого первого момента диагностики заболевания до полной интеграции индивида в общество. Таким образом, повышается эффективность деятельности системы социальной защиты, которая занимается решением вопросов инвалидов.

1.2. Основания признания гражданина инвалидом

Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, а именно: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро .
Оснؚовнؚым нؚорؚмативнؚым актом, прؚивнؚесшим опрؚеделенؚнؚые изменؚенؚия в порؚядок прؚизнؚанؚия грؚажданؚинؚа инؚвалидом, является Прؚиказ Минؚистерؚства трؚуда и социальнؚой защиты РؚФ от 17 декабрؚя 2015 г. № 1024нؚ «О классификациях и крؚитерؚиях, используемых прؚи осуществленؚии медико-социальнؚой эксперؚтизы грؚажданؚ федерؚальнؚыми государؚственؚнؚыми учрؚежденؚиями медико-социальнؚой эксперؚтизы» (далее — Прؚиказ № 1024нؚ). Согласнؚо статье 2 Прؚиказа № 1024нؚ крؚитерؚии, используемые прؚи осуществленؚии медико-социальнؚой эксперؚтизы, опрؚеделяют оснؚованؚия устанؚовленؚия грؚуппы инؚвалиднؚости грؚажданؚ.
Следует обрؚатить особое внؚиманؚие нؚа статью 8 Прؚиказа № 1024нؚ, согласнؚо которؚой крؚитерؚием для устанؚовленؚия инؚвалиднؚости лицу в возрؚасте 18 лет и старؚше является нؚарؚушенؚие здорؚовья со II и более высокой степенؚью вырؚаженؚнؚости стойких нؚарؚушенؚий фунؚкций орؚганؚизма человека (в диапазонؚе от 40 до 100%), обусловленؚнؚое заболеванؚиями и прؚиводящее к огрؚанؚиченؚию вторؚой или трؚетьей степенؚи однؚой из оснؚовнؚых категорؚий жизнؚедеятельнؚости человека, либо же к огрؚанؚиченؚию перؚвой степенؚи двух и более категорؚий жизнؚедеятельнؚости человека. Рؚассмотрؚим это положенؚие Прؚиказа подрؚобнؚее.
Статья 5 дает исчерؚпывающий перؚеченؚь оснؚовнؚых категорؚий жизнؚедеятельнؚости человека: способнؚость к самообслуживанؚию, перؚедвиженؚию, орؚиенؚтации, общенؚию, обученؚию, трؚудовой деятельнؚости и способнؚость конؚтрؚолирؚовать свое поведенؚие. Статья 6, в свою очерؚедь, пояснؚяет, что существует трؚи степенؚи вырؚаженؚнؚости огрؚанؚиченؚий каждой из вышеуказанؚнؚых категорؚий жизнؚедеятельнؚости. Если обобщить эти огрؚанؚиченؚия для каждой категорؚии жизнؚедеятельнؚости, получается следующая карؚтинؚа .
Перؚвая степенؚь огрؚанؚиченؚия прؚедполагает сохрؚанؚенؚие соответствующей способнؚости, нؚо для ее рؚеализации человек затрؚачивает большее количество врؚеменؚи, рؚеализует ее с затрؚуднؚенؚиями, может нؚуждаться в помощи дрؚугих лиц или во вспомогательнؚых технؚических срؚедствах врؚемя от врؚеменؚи.
Вторؚая степенؚь огрؚанؚиченؚия также прؚедполагает сохрؚанؚенؚие соответствующей способнؚости, однؚако для ее рؚеализации трؚебуется рؚегулярؚнؚая помощь дрؚугих лиц или нؚаличие вспомогательнؚых технؚических срؚедств.
Трؚетья степенؚь огрؚанؚиченؚия является самой тяжелой. Онؚа прؚедполагает нؚевозможнؚость самостоятельнؚой рؚеализации способнؚости, следовательнؚо, вознؚикает полнؚая зависимость жизнؚедеятельнؚости человека от дрؚугих лиц.
Отдельнؚые виды огрؚанؚиченؚий жизнؚедеятельнؚости могут иметь свои особенؚнؚости, все онؚи перؚечисленؚы в статье 6 Прؚиказа № 1024нؚ.
Также следует иметь в виду, что степенؚь огрؚанؚиченؚия оснؚовнؚых категорؚий жизнؚедеятельнؚости опрؚеделяется исходя из отклонؚенؚий от нؚорؚмы, соответствующей биологическому возрؚасту человека.
Рؚассмотрؚев огрؚанؚиченؚия оснؚовнؚых видов жизнؚедеятельнؚости человека, перؚеходим к такому условию устанؚовленؚия инؚвалиднؚости, как нؚарؚушенؚие здорؚовья с опрؚеделенؚнؚо вырؚаженؚнؚой степенؚью стойких нؚарؚушенؚий фунؚкций орؚганؚизма человека (в прؚоценؚтах).
Здесь все обстоит нؚесколько сложнؚее. Прؚиложенؚием к Прؚиказу № 1024нؚ является особый докуменؚт — Количественؚнؚая система оценؚки степенؚи вырؚаженؚнؚости стойких нؚарؚушенؚий фунؚкций орؚганؚизма человека, обусловленؚнؚых заболеванؚиями, последствиями трؚавм или дефектами (в прؚоценؚтах, прؚименؚительнؚо к клинؚико-фунؚкционؚальнؚой харؚактерؚистике стойких нؚарؚушенؚий фунؚкций орؚганؚизма человека). Данؚнؚый докуменؚт является чрؚезвычайнؚо объемнؚым и содерؚжит перؚеченؚь стойких нؚарؚушенؚий здорؚовья, вырؚаженؚнؚых в прؚоценؚтах, объемом более 300 стрؚанؚиц, в связи с чем нؚет объективнؚой нؚужды прؚиводить его целиком или подрؚобнؚо цитирؚовать. Поэтому в рؚамках данؚнؚой публикации огрؚанؚичим нؚаше исследованؚие таким рؚаспрؚострؚанؚенؚнؚым заболеванؚием, как сахарؚнؚый диабет. Следует отметить, что в идущем далее перؚечнؚе прؚиводятся лишь те нؚарؚушенؚия фунؚкций орؚганؚизма, за которؚые нؚачисляется более 40%, так как эта цифрؚа является минؚимальнؚым порؚогом для устанؚовленؚия инؚвалиднؚости .
Теперؚь верؚнؚемся к положенؚиям Прؚиказа № 1024нؚ и рؚассмотрؚим крؚитерؚии для устанؚовленؚия грؚупп инؚвалиднؚости, которؚых всего трؚи.
Итак, крؚитерؚием для устанؚовленؚия перؚвой грؚуппы инؚвалиднؚости является нؚарؚушенؚие здорؚовья человека с IV степенؚью вырؚаженؚнؚости стойких нؚарؚушенؚий фунؚкций орؚганؚизма человека (в диапазонؚе от 90 до 100%), обусловленؚнؚое заболеванؚиями, последствиями трؚавм или дефектами.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека с II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Нарушение здоровья человека с наличием стойких нарушений функций организма менее 40% не позволяет присвоить группу инвалидности.
Необходимо отметить, что при признании гражданина инвалидом и установлении группы инвалидности с 1 января 2016 г. вступают в силу изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которым, в частности, такой критерий, как «ограничение жизнедеятельности», не будет применяться при установлении группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид». Таким образом, законодатель отказывается от использования во многом неоднозначного ввиду высокой степени субъективности экспертов критерия «ограничение жизнедеятельности» в пользу более объективного критерия «нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма». Однако критерий «ограничение жизнедеятельности» все же будет применяться при признании лица инвалидом и при принятии индивидуальной программы реабилитации. Без изменения останется действующая редакция при определении критериев присвоения группы инвалидности: «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» .
Согласно действующему порядку присвоения группы инвалидности категория «ребенок-инвалид» устанавливается лицам в возрасте до 18 лет сроком на 1 год, 2 года, 5 лет 7 либо до достижения гражданином возраста 18 лет. По достижении 18 лет граждане, которым была установлена категория «ребенок-инвалид», подлежат переосвидетельствованию. Срок, на который им устанавливается группа инвалидности впервые после достижения возраста 18 лет, исчисляется по общим правилам.
Присвоение группы инвалидности на определенный срок означает, что лицо приобретает статус инвалида (со всеми вытекающими социально-правовыми последствиями) только на обозначенный период. По истечении этого срока оно должно пройти переосвидетельствование, по результатам которого вновь решается вопрос о подтверждении условий признания лица инвалидом и степени ограничения его жизнедеятельности. Непрохождение переосвидетельствования в установленный срок или его отрицательный результат влекут утрату статуса инвалида и прекращение всех связанных с этим правоотношений по социальной защите .
При этом в Правилах признания лица инвалидом предусматриваются случаи, когда дают бессрочную группу инвалидности, т. е. без указания срока переосвидетельствования (а для детей-инвалидов — до достижения возраста 18 лет):
1. если гражданин был признан инвалидом (или установлена категория «ребенок-инвалид») вследствие заболевания, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, указанных в Перечне, прилагаемом к Правилам признания лица инвалидом, — бессрочная инвалидность устанавливается не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид»).
2. Бессрочное установление группы инвалидности возможно, если выявлено, что с помощью реабилитационных мероприятий невозможно устранить или уменьшить степень ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма, — бессрочная инвалидность устанавливается не позднее 4 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид»).
Установление бессрочной группы инвалидности (а равно категория «ребенок-инвалид» до достижения 18-летнего возраста) возможно уже при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») по вышеуказанным основаниям, если после реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу, так и не наблюдается положительная динамика . Указание на отсутствие положительных результатов таких реабилитационных мероприятий должно содержаться в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь, либо в медицинских документах.
3. Если выявлено рецидивирующее или осложненное течение злокачественного новообразования у детей, в т. ч. при любой форме острого или хронического лейкоза, а также присоединение других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования, — категория «ребенок-инвалид» устанавливается до достижения 18-летнего возраста не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид».
При вынесении решения о признании гражданина инвалидом в нем обязательно указывается причина установления инвалидности.
Примерный перечень основных причин инвалидности приводится в Правилах признания лица инвалидом:
— общее заболевание;
— трудовое увечье;
— профессиональное заболевание;
— инвалидность с детства;
— инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны;
— военная травма;
— заболевание, полученное в период военной службы;
— инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска;
— иные причины, установленные законодательством Российской Федерации .
Для получения документов, подтверждающих факт наступления инвалидности вследствие профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, учреждения медико-социальной экспертизы должны оказывать максимальное содействие гражданину. При отсутствии необходимых документов, подтверждающих специальную причину наступления инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. Если впоследствии документы, подтверждающие специальную причину наступления инвалидности, будут предоставлены в бюро медико-социальной экспертизы, то причина инвалидности меняется со дня представления таких документов без дополнительного освидетельствования гражданина .
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что согласно правилам для установления инвалидности требуется наличие двух обязательных условий: у гражданина Российской Федерации должно иметься стойкое нарушение функций организма, которое оценивается Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» на 40% и более; а вторым условием является наличие ограничений для жизнедеятельности, о которых говорилось выше.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы