Организационно управленческая деятельность Дипломная работа (колледж/техникум) Юриспруденция

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Особенности применения полицией отдельных мер государственного принуждения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы применения полицией отдельных мер государственного принуждения 7
1.1 Полиция в системе органов внутренних дел 7
1.2 Виды и принципы мер государственного принуждения 14
1.3 Пределы полицейского усмотрения при применении мер государственного принуждения 21
Глава 2. Анализ применения полицией отдельных мер государственного принуждения 36
2.1 Административное задержание 36
2.2 Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории 44
2.3 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 51
2.4 Некоторые проблемы и пути их решения, применения полицией отдельных мер государственного принуждения 58
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 73

  

Введение:

 

В настоящее время проводится реформирование организации и деятельности некоторых правоохранительных органов, что обусловливается необходимостью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в стране. В рамках проводимой реформы системы МВД России был реализован ряд мер, направленных на реорганизацию и оптимизацию структуры управления, кадрового и материально-технического обеспечения, а также на решение важных социальных проблем органов внутренних дел.
В связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» существенно изменилось правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в целом и полиции в частности. Так, была установлена более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина, дан исчерпывающий перечень обязанностей полиции, деятельность сотрудника полиции стала более прозрачной для гражданского общества. Теперь сотрудник полиции должен сосредоточить свое внимание на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с существующими стандартами.
Обращаясь к вопросу о нормативно-правовых основах организации деятельности полиции, следует отметить, что деятельность ее подразделений и учреждений носит многогранный характер, следовательно, ее сотрудникам необходимы знания практически во всех отраслях права. Поэтому профессиональные кадры сотрудников полиции должны знать и уметь применять все законодательные и иные документы, составляющие нормативно-правовую основу деятельности полиции.
В современном механизме государственного регулирования общественных отношений все более значимую роль приобретают меры государственного принуждения, которые позволяют эффективно решать задачи построения правового государства.
Законность в рассматриваемой сфере предполагает соблюдение правоприменителем нормативных требований, определяющих правовой режим деятельности правоохранительных органов, должностных лиц, уполномоченных применять меры государственного принуждения, однако в качестве одной из ведущих проблем мер государственного принуждения является не соответствие нормативной основы законодательства Российской Федерации мер государственного принуждения, таким образом подтверждается актуальность в необходимости научного изучения, а также проведения анализа механизма обеспечения законных прав и интересов при реализации рассматриваемых правовых средств.
Среди Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации особое место по обеспечения мер государственного принуждения занимает полиция, которая в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» осуществляет эффективное решение проблем предупреждения и пресечения правонарушений.
Однако исходя из определенной проблемы исследования невозможно в новом социально-нестабильном и кризисном поле без совершенствования юрисдикции, механизма правоприменительной юрисдикционной практики полиции в выявлении и предупреждение правонарушений.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе особенностей применения полицией отдельных мер государственного принуждения, выявления проблематики в данной сфере и выработке решений.
Указанная цель достигается через ряд последовательных задач выпускной квалификационной работы:
— рассмотреть полицию в системе органов внутренних дел;
— изучить виды и принципы мер государственного принуждения;
— раскрыть пределы полицейского усмотрения при применении мер государственного принуждения;
— охарактеризовать административное задержание;
— проанализировать порядок вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории;
— обобщить применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
— выявить некоторые проблемы и пути их решения, применения полицией отдельных мер государственного принуждения.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные и правовые отношения, возникающие при применении полицией отдельных мер государственного принуждения.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступают нормы права, регулирующие применение полицией отдельных мер государственного принуждения.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах правоведов по проблемам применения полицией отдельных мер государственного принуждения.
Методология и методы выпускной квалификационной работы. При исследовании применения полицией отдельных мер государственного принуждения использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Нормативно-правовую базу выпускной квалификационной работы составили: Конституция Российской Федерации, а также другие международные и российские нормативно-правовые акты .
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшего совершенствования порядка применения полицией отдельных мер государственного принуждения.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и нормативная основа, а также теоретическое и практическое значение выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретико-правовые основы применения полицией отдельных мер государственного принуждения.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ применения полицией отдельных мер государственного принуждения.
В заключении обобщены результаты исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Полиция на всех исторических этапах своего развития всегда являлась и сегодня является одним из центральных звеньев аппарата государства, принимающих наиболее активное участие в осуществлении его правоохранительной функции.
Классификация административного принуждения помогает:
— во-первых, глубже уяснить существо административного принуждения как единого собирательного понятия, отграничить его от других видов государственно-правового принуждения;
— во-вторых, определить типы и виды конкретных мер путем их дифференцирования;
— в-третьих, правоприменительным органам правильно классифицировать конкретные отклонения от норм правопорядка;
— в-четвертых, открыть выходы на большую теорию, вести теоретические исследования по самым различным научным проблемам административного права.
Принципы административно-правового принуждения представляют исходные начала использования данного метода государственного управления делами общества, а потому вопрос о их сущности и содержании имеет важное теоретическое и практическое значение. Если применение принуждения основывается на принципах демократических, соответствующих положению Конституции РФ о главенствующем значении прав и свобод человека и гражданина в системе общественных ценностей, возможность построения и функционирования правового государства налицо.
Принципы административного принуждения по административному праву Российской Федерации включают в себя: общие принципы административного права, принципы административного процесса и административной ответственности, специальные принципы установления и применения мер административного принуждения.
Рассмотренные в первой главе работы принципы в совокупности позволяют говорить о демократической направленности административного законодательства России, регламентирующего применение мер принуждения.
Специфика усмотрения при выборе сотрудником органов внутренних дел мер пресечения заключается в относительно широких границах указанного усмотрения, которые в свою очередь обусловлены усмотрением сотрудников в оценке фактических обстоятельств, которое выражено в относительно определенных гипотезах правовых норм.
Проведенный нами анализ специфики административного усмотрения при применении полицией мер административного пресечения позволяет нам выделить указанное усмотрение в отдельный вид — полицейское усмотрение.
При этом деятельность полиции по применению именно мер административного пресечения, а не каких-либо других мер административного принуждения, наиболее существенно влияет на отмеченную специфику.
Как было показано во второй главе работы, применение задержания сотрудниками полиции является мерой государственного принуждения, существенно ограничивающей права и свободы человека и гражданина. Это обуславливает необходимость прозрачной правовой регламентации указанного юридического феномена и обязывает правоприменителя действовать, соблюдая пределы допустимости вмешательства в личную жизнь гражданина.
По-нашему мнению, в КоАП РФ следует внести изменения в части уведомления об административном задержании, сделав обязательным для должностных лиц такое уведомление иных близких лиц, указанных задержанным.
Также необходимо выработать единый подход к процедуре обжалования административного задержания и независимо от того, какие уполномоченные должностные лица и какие органы осуществляют административное задержание. Это может регулироваться только административным кодексом Российской Федерации, поскольку законность административного задержания, существенно затрагивающая неотъемлемые права личности, не может быть предметом регулирования.
Защита своих прав на неприкосновенность жилища требует от граждан выполнения самых элементарных правил:
1. знания юридических оснований для вхождения или проникновения, наделенных специальными полномочиями лиц, в их жилые помещения.
2. понимание того, что действия лиц, не имеющих отношения к правоохранительным структурам и проникающих, в квартиру или дом вопреки желания проживающих там граждан, квалифицируются как преступление, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 139 УК РФ.
3. в случаях возникновения указанных выше ситуаций, требовать от дружинников или сотрудников частных охранных предприятий соблюдения законодательства о неприкосновенности жилища.
4. напоминать сотрудникам полиции об их исключительной компетенции в вопросах пресечения преступлений и задержания преступников, а также о том, что действия по необоснованному их проникновению в жилище наносят существенный вред конституционным правам граждан и могут быть квалифицированы как уголовное преступление — превышение должностных полномочий, ответственность за совершение которого предусмотрено ст. 286 УК РФ.
5. предлагать полицейским указывать основания перед попыткой войти или проникнуть в жилье.
6. не забывать, что запирающие устройства, элементы и конструкции, создающие препятствие проникновению в жилые помещения, допустимо взламывать и разрушать исключительно в целях пресечения преступлений.
7. не давать согласия на проведение проверок исполнения налогового законодательства по вопросам нарушений правил сдачи жилья в аренду, кроме как в порядке, установленном уголовно-процессуальными нормами.
8. владеть информацией о телефонах территориального органа МВД, прокуратуры, а также органов, контролирующих действия полиции, незамедлительно заявлять и требовать оперативной реакции на все противозаконные действия, нарушающие конституционные права на неприкосновенность жилища, подробно вести хронологию всех своих контактов с указанными лицами.
9. решительно реализовывать свои права по обжалованию всех противозаконных действий полицейских в суде в соответствии со ст. 125 УПК РФ.
Одной их важнейших проблем охраны правопорядка является правомерное и неправомерное использование сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Можно прийти к выводу о том, что знание законодательства, твердость, решительность в действиях, а также самосовершенствование сотрудника являются важнейшими факторами в правильном и правомерном применении им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
По-нашему мнению, в первую очередь, необходимо пересмотреть действующую внутриведомственную систему приема, рассмотрения, оценки и реализации разработанных на местах предложений по совершенствованию законодательства, составляющего правовую основу административной деятельности полиции.
В заключении отметим, что выбор конкретных мер государственного принуждения, равно как и последовательность их применения зависит, прежде всего, от характера нарушения, степени его интенсивности, а также характера негативных последствий, наступлением которых чревато продолжение данного нарушения.
В этой связи законодатель не устанавливает временных ограничений, связанных с реализацией мер государственного принуждения. Их применение должно продолжаться до тех пор, пока нарушение не будет устранено. По этой причине становится возможным применение к субъекту, совершающему правонарушение, одновременно либо последовательно нескольких мер государственного принуждения. Кроме того, правовые ограничения, составляющие содержание принудительных санкций, в большинстве своем являются абсолютно-определенными, а их применение не допускает какой- либо альтернативы.
Меры государственного принуждения служат особой цели, а именно сохранению правопорядка в государстве, так без такого механизма поддержание общественной безопасности становится невозможным и государство не будет в должной степени обеспечивать безопасность своих граждан. Таким образом, применение мер государственного принуждения должно осуществляться в объеме и в пределах, достаточных для достижения правовосстановительных целей, предусмотренных действующим законодательством.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы применения полицией отдельных мер государственного принуждения
1.1 Полиция в системе органов внутренних дел

Российская полиция в своем развитии прошла долгий путь, начиная свою историю, согласно проведенным экспертным сообществом историков научным исследованиям, с 25 мая 1718 года, когда по указу Петра I в Санкт-Петербурге было создано первое полицейское учреждение.
На сегодняшний день сложилась определенная устойчивая система службы полиции, которую в значительной степени определила крупная реформа, проведенная в 2011 году в системе МВД.
XXI век – век смены политического строя, который характеризуется установлением рыночных отношений и процессом динамического характера развития правового государства. Наряду с важнейшими задачами этого периода в истории России существует задача создания высокоэффективного социального института полиции – органа исполнительной власти. Основная специфика этого органа – направленность на осуществление правоохранительной деятельности и обеспечение определенной защиты жизни граждан, связанной с их здоровьем, защитой прав и свободы. В наше время одним из значительных субъектов обеспечения национальной безопасности является полиция. В сфере правоохранительной деятельности сложилась ситуация, которая повлекла за собой несоответствие работы органов внутренних дел уровню социальных ожиданий, что потребовало определенных решений на государственном уровне. Отметим, что наряду с экономическим ростом происходит модернизация правоохранительной системы, в частности и полиции .
Модернизация общественных условий жизни в России продиктовала необходимость разработки в государственно-правовой политике принципиально нового подхода к организации и деятельности органов правоохраны и правопорядка, основной задачей которых стали оказание помощи гражданам и всемерная защита их прав и свобод. Эта концепция в полной мере была выражена в новом Федеральном законе «О полиции».
Вместе с тем, реконструкция в российском законодательстве дореволюционного термина «полиция» сопровождается отсутствием его понятийной трактовки, как в самом Законе «О полиции», так и в Пояснительной записке к его проекту.
Представляется, что положения ст. 1, 4 и 12 можно рассматривать в качестве «точек опоры» в уяснении понимания «полиции» российским законодателем. Из совокупности перечня, возложенных на полицию обязанностей в ст. 12 ФЗ «О полиции», во взаимосвязи с положениями других его статей усматривается, что «полиция» понимается как составная часть органов внутренних дел, упорядоченная, иерархически организованная система специальных государственных органов, выполняющих разносторонние функции по охране общественного порядка, поддержанию и обеспечению правопорядка, а также обеспечивающих охрану и защиту прав российских и иностранных граждан и лиц без гражданства и обеспечение общественной безопасности.
Введенное в действие Указом Президента Российской Федерации 1 марта 2011 г. в развитие Закона «О полиции» новое «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» закрепляет понимание полиции как составной части органов внутренних дел, куда входят иные органы и службы внутренних дел (кадровые, финансовые, образовательные, следственные и др.), призванные обеспечивать выполнение возложенных на полицию задач.
Строгое следование редакции ст. 1 и 4 Закона «О полиции» в корреляции со смыслом ст. 1 и 12 Закона «О безопасности» , а также очевидность соотношения по правовому наполнению понятий «органы внутренних дел» и «полиция» как целого и его части, приводит к суждению, что современная правовая концепция полиции как органа обеспечения общественной безопасности является логичным продолжением и углублением в разработке общей концепции безопасности Российской Федерации на текущем этапе. Вместе с тем, принимая во внимание, что при разработке законопроекта «О полиции», как указано в Пояснительной записке к нему, учитывались «достижения науки, отечественный и зарубежный опыт функционирования полицейских институтов», возникает ряд вопросов. Во-первых, насколько оправданы законодателем реконструкция дореволюционного термина «полиция» и придание ему значения базового понятия современного российского законодательства в сфере обеспечения безопасности? Во-вторых, учитывая широкую и многоаспектную трактовку понятия «полиция» в дореволюционной России: от принудительной деятельности исполнительной власти до органа государства, наделенного функциями охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, обоснованно ли содержание понятия «полиция», заключенное в ст. 1, 4, 12 Закона «О полиции», как исчерпывающее? В-третьих, не повлекут ли указанные обстоятельства изменение терминосистемы российского законодательства и формирование в системе российского права новой самостоятельной отрасли, регулирующей правоотношения в сфере общественной безопасности, где основным субъектом выступает полиция, то есть полицейского права, активные дискуссии о котором были открыты значительно ранее принятия Закона «О полиции»? Совокупность поставленных вопросов выводит на проблему соотношения теории и практики полицейского обеспечения общественной безопасности. Потребность ее разрешения обращает к изучению, анализу и оценке опыта Российской империи, обогащенного глубоко разработанной доктриной полицейского права, представленной фундаментальными трудами И.Е. Андреевского, И.Т. Тарасова, В. В. Ивановского, Э.Н. Берендтса, А.И. Елистратова, М.М. Шпилевского, В.Ф. Дерюжинского, и практикой российской полиции на протяжении двух веков.
И.Е. Андреевский рассматривал общество и государство равноправными субъектами полицейской (управленческой и охрани- тельной) деятельности и считал, что полицейская деятельность органов государства должна проявляться только тогда, когда гражданское общество оказывается несостоятельным в полной мере выполнить управленческую и правоохранительную функции .
И.Т. Тарасов рассматривал полицию как государственный институт и орган специальной компетенции, к ведению которой относил публичную и частную безопасность. Наделяя все органы исполнительной власти полицейскими (управленческими) полномочиями он полагал, что они правомочны «издавать во исполнение закона распоряжения и предписания, прибегая в случае неповиновения или сопротивления, к принуждению», а если распоряжение незаконно, то его исполнение – преступление . Поэтому, по его мнению, граждане имеют право «сопротивления или неповиновения незаконным распоряжениям и предписаниям».
Сходных с И.Т. Тарасовым воззрений придерживался В.В. Ивановский, понимая под полицией принудительную деятельность государства и разделяя ее на «полицию безопасности» и «полицию благосостояния». А.И. Елистратов восходя к начальному смыслу понятия «полиция» – древнегреческое «городское дело», «общее управление делами государства, с участием всех его граждан» и считая его тождественным древнеримскому – «республика» – «общее дело», заключил, что «по своему происхождению «полиция» и «республика» ближе, чем родные сестры, это просто разные названия одного и того же предмета» .
В эпоху абсолютизма, когда под полицией понималась исключительно деятельность органов государства, этот смысл был извращен. Поднимая проблему становления правового государства, А.И. Елистратов выдвинул положение о том, что по мере становления конституционализма государственное управление начинает приобретать характер общественного служения.
В научном наследии полицеистов имперского периода российской истории представляется возможным выделить выработанные и сформулированные ими базовые положения концепции полиции о социальном предназначении исполнительной власти, деятельность которой должна быть направлена на удовлетворение всеобщей потребности в безопасности; о полиции как ее неотъемлемой, органичной составной части, представленной системой специальных органов государства, призванных исполнять управленческие, контрольные, надзорные, охранительные и другие функции в целях обеспечения общественной безопасности; о строгом соответствии распоряжений, предписаний и принудительных мер в деятельности полиции закону; о необходимости участия общества в государственном управлении и преисполнения властью идеей общественного служения, влекущего трансформацию отраслей государственного управления в публичные службы и эволюции полиции в орган оказания гражданам публичных (государственных) услуг в сфере обеспечения общественной безопасности .
В современном обществе полиция играет важную роль, выполняя социально значимую функцию по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, создавая нормальные условия для жизнедеятельности граждан. Сотрудники полиции в своей повседневной деятельности осуществляют предупреждение и пресечения преступлений и правонарушений, охрану общественного порядка и безопасности, а также защищают права и свободы человека и гражданина. Кроме того, полиция может оказывать услуги социального характера, связанные с правоохранительной сферой. Для успешного выполнения этих задач сотрудники полиции имеют значительные полномочия, в том числе, и возможность применять меры государственного принуждения, связанные с ограничением прав и свобод человека.
Именно полиция в современном обществе стоит на страже прав и свобод человека, что находит свое закрепление в международных универсальных и региональных актах.
Европейским кодекс полицейской этики, принятый Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2002 года подчеркивает, что полиция должна играть важную роль в системе защиты верховенства права, а одной из основных целей полиции в демократическом обществе является защита и соблюдение основных права и свобод человека.
В рамках деятельности Европола, выступающего центром обмена оперативной информацией, особое внимание уделяется вопросам защите персональных данных в процессе их обработки и передачи. Отмечается, что Европол должен обеспечить обработку данные на законной основе, гарантируется, что данные имеют отношение к правоохранительной сфере, не являются чрезмерными, хранятся не дольше, чем это необходимо, обеспечивается их соответствующая защита и конфиденциальность обработки .
Положения российского внутригосударственного законодательства полностью корреспондируют с международными нормами и стандартами.
Федеральным законом № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции» установлено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности как назначения полиции, также направлены, по сути, на защиту прав и свобод человека.
Основной целью деятельности полиции является, как было отмечено выше, защита и соблюдение прав и свобод человека. В этой связи, особую обеспокоенность со стороны общества и государства вызывают случаи нарушения самими сотрудниками полиции прав человека. Нормативно и институционально полицейская деятельность не должна допускать ситуаций, связанных с нарушением прав человека полицейскими. Часто в средствах массовой информации основной акцент делается на критике в адрес правоохранительных органов, в том числе полиции, выявлении недостатков и нарушений в работе. В то время, как не уделяется должного внимания той сложной, кропотливой работе по обеспечению общественного порядка и безопасности, которая ведется сотрудниками полиции ежедневно, 24 часа в сутки. Подобная ситуация приводит к отчуждения между правоохранительными структурами и институтами гражданского общества.
Согласно Резолюции о принятии Кодекса поведения ООН каждый орган охраны правопорядка должен представлять общественность в целом, нести перед ней ответственность быть ей подотчетным. Это предполагает необходимость тесного сотрудничества полиции с различными институтами гражданского общества. Следует помнить, что во многих странах полицейские подразделения осуществляют свою деятельность в крайне непростых условиях. Служба в полиции предполагает ненормированный рабочий день, сопряжена с риском для жизни и здоровья, связана со значительными психоэмоциональными нагрузками. В этих условиях существует корреспондирующая связь между уровнем правовой и социальной защиты полицейских и эффективностью их деятельности, в том числе, в вопросах защиты прав и свобод человека. Только консолидированное сотрудничество государства, полицейских подразделений, институтов гражданского общества и каждого конкретного человека способны эффективно противостоять современным вызовам и угрозам социального и криминогенного характера .
Полицейская деятельность представляется одним из направлений правоохранительной деятельности, наряду с контрольно-надзорной, судебной и иными видами деятельности специализированных органов государства, а также деятельности негосударственных организаций. Задача полиции состоит в обеспечении безопасности общества, граждан, охране общественного порядка. Объектом полицейской деятельности выступает противодействие преступности, а практическим результатом выступает состояние защищенности общества от внутренних и внешних угроз, иными словами – общественная безопасность и правопорядок.
Таким образом, полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Полиция на всех исторических этапах своего развития всегда являлась и сегодня является одним из центральных звеньев аппарата государства, принимающих наиболее активное участие в осуществлении его правоохранительной функции. При этом, будучи частью государственного механизма, обеспечивающего реализацию государственных интересов и государственной политики, институт полиции является его уникальным звеном, позволяющим, в силу выполняемых правоохранительных функций, в том числе, наиболее полно обеспечивать права и свободы граждан.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы