Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Пенсионное обеспечение по возрасту в рф и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Пенсионное обеспечение граждан по возрасту в России 6
1.1. Развитие пенсионной системы в России 6
1.2. Условия назначения и правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан по возрасту 12
Приложения 22
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время Россия ставит перед собой основную цель достойную жизнь своего населения. Государство определяет правило поведения человека, в какой-либо сфере его деятельности. Это обуславливает его защиту со стороны государства при посягательстве на права, закрепленные в законе. Данным законом является Конституция Российской Федерации. Именно в ней содержится большое количество статей, которые определяют сущность различных прав, при этом их соблюдение является обязательным для любого социума современного общества.
Наличие развивающейся системы социальных служб свидетельствует о том, что в нашей стране существует разработанный механизм по мерам, которые направлены на социальную защиту населения в материальном обеспечении, осуществляемое с помощью выплат государственной пенсии, а также пособия и иных различных гарантий финансового положения. Успех социальной политики обусловлен как важнейшее свидетельство по результативности происходящих в нашей стране реформ, а также прочности системы различных институтов государства.
Потребность в вырабатывании и исполнении социальной политики в современном обществе является обязательным условием для полноценного функционирования всего рыночного механизма. Это, в свою очередь, гарантирует минимальную степень благополучия гражданам, обладающим на это определенным правом. В указанном механизме главенствующая роль отведена пенсионному обеспечению. По своей сути, оно является своего рода формой государственного участия в социальной поддержке населения и, как правило, в зависимости от временного пространства подвергается изменению и реформированию. Основная цель пенсионных реформ нашей страны заключается в улучшении качества оказания гражданам социальной поддержки со стороны государства, а также выбора сбалансированного решения по оптимальным условиям жизни каждого человека, поэтому пенсионное обеспечение — одна из важнейших социально-экономических задач государства. Наиболее важным для членов общества направлением преобразований бюджетной политики государства является реформирование модели пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.
На современном этапе развития России модель пенсионной системы показала неэффективность, целый ряд внутренних и внешних проблем. Дефицит средств Пенсионного фонда и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий людей в соответствии с их трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике.
Анализ зарубежной практики дает возможность определить, какой опыт, какие концепции реформирования, а также могут ли они быть применены в России.
Научная разработанность выбранной темы исследования охватывается многочисленным количеством научных трудов. Исследованием и научным обоснованием проблематики по социальному обеспечению граждан занимались такие авторы, как: Добромыслов К.В., Жиляева В.В., Горшков А.В., Сулейманова Г.В., Долженкова Г.Д., Гусов К.Н., Захаров М.Л., Тучкова Э., Беликова Т.Н., Минаева Л.Н., Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И., Афанасьев М.В., Голенко Е.Н, Ковалев В.И. и др.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в результате правового регулирования пенсионного обеспечения по возрасту.
Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование отношений по поводу пенсионного обеспечения по возрасту.
Целью работы анализ правового регулирования пенсионного обеспечения по возрасту в Российской Федерации и за рубежом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие пенсионной системы в России
2. Определить условия назначения и правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан по возрасту в РФ.
3. Рассмотреть порядок, условия назначения и особенности пенсионного обеспечения в США.
4. Выявить особенности пенсионного обеспечения в Германии.
Нормативная база исследования включает действующее законодательство в области пенсионного обеспечения по возрасту в России и в европейских странах.
При написании работы были использованы такие методы, как императивный, диспозитивный, исторический и системный методы исследования. Также активно применялись метод сравнения, анализа, обобщения. Кроме того, был использован практический метод, при помощи которого были зафиксированы и описаны различные явления, факты, и связи между ними.
Теоретическое значение работы определяется возможностью использования полученных результатов для дальнейшего исследования, практическое – возможность применения результатов анализа зарубежного опыта регулирования пенсионного обеспечения по возрасту в реформировании пенсионной системы РФ.
Структура работы определена целью и задачами исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения
Фрагмент текста работы:
В настоящее время в Российской Федерации сложилась такая система, что граждане самостоятельно несут ответственность за размер своей будущей пенсии, они сами выбирают, кому доверить свои пенсионные сбережения: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании.
Безусловно, данная система не идеальна и имеет множество недочетов, но активное реформирование последней продолжается. Для того чтобы наиболее реально представлять тенденции становления и развития пенсионной системы в РФ, обратимся к истории.
Первый этап до 1990г. В данном периоде пенсионная система представляет из себя наследие СССР. Пенсия имела самостоятельный характер и абсолютно не зависела от стажа работы или суммы заработной платы .
В СССР пенсионная система финансировалась из так называемых общественных фондов потребления. Естественно речи о какой-либо индексации пенсионных выплат не было. Пенсия устанавливалась человеку один раз и больше изменениям не подвергалась, вне зависимости от уровня инфляции, статуса пенсионера и его работоспособности. Со временем начал проявляться дефицит бюджетных средств, что повлекло за собой необходимость коренного реформирования.
Следующий этап развития пенсионной системы обеспечения был в период с 1990г. по 2000г.
20.11.1990 г. был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Однако введен в исполнение был лишь в первой половине 1992г.
А 22.12.1990 г. был создан Пенсионный фонд РСФСР. Он отвечал за государственное управление средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на нее. С созданием Пенсионного фонда в государстве появляется принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий. С этого момента он формируется за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
Основные принципы расчета пенсионного обеспечения остались неизменными, изменились только формулы, по которым данный расчет производился. Так же расширился перечень выплат, появилась возможность расчета пенсии из совокупного заработка за любые 5 лет непрерывного трудового стажа, стаж были включены «не страховые» периоды.
Дальнейшее законодательное закрепление продолжилось изданием 16.09.1992 г. Указа Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах». В соответствии с данным Указом общественные объединения получили возможность учреждать негосударственные пенсионные фонды. Целью данного Указа было стремление улучшить пенсионное обеспечение граждан, увеличить защиту пенсионных сбережений от инфляции.
Безусловно, в данный временной исторический период приоритетом Правительства был переход к рыночной экономике, и должного внимания развитие пенсионной системы обеспечения не получило. Однако складывающаяся экономическая ситуация в государстве начала выявлять существенные недостатки в Законе «О государственных пенсиях». Так как в то время была очень высокий показатель инфляции, за которым вообще последовал дефолт, то приходилось в соответствии с законом ежеквартально индексировать пенсионные выплаты. Так начал формироваться дефицит бюджета Пенсионного фонда, который впоследствии привел к кризису в пенсионном обеспечении.
07.08.1995 г. Правительством РФ была утверждена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».
В период 1995–1997 г. финансовое положение Пенсионного фонда стало крайне тяжелым. Правительство РФ пыталось погасить задолженности по выплатам перед пенсионерами, но итоги показали неэффективность данного пенсионного законодательства, поэтому снова начались преобразования. Одной из новаций того периода стал индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП). Таким образом, в расчет размера пенсионной выплаты трудовой стаж не включал «не страховые» периоды. Так же был введен запрет на выплату пенсий пенсионерам.
Осенью 1997 г. Министерством труда и социального развития РФ была разработана новая Концепция пенсионной реформы. В ней предлагалась возможность перехода к накопительной системе. К весне 1998 г. данная Концепция была доработана. Она легла в основу Программы пенсионной реформы. В данной реформе наиболее дискуссионным стал вопрос перехода к накопительной модели пенсионной системы (Концепция 1997 г.) или ограничение модернизацией распределительной пенсионной системы (Концепция 1995 г.). Законодательная власть выработала свой вариант смешенного реформирования. Основным элементом стал переход к расчету пенсионных выплат на основе всей страховой биографии человека, а также введение накопительных принципов финансирования, учет продолжительности жизни .
К важнейшему этапу развития пенсионной системы РФ юристы относят формирование негосударственных пенсионных фондов.
07.05.1998 г. вступил в силу Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». В данный временной период также стали использоваться данные персонифицированного учета. К 2000 г. персонифицированный учет охватил все работающие население страны, но в августе 1998 г. в РФ начался экономический кризис и реформирование пенсионной системы вновь было остановлено. Возврат к последнему произошел лишь в 2000г.
Таким образом, несмотря на реформирование пенсионной системы обеспечения, она также была основана на распределительном принципе «солидарности поколений». Пенсионные выплаты населению осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части последнего.
К следующему историческому периоду развития ПФР относится период с 2000г. по 2013г. Первым делом был сформирован Национальный совет при Президенте РФ по пенсионной реформе. Также была возрождена идея реформирования пенсионной системы обеспечения на основании накопительных и условно-накопительных принципов. В конце 2001 г. были приняты три нормативно правовых акта, которые сформировали основу новой пенсионной системы :
1.ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
2.ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
3.ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (утратил силу с 01.01.2015г. в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
С 2002 г. в процессе реформ пенсионная система была заменена на смешанную. Суть данной пенсионной реформы заключалась в том, что вводилась новая формула расчета пенсионных выплат, а формировались они из трех составляющих: базовой части, страховой части, накопительной части.
С 2007 г. начала реализовываться программа по предоставлению материнского капитала за рождение второго ребенка. По условиям материнского сертификата есть возможность перевода всей либо части капитала на формирование пенсионных накоплений трудовой пенсии матери.
С 01.10.2008 г. начала реализовываться Программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии. Эта программа давала возможность гражданам увеличить свою будущую пенсию с помощью государства, то есть часть пенсионных взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, а другую часть – государство.
В 2010 г. после переоценки расчетного пенсионного капитала с учетом трудового стажа в СССР сумма пенсионных выплат повысилась в среднем на 46%. В соответствии с пенсионным законодательством, гражданам 1967 г. рождения и младше, которые зарегистрированы в системе ОПС, в 2015 г. была предоставлена возможность выбора варианта пенсионного обеспечения. Они могли либо формировать только страховую пенсию, либо формировать и страховую пенсию, и накопительную: граждане могли оставить 6 % тарифа страхового взноса на накопительную пенсию, а могли отказаться от формирования пенсионных накоплений в дальнейшем, тем самым направляя все страховые взносы, уплачиваемые за них работодателем, на формирование страховой пенсии .
Для сохранения отчислений работодателя в накопительную часть пенсии в размере 6 % необходимо было до 31.12.2015 г. обратиться в ПФР с заявлением о переходе в НПФ и заключить договор об обязательном пенсионном страховании с этим НПФ. С 01.01.2016 г. для тех, кто проигнорировал данное распоряжение, новые пенсионные накопления перестали формироваться, а все страховые взносы направились на формирование страховой части пенсии.
В случае если гражданин принял решение об отказе от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, все сформированные до этого момента пенсионные накопления также инвестируются выбранным ПФР или НПФ. Они будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением пенсии.
В результате реформы пенсионной системы с января 2015 года трудовая пенсия преобразовалась в страховую пенсию, изменился порядок ее формирования и расчета .
Пенсия формируется за счет обязательных страховых взносов, которые уплачиваются работодателями в пенсионный фонд РФ за своих работников в размере 22% от заработной платы. Распределение перечисляемых сумм происходит следующим образом:
16% от взносов идет на индивидуальный тариф, т.е. на формирование страховой пенсии;
6 % идет на солидарный тариф — фиксированную выплату, выплату социального пособия на погребение, иные, предусмотренные пенсионным законодательством цели.
Начиная с 2015 года, пенсионные права, сформированные гражданами, измеряют не в рублях, а величиной индивидуального пенсионного коэффициента – ИПК. Основная сложность оценки пенсионных прав заключается в том, что за время, на которое приходится трудовая деятельность большинства граждан, пенсионное законодательство поменялось несколько раз. Формулы и правила расчета для разных периодов оказались совершенно разными. Поэтому оценку проводят отдельно для периода до 2002 года, для периода с 2002 по 2014 год и периода после 01.0.2015 г., для каждого из них — по своим правилам.
Таким образом, проведенный анализ пенсионного обеспечения Российской Федерации показал, что в России данному направлению уделяется достаточное внимание, но постоянные реформы пенсионной системы не могут достичь необходимого результата. Более того, правительство российского государства подняло возраст пенсионного возраста, что еще больше усугубило положение. На сегодняшний день необходима наиболее эффективная стратегия развития пенсионной системы РФ.