Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция Уголовное право

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Особенности уголовной ответственности и наказание несовершенно летних

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ 9
ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 9
1.1 Понятие несовершеннолетних по российскому законодательству 9
1.2.История развития уголовной ответственности несовершеннолетних 16
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 23
2.1 Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 23
2.2 Принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним 32
ГЛАВА 3 НАКАЗАНИЕ НЕСОВРЕШЕННОЛЕТНИХ: НАЗНАЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ 38
3.1 Виды наказания несовершеннолетних 38
3.2 Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания 48
Заключение 53
Список использованной литературы 60

 

  

Введение:

 

Попав под негативное влияние друзей или родных, подросток может совершить серьезное преступление.
Дети идут на нарушения закона и по другим причинам — желание заработать, казаться взрослым, получить авторитет у старших.
По Уголовному кодексу РФ (далее УК РФ) их привлекают к ответственности с 16 лет. Но в некоторых случаях этот порог снижен до 14 лет.
С психологической точки зрения несовершеннолетние, с одной стороны, достигли уже достаточно высокого уровня социализации, поскольку у них развиты умения контролировать своё поведение, владеть собой, быть самостоятельным и т.д. С другой стороны, у них данная социализация еще продолжается в старших классах школы, техникуме. В этом возрасте индивид ищет свое место в жизни общества, развивает и накапливает опыт межличностных отношений.
Дети – будущее любой страны и чем раньше несовершеннолетний вовлекается в систему уголовного процесса, тем меньше шанс вытащить его из криминогенной среды и вернуть на путь нормального развития. Вместе с тем, не привлекать несовершеннолетнего к уголовной ответственности за совершенные им преступления — отнюдь не решение проблемы, поскольку, почувствовав свою безнаказанность, такой ребенок начнет накапливать преступный опыт, повышать преступную квалификацию и совершать все более серьезные преступления. Очевидно, что требуется установить баланс, который бы позволил достигать целей наказания и при этом не вовлекать несовершеннолетнего в суровую машину уголовного судопроизводства с головой. Однако система уголовных наказаний, закрепленная в УК РФ не соответствует требованиям практики и не позволяет достичь баланса.
При этом статистика современной преступности показывает ежегодный спад количества совершаемых преступлений практически по всем показателям. Такова официальная статистика, предоставляемая МВД России. Вместе с тем, на самом деле ситуация далеко не такая благополучная, как хочет показать Министерство. Высокий уровень латентной преступности, огромное количество отказов в возбуждении уголовного дела и не доведения уголовных дел до обвинения по самым разным причинам – все это маскирует настоящую картину преступности. Однако, на этом фоне появляется еще одна, более страшная проблема – стабильно высокий уровень, а в некоторых регионах имеющий тенденцию к росту, преступности несовершеннолетних
Например, по информации Государственного комитета статистики, число несовершеннолетних преступников со 195426 человек в 2018 году к 2009 уменьшилось до 94720 человек (более, чем половину), за первый квартал 2018 года — 22337 человек.
По данным за январь-февраль 2018 года преступление совершило 8518 несовершеннолетних (на 5,8 % меньше, чем за аналогичный период 2017 года). При этом, по данным Генеральной прокуратуры, число выявленных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, значительно превышает приведенные показатели и составляет приблизительно 300000 преступлений в год .
Указанная тенденция стабильно высокого количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, высокий уровень латентности данной преступности наталкивают на выводы о том, что существующая сегодня система наказаний, применяемых к несовершеннолетним, уже не отвечает требованиям практики. Как известно, уголовное законодательство России отличается лояльностью и гуманизмом по отношению к преступникам, в том числе несовершеннолетним, поскольку последние могут совершать преступления, в том числе, достаточно серьезные, неоднократно и получать незначительные условные сроки.
Незанятость продолжает относиться к числу основных условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними. В настоящее время многие дети и подростки в силу финансового положения просто не могут себе позволить то или иное занятие, ввиду этого от безделия они ищут занятия на улице. Трудоустройство для несовершеннолетних так же проблематично. Отсюда рост беспризорности и рост преступности. Поэтому тема уголовной ответственности несовершеннолетних является актуальной в настоящее время.
Разные авторы предлагают различные определения уголовной ответственности. Так, часть ученых считает, что уголовная ответственность – это «обязанность» преступника подвергнуться наказанию или иным мерам уголовно-правового воздействия . Другая точка зрения заключается в том, что такая обязанность является недостаточной, при этом уголовную ответственность можно охарактеризовать как «претерпевание» преступником отрицательных последствий совершенного им преступления . Безусловно, рассмотренные точки зрения имеют право на свое существование.
В результате формируется неуважительное отношение к закону, чувство безнаказанности и накапливается преступный опыт. Из-за неэффективной системы уголовного наказания, применяемой к несовершеннолетним, мы получаем квалифицированные преступные кадры. Очевидно, острую ситуацию необходимо решать, исходя из этого, считаем, что тема работы актуальна и своевременна.
Исходя из сказанного, выдвигаем перед работой цель: проанализировать систему наказаний, применяемых к несовершеннолетним на предмет достоинств и недостатков и предложить рекомендации по улучшению ситуации.
Для достижения поставленной цели предстоит последовательно решить ряд задач:
— Исследовать понятие и цели уголовного наказания;
— Проанализировать существующую систему уголовного наказания;
—Выявить основания уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних;
— Изучить виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним;
— Охарактеризовать порядок освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания;
— Определить положение принудительных мер воспитательного характера в системе мер ответственности несовершеннолетних.
Методы исследования. При написании работы автор руководствовался двумя группами методов исследования: методами частных наук для подготовки частных выводов (формально-юридический, статистический, функциональный и так далее), общенаучными методами для анализа, синтеза, обобщения, выделения и иных логических операций, также применяли методы дедукции и индукции для подготовки общих выводов.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу назначения и применения к несовершеннолетним разных видов наказаний.
Предмет исследования диплома – конкретные нормы права, судебная практика, принятые по вопросам, входящим в объект исследования.
Теоретическая разработанность темы. Данный вопрос вызывает среди исследователей определенный интерес. Так, например, в 2014 году защитил диссертацию Ф. М. оглы Фейзуллаев. В 2013 году издана работа С. М. Фроловой, в 2010 году – работы Р. В. Новикова, И. С. Леонова, А. И. Куликова и В. В. Невского. Исторические аспекты изучены в диссертации Р. И. Иванякова, Р. В. Пушилина и А. А. Сайгушева . Е. Г. Арифинкиной исследованы вопросы индивидуализации наказания несовершеннолетних. Общие вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних изучены в диссертационных и монографических работах Л. А. Бахваловой, О. С. Антюфеевой, Р. А. Колониченкова, А. О. Бухаровой. Можно отметить и более старые работы Е. О. Душкиной, А. М. Плешакова, Д. В. Бельцова, И. В. Масалитиной, В. А. Авдеева и других.
Вместе с тем, количество актуальных и свежих фундаментальных работ представляется крайне недостаточным для всестороннего раскрытия темы и решения важных вопросов, встающих перед правоприменителем. Более того, исследователи, как правило, анализируют только один вид наказания, либо какой-нибудь один аспект (исторический, индивидуализация наказания, отбывание наказания и так далее). В связи с этим, прослеживается необходимость дополнительного исследования по данной теме.
Структура работы построена в соответствии с последовательным решением поставленных перед работой задач и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, мы подошли к заключительной части выпускной квалификационной работы по теме «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». В данной работе были рассмотрены как общие вопросы уголовной ответственности и наказания преступников, так и особенности уголовного законодательства, в данных направлениях относящиеся исключительно к несовершеннолетним.
Благополучное будущее любой страны во многом определяется нормальным развитием детства, поэтому важным направлением государственной политики является обеспечение здоровья, образования и успешное развитие каждого ребёнка, живущего в России. Институт социальной адаптации, образования и воспитания детей сегодня не идеален. Огромное негативное воздействие на формирование подрастающего поколения оказывают влияние современные условия общественной жизни, которые в большей мере порождены нестабильностью в экономики, что оказывает влияет на благополучие детства. Также не секрет, что криминализация несовершеннолетних является резервом взрослой преступности, поэтому распространенность преступлений среди детей и подростков, их количественные и качественные характеристики могут не без оснований расцениваться как прогностические для всей преступности.
При этом анализ криминальной ситуации преступности несовершеннолетних свидетельствует, что ее состояние в России остается сложным. По данным специалистов, ежегодно в стране несовершеннолетними лицами или при их участии совершается каждое двадцатое преступление. При этом традиционно к регионам с наибольшим удельным весом преступлений данной группы относят субъекты Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.
Одним из важнейших направлений уголовной политики является предупреждение преступности несовершеннолетних. Указанная проблема всегда в центре внимания законодательной, исполнительной и судебной власти.
Безусловно, применение одних и тех же мер воздействия к взрослым преступникам и несовершеннолетним, которые по тем или иным причинам находятся в конфликте с законом, нельзя считать и признавать их справедливым. Несомненно, к подростку, который имел неосторожность оступиться, применение альтернативных уголовному преследованию мер воздействия дает ему шанс, который бывает так реально необходим в жизни, чтобы избежать судимости и ее негативных последствий, а также ущерба для репутации в настоящем и будущем времени, кроме того дает возможность и помогает осознать вред, причиненный преступлением, а также реализует возможность загладить этот причиненный вред. Первоочередной целью реализации этих мер для государства конечно же является возможность воспитать и сохранить здорового, во всех смыслах этого слова, члена общества. Очевидно не случайно в интерпретационной деятельности Верховного Суда РФ толкованию вопросов освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних всегда уделяется важное значение.
Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности возможно, как пишет Бурлака С.А., «лишь в том случае, если для восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений меры уголовной ответственности являются излишними».
В связи с вышеизложенным представляется интересным анализ результатов проведенного нами анкетирования судей по проблемам совершенствования уголовной ответственности несовершеннолетних. Всего в опросе приняло участие 57 судей, специализирующихся на рассмотрении уголовных дел. Анкета включала в себя актуальные вопросы, касающиеся некоторых проблем, связанных с уголовной ответственностью и наказанием несовершеннолетних. Целью опроса стало выяснение именно профессионального мнения непосредственно самих правоприменителей по вопросам совершенствования законодательства России в отношении несовершеннолетних преступников.
По результатам анкетирования 39% респондентов считают, что за последнее время состояние преступности среди несовершеннолетних изменилось в худшую сторону. По мнению опрошенных, огромную роль здесь играют такие факторы, как безнадзорность несовершеннолетних, вседозволенность и нехватка цензуры в СМИ, а в частности в «интернете», который пестрит жестокостью и безнравственностью, немаловажное негативное влияние на детей оказывает семья, если в ней наблюдаются постоянные конфликты и процветает насилие, кроме этого немаловажным фактором выступает безнравственность родителей и низкий уровень жизни большей части населения, что может послужить для ребенка определенным толчком к преступлению. То, что обстановка по вышеуказанному вопросу изменилась в лучшую сторону считают 18% опрошенных, хотя 19% респондентов особых изменений не заметили. Для положительной динамики в данном вопросе, безусловно, следует усилить профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе устранить недостатки воспитательной работы в системе общего образования, в развитии и в работе досуговой системы для подростков, в организации трудоустройства несовершеннолетних, а также пересмотреть «излишне мягкую» ответственность за ряд, свершенных преступлений.
В последнее время в общественности неоднократно поднимался вопрос о снижении возраста уголовной ответственности с 14 лет до 12 лет. По результатам анкетирования, безоговорочно «против» снижения этого возраста высказалось больше половины опрошенных судей – 51%, при этом только 7% респондентов поддержали идею о снижении возраста уголовной ответственности, хотя с оговоркой «только за особо тяжкие преступления» согласилось снизить возраст уголовной ответственности 19% анкетируемых, кроме этого за снижение вышеуказанного возраста за «тяжкие и особо тяжкие преступления» положительно выразили свое мнение 23% опрошеных.
Мнения по вопросу о снижении возраста уголовной ответственности разделились. Конечно же в этом вопросе немаловажным фактором выступает психологическая незрелость ребенка, его несформировавшийся характер, а также неспособность правильно оценивать ситуацию и руководить ей должным образом. На вопрос о том, будет ли способствовать снижение возраста уголовной ответственности предупреждению подростковой преступности, отрицательно ответило большинство анкетируемых, что составило 61%, соответственно 39% респондентов выразили противоположную точку зрения. Кроме того 42% участников опроса считают, что российское законодательство не предоставляет достаточных средств для предупреждения преступности несовершеннолетних, о достаточности средств предупреждения преступности свое мнение высказало 37% анкетируемых, кроме того 21% участников затруднились ответить на этот вопрос.
В отношении несовершеннолетних, совершивших преступление, в уголовном законодательстве Российской Федерации предусмотрен такой специальный институт правового действия, как принудительные меры воспитательного воздействия. В первую очередь в содержании вышеуказанных мер следует проследить прежде всего их воспитательную направленность. Как правило, принудительным мерам воспитательного воздействия присущи строгая индивидуализация и конкретизация характера, кроме того они могут быть назначены, безусловно, только судом.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 1 февраля 2011 года разъяснил, что суды не должны назначать уголовное наказание несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Для сравнения и анализа интересно рассмотреть положительный опыт Германии в системе применения альтернативных уголовному наказанию мер воздействия вне зависимости от тяжести совершенного правонарушения. «Так, в Германии воспитательные меры в отношении несовершеннолетнего правонарушителя имеют первостепенное значение, именно на них делается основной упор. При назначении данных мер критерием выступает не тяжесть преступления, а потребность в воспитании и восприимчивость к нему».
Предполагается, что данный опыт мог бы быть интересен современному правоприменителю и востребован в России, кроме того, думается, что следует пересмотреть основания назначения принудительных мер воспитательного воздействия и расширить их перечень. Права судов должны быть расширены, они должны иметь возможность назначать вышеуказанные меры не только несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, но и несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления, соответственно при наличии определенных обстоятельств, индивидуально подходя к каждому определенному случаю.
Действующим законодательством РФ предусмотрены такие меры воспитательного воздействия как:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Как видно, этих мер не так много, их всего четыре, и не всегда с их помощью можно добиться желаемого результата исправления несовершеннолетних преступников, поэтому на наш взгляд, вышеуказанный перечень принудительных мер воспитательного значения, следовало бы расширить, включив в него:
— запрет выезда за пределы территории, установленные судом;
— обязательство периодической явки в уполномоченный орган ФСИН по месту жительства или регистрации;
— возложение обязанностей получения общего и профессионального образования;
— возложение обязанностей по выполнению определенного общественно-полезного труда в выходные дни и во время каникул;
-возложение обязанностей по восстановлению социальных связей.
Применение вышеуказанных мер устанавливается в судебном порядке до достижения совершеннолетия, но не более чем на 3 года, с учетом социальных и психолого-физиологических характеристик несовершеннолетнего. Кроме этого, большинство судей считают, что для большей эффективности воспитательного значения следует одновременно назначать несколько мер воспитательного воздействия, носящих принудительный характер.
В случае злостного и систематического нарушения и неисполнения установленных законом мер, по представлению специализированного государственного органа, должны быть отменены, а несовершеннолетний должен быть привлечен к уголовной ответственности в общем прядке.
Таким образом, применение наказания к несовершеннолетним отличается от применения наказания за аналогичные преступления ко взрослым преступникам, при назначении наказания учитываются различные аспекты, связанные с возрастом, личностью виновного несовершеннолетнего, факторы или лица, которые повлияли на совершение преступления и т.п.
К числу мер, которые позволят более эффективно воздействовать на преступность несовершеннолетних можно отнести следующие мероприятия:
1. Развитие системы государственных органов, выполняющих функции профилактики преступности несовершеннолетних.
2. Организация правового и военно-патриотического воспитания подростков путем проведения семинаров, бесед, игр.
3. Активное приобщение детей и подростков к занятию физической культуры и спортом.
4. Вовлечение подростков в образовательный процесс или трудоустройство, в досуговую деятельность.
5. Улучшение подготовки кадров, отвечающих за воспитание.
6. Профилактика физических и психических заболеваний детей, обеспечение гигиены, профилактика пьянства и наркомании.
7. Оказание помощи семьям со стороны государства, которое может выражаться в развитии политики в области укрепления семьи, молодежной политики, предоставлении субсидий на улучшение жилищных условий и т.д.
Исправительные работы как вид наказания несовершеннолетних преступников являются весьма эффективными, поскольку приобщают их к труду, позволяют приобрести определенный жизненный уровень. Однако, на практике они применяются редко. Это связано с тем, что исполнение исправительных и обязательных работ в настоящее время проблематично ввиду отсутствия четкой регламентации места, порядка, критерий их исполнения, не определены виды допустимых работ и т.д.
Таким образом, претворение в жизнь данных мероприятий будет способствовать сокращению количества несовершеннолетних преступников, воспитанию патриотизма и гуманности, доброжелательного отношения к людям, повысит уровень правовой грамотности населения. Безусловно, их внедрение потребует определенных материальных затрат, однако сокращение количества преступников и сокращение затрат на их содержание покроет все ожидания. Поэтому в законодательном плане необходимо ввести коррективы, которые должны служить профилактике совершения преступлений несовершеннолетними.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Понятие несовершеннолетних по российскому законодательству

Права и свободы, которые гарантируются Конституцией РФ , в одном и том же количестве относятся к взрослым и ребенку. Различия обуславливаются лишь тем, что дети не обладают возможностью обеспечить сами условия проживания в силу физической недееспособности и незрелости в психологическом плане.
Именно из-за этого государственные органы дают гарантию заботы, защиты и охраны жизни и здоровья.
Несовершеннолетием признается период жизни от 14 до 18 лет. Вопрос о том, кем является ребенок до наступления четырнадцати лет, возникает довольно часто. Поэтому, отвечая на вопрос, до возраста скольких лет ребенок считается малолетним, законодательство отвечает – до наступления четырнадцатилетнего возраста.
По достижению восемнадцати лет законодательство связывает понятия полной дееспособности и приобретение гражданских и политических прав человека. Так до какого возраста ребенок считается несовершеннолетним? По общим законам, совершеннолетие наступает только в 18 лет, но законодательство может привести и иные примеры .
Начиная с восемнадцатилетнего возраста, человек может водить машину, заключать семейный союз, занимать должности на службе у государства, участвовать в выборах.
Следовательно, совершеннолетие означает полную возможность человека реализовывать свои правовые преимущества и обязанности, а также нести ответственность за свои деяния. Многие граждане задаются вопросом, до какого возраста человек считается ребенком? Ребенок – это лицо в возрасте до восемнадцати лет, который находится под защитой государственных органов и официальных опекунов (родителей, родственников, попечителей).
При наступлении совершеннолетия человек приобретает имущественную, гражданскую, уголовную, административную и другие виды ответственности. К примеру, возрастом, по которому человек несет уголовную ответственность, является 16 лет. Но, до наступления совершеннолетия ее нельзя обозначить как полную, предусматривается огромное количество поблажек и ограничений .
Совершеннолетие не во всех случаях определено возрастом. Помимо этого, есть два фактора обретения дееспособности до наступления возраста восемнадцати лет :
• Вступление в законный брак.
• Эмансипация.
Невзирая на то, что возраст, с которого разрешен брак, по Семейному кодексу (далее СК РФ) наступает вместе с исполнением 18 лет, из этого правила имеются также исключения. При имеющейся уважительной причине, жениться с разрешения субъекта федерации можно уже в шестнадцать лет при беременности невесты. Что такое дееспособность и чем она различается от совершеннолетия.
В первую очередь, дееспособность стоит определить по нескольким показателям:
• она зависит от двух факторов – возраста и состояния психики человека (если человек не способен отвечать за свои деяния и страдает психическим заболеванием, он не признается дееспособным);
• она отделяется от личности (человек может признаваться недееспособным по заявлению судебных приставов);
• она может делегироваться совершенно иному лицу (к примеру, продажа долговых обязательств или же передача долгов другому гражданину).
Дееспособность различается от совершеннолетия :
• Моментом возникновения.
• Возможностью ограничения.
Данные отличия появляются из отношения двух определений к субъекту права. Помимо этого, данные определения отличаются по содержанию.
Совершеннолетие представляет собой возможность обладать правами и нести обязанности.
Вообще, к категории несовершеннолетних, согласно действующему законодательству, относятся лица, которым ко времени совершения правонарушения исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.
При этом в исключительных случаях с учетом особенностей конкретного преступного деяния и личности виновного судебная инстанция может применить уголовно-правовые нормы, устанавливающие отличительные черты уголовно-правовой ответственности несовершеннолетних, и к лицам, осуществившим правонарушение в возрасте от 18 до 20 лет.
При рассмотрении уголовных дел и расследовании преступлений органы расследования, прокуратура и суд несет ответственность по установлению конкретного возраста несовершеннолетнего, который привлекается к уголовной ответственности.
Традиционно возраст устанавливается по следующим документам: выписке из книги регистрации актов гражданского состояния, паспорту, свидетельству о рождении.
Следует также отметить, что лицо считается достигшим возраста, с которого начинается уголовная ответственность не в день рождения, а по прошествии суток, на которые приходится данный день. Если же документы о возрасте несовершеннолетнего отсутствуют, органы расследования либо суд должны назначить для определения его возраста судебно-медицинскую экспертизу.
В действующем уголовном законодательстве выделены особые нормы, посвящённые отличительным чертам уголовной ответственности лиц, не достигших совершеннолетия – это глава 14 Уголовного Кодекса РФ .
Если данные нормы выделены в самостоятельную главу, то это значит, что в отношении несовершеннолетних лиц нормы об уголовной ответственности используются с учётом специальных положений, предусмотренных в УК РФ.
Наличие в законе таких специальных положений обусловлено социально-психологическими отличительными чертами лиц данной возрастной категории. С психологической точки зрения несовершеннолетние, с одной стороны, достигли уже достаточно высокого уровня социализации, поскольку у них развиты умения контролировать своё поведение, владеть собой, быть самостоятельным и т.д.
С другой стороны, у них данная социализация еще продолжается в старших классах школы, техникуме. В этом возрасте индивид ищет свое место в жизни общества, развивает и накапливает опыт межличностных отношений.
Для этого переходного периода характерны следующие личностные признаки чрезмерная категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность расценить обстановку с учётом всех событий и т. д. Данные возрастные специфики и обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних перечня исключений и дополнений в сравнении с общими правилами уголовной ответственности.
В первую очередь, нужно определить, когда может наступить уголовная ответственность, то есть, с какого возраста несовершеннолетнего. Большинство уголовных статей применимы к лицам, достигшим к моменту совершения преступления 16-ти лет .
Вместе с тем, определенная категория деяний относится к правонарушениям повышенной опасности и, соответственно, по ним могут привлекать и раньше – начиная с 14 лет. Так, за убийство, террористический акт, избиение с тяжкими последствиями, разбой и т.д. действуют правила об ответственности с 14 лет. За такие преступления, как побои, мошенничество, самоуправство подросток будет отвечать, только если ему уже исполнилось 16 лет. Нами приведены общие правила, действующие десятилетиями и широко известные юристам-практикам. В то же время, существует масса нюансов, которые возникают в конкретных делах и без знания законодательства в совершенстве разобраться в них трудновато.
Рассмотрим несколько ситуаций. В свой день рождения 20.05.2016г. Петров В.В. (ему исполнилось 14 лет) угнал автомобиль родителей друга. По закону, ответственность за угон наступает уже с 14 лет и Петрову как раз исполнилось столько же. И все же в отношении подростка Петрова было отказано в возбуждении уголовного дела по факту угона, из-за не достижения возраста. Дело в том, что 14-летним он будет считаться только после 00:00 21.05.2016г., из чего следует, что он совершил противоправное деяние в 13 лет и не подлежит привлечению.
Двое подростков 13-ти лет на протяжении двух недель совершали хищение имущества из одного и того же дома, под видом помощи пожилому хозяину в гараже. Когда ими были похищены последние детали, благополучно сданные в прием металлолома, им было уже по 14 лет. В этом случае похитители понесут наказание за кражу тех вещей, которые были ими, изъяты после дня рождения.
16-летний Расулов избил 10-летнего Иванова В.А. в ходе ссоры из-за компьютерной игры. В ходе следствия Расулову была назначена психологическая экспертиза, которая выявила следующее: ребенку исполнилось 16 лет, но по своему развитию в психологическом плане он этого возраста не достиг. Иными словами, он в 16 лет еще не понимает характер своих действий (возможно, из-за особенностей развития) так, как это понимает обычный подросток такого же возраста, при этом какого-либо психического заболевания у него нет.
В подобных случаях уголовная ответственность, согласно ст. 20 УК РФ, не наступает, так и было в ситуации с Расуловым .
Таким образом, выяснение возрастной категории и личности подростка в целом очень важно в каждой ситуации, где есть основания для применения норм УК РФ Понятие детства в бытовом смысле достаточно расплывчато и неопределенно.
Но существует много ситуаций, когда требуется четко обозначить возрастные рамки. Покупка льготных билетов, выплата пособий, ответственность несовершеннолетних перед законом, возможность совершать от своего имени сделки и вступать в брак – для всего этого существует конкретный возрастной ценз. До какого возраста дети считаются детьми по закону, и в каких случаях возрастные нормы могут изменяться. Понятие «детство» смежное для многих сфер жизни, а права детей закреплены в международном законодательстве.
Как правило, во всех странах юридической границей детства является совершеннолетие, после которого человек становится полностью дееспособным. Эта дата отличается в разных странах, в России совершеннолетними признаются граждане, достигшие 18 лет.
До тех пор они считаются детьми (ст. 54 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ)) , и ответственность за них несут родители.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Анализ важного аспекта о том, в каком возрасте наступает совершеннолетие в России также, подразумевает разделение возрастных категорий на малолетних (от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет) детей, которые обладают определёнными правами и обязанностями! Определение совершеннолетнего возраста регламентируется действующим законодательством РФ.
Задачей каждого гражданина страны является осознание всех своих прав, обязанностей и возможных видов ответственности.
Совершеннолетие означает полную возможность человека реализовывать свои правовые преимущества и обязанности, а также нести ответственность за свои деяния.
Дееспособность различается от совершеннолетия: Моментом возникновения. Возможностью ограничения. Данные отличия появляются из отношения двух определений к субъекту права. Помимо этого, данные определения отличаются по содержанию.
Совершеннолетие представляет собой возможность обладать правами и нести обязанности. При наступлении четырнадцатилетнего возраста, гражданин может самостоятельно выбрать место проживания, но только с разрешения родителей.
Но, Семейный Кодекс России не предусматривает подобной возможности, а по ГК РФ можно проживать детям и родителям отдельно только после наступления 16 лет.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы