Физическая культура Дипломная работа (колледж/техникум) Педагогика/Психология

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Организация тренировочных занятий со старшими дошкольниками по ритмической гимнастике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение
Глава 1. Ритмическая гимнастика как форма работы по физическому воспитанию старших дошкольников в МБОУ «Центр образования села Усть-Белая»
1.1. Актуальность вопроса проведения ритмической гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста
1.2. Виды и общая характеристика ритмической гимнастики
1.3. Содержание и принципы организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
1.4. Значение развития координационных движений у детей 5-7 лет
1.5. Координационные способности. Их разновидности
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование влияния ритмической гимнастики на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Контрольные тесты для определения уровня развития координационных способностей
2.2. Результаты диагностики физического развития старших дошкольников
2.3. Программа тренировочных занятий со старшими дошкольниками по ритмической гимнастике и ее результаты
Заключение
Список использованной литературы

  

Введение:

 

Современные условия жизни предполагают точность и быстроту движений, их своевременность и рациональность, экономичность и согласованность. Обобщая указанные характеристики одним словом, можно сказать, что существует высокая потребность в развитии координационных способностей у современного человека.
Актуальность исследования проблемы развития координационных способностей у детей имеет высокую практическую и научную ценность, поскольку именно по сформированной координации педагоги судят об окончании этапа овладения ребенком основными движениями и об его готовности к их использованию в повседневной жизни.
Вместе с тем проблема развитой координации остаётся наиболее противоречивой и наименее разработанной в теории и методике физического воспитания детей.
Одной из задач физического воспитания детей старшего дошкольного возраста является поиск и научное обоснование наиболее эффективных средств, методов развития двигательных качеств, в частности – координационных способностей. Среди разнообразия различных видов спорта ритмическая гимнастика, являясь сложно-координационным видом спорта, содержит многообразие необычных, для повседневной жизни, движений, связок. Исследуемый нами детский возраст является, по мнению ученых, сенситивным периодом для развития двигательных функций.
Среди многих видов спорта ритмическая гимнастика выделяется, прежде всего, неестественностью видов и форм движения. Предметом соревнований здесь выступает техника движений. Поэтому образование новых все более усложняющихся движений и возможность дифференцировать амплитуду движений, варьирование в напряжении и расслаблении мышц выходит на первый план.

Учеными (П.К. Анохиным, Л.С. Выготским, Г. Доманом, А.В. Дмитриевым, Е.М. Мастюковой и мн. др.) отмечалось, что физический компонент играет важную роль в становлении всех психических процессов в организме ребенка. Г.Д. Горбуновым, Л.Б. Дзержинской, С.П. Евсеевым, Е.П. Прописновой, В.А. Родионовым, Н.А. Фоминой указывается, что не требует доказательств утверждение о том, что грамотно обеспеченная детская двигательная активность является основой для гармоничного развития личности. При этом также верно мнение о том, что при наличии отклонений в детском развитии одним из эффективных, доказавших свою пользу средств коррекции является физическая активность, т.е. средства физической культуры.
Учеными (Н.А. Бернштейн, В.И. Лях, И.М. Туревский) координация понимается в качестве психофизиологического качества. Специалисты (А.А. Гужаловский, П.Ф. Лесгафт, Э.Я. Степаненкова) отмечают, что в детском возрасте координация отражает перенос двигательного опыта в игровую и самостоятельную деятельность. Также детский возраст, по мнению исследователей (Л.О. Бадалян, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова), выступает сензитивным периодом для формирования координации, поскольку ребенок уже имеет все необходимые предпосылки для ее развития.
В связи с вышесказанным, мы считаем, что проблема организации тренировочных занятий со старшими дошкольниками по ритмической гимнастике востребована, как наукой, так и практикой, а потому актуальна и заслуживает тщательного изучения.
Объектом исследования является физическое воспитание в старшем дошкольном возрасте.
Предметом исследования является организация тренировочных занятий со старшими дошкольниками по ритмической гимнастике как средство развития координации.
Цель исследования выступает определение влияния ритмической гимнастики на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить общую характеристику и виды ритмической гимнастики, актуальность ее проведения с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Представить содержание и принципы организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
3. Рассмотреть координационные способности, их разновидности и значение в жизни детей 5-7 лет.
4. Эмпирически определить уровень развития координационных способностей у старших дошкольников.
5. Составить и внедрить программу тренировочных занятий со старшими дошкольниками по ритмической гимнастике.
Теоретической основой исследования служат научные труды отечественных ученых, посвященные организации физкультурной деятельности в детском саду и использовании ритмической гимнастики в воспитательном процессе (Н.А. Бернштейн, Н.Н. Голякова, Н.Н. Ермак, А.Н. Крестовников, В.И. Лях, Л.Д. Назаренко, Э.Я. Степаненкова, Н.А. Фомина, И.В. Черкасова, В.Н. Шебеко).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее материалов следующими категориями лиц:
— педагогами и тренерами для оптимизации своей деятельности по совершенствованию координации детей 5-7 лет на занятиях ритмической гимнастикой;
— студентами, обучающимися по направлению «Физкультура и спорт» с целью самоподготовки к семинарским и практическим занятиям;
— учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, для систематизации и обобщения эмпирического материала.
База исследования: дошкольное отделение муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр образования села Усть-Белая». В исследовании приняли участие 18 дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, воспитанники дошкольного отделения МБОУ «Центр образования села Усть-Белая» (8 мальчиков и 10 девочек).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе раскрываются теоретические основы использования ритмической гимнастики как формы работы по физическому воспитанию старших дошкольников в МБОУ «Центр образования села Усть-Белая».
Во второй главе проведено опытно-экспериментальное исследование влияния ритмической гимнастики на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование показало, что координация как психофизическое качество успешно воспитывается у детей старшего дошкольного возраста при специально созданных педагогических условиях. Доказана необходимость систематичной и комплексной работы над ее компонентами.
В педагогическом процессе воспитание координации происходит при ведущей роли обучения, в результате которого разученное на физкультурном занятии движение осознанно переносится ребенком в игровую и повседневную деятельность. Этому способствует методика поэтапного обучения физическим упражнениям, направленная на формирование телесной рефлексии и кинестетическое образование детей старшего дошкольного возраста.
Выполненное исследование позволило достичь поставленной во введении цели работы, что обеспечило определение влияния ритмической гимнастики на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— была изучена общая характеристика и виды ритмической гимнастики, актуальность ее проведения с детьми старшего дошкольного возраста;
— было представлено содержание и принципы организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду;
— были рассмотрены координационные способности, их разновидности и значение в жизни детей 5-7 лет;
— был эмпирически определен уровень развития координационных способностей у старших дошкольников;
— была составлена и внедрена программа тренировочных занятий со старшими дошкольниками по ритмической гимнастике.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что организация тренировочных занятий со старшими дошкольниками по ритмической гимнастике позволит показать положительную динамику в развитии координации у старших дошкольников.
Таким образом, цель оказалась доказана, задачи решены, а гипотеза доказана в полном объеме.
По итогам проведения исследования нами предлагаются следующие практические рекомендации:
1. На занятиях ритмической гимнастикой важно создавать положительный настрой и атмосферу доброжелательности, чтобы участвующие дети могли раскрепоститься, захотели заниматься и начали стремиться к новому опыту.
2. Повышению активности детей в процессе занятий ритмической гимнастикой способствует использование игровых форм, поэтому необходимо обязательно подбирать соответствующие подвижные игры и включать их в ход занятия.
3. Развитию координации детей будет способствовать моторно-двигательное соответствие занятий ритмической гимнастикой содержанию музыкального сопровождения. В связи с этим, на занятиях ритмической гимнастикой важно уделять внимание не только обучению двигательным навыкам, но и учету музыкального фона.
4. Повышению эффективности занятий ритмической гимнастикой способствует словесное соответствие, т.е. выразительное пояснение характера движений.

 

  

Учеными (П.К. Анохиным, Л.С. Выготским, Г. Доманом, А.В. Дмитриевым, Е.М. Мастюковой и мн. др.) отмечалось, что физический компонент играет важную роль в становлении всех психических процессов в организме ребенка. Г.Д. Горбуновым, Л.Б. Дзержинской, С.П. Евсеевым, Е.П. Прописновой, В.А. Родионовым, Н.А. Фоминой указывается, что не требует доказательств утверждение о том, что грамотно обеспеченная детская двигательная активность является основой для гармоничного развития личности. При этом также верно мнение о том, что при наличии отклонений в детском развитии одним из эффективных, доказавших свою пользу средств коррекции является физическая активность, т.е. средства физической культуры.
Учеными (Н.А. Бернштейн, В.И. Лях, И.М. Туревский) координация понимается в качестве психофизиологического качества. Специалисты (А.А. Гужаловский, П.Ф. Лесгафт, Э.Я. Степаненкова) отмечают, что в детском возрасте координация отражает перенос двигательного опыта в игровую и самостоятельную деятельность. Также детский возраст, по мнению исследователей (Л.О. Бадалян, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова), выступает сензитивным периодом для формирования координации, поскольку ребенок уже имеет все необходимые предпосылки для ее развития.
В связи с вышесказанным, мы считаем, что проблема организации тренировочных занятий со старшими дошкольниками по ритмической гимнастике востребована, как наукой, так и практикой, а потому актуальна и заслуживает тщательного изучения.
Объектом исследования является физическое воспитание в старшем дошкольном возрасте.
Предметом исследования является организация тренировочных занятий со старшими дошкольниками по ритмической гимнастике как средство развития координации.
Цель исследования выступает определение влияния ритмической гимнастики на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить общую характеристику и виды ритмической гимнастики, актуальность ее проведения с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Представить содержание и принципы организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
3. Рассмотреть координационные способности, их разновидности и значение в жизни детей 5-7 лет.
4. Эмпирически определить уровень развития координационных способностей у старших дошкольников.
5. Составить и внедрить программу тренировочных занятий со старшими дошкольниками по ритмической гимнастике.
Теоретической основой исследования служат научные труды отечественных ученых, посвященные организации физкультурной деятельности в детском саду и использовании ритмической гимнастики в воспитательном процессе (Н.А. Бернштейн, Н.Н. Голякова, Н.Н. Ермак, А.Н. Крестовников, В.И. Лях, Л.Д. Назаренко, Э.Я. Степаненкова, Н.А. Фомина, И.В. Черкасова, В.Н. Шебеко).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее материалов следующими категориями лиц:
— педагогами и тренерами для оптимизации своей деятельности по совершенствованию координации детей 5-7 лет на занятиях ритмической гимнастикой;
— студентами, обучающимися по направлению «Физкультура и спорт» с целью самоподготовки к семинарским и практическим занятиям;
— учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, для систематизации и обобщения эмпирического материала.
База исследования: дошкольное отделение муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр образования села Усть-Белая». В исследовании приняли участие 18 дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, воспитанники дошкольного отделения МБОУ «Центр образования села Усть-Белая» (8 мальчиков и 10 девочек).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе раскрываются теоретические основы использования ритмической гимнастики как формы работы по физическому воспитанию старших дошкольников в МБОУ «Центр образования села Усть-Белая».
Во второй главе проведено опытно-экспериментальное исследование влияния ритмической гимнастики на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В МБОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА УСТЬ-БЕЛАЯ»
1.1. Актуальность вопроса проведения ритмической гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: ритмическая гимнастика, элементы йоги, занятия на фитболах и пр.
Наиболее популярной является ритмическая гимнастика как одна их эффективных форм повышения двигательной активности. Занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений.
На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще древние эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали сочетание музыки и движения – «орхестрику», которая позволяла развивать физические качества, пластику, красивую осанку, музыкальные способности, а также эстетический вкус. О ней вновь вспомнили в начале ХХ века. С.М. Волконский популяризатор идей Жака Далькроза, писал, что «ритмическая гимнастика должна стать средством всестороннего воспитания будущих поколений» [12].
Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и на развитие всех мышц и суставов. Кроме того, ритмичная музыка, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание, заниматься физическими упражнениями. Не случайно ритмическая гимнастика получила такое массовое распространение во всем мире.
Ритмическая гимнастика для дошкольников решает как общие, так и частные задачи.
Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные.
К частным можно отнести такие задачи: привлечь детей к систематическим занятиям; укрепить здоровье детей; формировать правильную осанку; обеспечивать профилактику заболеваний; повышать работоспособность; развивать основные физические качества (в частности, координацию); совершенствовать чувство ритма; формировать культуру движений.
Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.
Максимально используемая ритмическая гимнастика в двигательной деятельности детей дошкольного возраста, повышает интерес к физическим упражнениям, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
Музыкальное оформление занятий создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей.
Использование элементов конструирования способствует развитию логического мышления и дает возможность на занятиях ритмической гимнастикой изучать отдельные разделы элементарной математики (обучение счету, знакомство с геометрическими фигурами и т.д.) [46].
Занятия ритмической гимнастикой обеспечивают одновременно и развитие физических качеств, и формирование базы эстетических движений тела. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой её является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой. Правильная постановка рук и ног, прямая осанка, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти – вот основные элементы красивого движения.
Культура движений во многом связана с развитием у дошкольников физических качеств. Без развития мышц спины и брюшного пресса ребенок не сможет удерживать правильную осанку долгое время. Плохая координация не позволит ему согласованно выполнить движения руками т ногами одновременно. Недостаточная гибкость снизит впечатление от выполнения упражнения на равновесие («ласточка»). Излишняя медлительность проявится в несогласованности упражнений с музыкой. Быстрая утомляемость как результат низкой выносливости не даст до конца контролировать свои действия. Взаимосвязь физической подготовленности и двигательной культуры очевидна [39].
Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. Если ребенок невнимателен, значит, плохо запоминает упражнения и всегда напряжен при их выполнении. Недостаток образного и логического мышления приводит к ошибкам при выполнении комплексов упражнений. Плохо развитые представления и воображение не позволят ребенку создать и выразительно передать образ через движения. Занятия ритмической гимнастикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так и слуховой и зрительной памяти. Это происходит, естественно, в сочетании с решением других задач физического воспитания [53].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы