Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Организация социального обеспечения и регулирование труда лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 9
1.1 Правовая основа реализации социальных прав граждан в российском государстве 9
1.2 Нормативно-правовое регулирование труда и социальной защиты лиц, осужденных к лишению свободы 15
2 СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ОСУЖДЕННОГО К ТРУДУ В МЕСТАХ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 21
2.1 Субъекты и содержание трудовых отношений при привлечении к труду осужденных к лишению свободы 21
2.2 Дисциплина труда и пределы материальной ответственности лиц при привлечении к труду в местах исполнения наказания в виде лишения свободы 32
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 43
3.1 Основания и способы защиты социальных прав осужденных 43
3.2 Социальное обеспечение осужденных к лишению свободы в Камчатском крае 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Введение:
Актуальность темы работы. Институт социального обеспечения и регулирование труда лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы имеет важное значение. В связи с тем, что России предпринимает меры по интеграции в мировое сообщество можно сказать также об актуальности данного института. Соблюдение социального обеспечения и регулирование труда лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы свидетельствует о стремлении РФ соблюдать взятые на себя обязательства, а также решать различные аспекты прав осужденных и заключенных.
Уголовно-исполнительная система (УИС) является одним их важнейших социально-правовых институтов государства, который исторически формируется, развивается и меняется под влиянием социальных, экономических, политических изменений, которые происходят в обществе. Согласно статистике ФСИН по состоянию на 1 января 2020 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 536 760 человек [35]. При этом период с 2009 по 2019 год численность спецконтингента уменьшилось с 134142 до 100934 или на 33208 человека (на 24,76%) [47, c.85]. В связи с этим положение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в условиях формирования правового государства имеет важное значение. В исправительных учреждениях и следственных изоляторах уделяется огромное внимание соблюдению законности, прав человека и законных интересов, но исходя из того, что на сегодняшний день поступает информация о случаях бесчеловечного обращения и насилия в УИС можно сделать вывод, что в данной сфере имеются проблемы.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные и правовые отношения, возникающие в сфере социального обеспечения и регулирование труда лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является правовые нормы, регулирующие социальное обеспечение и регулирование труда лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы
Целью выпускной квалификационной работы является определение путей совершенствования организации социального обеспечения и регулирование труда лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы социального обеспечения и регулирование труда лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— изучить правовую основу реализации социальных прав граждан в российском государстве;
— рассмотреть нормативно-правовое регулирование труда и социальной защиты лиц, осужденных к лишению свободы;
— проанализировать субъектов и содержание трудовых отношений при привлечении к труду осужденных к лишению свободы;
— раскрыть дисциплину труда и пределы материальной ответственности лиц при привлечении к труду в местах исполнения наказания в виде лишения свободы;
— провести анализ оснований и способов защиты социальных прав осужденных;
— охарактеризовать социальное обеспечение осужденных к лишению свободы в Камчатском крае.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных — формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [3], Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) [7], Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее — УИК РФ) [5], Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ) [6], федеральные законы РФ.
Основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского законодательства. Были изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что изложенные в ней выводы и предложения могут быть учтены и использованы: в правотворчестве, в совершенствовании уголовного законодательства РФ; в научно-исследовательских работе при дальнейшем изучении проблематики социального обеспечения и регулирование труда лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы проведен анализ конституционных основ социальной защиты лиц, осужденных к лишению свободы.
Во второй главе выпускной квалификационной работы изучена структура трудовых отношений при привлечении осужденного к труду в местах исполнения наказаний в виде лишения свободы.
В третьей главе выпускной квалификационной работы выявлены актуальные проблемы правового регулирование труда и социальной защиты осужденных к лишению свободы.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Несомненно, выполнение задач социально-обеспечительного характера является важнейшим направлением внутренней политики в стране, а потому систематизация законодательства в данной области представляется необходимой.
Помимо поправок, связанных с историей и политической системой, изменением структуры полномочий среди органов государственной власти, обновленная Конституция РФ в том числе направлена на поддержание социальных групп Российского государства, что выражается в декларировании новых мер социальной поддержки, методология оказания которых в дальнейшем конкретизируется в соответствующих законах и подзаконных актах. Можно резюмировать, что система закрепленных социальных прав и свобод соответствует международным стандартам и социальному законодательству иных ведущих зарубежных стран, что придает вносимым изменения в Основной закон государства важный идеологический смысл.
2. Правовое регулирование социального обеспечения и регулирование труда лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы имеет свои специфические признаки и черты, однако оно должно соответствовать общей степени социального обеспечения, установленной на федеральном уровне.
Несмотря на это, существующей нормативно-правовой базы в области социального обеспечения лиц осужденных к лишению свободы недостаточно, для эффективного осуществления деятельности. Исходя из этого в настоящее время также назревает необходимость обобщения существующих нормативно-правовых основ социального обеспечения лиц осужденных к лишению свободы с целью внесения изменений в уголовно-исполнительное законодательство, и закрепление социально-правовой поддержки в УИК РФ, что поставит социально-правовую поддержку осуждённых на качественно новый этап развития.
В ст. 4 ТК РФ так же отмечается запрет на принудительный труд. Но в ст. 103 УИК РФ говорится о том, что труд является обязательным условием отбывания наказания осужденного к лишению свободы. В связи с этим предлагается внести изменения в действующий ТК РФ, УИК РФ, а так же разработка и внедрение нормативного правового акта, регулирующего деятельность исправительных учреждений в вопросе регулирования труда осужденных.
3. При учете того, что заключенные осуществляют труд не в рамках трудового договора, а на основании обвинительного приговора суда, необходимо внести соответствующее дополнение в статью 105 УИК РФ в части правового определения невозможности применения к оплате труда осужденных надбавки за работу в районах Крайнего Севера и территориях приравненных к нему», ряд ученых предлагают законодательно закрепить принцип поощрения благопристойного поведения осужденных, которые на протяжении срока отбывания наказания с высокими результатами осуществляли труд при вредных или опасных условиях, определив в качестве стимуляционной меры льготное исчисление срока заключения.
4. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Но правил внутреннего трудового распорядка в исправительных учреждениях обычно нет, хотя в § 6 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений указано, что начальниками исправительных учреждений с учетом условий труда устанавливается порядок поведения осужденных на производственных объектах. Анализ и изучение вопросов привлечения осужденных к материальной ответственности за нарушение требований охраны труда позволило предложить конкретные мероприятия по профилактике и снижению производственного травматизма, сохранению жизни и здоровья лиц, привлекаемых к обязательному оплачиваемому труду на производственных объектах исправительных учреждений.
5. Считаем важным внесение изменений в ст. 103 УИК РФ и закрепление труда в качестве добровольного.
Уместным было бы внесение изменений в ст. 771 УИК РФ и закрепление возможности транспортировки осужденных в суд для участия не только в производстве по уголовным делам, но и по гражданским. Предлагаем Минюсту России выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в ст. 771 УИК РФ и закреплении возможности транспортировки осужденных в суд для участия в производстве и по гражданским делам, что обеспечило бы наибольшую защиту их прав в процессе отбывания наказания.
6. Благодаря введению в эксплуатацию общежития совместного проживания в ФКУ ИК-7 — УФСИН России по Камчатскому краю удалось улучшить качество жизни детей и осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительном учреждении, снизить заболеваемость, поддержать грудное вскармливание, укрепить детско-материнские отношения, уменьшить количество дисциплинарных нарушений среди осужденных, проживающих вместе с детьми, изменить менталитет осужденной женщины, проживающей со своим ребенком, понять и принять ценности семьи, благополучия и встать на истинный путь исправления.
Таким образом, особенности правового статуса осужденного к лишению обусловлены определенными изъятиями таковых. Исправительные учреждения не обладают достаточной материальной, технической базой для обеспечения социальных прав осужденных к лишению свободы. Вместе с тем, Российская Федерация провозглашена социальным государством, следовательно, уважение прав, свобод человека и гражданина, в том числе и отбывающего наказание по приговору суда в виде лишения свободы, является одним из главных условий соблюдения требований международных актов, Конституции РФ, федерального законодательства.
Фрагмент текста работы:
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
1.1 Правовая основа реализации социальных прав граждан в российском государстве
Социальные права и свободы человека — это гарантированные (защищенные Конституцией РФ) права человека на свободу выбора, социальную защиту во всех сферах его жизнедеятельности. Возникновение социальных прав человека было обусловлено активной борьбой населения за обеспечение справедливых и полноценных условий для жизни и труда.
В Конституции Российской Федерации прописаны права граждан на: свободный выбор языка для общения; свободный выбор религиозных убеждений; свободу труда. Каждый человек в соответствии с законом РФ имеет: право на защиту от безработицы; право на труд и отдых; права на защиту семьи, детства и материнства; право на государственную помощь в воспитании детей при потере кормильца; помощь по возрасту, в случае болезни; социальные права в сфере трудового кодекса. Российская Федерация с 1993 года считается социальным государством. Однако достижение такой цели достаточно сложный процесс, который связан с экономикой, модернизацией правового регулирования в социально-экономической сфере. Достойный труд — это важнейший шаг в достижения цели обеспечения достойной жизни человека. С помощью правовых норм процесс различной работы охвачен общими правилами, происходит распределение продуктов труда, действия любого человека подчиняются определенным условиям этого процесса [49, c.200].
Разработка и следование всем правовым нормам социальной защиты населения обеспечивает слаженность в работе и координацию труда, а также способствует развитию социально-трудовых отношений. Основным законом страны является Конституция Российской Федерации 1993 г., которая и является фундаментом законодательства в любой сфере общественных отношений. Конституции РФ запрещает принудительный труд.
Европейская социальная хартия [1] является одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав человека и наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией в 1998 году, составляет единый механизм защиты прав человека. Социальная хартия закрепляет не гражданские и политические, а социально-экономические права
Согласно Конвенции Международной Организации Труда принудительным трудом не является служба или работа, которая должна быть выполнена согласно нормам об обязательной военной службе. Также не является принуждением работа, осуществляемая по приговору суда. Чрезвычайные ситуации и труд, связанный с ними, не являются принудительными. В КМОТ прописаны границы минимального предельного возраста трудоспособных мужчин, при котором возможно привлекать их к принудительному труду (ст. 11); нормы предоставления отпусков в течение года (ст. 12); правила условий оплаты этого труда (ст. 14-17). Женщин, как и мужчин, не имеют права принудить к работе, за исключением приговора суда.
Международные и конституционные нормы и правила о свободном, безопасном труде включают в себя не только запрет на принудительный труд, но и право на безопасный труд. Охрана труда — это комплекс мер, обеспечивающий возможность сохранения здоровья и жизни работников в процессе его трудовой деятельности, которая включает: социально экономические, правовые, санитарно-гигиенические, организационно технические, лечебно-профилактические, различные реабилитационные и иные мероприятия.
Каждый человек в течение жизни может подвергаться различным опасностям, встретить непреодолимые препятствия, которые отразятся на состоянии его трудоспособности и жизнедеятельности, привести к утрате заработной платы как основного источника средств существования. Преодолеть указанные обстоятельства в большинстве случаев человек не может самостоятельно, т.к. они не зависят от его воли, а связаны с производственными требованиями. В определенных случаях государство берет на себя социальную защиту в виде соответствующих случаю определенных законодательством социальных программ [19, c.255].
Социальное обеспечение государства проявляется в различных направлениях деятельности и через разные функции. Экономическая функция заключается в определенном замещении источника средств существования, который человек утратил в связи с потерей кормильца, возрастом, утратой трудоспособности и др. Политическая функция социального обеспечения включает в себя меры для устранения чрезмерного различия в уровне жизни разных слоев населения. Демографическая функция способствует увеличению численности населения (увеличения деторождаемости). Социально-реабилитационная функция направлена на обеспечение и восстановление нормальных жизненных условий для социально не защищенных слоев населения. Финансирование для осуществления социальных функций производится за счет бюджетных средств различных уровней, также федерального и региональных фондов социальной поддержки, организованных в основном за счет бюджетных отчислений. Состав получателей помощи, ее виды и размеры определяются законами РФ и ее субъектов.
Различают определенные виды социальной помощи: социальные пенсии; предоставление государством предметов первой необходимости; льготы на оплату коммунально-бытовых услуг; единовременные пособия вынужденным переселенцам; льготы на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий; помощь престарелым и инвалидам на дому; стационарное обслуживание инвалидов и престарелых; приюты для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и прочее [31, c.7].
Социальные права не могут развиваться только помощью политических, экономических, социальных и юридических гарантий. Прежде всего, обществу необходимо донести приоритет закона и выработать уважение к нему.
Многообразие основополагающих понятий в праве социального обеспечения требует их четкого разграничения и легального определения в законодательстве. К сожалению, в настоящее время в законодательстве о социальном обеспечении эта работа не проведена, понятия размыты, не установлено их соотношение друг с другом [52, c.75].
Вопрос о четком выделении видов и форм государственной социальной помощи является весьма актуальным, носит как теоретический, так и практический характер.
С учетом вышеизложенного, представляется целесообразным и своевременным виды государственной социальной помощи, закрепленные в ст. 12 Закона № 178-ФЗ, определить как ее формы, а социальные пособия, социальные доплаты к пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товары, указанные в ст. 1 Закона № 178-ФЗ, определить как виды государственной социальной помощи.
На сегодняшний день в праве социального обеспечения, как в одной из наиболее значимых отраслей права, наблюдаются тенденции к предметно-отраслевому расширению, появлению всё новых видов социального обеспечения, их динамичному развитию. В связи с этим возникает необходимость постоянного контроля за системностью и непротиворечивостью соответствующего нормативно-правового материала. При несоблюдении данного условия проблемы правовых коллизий, негативно отражаясь на правотворчестве в целом, повлекут также и серьезные затруднения в правоприменительной практике.
Считаем необходимым подчеркнуть, что в системе источников права социального обеспечения нет целостного, законодательно закрепленного свода принципиальных положений, что, по мнению П.Н. Байматова, не способствует последовательному развитию этой отрасли, а, напротив, создает благодатную почву для частых изменений в силу финансовых и иных конъюнктурных обстоятельств [18, c.219].
Конституционные поправки, процессуальные основы которых коснулись Основного закона в 2020 году, имеют доминантной целью частичное перераспределение власти между Российской Федерацией и субъектами РФ и реструктуризацию полномочий органов государственной власти. Однако, по замыслу законодателя, вносимые поправки имманентно направлены на усиление социальной поддержки населения, что будет выражаться в сравнении показателей МРОТа и прожиточного минимума, а также осуществлении на постоянной основе индексации пенсий и иных важнейших социальных выплат населению РФ. Указанные принципы подкрепляются декларацией о том, что в Российском государстве гарантируется обязательное социальное страхование в симбиозе с оказанием адресной социальной поддержки гражданам, что прямо закрепляется в качестве нововведения п. 7 ст. 75 Конституции РФ.
Безусловным достоинством указанных изменений является тот факт, что после вступления в силу указанных поправок субъекты РФ не вправе будут устанавливать величину минимального размера оплаты труда ниже аналогичного показателя, зафиксированного Российской Федерацией, а сами пенсионеры и субъекты, попадающие в категорию социально нуждающихся граждан РФ, смогут рассчитывать на увеличение пенсий, социальных выплат и пособий, соответствующее уровню инфляции в стране. Тем самым, нивелируется проблема диспропорций, которая наблюдалась ранее в соотношении номинальных и реальных показателей социального обеспечения граждан РФ.
Вместе с тем стоит отметить ряд проблем, которыми сопровождается данное обновление структуры Основного закона государства. Так, среди недостатков вносимых изменений можно выделить следующие [51, c.65]:
1. общепризнано, что размер прожиточного минимума не отражает истиной потребности субъектов в том наборе благ и услуг, необходимом для полноценной жизнедеятельности;
2. предусмотренная индексация не во всех случаях будет способствовать увеличению размера пенсий, поскольку в таком случае на аналогичную индексации величину сокращается размер социальных доплат, назначаемых пенсионерам;
3. в связи с наблюдающейся проблемой дожития, а также существующей бальной системой, применяющейся в условиях выхода граждан на пенсию, имеется вероятность того, что многие потенциальные пенсионеры не воспользуются указанными преимуществами.
Устанавливая сферу компетенций Российской Федерации и субъектов РФ, Конституция РФ в ходе поправок отдельно конкретизирует и уточняет перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и регионов, в контексте утверждения социальных прав и свобод граждан. Так, п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ особо акцентирует вниманием на важность социальной защиты и социального обеспечения с параллельной координацией вопросов, связанных с предоставлением качественной медицинской помощи гражданам РФ. В этом смысле деятельность институтов публичной власти субъектов РФ будет направлена не только на укрепление общественного здоровья и создание условий для ведения здорового образа жизни, но и на корректирование институциональной среды, максимально формирующей ответственный подход граждан к собственному здоровью.
Дополнительно в структуру Конституции РФ вводится п. «ж 1» ч. 1 ст. 72, который закрепляет приоритет следующих социальных аспектов:
1. защита института семьи, материнства, отцовства и детства;
2. защита института брака, под которым подразумевается создание условий и соответствующей конъюнктуры для закрепления союза мужчины и женщины как важнейшей ячейки общества в процессе дальнейшего создания семьи;
3. формирование условий для воспитания детей полноценными и гармоничными членами общества, а также развития идеологии о важности заботы детей за своими родителями.
Таким образом, несомненно, выполнение задач социально-обеспечительного характера является важнейшим направлением внутренней политики в стране, а потому систематизация законодательства в данной области представляется необходимой.