Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Полномочия органов полиции по обеспечению общественного порядка и защиты прав граждан

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ЗАЩИТЫ ПРАВ
ГРАЖДАН.. 7

1.1 Понятие общественного порядка. 7

1.2 Место и роль полиции в системе охраны общественного
порядка и защиты прав граждан. 12

1.3 Правовое регулирование полномочий полиции по охране
общественного порядка и защите прав граждан. 15

2 СОДЕРЖАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПОРЯДКА И ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН.. 22

2.1 Основные функции полиции по охране общественного
порядка и защите прав граждан. 22

2.2 Полномочия полиции в сфере обеспечения общественного
порядка и защиты прав граждан при проведении публичных мероприятий. 30

2.3 Полномочия полиции в сфере обеспечения общественного
порядка и защиты прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций. 39

2.4 Деятельность полиции по контролю за соблюдением
законодательства в сфере оборота оружия. 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 60

 

  

Введение:

 

 

Обеспечение общественного порядка, а также защита прав граждан в
современном российском обществе имеет актуальное значение, так как надлежащий
их уровень способствует созданию благоприятных условий для жизни граждан,
обеспечению их прав, законных интересов, ведению гражданами хозяйственной и
экономической деятельности.
Именно поэтому наше государство стремится к обеспечению
общественного порядка, без которых становится затруднительным
социально-экономическое развитие общества и его благополучие.

Необходимо
отметить, что обстановка, которая сложилась в современном российском обществе
подтверждает необходимость увеличения усилий государства по обеспечению общественного
порядка и защите прав граждан.

Так, для
обеспечения общественного порядка и защиты прав граждан государство создает
различные правовые механизмы, привлекает к этой деятельности органы
государственной власти. Ведущее место в деятельности по обеспечению общественного
порядка среди государственных органов занимают органы внутренних дел, которые
обладают для этого соответствующим арсеналом организационных и правовых
средств.

Таким
образом, совершенствование деятельности полиции по обеспечению общественного
порядка и защите прав граждан можно рассматривать как одно из основных
направлений нормотворческой деятельности государства в этой сфере.

Кроме
того, существенные изменения в социальной и экономической сферах, которые
произошли в последние годы, значительно повлияли на состояние общественных
отношений, обострили социальные конфликты.

Это
привело к увеличению противоправных массовых мероприятий, которые проводятся
без соответствующего уведомления, с нарушением установленного порядка, росту
политического, религиозного экстремизма.

Такие
публичные мероприятия, которые проходят в общественных местах, являются одной
из важнейших форм общественной активности граждан. Однако, во время их
проведения значительно увеличивается угроза нарушения общественного порядка, а
также совершения террористических актов и иных посягательств на общественную
безопасность, что требует привлечения значительных сил и средств для обеспечения
правопорядка.

Поэтому,
осуществление полицией своих полномочий по обеспечению общественного порядка и защите
прав граждан максимально эффективно, при этом, в рамках закона, с одной стороны
позволит существенно снизить нарушения общественного порядка, а с другой
стороны обеспечит соблюдение прав и свобод гражданина.

А
значит, исследование проблем эффективной организации деятельности полиции в
сфере обеспечения общественного порядка и защиты прав граждан, необходимость
совершенствования нормативной основы деятельности полиции в указанной сфере в
современных условиях, подтверждает актуальность научного обеспечения
организации исследуемой деятельности.

В свете
ситуации, которая сложилась в Российской Федерации в связи с пандемией
коронавируса COVID-19, актуальными являются и вопросы полномочий полиции в
сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в
условиях чрезвычайных ситуаций.

Все
вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной мною темы.

Необходимо
отметить, что вопросами обеспечения общественного порядка, а также
исследованиями места и роли полиции в системе обеспечения общественного порядка
и защиты прав граждан занимались следующие ученые Ю.Е. Аврутин, С.Ю. Анохина, А.А.
Березин, Ф.П. Васильев, Ю.Н. Демидов, Д.А. Коротченков, А.В. Серёгин, И.А.
Солодов и другие.

Объектом выпускной квалификационной работы
являются общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления
полицией обеспечения общественного порядка и защиты прав граждан.

К
предмету исследования относится система норм конституционного и
административного права, касающихся правового регулирования полномочий полиции
по обеспечению общественного порядка и защите прав граждан, научные труды,
данные статистики.

Цель данного исследования
заключается в определении места и роли, а также содержания полномочий полиции
по обеспечению общественного порядка и защите прав граждан, рассмотрении
полномочий полиции по обеспечению общественного порядка и защите прав граждан в
наиболее важных сферах общественных отношений, выявлению проблем, связанных с
осуществлением полицией своих полномочий в вышеуказанных сферах деятельности.

Для достижения цели исследования автор ставит следующие задачи:

— проанализировать понятие «общественного
порядка»;


определить место и роль полиции в системе обеспечения общественного порядка и защиты
прав граждан;

— дать
характеристику нормативной базе, регламентирующей полномочия полиции по обеспечению
общественного порядка и защите прав граждан;


проанализировать функции полиции по обеспечению общественного порядка и защите
прав граждан;


исследовать полномочия полиции в сфере обеспечения общественного порядка и защиты
прав граждан при проведении публичных мероприятий;

— выявить
существующие проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка и защитой
прав граждан полицией, предложены возможные пути их решения.

Методы исследования. В
соответствии с целями и задачами исследования в работе использованы как
общенаучные методы (диалектический, структурно-функциональный, исторический и
т.д.), так и специальные (сравнительно-правовой, формально-правовой,
статистический и т.д.).

Нормативную
базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, законы
Российской Федерации, подзаконные нормативно-правовые акты. В процессе
выполнения дипломной работы использованы научные труды ряда ученых в области
конституционного и административного права.

В работе
исследованы малоизученные либо противоречиво решаемые в науке теоретические
аспекты полномочий полиции по обеспечению общественного порядка и защите прав
граждан в условиях проведения публичных мероприятий, сформулирована своя точка
зрения по спорным вопросам теории; проведен анализ компетенции полиции в сфере
охраны общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций с учетом
изменений, произошедших в ходе реализации административной реформы.

Дипломная
работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка
источников и литературы.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
данной работе были рассмотрены правовое регулирование и содержание полномочий
полиции по обеспечению общественного порядка и защите прав граждан.

Было
выяснено, что обеспечение общественного порядка, а также защита прав граждан в
современном российском обществе имеет актуальное значение, так как надлежащий
их уровень способствует созданию благоприятных условий для жизни граждан,
обеспечению их прав, законных интересов, ведению гражданами хозяйственной и
экономической деятельности.

В работе рассмотрено понятие общественного порядка. В первую очередь необходимо отметить, что в научной литературе
отсутствует единый подход к определению понятия общественного порядка. Также,
отсутствуют определение общественного порядка и на законодательном уровне. В
связи с чем были дано следующее определение.

Общественный порядок – это
урегулированная правовыми нормами совокупность общественных отношений, которые
обеспечивают защиту чести и достоинства личности, жизнь и здоровье граждан,
защиту собственности, поддерживают общественную нравственность, общественное и
личное спокойствия.

Для
обеспечения общественного порядка и защиты прав граждан на законодательном
уровне создана система государственных органов, которая тесно взаимодействует в
данной сфере с общественными организациями и гражданами.

При
этом, основным субъектом обеспечения общественного порядка и защиты прав
граждан является Полиция Российской Федерации. Именно на нее возлагается задача
по реализации государственной политики в сфере защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и
государства от противоправных посягательств, для противодействия преступности, охраны общественного порядка,
собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Анализ
действующего законодательства позволяет выделить основные направления
деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и защите
прав граждан в следующих областях: а) противодействия терроризму; б)
противодействия экстремизму; в) противодействия преступным и иным
противоправным посягательствам; г) противодействия коррупции; д) защиты
населения от чрезвычайных ситуаций природного и 
техногенного характера; е) противодействия незаконной миграции; ж)
расширения международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

В дипломной работе было также рассмотрено правовое регулирование
полномочий полиции по обеспечению общественного порядка и защите прав граждан,
которое осуществляется с помощью законов и подзаконных нормативных актов.
Основным законом, регулирующим деятельность полиции является принятый в 2011
году Федеральный
закон «О полиции», в котором закрепляются принципы деятельности, права и
обязанности полиции, применение полицией отдельных мер государственного
принуждения, порядок применения физической силы, специальных средств и
огнестрельного оружия и др.

Особенности полномочий полиции в конкретных областях закрепляется в
других федеральных законах, таких как Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N
390-ФЗ «О безопасности», Федеральный
закон
от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный
закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»,
Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Также, было отмечено, что полномочия полиции по обеспечению общественного
порядка и защите прав граждан регулируются и в нормативно-правовым акты МВД
России, которые издаются в виде положений, приказов, уставов, правил,
наставлений, инструкций и других правовых актов.

Были выделены следующие функции полиции по обеспечению общественного
порядка и защите прав граждан: 1) административная
(административно-исполнительная, исполнительно-принудительная); 2)
оперативно-розыскная; 3) уголовно-процессуальная (следственная); 4)
превентивно-социальная (профилактическая); 5) охранная; 6) разрешительная; 7)
функция материально-технического обеспечения; 8) функция международного
сотрудничества; 9) функция информационного обеспечения.

В
дипломной работе детально рассмотрены полномочия полиции в сфере обеспечения
общественного порядка и защиты прав граждан в таких сферах, как при проведении
публичных мероприятий, в условиях чрезвычайных ситуаций, в сфере оборота
гражданского и служебного оружия.

Так,
было установлено, что полиция является ведущим субъектом обеспечения
общественного порядка и защиты прав граждан при проведении публичных
мероприятий, непосредственно планирует, организует и обеспечивает общественный
порядок во время публичных мероприятий.

При проведении публичных мероприятий на полицию возлагаются
следующие задания: 1) обеспечение успешного проведения мероприятий; 2) строгого
соблюдения участниками мероприятий установленных правил поведения; 3)
предупреждение и пресечение возможных преступлений, нарушений публичной
безопасности и порядка; 4) предоставление помощи другим государственным органам
в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности; 5) недопущение
ослабления охраны общественного порядка на других территориях населенного
пункта.

Однако,
необходимо отметить, что на практике полиция часто оказывается организационно и
технически не готова к предупреждению и пресечению нарушений общественного
порядка при проведении публичных мероприятий, когда нужно использовать
определенные тактические схемы и приемы, специальные технические средства,
адекватно угрозам нарушению общественного порядка.

В
связи с чем, были даны соответствующие рекомендации о внесении изменений в
действующее законодательство. Так, например, было рекомендовано расширить
полномочия сотрудников полиции по удалению лиц,
которые совершают
правонарушение в местах проведения публичного мероприятия, по собственной
инициативе полицейского, а не только по просьбе организатора такого
мероприятия.

В
дипломной работе также рассмотрены полномочия полиции в
сфере обеспечения общественного порядка и защиты прав граждан в условиях чрезвычайных
ситуаций. Было выяснено, что обеспечение общественного порядка в условиях
возникновения чрезвычайных обстоятельств, в том числе, чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера – одна из важнейших задач полиции.

В целях
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий, на
полицию возлагаются следующие задачи:

– охрана
общественного порядка, обеспечение общественной безопасности;

– защита
жизни, здоровья, оказание помощи лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций;


предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений;


предотвращение повреждений и гибели материальных ценностей;


организация охраны оставшегося без присмотра государственного, общественного
имущества и личной собственности граждан;

– оказание
помощи органам исполнительной власти, их должностным лицам в осуществлении их
полномочий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий и другие
задачи.

В условиях возникновения чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера одной из мер охраны общественного
порядка является организация патрулирования на улицах населенных пунктов и
транспортных магистралях силами усиленных полицейских и войсковых нарядов.

К главным
задачам ОВД, в рассматриваемых условиях функционирования, относится усиление
охраны особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения и обеспечения
нормального функционирования органов власти и управления. Под охрану, в числе
прочих, берутся объекты водо-газо-электроснабжения, канализации, связи,
хранения материальных ценностей, опасных веществ и другие.

Также,
была дана характеристика деятельности полиции по контролю за соблюдением
законодательства в сфере оборота оружия, в том числе, раскрыты задачи, права и
обязанности полиции в данной сфере.

Установлено, что не смотря на
достаточно детальное регулирование полномочий полиции в сфере оборота оружия,
на сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на
действенность контроля за оборотом оружия со стороны полиции.

Эти проблемы требуют дальнейшего
совершенствования правового регулирования правоотношений в сфере оборота
оружия, в том числе и контроля за ним со стороны органов полиции.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И
ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН

1.1. Понятие общественного порядка

Рассматривая
правового регулирования и содержание полномочий полиции по обеспечению общественного
порядка, в первую очередь необходимо определиться с таким понятием как
«общественный порядок».

Необходимо отметить, что в научной литературе отсутствует единый
подход к определению понятия общественного порядка. Отсутствует определение
общественного порядка и на законодательном уровне.

Учеными-правоведами
общественный порядок трактуется в широком и узком смыслах. При этом широкое
толкование общественного порядка было характерно для советского периода. Так,
учеными того периода выделялись следующие характерные особенности общественного
порядка, который рассматривался в широком смысле:

а)
предопределенность общественного порядка той системой общественных отношений,
которая сложилась в обществе;

б)
аккумуляция в категории «общественный порядок» всех сложившихся в обществе
отношений под воздействием социальных норм;

в)
присущее общественному порядку свойство являться объектом воздействия всей
политической системы;

г)
значимость общественного порядка для реализации целей укрепления и развития государственного
и общественного строя, защиты жизни и здоровья граждан, неприкосновенности
личности и неприкосновенности собственности
[1].

В свою
очередь, на сегодняшний день и законодательство и правовая наука используют
понятие общественного порядка в узком значении.

Так,
например, общественный порядок упоминается в статье 132 Конституции Российской
Федерации, а также в других законах и подзаконных нормативных правовых актах,
законодательстве субъектов РФ. Статьей 1 Закона
Челябинской области от 29 апреля 2004 г. № 227-ЗО «О соблюдении общественного
порядка на территории Челябинской области»
дается следующее определение
общественного порядка — совокупность общественных отношений, обеспечивающих
покой граждан и тишину, достойное поведение граждан в общественных местах
[2]. А
Закон Республики Башкортостан от 18 июля 2011 г. № 431-з «Об охране
общественного порядка в Республике Башкортостан» определяет общественный
порядок как систему сложившихся в обществе отношений, которые обеспечивают
обстановку безопасности, спокойствия, защиту нравственности, соблюдение прав и
свобод человека и гражданина
[3].

Если
провести анализ двух данных выше определений общественного порядка, то можно
сделать вывод, что они существенно отличаются друг от друга.

А.В.
Серёгиным общественный порядок рассматривается как система общественных
отношений, которая урегулирована социальными и правовыми нормами, введение,
развитие и охрана которых гарантируют поддержание общественного спокойствия,
укрепление общественной нравственности, защиту чести и достоинства граждан[4]. При этом,
данный ученый рассматривает возможности нарушения общественного порядка вне
общественных мест, при условии, что затрагиваются права иных граждан.

А.В.
Серёгин выделяет три группы общественных отношений, которые составляют общественный
порядок:

а)
общественные отношения, которые обусловливают общественное спокойствие,
скоординированность и динамичность важных для общества явлений и процессов,
жизнедеятельности крупных коллективных субъектов или групп граждан, жителей
населённых пунктов;

б)
общественные отношения, благодаря которым гарантируется личное спокойствие
людей, выраженное в их комфортном жизненном распорядке;

в)
общественные отношения, обеспечивающие уважение общественной морали и
нравственности и связанные с защитой чести и достоинства личности.

Таким
образом, данный автор, как и Зарубин В.И. исключают из содержания общественного
порядка те общественные отношения, которые связаны с охраной здоровья, жизни
человека, но включают те, которые обеспечивают неприкосновенность собственности
[5]. При
этом данные ученые не привязывают общественный порядок к такому признаку, как
общественное место, считая, что он может нарушаться и в не общественных местах.

В свою
очередь, ряд других ученых в содержание общественного порядка включают только
те общественные отношения, которые возникают и развиваются в общественных
местах.

Под
общественными местами понимаются парки, улицы, скверы, площади, набережные,
объекты культурного и спортивного назначения, организации общественного
питания, общественный транспорт, другие открытые для доступа неограниченного
круга лиц места, в которых могут находиться или находятся люди, а также
удовлетворяются их различные насущные потребности.

Так,
например, Ю.Е. Аврутин под общественным порядком понимает правовой порядок
возникновения, изменения и прекращения социальных связей, которые складываются в
общественных местах и который урегулирован административно-правовыми нормами и
находится под их защитой
[6]. Приверженцами
данного мнения выступают также К.М. Бишматов
[7] и П.Л.
Чижков
[8].

Однако в
действующем законодательстве нарушение общественного порядка не всегда
связывается с общественным местом.

Так,
например, глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях предусматривает административные правонарушения, которые
посягают на общественный порядок и общественную безопасность
[9]. При этом,
составы административных правонарушений, которые предусмотрены данной главой
кодекса, не всегда содержат как обязательный признак место их совершения. В
некоторых случаях признаком является публичность совершаемых действий, которая
заключается в предполагаемой адекватной оценке гражданами сущности отношений,
которые возникают и развиваются в обществе (на основе оценки поведения других
людей) и определении ими в данной взаимосвязи своего социально-правового
статуса.

Таким
образом, проведя анализ научной литературы и действующего законодательства
можно дать следующее определение общественного порядка.

Общественный порядок – это урегулированная правовыми нормами
совокупность общественных отношений, которые обеспечивают защиту чести и
достоинства личности, жизнь и здоровье граждан, защиту собственности,
поддерживают общественную нравственность, общественное и личное спокойствия.

Еще
одним вопросом, который необходимо рассмотреть в данном параграфе дипломной
работы является вопрос о соотношении понятий «общественный порядок» и
«общественная безопасность».

Взаимосвязь
между общественной безопасностью и общественным порядком проявляется не только
в связи с тем, что в деятельности некоторых органов государства совпадают
задачи по охране общественной безопасности и общественного порядка. Например,
полиция, выполняя правоохранительные функции, решает задачи по охране как
общественного порядка, так и общественной безопасности, обеспечивает как
поддержку общественного и личного спокойствия людей, так и безопасные условия
для их жизни, здоровья и имущества.



[1]Волкова
Л.П. Административно-правовой статус милиции общественной безопасности в
системе МВД РФ: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Волкова Лариса Петровна. – Саратов,
2000. – С. 10-11.

[2]Закон
Челябинской области от 29 апреля 2004 г. № 227-ЗО «О соблюдении общественного
порядка на территории Челябинской области» //
Ведомости Законодательного собрания Челябинской
области.
2004. № 4, с. 33-35.

[3]Закон Республики Башкортостан от 18 июля 2011 г. №
431-з «Об охране общественного порядка в Республике Башкортостан» //
Республика Башкортостан. 2011. № 142 (27377).

[4]Серёгин
А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его
укрепления. Учебное пособие. – М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1975. – С. 17

[5]Зарубин
В.И. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства / В.И. Зарубин //
Журнал российского права. – 2001. – № 8. – С. 127.

[6]Аврутин
Ю.Е. К вопросу об административно-правовом режиме обеспечения общественного
порядка / Ю.Е. Аврутин // Административное право и процесс. – 2013. – № 7. – С.
32.

[7]Бишманов
К.М. Общественный порядок как объект управленческого воздействия / К.М.
Бишманов // Вестник академии экономической безопасности МВД России. – 2010. – №
10. – С. 47.

[8]Чижков
П.Л. Общественный порядок и общественная безопасность как объекты
посягательства административных правонарушений, связанных с нарушением правил
оборота оружия / П.Л. Чижков// Закон и право. – 2006. – № 8. – С. 44.

[9]Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.
№ 195-ФЗ (в ред. от 24 апреля 2020 г.) // СЗ РФ. 2002.
№ 1, Ст. 1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы