Банковское дело Дипломная работа (колледж/техникум) Экономические науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Организация расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов на примере «ОАО ОТП банка»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические основы и особенности организации расчетно-кассового обслуживания в коммерческом банке 7
1.1 Роль, функции и принципы деятельности банка в экономике 7
1.2 Сущность, роль, принципы и особенности организации денежного обращения 15
1.3 Теоретические и правовые особенности организации расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке 22
2 Анализ расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов ОАО «ОТП Банка» 31
2.1 Краткая характеристика ОАО «ОТП Банка» 31
2.2 Анализ показателей деятельности ОАО «ОТП Банка» 39
2.3 Особенности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц ОАО «ОТП Банка» 50
3 Проблемы и перспективы развития расчетно-кассового обслуживания в РФ в современных экономических условиях 66
3.1 Тенденции и основные направления развития расчетно-кассового обслуживания банков в РФ 66
3.2 Мероприятия по повышению качества расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в ОАО «ОТП Банка» 74
Заключение 78
Список использованной литературы 85

  

Введение:

 

В современных условиях ведения рыночной экономики показатель финансового результата деятельности организации является наиболее значимым в работе субъектов хозяйствования. Его размер является критерием эффективности и активности любой коммерческой организации, будь то магазин или банк. Финансовый результат деятельности – это, та сумма убытка или прибыли, которая была получена в предыдущем периоде от продажи продукции, предоставлении услуг и производства работ, а также прочих операций.
Данный показатель привлекателен большому кругу участников рынка, представляющих интерес к стабильной работе организации, и основным критерием, дающим оценку производительности коммерческой деятельности. Формирование и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства.
При этом для эффективного управления прибылью при осуществлении деятельности субъектом хозяйствования необходимо учитывать огромное множество факторов, зависящих как от самого субъекта (обоснованности принимаемых управленческий решений, имеющихся возможностей и рациональности их дальнейшего использования), так и от окружающей его внешней среды.
Для повышения эффективности системы управления финансовыми результатами кредитной организации проводится анализ источников доходов и расходов банковской деятельности, оценивается влияние факторов, обозначаются пути оптимизации расходов и направления роста доходов. Ввиду широкого спектра оказываемых услуг, процесс формирования финансовых результатов особо актуален для кредитных учреждений.
В условиях стремления увеличения доходности и возрастающей конкуренции, анализ результатов является вынужденной функцией управления организацией. Именно он предоставляет найти резерв увеличения рентабельности и прибыли, а также делает возможным субъекту хозяйствования функционировать с большей эффективностью. Однако прибыль отчетного периода не является гарантом того, что и в будущем компания будет получать прибыль и чтобы произвести оценку на перспективу, необходимо более широко смотреть на систему показателей результативности организации.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов в коммерческих банках, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным видом деятельности. Расчетно-кассовое обслуживание в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка является классической банковской операцией.
Кроме того, расчетно-кассовое обслуживание клиентов выгодно для банков еще и тем, что оно способствует увеличению банковских ресурсов. Остатки на банковских счетах клиентов, образующиеся при расчетно-кассовом обслуживании, представляют собой не что иное, как привлеченные средства банка в виде вкладов до востребования. Причем данные привлеченные средства банк получает способом более легким и, как правило, более дешевым, по сравнению с поступлением привлеченных средств из других источников: срочных депозитов, сертификатов, долговых ценных бумаг, межбанковских кредитов.
И наконец, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов, помогают ему поддерживать свою ликвидность, т.е. обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена тем, что среди всего комплекса выполняемых современными банками операций особая роль отводится расчетно-кассовой деятельности. Эффективная организация расчетно-кассового обслуживания клиентов позволит укрепить устойчивость банковской системы, повысить качество осуществления операций по расчетному и кассовому обслуживанию клиентов, исключить возможность возникновения банковских кризисов. К тому же, усиление конкуренции в банковском секторе вызывает необходимость установления цивилизованных взаимоотношений банков с клиентами и обеспечение их взаимодействия.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выработка подходов к совершенствованию расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческого банка.
Для достижения поставленной темы необходимо решить следующие задачи:
 изучить роль, функции и принципы деятельности банка в экономике;
 рассмотреть сущность, роль, принципы и особенности организации денежного обращения;
 исследовать теоретические и правовые особенности организации расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке;
 дать краткую характеристику ОАО «ОТП Банка»;
 провести анализ показателей деятельности ОАО «ОТП Банка»;
 исследовать особенности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц ОАО «ОТП Банка»;
 рассмотреть тенденции и основные направления развития расчетно-кассового обслуживания банков в РФ;
 разработать мероприятия по повышению качества расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в ОАО «ОТП Банка».
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является процесс расчетно-кассового обслуживания клиентов Объект исследования – расчетно-кассовое обслуживание клиентов ОАО «ОТП Банк».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Экономическая ситуация последнего времени поставила российские банки перед необходимостью приоритетного развития безрисковых направлений деятельности. Таким направлением является расчетно-кассовое обслуживание. На современном этапе расчетно-кассовая деятельность выходит на передовые позиции российского банковского бизнеса как безрисковый гарантированный инструмент получения дохода. Расчетно-кассовое обслуживание и сопутствующий ему спектр услуг становятся для банков основным полем для зарабатывания комиссионных доходов как в корпоративном, так и в розничном сегментах. По данным российских банков, на сегодняшний день доля комиссионного дохода по РКО в структуре совокупных доходов банков составляет около 40-50%.
РКО – это достаточно объемный бизнес, включающий в себя широкий набор взаимосвязанных продуктов и услуг. Каждая составляющая РКО эволюционирует в соответствии с требованиями конкурентного рынка, и сегодня нет единого стандарта расчетно-кассового обслуживания. Однако при всем внешнем отличии технологий можно уверенно выделить превалирующую тенденцию – переход клиентского обслуживания на дистанционные платформы. При внедрении услуги РКО любой банк старается предоставлять услуги именно через дистанционные каналы, так как это удобно для клиентов и выгодно для банков. Достоинством электронного документооборота является возможность удаленного доступа ко всем счетам, получение полной и прозрачной информации о состоянии счетов и пр. Процент охвата банковских клиентов дистанционными сервисами уже сегодня достаточно велик, около 90%. И в будущем банки планируют добиться стопроцентного охвата клиентов дистанционными сервисами.
В ходе работы был проведен анализ деятельности коммерческого банка на примере ОАО «ОТП Банк». Результаты анализа показали, что расчетно-кассовое обслуживание положительно повлияло на основные показатели финансовой деятельности банка, не смотря на консервативную финансовую политику.
По степени широты и доступности привлекаемого информационного обеспечения в научной и учебно-методической литературе принято выделять два вида анализа коммерческого банка: внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится работниками коммерческого банка. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри банка и полезную для принятия управленческих решений. Внутренний анализ представляет собой процесс исследования механизма формирования, размещения и использование капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала коммерческого банка.
Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для коммерческого банка и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе. Внешний финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния банка с целью прогнозирования степени риска капитала и уровня его доходности. Данный вид анализа менее детализирован и более формализован.
Наряду с возможностью определения эффективности стратегии и производства банковских продуктов предложенный анализ рентабельности позволяет выявить наиболее и наименее рентабельные банковские продукты. В рассматриваемом примере наиболее рентабельным депозитным продуктом является лоро-счет, наименее рентабельным – онкольный депозит. Наименее рентабельный среди недепозитных продуктов – краткосрочный кредит, наименее рентабельный – потребительский кредит.
Предлагаемый алгоритм определения рентабельности клиентов позволяет, во-первых, оптимизировать ценовую и продуктовую политику банка, а во-вторых, определить резервы стимулирования сбыта банковских продуктов за счет кросс-субсидизации.
Согласно приведенным данным величина операционного дохода до создания резервов в отчетном году возросла на 292,7 млрд. руб. (на 28,5%) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Существенная часть в структуре доходов как в 2018, так и в 2017 гг. принадлежит процентным доходам – 72,78% и 79,22% соответственно, что соответствует структуре активов банка.
Процентные расходы в 2018 г. выросли на 59,5% из-за повышения уровня процентных ставок на рынке и увеличения объема привлеченных клиентских средств. Рост процентных расходов на протяжении года замедлялся вследствие последовательного снижения ключевой ставки Банком России, а также сокращения ОАО «ОТП Банк» объемов госфинансирования.
Таким образом, мы видим, что банковские продукты ОАО «ОТП Банк» достаточно рентабельны, доходность банка от предоставления банковских услуг возросла по сравнению с предыдущим годом и банк использует эффективную политику по увеличению рентабельности предоставляемых услуг. Однако, несмотря на увеличение доходов, банку необходимо стремиться минимизировать свои расходы.
ОАО «ОТП Банк» осуществляет брокерские и дилерские операции во всех сегментах рынка ценных бумаг.
Однако, в течение рассматриваемого периода, весомую долю занимают операции с облигациями внутреннего государственного займа, остальные — операции с корпоративными облигациями, облигациями местных займов, акции и инвестиционные сертификаты. Это свидетельствует о значительном спросе и ликвидность государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле банка.
На протяжении исследуемого периода ОАО «ОТП Банк» эффективно управлял рисками, связанными с инвестиционной деятельностью. Таким образом, ОАО «ОТП Банк» за последние годы характеризуется взвешенной и

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы и особенности организации расчетно-кассового обслуживания в коммерческом банке

1.1 Роль, функции и принципы деятельности банка в экономике

Банковская система играет важную роль для экономического роста любого современного государства и представляет собой совокупность банковских учреждений, которые объединены в единый комплекс с целью обеспечения стабильности функционирования, эффективного денежно-кредитного регулирования экономики и удовлетворения потребностей населения в банковских продуктах. По этой причине банки и их финансовое состояние являются объектами повышенного интереса. Большое значение для успешного управления отечественными банками приобретает учет мирового опыта в этой сфере, а также его адаптация к российским реалиям [12].
Кроме того, такой анализ должен базироваться на системном подходе с целью достижения максимального уровня согласованности интересов всех заинтересованных в деятельности банков лиц. Регулярное проведение банком анализа своей деятельности позволяет ему эффективно управлять активными и пассивными операциями для максимизации прибыли и обеспечения стабильного финансового состояния. Это особенно важно в современных условиях, когда обострилось соперничество банков и небанковских финансово-кредитных учреждений [4, с. 73].
Обобщающей комплексной характеристикой финансово-экономической деятельности банка и качества его системы управления является финансовое состояние банковского учреждения. Обзор отечественной экономической литературы свидетельствует о том, что единое мнение относительно определения понятия «финансовое состояние банка» к настоящему времени не сформировано. В таблице 1 представлены подходы к определению сущности рассматриваемого термина.

Таблица 1 — Подходы к определению понятия «финансовое состояние банка

Авторы Трактовка понятия

Р.С. Вотинцева Финансовое состояние банка определяется наличием у него финансовых ресурсов, обеспеченностью денежными ресурсами, необходимыми для осуществления деятельности, поддержания нормального режима работы, осуществления денежных расчетов с другими экономическими субъектами

Е.Н. Горбатенко Финансовое состояние банка – это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование имеющихся финансовых ресурсов

О.С. Жарова Финансовое состояние банка определяется рядом «коэффициентов-индикаторов», распределенных по следующим группам: финансовая устойчивость банка, состояние оборотных активов и источников их покрытия, платежеспособность, ликвидность
Л.Ю. Питерская, А.В. Голуб Финансовое состояние банка – это оценка показателей финансовой устойчивости, деловой активности, ликвидности, эффективности
управления

Е.С. Супрунова, Ю.Е. Клишина Финансовое состояние банка определяется общим уровнем эффективности управления его активами и пассивами, при этом качество управления ими отражается в основных коэффициентах, характеризующих финансовое состояние банка, в частности в показателях достаточности капитала, качества активов, рентабельности, ликвидности, уровня рисков

Р.Р. Фазылов Финансовое состояние банка – это система показателей достаточности капитала, качества активов, ликвидности баланса, эффективности деятельности, уровня управления (менеджмента) банка

Зарубежными учеными такое понятие как «финансовое состояние» употребляется редко и связывается, в основном, с анализом деятельности фирмы по данным публичной отчетности. Например, Дж. Ф. Маршалл и В. Бансал в своих изданиях для интерпретации термина «финансовое состояние» ссылаются на главу, в которой излагает методику анализа финансовых отчетов фирмы с целью выявления стратегических рисков, хотя в самом тексте такое словосочетание как «финансовое состояние» даже не употребляется [11, с. 62].
Из этого следует, что зарубежными учеными в понятие финансового состояния банка вкладывается несколько иной смысл по сравнению со взглядами, которые сложились в отечественной научной литературе. При этом финансовое состояние банка рассматривается не в качестве комплексной или обобщающей характеристики деятельности, а как определенную оценку, полученную по данным публичной отчетности (на определенный момент времени) и направленную на выяснение перспектив дальнейшей деятельности банка с позиций ожидаемых доходов и рисков [9].
Таким образом, учитывая результаты проведенного анализа подходов к определению сущности понятия «финансовое состояние банка», можно сделать вывод, что под этим понятием понимают экономическую категорию, которая характеризует финансово-экономическую деятельность банка с помощью определенной системы аналитических показателей на четко определенный момент времени.
Внешние факторы носят объективный характер, банк должен максимально приспосабливать к ним свою кредитную политику. К внешним факторам относятся: экономическая и политическая обстановка в стране; состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг; эффективность государственного регулирования и контроля, а также возможность поддержки со стороны государства. Например, такой фактор, как возможность поддержки со стороны государства проявляется через проводимую денежно-кредитную политику правительства и центрального банка и возможность коммерческих банков рассчитывать на поддержку со стороны государственных финансовых институтов [8, с. 109].
Таким образом, финансовое состояние банка является качественной характеристикой его деятельности, обусловленной множеством факторов, находящихся в постоянном изменении и взаимосвязи. Финансовое состояние банка складывается постепенно и представляет собой динамическое состояние, сформированное под влиянием разнообразных факторов и тенденций.
Управление – это целенаправленное влияние на объект с целью его стабилизации или изменения в соответствии с поставленными задачами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы