Хореография Дипломная работа (колледж/техникум) Гуманитарные науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Особенности работы руководителя танцевального коллектива в сельском доме культуры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА 7
1.1 Содержание и структура профессиональной подготовки руководителя танцевального коллектива 7
1.2 Особенности профессиональной деятельности руководителя самодеятельного хореографического коллектива 18
1.3 Содержание работы хореографа в сельском Доме культуры 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ 32
2.1 Организация работы танцевального коллектива в сельском Доме культуры 32
2.2 Формы и методы работы руководителя с танцевальным коллективом сельского Дома культуры 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложение 1 66
Приложение 2 68
Приложение 3 69

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Процесс преобразований современного села связан, прежде всего, с изменением сознания и поведения сельских жителей, их потребностей, отношением к культуре, трансформацией сельского социума как «социально-территориальной общности взаимодействующих людей и коллективов» [6]. С этой точки зрения, необходимо обновление ситуации в сельском социуме, для которого важным является расширение образовательной, социокультурной, творческой среды жизнедеятельности людей.
Во второй половине XX в. в педагогике, культурологии, социологии активно разрабатывались проблемы сельских школ и клубов как центров культуры и образования, перспективы создания социокультурных комплексов на селе, в первую очередь, на базе домов культуры, с целью расширения и обогащения социокультурной и образовательной среды (А.З. Андрейко, В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин, Е.Б. Евладова и др.).
Социально-экономические кризисы 1990-х гг. привели культурно-образовательные институты села к снижению воспитательного потенциала, что, наряду с другими социальными факторами, обусловило снижение культурного и образовательного уровня сельских детей и молодежи, их ценностную и творческую дизориентацию. С целью преодоления деструктивных тенденций началось принципиальное изменение государственной политики в сфере культуры на селе, в связи с чем, с 2003 года осуществляется федеральный эксперимент по реструктуризации сети образовательных и культурных учреждений сельской местности, создание социокультурных комплексов, что, в свою очередь, потребовало качественного обновления научно-методического и кадрового обеспечения.
Определенный вклад в решение данных задач внесен Л.П. Беловой, М.П. Гурьяновой, Б.А. Куганом, А.М. Цирульниковым и др. исследователями, изучавшими различные аспекты развития социокультурных комплексов на селе, в том числе на базе сельских домов культуры. Однако, специального внимания проблеме системной работы руководителей творческих коллективов в условиях сельских учреждений культуры в современных исследованиях уделяется недостаточно.
При этом, как показывает опыт, именно художественно-творческие коллективы могут решить часть проблем формировании личности, возможностей для самореализации индивида и повышения общего культурного уровня сельского социума.
Одним из ярких и актуальных в настоящее время направлений самодеятельного художественного творчества является хореографическое искусство, которое владеет интернациональным языком и полифункциональностью, позволяющим объединять людей разных возрастов. Следовательно, необходимо использовать интерес населения к хореографии, вызывающей эмоциональные переживания и потребность в творчестве, посредством объединения в творческий коллектив и приобщение к активной танцевальной деятельности.
Проблема формирования коллектива в условиях самодеятельного хореографического творчества исследовалась в работах педагогов и хореографов (М.С. Боголюбская, В.Е. Боровик, Л.В. Бухвостова, Д.М. Генкин, B.C. Гончарова, O.A. Горобчук, Г.П. Гусев, Н.В. Даренская В.П. Догаев, A.C. Каргин, H.B. Кипрушева, Г.В. Майер, Л.Я. Николаева, А.Ф. Родин, Е.И. Смирнова, С.Н. Темлянцева, В.Ф. Чабанный и др.).
Несмотря на широту научных исследований, значительную ценность и полезность полученных в них результатов, на настоящий момент отмечается существование противоречия между социальной потребностью села в квалифицированных кадрах, способных организовать детей, молодежь и взрослое население в коллективном творчестве и недостаточной разработанностью методов и средств обеспечения данного процесса.
В настоящий момент существуют эффективные технологии по формированию самодеятельного хореографического коллектива, однако вопросы специфики деятельности руководителя такого коллектива в условиях сельского дома культуры, разработаны недостаточно. Это определило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: теоретическое изучение и обобщение опыта работы руководителя самодеятельного танцевального коллектива в сельском доме культуры
Объект исследования: профессиональная деятельность руководителя самодеятельного танцевального коллектива.
Предмет исследования: особенности работы руководителя самодеятельного танцевального коллектива в условиях сельского дома культуры.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Изучить содержание и структурю профессиональной подготовки руководителя танцевального коллектива.
2. Выявить особенности профессиональной деятельности руководителя самодеятельного хореографического коллектива.
3. Проанализировать содержание работы хореографа в сельском Доме культуры.
4. Определить специфику организации работы танцевального коллектива в сельском Доме культуры.
5. Обобщить опыт использования форм и методов работы руководителя с танцевальным коллективом сельского Дома культуры.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
— теоретический анализ научной литературы;
— обобщение опыта практической деятельности сельского дома культуры и работы танцевального коллектива в нем;
— наблюдение;
— систематизация полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования:
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования его результатов и выводов при планировании и осуществлении деятельности хореографа и руководителя танцевального коллектива в сельском доме культуры как социокультурном комплексе.
База исследования: Сельский Дом культуры ………………………..района…………………….области; самодеятельный танцевальный коллектив «…………………………».
Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное теоретическое исследование и обобщение опыта работы руководителя танцевального коллектива в сельском Доме культуры позволили сделать ряд выводов.
1. В современной социокультурной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, обращение к традициям народного художественного творчества приобретает все более важное значение. В данной ситуации возрастает ценность и значимость работы руководителя самодеятельного танцевального коллектива, использующего хореографическое искусство и коллективную творческую деятельность как средство сохранения и развития культуры, в том числе в условиях сельской местности.
2. Основными очагами культуры, социально-культурными центрами на селе являются культурно-досуговые учреждения и, в первую очередь, Дома культуры. Они в большинстве случаев играют роль «селообразующего» и культурообразующего фактора. К распространенным проблемам современных сельских Домов культуры относятся: устаревшая материально-техническая база; недостаточный уровень финансовой обеспеченности; отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств; недостаточный уровень качества образования. Но основной проблемой, требующей незамедлительного решения, является слабое кадровое обеспечение сельских Домов культуры. Без высокого профессионализма руководителей самодеятельных творческих коллективов, положительные тенденции по реконструкции и модернизации сельских Домов культуры, наблюдающиеся в настоящее время, не принесут желаемого эффекта по повышению культурного уровня сельского населения.
3. Для повышения общего культурного уровня сельского населения и каждого члена сообщества в современных условиях не только совершенствование условий производства, жизни и быта, но и качества социокультурной среды, материальной основы духовной культуры, удовлетворение культурных интересов, потребностей, запросов, всех групп населения. Наличие большого объема не занятого свободного времени, невостребованной энергии у сельского населения, в особенности у детей и молодежи, выводит проблему творческого подхода к организации досуга сельского населения на государственный уровень. Для этого в сельском Доме культуры необходимо создание оптимальных условий для гармоничного развития личности, активного проведения досуга, в первую очередь, через привлечение населения к активной художественной деятельности в творческих коллективах.
4. В коллективных отношениях происходит личностная реализация индивида, тесным образом связанная с социальными процессами и общественными нормами и эталонами. Коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими интересами, она ставит своей высшей целью – создание условий для раскрытия индивидуальности каждого участника коллектива и обеспечивает реализацию полноценного развития личности. Чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, социально значимым является и коллектив в целом.
5. Самодеятельная хореографическая деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в творческом сотрудничестве людей. Проблемы формирования самодеятельных танцевальных коллективов связаны с отсутствием технологий и методических разработок в области их организации в соответствии с социально-культурными условиями и запросами социума, в том числе, и сельского социума. При соответствующей организации самодеятельный хореографический коллектив может являться оптимальной педагогической моделью успешного художественно-творческого развития и самореализации личности.
6. Хореографическая деятельность развертывается на фоне общения, в коллективе, под руководством педагога. В этом процессе обучающиеся осознают причастность к коллективу, в соответствии с требованиями учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. В репетициях и концертных выступлениях заключены богатые возможности для формирования у участников норм коллективного поведения, а также понимания социальной и культурной значимости собственной танцевально-исполнительской деятельности для сельского сообщества.
Результаты теоретического исследования и обобщение опыта работы позволяют говорить о том, что они имеют практическую значимость и могут выступать в качестве модели для специалистов сельских Домов культуры и руководителей самодеятельных танцевальных коллективов. Также данный опыт может быть использован в танцевальных коллективах учреждений дополнительного образования и культуры с участниками различного уровня способностей и подготовки.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

1.1 Содержание и структура профессиональной подготовки руководителя танцевального коллектива

С теоретической точки зрения хореографическое образование представляет собой самостоятельную, целостную, многоуровневую художественную систему. Специфика хореографической деятельности, ее принадлежность к сценичности определяют нестандартность профессиональной подготовки хореографа.
По мнению исследователей, «хореографическое образование – целенаправленный и организованный процесс и результат овладения и присвоения личностью языка и техники хореографического искусства, один из способов формирования целостной творческой личности, интеллектуально, нравственно и эмоционально развитой» (Т.А. Филановская [48]).
Анализ специфики профессиональной хореографической деятельности показывает, что она заключается в интеграции знаковых и художественных образов, на основе которых складываются сигномические и артономические схемы отношений. Е.А. Климов описывает данные схемы отношений как «человек – знак» и «человек – образ» соответственно. С помощью сигномических и артономческих схем происходит усвоение и передача опыта искусства, воспроизведение модели исполнения художественных произведений, прошедших проверку с общественно-исторической точки зрения [23].
Профессиональная хореографическая деятельность может быть рассмотрена в соответствии с общей теорией художественной деятельности (А.Я. Зись, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Селиванов, В.Н. Семенов, А.Н. Столович, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.). С этой точки зрения, она отличается многокомпонентностью и многофункциональностью, процессуальностью и креативностью, что обусловлено рядом обстоятельств [50]:
1) материализованной формой творческого продукта хореографической деятельности является целостное хореографическое произведение, реализованное в единстве художественно-образного и логического, эмоционального и интеллектуального, духовного и материального, теоретического и практического;
2) личностный смысл хореографической деятельности состоит в творческом развитии личности, способной на восприятие художественных произведений в их своеобразии, индивидуальное выражение чувств и эмоций пластическими средствами, оригинальность художественного образного мышления, ведение художественного диалога;
3) восприятие и создание хореографического произведения – это двуединый процесс, по сути своей являющийся творческим процессом, который отличается эмоциональностью, метафоричностью, ассоциативностью, образностью.
Сущность деятельности профессионального хореографа и ее квалификационные характеристики напрямую зависят от современной социокультурной ситуации. В то же время, сфера, объекты и характер профессиональной деятельности хореографа определяют содержание и структуру его профессиональной подготовки и профессионально-творческого становления в условиях обучения в вузе, а также набор формируемых компетенций [48].
Также особенности профессиональной подготовки хореографа определяются такой характеристикой будущей деятельности как ее сценичность. Это дает основания В.Н. Нилову выделять в содержании профессионального хореографического образования не только научно-теоретические и научно-методические знания в области хореографического искусства и педагогики, но и исторические традиции и инновации в освоении эмоционально-образного мира танцевального искусства, совокупность всех видов и направлений хореографической деятельности, складывающиеся в хореографическом творчестве отношения и ценностные ориентации, возможности для личностных творческих проявлений [30].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы