Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ 7
1.1. Сущность взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в соответствии с ФГОС ДО 7
1.2 Цели, задачи, принципы и формы совместной деятельности дошкольной образовательной организации и семьи воспитанника 14
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ 21
2.1. Исследование состояния, организации сотрудничества в совместной воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации и семьи 21
2.2. Разработка, внедрение, оценка эффективности педагогической модели эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Введение:
Актуальность проблемы исследования. Главная задача образования – гармоничное развитие личности человека, приобретение им навыков и умений, которые он сможет использовать на благо общества. Субъектами образовательного процесса являются дети, родители и педагоги. Современное дошкольное образование претерпевает значительные изменения, направленные на повышение его качества. Социальный заказ государства может быть реализован только при условии координации действий дошкольного учреждения и семьи. Проблема взаимодействия образовательных организаций и семей всегда была важной и сложной. Необходимость сотрудничества с родителями воспитанников дошкольных учреждений не вызывает сомнений. Увеличение очередности в ДОУ, потребность в получении психолого-педагогической помощи детям, не посещающим и посещающим ДОУ, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу, проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, недостаточная информированность родителей в области современных игровых средств, предлагаемых на российском рынке, и критериев их отбора, недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей обуславливают организацию работы с семьей воспитанника детского дошкольного учреждения.
Воспитание ребенка требует от педагогов, родителей воспитанников, учитывающих современные потребности общества, развивать те качества, которые позволят будущему гражданину общества проявить себя, стать той всесторонне развитой гармоничной личностью, которая является идеалом современного воспитания. Важное значение сотрудничества детского сада и семьи подтверждено исследованиями ученых, педагогов, разрабатывающих вопросы развития и др. Вопросы, связанные с организацией и методикой сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов.
Методы эффективного взаимодействия детского сада и семьи были раскрыты в трудах таких авторов как Т.С. Абрамовой, Т.В. Ажаровой, О.В. Алексеевой, Е.В. Ваймер, Е.В. Вербовской, Ю.А. Гладковой, О.Б. Губаревой, С.С. Завернягиной, О.Л. Зверевой и др. При этом, важным фактором, влияющим на данное взаимодействие, является ожидания педагогов и родителей по отношению друг к другу. В последнее время появились новые перспективные формы взаимодействия ДОУ с семьей, предполагающие активное участие родителей в педагогическом процессе и подготовке детей к школе, это труды Е.В. Антоновой, Л.В. Гапич, О.В. Гребенюк, М.Д. Копыриной, И.И. Кузьминой, С.Р. Милоновой, А.А. Нестеровой, В.М. Пономаревой и других ученых и практикующих педагогов.
Однако в теории и практике организации работы с семьей воспитанников ДОУ вопрос взаимодействия детского сада и семьи все же изучен недостаточно, появляются новые формы, в связи с чем, была выбрана проблема исследования. Практикующими педагогами отмечается, с одной стороны, приоритетная роль семьи в воспитании ребенка, а с другой – педагоги ориентируются на автономность воспитательной деятельности семьи и дошкольного учреждения, объясняя это некомпетентностью родителей. Выявлено противоречие между признанием в качестве основной жизненной ценности собственной семьи и нивелированием ценности семей воспитанников. Выявленное противоречие определило проблему исследования.
Проблема исследования – определить условия, необходимые для конструктивного сотрудничества детского сада и семьи.
Объект исследования: процесс организации взаимодействия с родителями в условиях ДОУ.
Предмет исследования: теоретические, методологические, педагогические и организационные условия взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогическую модель взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Задачи исследования:
1) определить сущность взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в соответствии с ФГОС ДО;
2) уточнить цели, задачи, принципы и формы совместной деятельности дошкольной образовательной организации и семьи воспитанника;
3) исследовать состояние организации сотрудничества в совместной воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации и семьи;
4) разработать, апробировать педагогическую модель эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, оценить эффективность этой модели.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что взаимодействие ДОУ с семьей будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий: отношение к родителям как единомышленникам доброжелательное отношение ко всем субъектам воспитательно-образовательного процесса; заинтересованность педагога во взаимодействии, вместо формального общения с родителями; умение оказывать конкретную помощь семье; взаимодействие с родителями носит системный характер.
Методы исследования: работа над данной проблемой предполагает анализ специальной литературы по теме исследования, обобщение позитивного практического опыта педагогов по организации взаимодействия детского сада и семьи, наблюдение, анкетирование, проектирование, моделирование.
Новизна исследования заключается в разработке педагогической модели взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Проведенное исследование имеет теоретическую значимость – это, прежде всего, определяется актуальностью исследуемой проблемы, в работе уточнены теоретические представления о взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, обоснована необходимость разработки и внедрения инновационных моделей взаимодействия с семьей воспитанников в образовательный процесс ДОУ.
Практическая значимость исследования: определена модель взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Структура выпускной квалификационной работы выстроена в соответствии с целями, задачами и гипотезой исследования. Работа представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключения, списка информационных источников и четырех приложений, содержащих пояснительный материал.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 Наро-Фоминского городского округа (МАДОУ детский сад № 4).
Заключение:
Важным направлением в работе дошкольного учреждения является взаимодействие с семьей. В это понятие включается новое содержание, интересные и эффективные формы работы, направленные на удовлетворительное решение общих идей по отношению к каждому ребенку. Работа с семьей рассматривается не как необходимость, не как следствие, вытекающее из каких-либо результатов, а как органически целое во взаимосвязи всей цепи педагогического процесса каждого дошкольного учреждения. Педагогам дошкольных учреждений следует обратить особое внимание на организацию различных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. С признанием на уровне законодательства приоритета семьи и домашнего воспитания в развитии ребенка изменяются функции дошкольного учреждения, реализация которых ориентирована на взаимодействие с семьей, основанное на понимании взаимодополняемости обоих воспитательных институтов.
Во взаимодействии семьи и ДОУ должны быть сформулированы общие цели воспитательно-образовательного процесса, которые будут реализованы при решении следующих задач: налаживание партнерских отношений с семьями воспитанников; развитие и воспитание детей осуществлять совместными усилиями; выстраивать сотрудничество с учетом общих интересов, взаимопонимания и взаимной поддержки.
Построение партнерских отношений, где родители являются активными субъектами образовательной деятельности, существенно меняет условия взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, позволяет расширить круг интересов в сфере дошкольного воспитания ребенка. Содержание работы педагога с родителями включает в себя различные вопросы воспитания и обучения дошкольников: особенности развития ребенка, методы, формы и задачи воспитания, организация предметно-игровой среды, подготовка детей к школе.
В соответствии с ФГОС ДО педагогам необходимо устанавливать взаимодействие с родителями как единомышленниками, заботиться о создании как психологических, так и технологических условий для выстраивания образовательного маршрута каждого ребенка, учитывать запросы различных семей, создавать в детском саду обстановку доверия и сотрудничества.
Опытно-исследовательская работа проводилась в три этапа:
1. Анкетирование педагогов, родителей на предмет выявления трудностей в процессе взаимодействия.
2. Второй этап – включал в себя разработку и реализацию педагогической модели эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях ДОУ.
3. На третьем этапе организовано повторное анкетирование родителей, направленная на определение эффективности педагогической модели взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях ДОУ.
Анкетирование родителей позволили сделать вывод о сохранении внимания родителей к образовательному процессу в ДОУ и выделить проблемы вовлечения родителей в этот процесс: родители в большинстве случаев стремятся к получению различной информации по данному вопросу; у родителей отсутствуют адекватные представления о своей роли в этом процессе.
По итогам анкетирования педагогов и родителей нами был сделан вывод о необходимости разработки и внедрения модели эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в образовательном процессе. Далее была реализована данная педагогическая модель.
Автором работы предложены другие актуальные формы сотрудничества детского сада и семьи. Внедрение предложенных форм сотрудничества детского сада и родителей повысит роль семьи в воспитании дошкольника и позволить достичь цели образовательного процесса.
В ходе исследовательской работы определены педагогические условия успешности реализованной модели: организационно-педагогические условия следующие: соблюдение принципов воспитания; материально-техническое обеспечение деятельности; приобщение родителей к образовательному процессу ДОУ. Психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы; сотрудничество педагогов и родителей. Важным психолого-педагогическим условием является установление доверительных отношений между педагогами и родителями для повышения эффективности взаимодействия ДОУ и семьи.
Нами отмечается активность родителей в процессе реализации педагогической модели. Обеспечен позитивный психологический климат.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
1.1. Сущность взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в соответствии с ФГОС ДО
Семья, родители являются первой социальной средой развития ребенка. В процессе семейного воспитания закладываются не только черты личности вообще, но и основы, которые чрезвычайно сильно влияют на весь дальнейший ход формирования личности 4, с. 125. Многое зависит от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок. В семейном воспитании заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника. Семья и детский сад – два воспитательных компонента, каждый из которых дает ребенку положительный социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир 31, с. 167.
Необходимость тесного взаимодействия между дошкольными образовательными учреждениями и семьями их воспитанников в современном дошкольном образовании рассматривается как условие создания единого образовательного пространства. А установка такого взаимодействия и сотрудничества является уже не просто одним из путей развития ребенка, а обязанностью педагогического коллектива ДОУ. Подтверждение этому мы содержится во ФГОС, который указывает, что оказание педагогической помощи родителям, привлечение семей воспитанников к достижению общих с ДОУ воспитательных и образовательных целей является непосредственной задачей дошкольного учреждения [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования основой взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников провозглашает следующие принципы и задачи: сотрудничество ДОУ с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Вся образовательная деятельность дошкольной образовательной организации направлена на решение этих задач и принципов.
Во ФГОС ДО взаимодействие с родителями (законными представителями) является важным психолого-педагогическим условием реализации Программы по вопросам образования ребенка, а также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В этом документе говорится об оказании помощи семьям воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве, об отношении к родителям как полноправным участникам педагогического процесса, о вовлечении их в образовательный процесс.
Поэтому администрация любой современной ДОO старается привлечь внимание родителей к вопросам воспитания и развития детей. Педагогическим коллективам детских учреждений приходится искать пути формирования единого пространства развития своих воспитанников. Создание комфортной пространственно-предметной среды и ее качественное вербально-смысловое наполнение в самой ДОУ еще не является созданием эффективной среды развития ребенка. Гораздо больше времени дети дошкольного возраста проводят дома, с членами своих семей, где их должно ждать продолжение созданных в ДОУ условий. Однако, семьи бывают разными, и часто дома ребенок не только не получает педагогических стимулов к развитию, но и просто испытывает на себе откровенно негативное влияние со стороны близких родственников. В этом случае негативные тенденции в процессе образования и воспитания ребенка будут преобладать над позитивными, запускаемыми детским учреждением. Поэтому важно создать единое педагогическое пространство «детский сад-семья», что невозможно без установления взаимопонимания и регулярных контактов с родителями.
Исследования, проводимые в области взаимодействия ДОУ и семьи выявили определенные проблемы, которые наиболее часто и сильно препятствуют установлению положительных контактов педагогов с родителями. Среди таких проблем называют: падение авторитета профессии воспитателя; неДОУценку педагогами роли родительского воспитания; отсутствие установок на сотрудничество со стороны родителей, а иногда и педагогов; разные ценностные ориентации и ожидания у родителей и педагогов; формальный подход воспитателей к сотрудничеству [30, с. 107].
Таким образом, многие аспекты взаимодействия семьи и ДОУ содержат в себе потенциальные проблемы, препятствующие продуктивному сотрудничеству. Помимо этого, по отношению к каждой ДОУ остается открытым вопрос о том, является ли работа по установлению взаимодействия детского учреждения и семьи реальной и эффективной или же является формальной и воплощается в жизнь только на бумаге, в отчетах.
Дошкольник как субъект образовательного процесса является центральным его звеном, а его активная жизненная позиция проявляется в ходе взаимодействия с родителями, педагогами и сверстниками через удовлетворение основной потребности ребенка – в общении (прежде всего в любви и внимании), – которая выражается и как познавательная активность. Таким образом, задача педагога ДОУ – обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, выстроить отношения взаимного доверия и сотрудничества, необходимые для становления гармоничной личности, обеспечения всестороннего развития и социализации дошкольника, воспитания здорового и счастливого ребенка 10, с. 70.
В настоящее время используется термин «взаимодействие» дошкольной образовательной организации и семьи. Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова «взаимодействие» трактуется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. От согласованной совместной работы родителей и воспитателей ДОУ зависит дальнейшее развитие ребенка 32, с. 238.