Педагогика/психология Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследований в области развития видов памяти 5
1.1 Значение памяти и ее физиология 5
1.2 Классификация видов памяти, их значение и характеристики 13
1.3 Особенности развития различных видов памяти в старшем дошкольном возрасте 19
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. Практическое изучение уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 26
2.1 Методы изучения особенностей развития произвольной и непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2 Методы изучения особенностей развития памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности у детей старшего дошкольного возраста 48
2.3 Методы изучения особенностей развития памяти по характеру и использованию средств запоминания у детей старшего дошкольного возраста 59
2.4 Сопоставительный анализ результатов исследования различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста 77
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 84

 

  

Введение:

 

Память – это, пожалуй, самая спорная тема дискуссий среди ученых и психологов. Когда появляется память у человека, способность запоминать окружающих нас людей, предметы, стихи, цифры?.. Что представляет собой память ребенка, когда и как формируется память у детей? Можно ли на нее повлиять и как сделать это правильно?
Многие специалисты уверенны, что память у детей есть с самого рождения. Кроме того существует вполне авторитетное мнение, что дети помнят даже внутриутробный период своей жизни, но только память эта абсолютно бессознательная. Так, когда появляется память у детей и как это происходит?
Только по достижению ребенком возраста 9 месяцев в детском сознании происходит определённый сдвиг – мозг малыша достигает минимальной величины по своему объёму, которая необходима для «включения» интеллекта. Этот минимальный объем составляет 750-800 куб. см. и является своеобразным Рубиконом. Человеческий мозг при меньшем объёме просто не способен к каким-либо мыслительным процессам.
При появлении на свет объём мозга новорождённого ребенка достигает всего лишь 360-400 куб. см., не более. К годовалому возрасту мозг существенно прибавляет в размерах. В год его объём равняется 900-1000 куб. см. Нормой данной величины для взрослого человека является примерно 1400-1600 куб. см. и это притом, что «функциональная» часть мозга ничтожно мала, то есть интеллектуальный потенциал человеческого мозга составляет лишь 3-8%, или 10-20% – по разным данным и теориям.
Говорить всерьёз о детской памяти можно только с 9 месяцев. Вы легко найдете этому подтверждение, если понаблюдаете за малышом: в 6 месяцев кроха теряет к игрушке всякий интерес, если убрать её из его поля зрения. Шестимесячный малыш не ищет её и даже не вспоминает. В то время как в 9 месяцев он начинает оглядываться по сторонам вопрошающе в поисках пропажи. Таким образом, можно предполагать, что в памяти ребенка остался образ, «след» этой игрушки, то есть появляется память. Малыш помнит и уже понимает, что она была, а значит, где-то и сейчас она есть. С этого момента формируется память у детей, и в дальнейшем развивается способность запоминать все большие объемы информации.
В возрасте 7 лет детский мозг отличается всего на 10% от мозга взрослого. Но, несмотря на столь несущественную, казалось бы, разницу, думает ребёнок иначе, по-своему. Причем это совершенно не значит, что хуже. Отнюдь, просто по-другому.
Чтобы понять особенности детской памяти в качестве примера можно привести героя книги Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее главный герой носит повсюду с собой рисунок, по его мнению, с изображением удава, который проглотил слона. Однако никто из взрослых не видит этого, в один голос все они утверждают, что на рисунке изображена шляпа. И тогда герой в угоду взрослым перестает настаивать на своем, и разочаровано подстраивается под их взрослый мир.
Вопросам изучения детской памяти и ее потенциалов посвящено огромное количество работ в различных областях науки как в педагогике, детской психологии, патпсихологии, психодиагностике и других областях научного познания, что в очередной раз подчеркивает значимость и актуальность данного исследования.
Практическая часть была реализована на базе МБДОУ детского сада № 11, г. Ханты-Мансийска. Во всех этапах эксперимента принимали участие воспитанники этого детского сада в количестве 15 человек в возрасте от 6,5 до 7 лет.
Целью данной работы является изучение особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать обоснование теоретическим аспектам исследований в области развития видов памяти
2. Провести практическое изучение уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом данного исследования выступает детская память и особенности ее развития.
Предметом исследования является изучение особенностей развития памяти детей в возрасте 6,5 — 7 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания.
У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.
Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними.
С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.
Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок. С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.
У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача — все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.
Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.
Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:
содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

 

 

Заключение:

 

Память – это, пожалуй, самая спорная тема дискуссий среди ученых и психологов. Когда появляется память у человека, способность запоминать окружающих нас людей, предметы, стихи, цифры?.. Что представляет собой память ребенка, когда и как формируется память у детей? Можно ли на нее повлиять и как сделать это правильно?
Многие специалисты уверенны, что память у детей есть с самого рождения. Кроме того существует вполне авторитетное мнение, что дети помнят даже внутриутробный период своей жизни, но только память эта абсолютно бессознательная. Так, когда появляется память у детей и как это происходит?
Только по достижению ребенком возраста 9 месяцев в детском сознании происходит определённый сдвиг – мозг малыша достигает минимальной величины по своему объёму, которая необходима для «включения» интеллекта. Этот минимальный объем составляет 750-800 куб. см. и является своеобразным Рубиконом. Человеческий мозг при меньшем объёме просто не способен к каким-либо мыслительным процессам.
При появлении на свет объём мозга новорождённого ребенка достигает всего лишь 360-400 куб. см., не более. К годовалому возрасту мозг существенно прибавляет в размерах. В год его объём равняется 900-1000 куб. см. Нормой данной величины для взрослого человека является примерно 1400-1600 куб. см. и это притом, что «функциональная» часть мозга ничтожно мала, то есть интеллектуальный потенциал человеческого мозга составляет лишь 3-8%, или 10-20% – по разным данным и теориям.
Говорить всерьёз о детской памяти можно только с 9 месяцев. Вы легко найдете этому подтверждение, если понаблюдаете за малышом: в 6 месяцев кроха теряет к игрушке всякий интерес, если убрать её из его поля зрения. Шестимесячный малыш не ищет её и даже не вспоминает. В то время как в 9 месяцев он начинает оглядываться по сторонам вопрошающе в поисках пропажи. Таким образом, можно предполагать, что в памяти ребенка остался образ, «след» этой игрушки, то есть появляется память. Малыш помнит и уже понимает, что она была, а значит, где-то и сейчас она есть. С этого момента формируется память у детей, и в дальнейшем развивается способность запоминать все большие объемы информации.
В возрасте 7 лет детский мозг отличается всего на 10% от мозга взрослого. Но, несмотря на столь несущественную, казалось бы, разницу, думает ребёнок иначе, по-своему. Причем это совершенно не значит, что хуже. Отнюдь, просто по-другому.
Чтобы понять особенности детской памяти в качестве примера можно привести героя книги Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее главный герой носит повсюду с собой рисунок, по его мнению, с изображением удава, который проглотил слона. Однако никто из взрослых не видит этого, в один голос все они утверждают, что на рисунке изображена шляпа. И тогда герой в угоду взрослым перестает настаивать на своем, и разочаровано подстраивается под их взрослый мир.
Вопросам изучения детской памяти и ее потенциалов посвящено огромное количество работ в различных областях науки как в педагогике, детской психологии, патпсихологии, психодиагностике и других областях научного познания, что в очередной раз подчеркивает значимость и актуальность данного исследования.
Практическая часть была реализована на базе МБДОУ детского сада № 11, г. Ханты-Мансийска. Во всех этапах эксперимента принимали участие воспитанники этого детского сада в количестве 15 человек в возрасте от 6,5 до 7 лет.
Целью данной работы является изучение особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать обоснование теоретическим аспектам исследований в области развития видов памяти
2. Провести практическое изучение уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом данного исследования выступает детская память и особенности ее развития.
Предметом исследования является изучение особенностей развития памяти детей в возрасте 6,5 — 7 лет.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследований в области развития видов памяти
1.1 Значение памяти и ее физиология

Память является способностью мозговых структур к закреплению, хранению, использованию информационных ресурсов, обусловленных воздействием внешнего и внутреннего фактора среды, чтобы организовать поведенческие реакции.
Также это является универсальным биологическим свойством живых материй, вне зависимости от вида.
Исходя из эволюционного аспекта, принято выделять разные механизмы памяти.
1. Механизм донервного типа
Иными словами наличие генетической памяти, т. е. способности живого организма к сохранению и воспроизведению морфологической структуры макромолекулярных соединений с их последующей передачей в ряду поколений типичные структуры таких макро соединений с некоторыми приобретенными изменениями. На понятийном уровне генетическую память стоит рассматривать как действе наследственности и изменчивости. За структурную основу принимаются такие соединения как белок и нуклеиновая кислота [2].
Посредством генетической памяти происходит формирование генома организма, т. е. совокупности хромосомного фактора, механизма закрепления и информационной передачи. Механизмом закрепления выступает явление мутагенеза. При этом человек имеет незначительную мощность в запоминании — Мощность запоминания невелика, 50 бит в год. Память поколений какого-то вида.
Под эпигенетической памятью подразумевается такая память в клеточном поколении одного организма. Это надстройка древнего генетического механизма памяти: отбираются только активные гены комплементарные определенному виду тканей, посредством которого различаются клеточные функции и то, как они между собой соподчиняются.
Если нарушается такой механизм, клетки начинаются безудержно делиться (неуправляемые), дифференцировка нарушается и их внутренняя соподчиненность, что приводит к опухолевому росту.
При иммунологической памяти клетки приобретают способность после того как они встретили чужеродного агента опознавать его в случае встречи включая при этом специфический механизм уничтожения. Благодаря иммунологической памяти организм способен распознавать любой белок, даже если разница в несколько аминокислотных остатков. Механизмом узнавания служит особой соединение — иммуноглобулин, который является антителом, обеспечивающий процесс узнавания чужеродного антигена. Она является защитным механизмом.
Описанные выше механизмы объединяются в так называемую донервную память. На природном уровне это есть биохимическая реакция, осуществление которой возможно только при наличии контакта клеток с раздражителями. Тогда как непосредственное воздействие на клеточные структуры вызывают у них повреждения, нарушается гомеостаз, и клетки гибнут. Соответственно такой вид памяти несовершенен.
2. Механизм нервного типа
Нервную память обуславливает импульсная циркуляция, к которой способны сложно организованные животные, обладающие своей нервной системой. То, что несет в себе информация, может раскрыться только при функциональном взаимодействии на нейронном уровне: данный механизм направлен на хранение информации о том или ином раздражителе, который не мешает клеточному гомеостазу, но расценивается, как сигнал, поэтому оказывает влияние на формирование условно-рефлекторной реакции [4].
Филогенетический аспект нервной памяти обусловлен формированием инстинктивной поведенческой формы, а также передачей информационных сигналов в ряду поколений. Реализация происходит как условный рефлекс в момент рождения.
Ниже представлена основная классификация нервных механизмов памяти:
1. Психо-физиолоческий: зависит от анализаторов, воспринимающих информационные сигналы.
— зрительный
— слуховой
— моторный.
2. Какую организацию имеет материал:
— механический (дети);
— словесно-логический: в основу положена логическая организация материала, при повышенной в десять раз продуктивности.
3. Исходя из происхождения:
— филогенетический (врожденный): информация накапливается и передается в ряду поколений. Дети обладают такими врожденными рефлексами как хватание, сосание, крик.
— онтогенетический (приобретенный). За счет него закрепляются условные рефлексы, и происходит закрепление условно-рефлекторной деятельности.
4. Как долго может хранить информацию:
— краткосрочный (оперативная), непосредственный (запомнить телефонный номер).
— долгосрочный хранит и воспроизводит информацию в течение всей жизни человека.
Имеется ряд многочисленных опытов в которых изучают локальное раздражение, удаляя отделы коры, но еще ни один не дал точного описания строго ограниченных областей мозга, которые выступают как центр памяти. У церебрального субстрата памяти достаточно сложное устройство, включающий

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы