Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Педагогическая работа с тревожными детьми в условиях дошкольного учреждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности развития и проявления тревожности в период дошкольного детства 13
1.3. Средства коррекции и профилактики тревожности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ 18
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УСЛОВИЯХ ДОУ 24
2.1. Организация и методика исследования уровня тревожности у старших дошкольников 24
2.2. Разработка педагогической работы по коррекции тревожности у старших дошкольников, используя игротерапию 31
2.3. Анализ педагогической работы 37
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Введение:
Актуальность темы. Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
Дошкольное детство является важнейшим возрастным этапом, предопределяющим психологическое развитие детей. На современном этапе развития общества увеличивается число детей, характеризующихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение детской тревожности обусловлено возрастной спецификой, обнаруживаемой в ее содержании, формах проявления компенсации и защиты. Проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции является актуальной.
В настоящее время зачастую не придается особого значения эмоционально-личностному развитию ребенка, связанному с психологическим и социальным благополучием. Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результат его деятельности. На наш взгляд, исследование в данном направлении поможет решить ряд проблем дошкольного возраста. Современная ситуация потребовала поиска новых социальных технологий работы с детьми, среди которых особое место отводится технологиям игротерапии. В нашей работе представлены как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы детской тревожности и метода игротерапии.
Проблема исследования — каковы педагогические условия коррекции и профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста?
Степень изученности проблемы исследования.
Проблемой тревожности занимались многие психологи: Л. И. Божович, К. Гольдштейн, К. Изард, А. М. Прихожан, Г.С. Салливэн, Ч.Д. Спилбергер, Дж. Тейлор, А. Фрейд, Ю. Л. Ханин, К. Хорни, А. Эллис и др. Тревожность как базовое состояние развития неврозов исследовали З. Фрейд, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Б.Д. Карвасарский.
В работах Л.М. Костиной, Г.Б. Мониной, Т.Д. Марцинковской, В.К. Виллюнаса, Е.К. Лютовой и др. констатируется неблагоприятное влияние тревожности на состояние здоровья, деятельность и поведение человека.
А.И. Захаров, А.М. Прихожан отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию данного состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личным новообразованием — тревожностью.
Психолого-педагогическая обусловленность использования игры определяется Д.Б. Элькониным, В.В. Лебединским, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты игротерапии — метода коррекции, в основе которого лежит игра.
Многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей различными методами. Г.Л. Лэндрет, Л.М. Костина, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина предлагают для коррекции уровня тревожности у детей использование метода игротерапии. В ходе анализа исследований Г.Л. Лэндрета, К. Мустакаса, В. Экслайн и других выяснилось, что оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие игры.
Структура, этапы и алгоритм проведения игротерапии с детьми рассматриваются такими учеными, как Н.В. Зеленцова-Пашкова, О.Н. Капщук, Л.М. Костина, Г.Л. Лэндрет, И.И. Мамайчук, М.А. Панфилова, К. Роджерс, М. Свистунова, А.С. Спиваковская, З. Фрейд, В. Экслайн и др.
Цель исследования: рассмотреть теоретические основы развития и проявления тревожности в период дошкольного детства и проведение психолого-педагогической работы по коррекции и профилактике тревожности детей в условиях ДОУ.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы особенностей развития и проявления тревожности в период дошкольного детства.
2. Проанализировать основные средства коррекции и профилактики тревожности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ.
3. Отобрать комплекс психодиагностических методик для определения уровня развития тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и проверить эффективность серий занятий, направленных на коррекцию и профилактику тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия коррекции и профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что коррекции и профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия:
— групповая форма организации и проведения занятий игротерапии;
— комплексное применение различных средств и методов: беседы, игр и упражнений, чтение сказок, продуктивной деятельности (рисование), и т.д. в ходе занятий;
— совместная деятельность воспитателя и детей в процессе занятий.
Методы исследования:
— теоретические: анализ научной и учебно-методической литературы;
— эмпирические: целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование;
— математические количественный и качественный анализ результатов исследования.
Заключение:
Теоретический анализ состояния проблемы исследования позволил достигнуть цели исследования и решить поставленные задачи. В ходе исследования установлено, что многие аспекты данной проблемы остаются малоизученными и эмпирически неразработанными. В то же время знание и понимание этих особенностей необходимы специалистам для эффективной профессиональной работы: создания эффективных программ, позволяющих скорректировать состояния повышенной тревожности у детей дошкольного возраста. Для прояснения некоторых малоизученных аспектов рассматриваемой проблемы нами было предпринято собственное теоретическое исследование.
Тревожность определяется учеными как «снижение порога чувствительности к стрессу» (Г.М. Бреслав); «повышенная склонность к беспокойству» (Г.Б. Монина); «устойчивый комплекс, сочетание страха с другими фундаментальными эмоциями» (К. Изард); «неравновесное состояние» (А.О. Прохоров); «следствие невроза и тревогой как симптомом» (А. Адлер); «следствие противоречия между биологическими потребностями и социальными запретами» (З. Фрейд); «переживание эмоционального дискомфорта в связи с ожиданием опасности» (А.М. Прихожан) и т.д.
Тревожность — устойчивое личностное образование, длительно сохраняющееся и имеющее константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Это вероятностное переживание неудачи, эмоциональное состояние острого мучительного бессодержательного беспокойства, обусловленного сознательным прогнозированием неудачи. Тревожность имеет выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты.
В качестве проявлений тревожности выступают двигательные беспокойства (повторяющиеся движения), скованность движений, мнительность, страхи, боязнь перемен, трудности со сном; низкая самооценка, манипуляции с телом для устранения напряжения.
Условием для онтогенеза тревоги выступает чувство беспокойства, переживаемое в раннем детстве в неблагоприятных ситуациях (утраты матери или значимых близких). Тревога способна перерасти в тревожность в ситуации переживания ребенком травмирующих обстоятельства. В дальнейшем основными факторами формирования тревожности выступают такие, как средовые (неправильный тип семейного воспитания; страх не соответствовать ожиданиям окружающих, и т.д.); личностные (индивидуально-психологические и характеристики нервной системы; неустойчивость самооценки, застенчивость и т.д.) и т.д.
В качестве основных средств коррекции и профилактики тревожности выступают арт-терапевтические методики (музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия, рисуночная терапия, психогимнастика и т.д.); проблемные ситуации, беседы, и т.д. Одним из наиболее эффективных средств коррекции тревожности у детей дошкольного возраста является игротерапия, позволяющая ребенку в ходе игрового моделирования вызывающих тревогу ситуаций вступать в различные ситуации взаимодействия без опасности закрепления социально значимых последствий. Игра способствует условному безопасному переживанию ребенком своих страхов, тревоги путем применения новых форм игрового поведения. Ребенок условно переживает различные психотравмирующие ситуации, что облегчает их эмоциональное отреагирование.
Педагогическая работа была направлена на поиск наиболее эффективных средств и методов коррекции и профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Для этого была выдвинута соответствующая гипотеза, в которой утверждалось, что групповая форма организации и проведения занятий игротерапии; комплексное применение различных средств и методов психокоррекции, а также совместная деятельность воспитателя и детей в процессе занятий будут способствовать снижению уровня тревожности у детей.
Педагогическая работа проводилась в старшей группе МКДОУ «Детский сад № 13» МО «Бодайбинский район», г. Бодайбо. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста возрастной категории 5-6 лет, общим количественным составом 20 человек.
Для определения уровня тревожности у дошкольников на момент начала работы мы провели первичную диагностику, для которой был выбран соответствующий психодиагностический инструментарий. Первичная диагностика выявила, что у детей актуализированы признаки тревожности. Высокий уровень тревожности доказывается преобладанием эмоционально негативных выборов. У детей присутствуют агрессивные установки в поведении. Дети отличаются негативными эмоциональными переживаниями, страхами, присутствуют агрессивные установки в поведении. Дети отличаются негативными эмоциональными переживаниями, сопровождающимися обидой и скованностью. Мальчики отличаются меньшим количеством испытываемых страхов, чем девочки. Наибольшей значимостью отмечен страх наказания и одиночества у детей, принадлежащий к категории социально-опосредованных страхов.
На формирующем этапе была реализована педагогическая работа по коррекции повышенной тревожности у детей старшего дошкольного возраста, представленная определенной этапностью и структурой. Ведущее место в коррекции тревожности дошкольников принадлежало игротерапии, направленной на управление чувствами, избавления от отрицательных эмоций, развитие самооценки и самоуверенности, десенсибилизацию тревог и страхов. Дополнительно комплексно использовались сюжетно-ролевые и дидактические игры, продуктивная деятельность (рисование), психогимнастика (этюды и релаксационные упражнения), динамические паузы, беседы, чтение сказок и драматизация сказочных отрывков, и т.д.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогических исследованиях
В современных психологических словарях «тревожность» определяется как:
— склонность индивида к переживанию тревоги («Краткий психологический словарь» [30, с. 326]; «тревожность» характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги, одним из основных параметров индивидуальных различий [4, с. 112];
— состояние подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения, целесообразного в ситуации возможной опасности («Словарь практического психолога» [49, с. 189]);
— чувство страха и негативные предчувствия, сопровождаемые продолжительной и усиленной физиологической активацией (словарь-справочник «Психология. А-Я» [24, с. 236-237]);
— личностная черта, характеризуемая легким и частым проявлением состояния тревоги («Психологический словарь» И.М. Кондакова) [23, с. 208];
— индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым переживаниям тревоги («Большой психологический словарь») [6, с. 347-349].
Согласно Н.Д. Левитову, тревога интерпретируется как эмоциональное состояние, которое синонимично эмоции страха [31]. Г.М. Бреслав тревожность трактует как личностную черту, отражающую уменьшение порога чувствительности к различным стрессовым агентам [7]. Е.К. Лютова [35] и Г.Б. Монина [35] определяют тревожность как индивидуально психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.
Социокультурная теория личности К. Хорни этиологию тревоги определяет как отсутствие чувства безопасности в межличностных отношениях [54]. С. Салливен, являющийся родоначальником межличностной теории, близок к теории Хорни, и полагает, что у индивида существует исходное беспокойство, являющееся результатом интерперсональных отношений/ Согласно Г.С. Салливену тревожность является межличностным феноменом, напряжения могут быть вызваны неудовлетворением потребностей, что приводит к нарушению биологического равновесия и дестабилизацией межличностной надежности [4].
К. Спилбергер [51] выводит в качестве ведущих форм тревожности ситуативную (тревога как состояние) и личностную (тревога как свойство), что активно используется в диагностической экспериментальной психологии. Э. Фромм [59] рассматривает проблему тревожности (психологического дискомфорта) с позиций исторического развития общества. К. Роджерс [60] в качестве источника тревожности рассматривает проверку собственного опыта на практике окружающего мира. Л.И. Божович и М.С. Неймарк определяют тревожность как эмоциональное состояние, выражающееся недостатком уверенности в собственных силах, проявляющимся в ситуациях, сопряженных с опасностью для чувства собственного достоинства [5].
Согласно теории дифференциальных эмоций К. Изарда, тревожность рассматривается в качестве устойчивого комплекса, формируемого в результате сочетания страха с другими фундаментальными эмоциями [20]. И.А. Мусина считает, что разная локализация источников порождает разные типы тревожности, и вводит термины «внешняя» и «внутренняя» тревожность [37]. По мнению А.О. Прохорова, возникновение неравновесного состояния, в данном случае — тревоги, при его постоянном повторении становится доминантой и ведет к закреплению соответствующего свойства — тревожности [44].
«Тревожность» близко связана с понятием «тревога» — эмоциональное состояние, связанное с ощущением страха и негативных предчувствий относительно будущего при отсутствии ощутимой угрозы. Тревога является «разовым» эмоциональным состоянием, т.е. таким, которое возникает в определенные моменты. Тревожность – это именно склонность к такому состоянию, которая может быть:
— ситуативной (связанной с какой-либо внешней ситуацией);
— свойством темперамента (являющейся стабильным свойством личности);
— сформировавшимся вследствие внутренних и внешних факторов образованием (последствием нервно-психического заболевания, соматического заболевания или психической травмы).
Тревожность характеризуется низким порогом тревоги. Возникает тревожность на фоне свойств нервной и эндокринной системы. Окончательно формируется в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения.
Представления о тревожности в психологии изменяются в зависимости от подхода, теории, направления.
В психоаналитическом подходе природа тревожности объясняется следующим образом. Тревожность возникает, когда порождающие сильную тревогу болезненные для человека переживания, вытесненные из сознания для защиты от излишнего и мучительного перевозбуждения, грозят вырваться из подсознательного уровня при взаимодействии с факторами, восприятие которых связывается на уровне ассоциативных связей с травмирующей ситуацией [58]. Таким образом, при, казалось бы, абсолютно не связанных с изначальной травмой событиях человек испытывает постоянное чувство тревоги, что и определяется как тревожность.
Индивидуальная теория личности А. Адлера рассматривает тревожность как следствие невроза, симптомом которого является тревога. Так как невроз, по А. Адлеру, возникает вследствие переживания в детстве