Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Организация работы учителя начальных классов с детьми с СДВГ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Психолого-педагогические аспекты изучения
особенностей младших школьников с СДВГ.
1.1. Феномен гиперактивного поведения ребенка и
его причины
1.2. Особенности развития познавательных
психических процессов детей с СДВГ
1.3. Трудности при обучении детей с СДВГ
2.1.
Актуальность разработки методики
Введение:
Актуальность
темы исследования определяется высокой частотой гиперактивности
(сверхактивность) в детской популяции и его большой социальной значимостью.
Гиперактивность связана с чрезмерной психической и моторной активностью,
трудностями концентрации и поддержания внимания, сложностями обработки экзогенной
и эндогенной информации и стимулов, импульсивностью поведения, нарушениями
обучения и памяти, проблемами во взаимоотношениях с окружающими [6].
Синдром дефицита внимания и
гиперактивности (СДВГ) — это состояние, для которого характерны чрезмерная возбудимость
и неумение сохранять сосредоточенность. Показатели распространенности СДВГ в
различных странах не одинаковы: США от 4 до 20%, Германия от 9 до 18%, Италия
от 3 до 10%, Китай от 1 до 13%, Великобритания от 1 до 3% [2]. Лонгитюдное
исследования в Чехии под руководством С. Тржесоглаваы показывает 12-21%
распространения СДВГ в стране [17]. В России, каждых год происходит увеличение
детей с СДВГ, от 10% в 2017 году, до 15-16% в 2018 году.
Исследования развития детей с СДВГ находится на стыке многих
наук: генетики и неврологии, психологии и психиатрии, педагогики и педиатрии,
неонатологии и возрастной физиологии, социологии и дефектологии, а трактовка
этого понятия связано, в первую очередь, с особенностями интересов
исследователей. Так, педагогов беспокоит неумение ребенка управлять своим
поведением, рассеянность, психологи фиксируют внимание на нарушениях ориентации
в пространстве, слабой развитости моторики, оппозиционных расстройствах
поведения, психиатры доминирующими выделяют расстройства поведения и трудности
в обучении, дефектологи — задержку психического развития.
За последние сто лет было предложено большое количество
терминов, обозначающих СДВГ, и теорий, объясняющих возникновение этого
синдрома. СДВГ в
клинической и психологической практике не получил конкретной интерпретации, а
многими специалистами даже оспариваются. Следовательно,
анализ организации работы с детьми с СДВГ очень актуально.
В своей работе мы также исходим из известного в науке
положения о том, что гиперактивные дети испытывают проблемы в организации
внимания, восприятия и других познавательных процессов (Добсон Дж., Безруких
М.И., Ефимова С.Л., Тржесоглава 3., Рутман Э.М. и др.). Для нас значимы также
замечания B.C. Мухиной о том, что тупиковая физическая активность гиперактивного
ребенка является препятствием для его полноценной психической и социальной
активности.
Многие ученые (Т.А. Добровольская, Л.И. Комиссарова,
И.Ю. Левченко, Л.Д. Лебедева, Е.А. Медведева, П.Ю. Сергеева, C.B. Шушарджан)
указывали на приоритетную роль системы психолого-педагогического сопровождения
гиперактивного ребенка в начальной школе.
Именно только комплексная психолого-педагогическая
программа может быть достаточно эффективной в работе с гиперактивными младшими
школьниками.
Сложность и неоднозначность выявления гиперактивных
детей, определения их трудностей в процессе школьного обучения, влияния
гиперактивности на школьную успеваемость обусловили актуальность темы
исследования.
Проблема исследования – каковы особенности работы
учителя с детьми с СДВГ?
Объект исследования – СДВГ у детей младшего школьного
возраста.
Предмет исследования – процесс организации работы
учителя с детьми с СДВГ.
Цель исследования – определить особенности организации
работы учителя с детьми с СДВГ.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогические подходы к феномену гиперактивности,
2. выявить влияние гиперактивности на школьную успеваемость младших
школьников,
3. предложить комплексную систему психолого-педагогического
сопровождения младших школьников с гиперактивностью.
Методологическую основу исследования составляют современные теоретические
научные позиции общей и специальной психологии о законах развития психики, о
структуре дефекта, об общих и специфических закономерностях психического
развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с гиперактивностью (Л.С.
Выготский, В.И. Лубовский).
В контексте нашего исследования на базе этих идей
рассматривается гиперактивный ребенок
младшего школьного возраста в
новой для него ситуации развития, характеризующейся ведущей учебной
деятельностью: ответственной, общественно-контролируемой, целенаправленной и
подвергающейся оценке.
Для решения задач был использован комплекс
взаимодополняющих методов исследования: анализ психолого-педагогической,
учебно-методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение
опыта в области образования и воспитания гиперактивных детей; наблюдение
Практическая значимость результатов исследования
заключается в том, что разработанный комплексный подход может быть использован
педагогами начальной школы в работе с другими категориями детей. Методические
материалы к программе коррекции могут использоваться также в работе с детьми,
не принадлежащими к типу гиперактивных, но имеющими недостатки внимания и
самоконтроля.
Структура работы. Исследование состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Анализ работ позволяет сделать следующие выводы:
Проявления гиперактивного поведения, как правило, захватывают
несколько сфер, среди которых чаще всего встречаются различные варианты
сочетания 3-х симптомов: избытка двигательной активности, нарушений
эмоционального поведения и дефицита внимания.
У школьников страдает
успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает
желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с
ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится
агрессивным.
Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и
одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так
и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и
педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести
разграничительную черту между ними.
Наиболее
ярко СДВГ проявляется у детей в младшем школьном возрасте. В этот период
осуществляется переход от игровой деятельности к учебной. Когда учебная
деятельность становится ведущей, ребенок начинает сталкиваться с системой
требований, норм и правил поведения. Интеллектуальные нагрузки постоянно
растут, от него требуют умения концентрировать внимание на более длительном
отрезке времени, доводить начатое до конца, добиваться определенного
результата, соотносить полученный результат с планируемым. В силу своих
особенностей у него нет возможности подчиняться этим требованиям, именно
поэтому симптомы начинают ярко проявляться.
Итак,
проблемы детей с расстройством поведения и связанные с этим трудности в учебе
особенно актуальны в настоящее время. Гиперактивность у детей становится
причиной их постоянного возбуждения, непоседливости и невнимательности. Такие дети
нуждаются в постоянном контроле учителя. На уроке гиперактивный ребенок занят
своими делами, его сложно удержать на месте, донести до него задание. Он
неудобен учителям в силу своей импульсивности и чрезмерной активности. Педагоги
не всегда знают, как успокоить гиперактивного ребенка. А с учетом того, что
современная школа – это система правил, требований и норм, регламентирующих
жизнь ученика, можно сделать вывод, что существующая система образования не
приспособлена к особенностям детей с СДВГ.
Целью разработанной программы является становление
основ саморегуляции поведения детей 10 лет с нарушениями в произвольной
деятельности, в том числе с СДВГ.
В программе представлены обучающие, воспитательные и
развивающие задачи. Основная форма работы – работа в малых группах (3-5 чел.).
Фрагмент текста работы:
1.
Психолого-педагогические аспекты изучения особенностей младших школьников с
СДВГ
1.1.
Феномен гиперактивного поведения ребенка и его причины
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) уже более
века привлекает внимание ученых и врачей всего мира.
Прежде всего, необходимо выяснить, что означает слово
«гиперактивный». «Гипер…» — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть
сложных слов, указывающая на превышение нормы [11, с. 143]
Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный,
деятельный».
Диагноз «дефицита внимания» (Attention deficit disorder —
ADD) пришел к нам из американской классификации психических и поведенческих
расстройств DSM-III (1980).
Термин «нарушение активности и внимания» (Attention deficit
hyperactivity Disorder — ADHD) стал употребляться в DSM-IV (1994). [3, с. 62]
Очевидные проблемы начинаются в школе. Недаром в постановке диагноза
«Нарушение активности и внимания F90.0» и «Гиперкинетического расстройства
поведения F90.1» врач-психиатр полагается на слова учителя и/или родителя.
Он проявляется в недостаточной способности произвольно
концентрировать внимание, повышенной отвлекаемости и истощаемости внимания. Его
можно встретить у детей с невротическими состояниями (например, при
неврастении, при тревожно-фобических состояниях), при соматогенных астениях и
психосоматических расстройствах, почти при всех формах психического дизонтогенеза
(задержках психического развития, умственной отсталости, моторной алалии,
раннем детском аутизме и др.). Иначе говоря, симптом дефицита внимания может
по-разному выглядеть в структуре разных синдромов.
Симптом гиперактивности часто встречается при дизонтогениях,
резиду а льно-органических расстройствах, при явлениях так называемого
госпитализма и даже как ситуационно обусловленное состояние. Его основное
проявление — неспособность длительное время оставаться в состоянии
неподвижности. Насколько длительное — это зависит как от возраста ребенка, так
и от контекста ситуации. Один и тот же ребенок, например, может быть чрезмерно
подвижным, неусидчивым в неинтересной ему ситуации, при занятии чем-то скучным,
монотонным, но оказаться вполне организованным в привлекательной и тем более в
увлекательной для него деятельности. И в этом случае следует различать
гиперактивность как неспецифический симптом и синдром гиперактивности, имеющий
патогенетическую специфичность.
Попытки
найти альтернативные (научные) объяснения подобного поведения предпринимались
достаточно давно. Уже в середине XIX века (
врач-психоневролог Генри Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и
дал ему прозвище Непоседа Фил. С начала ХХ века врачи стали выделять подобное
состояние как патологическое. В настоящее время количество публикаций,
посвященных СДВГ постоянно растет. В научной литературе обсуждаются
терминология, диагностические критерии заболевания, очерчиваются его границы,
намечаются схемы лечения. В многочисленных исследованиях показаны
нейропсихологические причины и механизмы формирования подобных расстройств,
вскрыта возрастная динамика их проявлений, изучена распространенность
[4,10,12].
Данное
неврологическое расстройство обусловлено мозговой дисфункцией и в самом общем
виде проявляется задержкой развития различных функциональных систем мозга,
недостаточной сбалансированностью процессов возбуждения и торможения при
преобладании первых. Зоной анатомического дефекта СДВГ считают префронтальные
области лобных долей коры головного мозга (отвечают за произвольность и
самоконтроль).
В настоящее время наука располагает подробным описанием СДВГ.
Однако знания о точных причинах этого нарушения относительно скромны.
Исследователи указывают на то, что этиология СДВГ носит комбинированный
характер.
Основной
причиной развития СДВГ считается органическое повреждение коры головного мозга
или нарушение развития. Различные инфекции, соматические заболевания матери,
которые находятся в острой стадии, неправильное питание беременной женщины,
различные патологии беременности, прием определенных лекарств, алкоголя,
наркотиков и курение могут негативно повлиять на формирование центральной
нервной системы плода, различные травмы, нанесенные ребенку во время его
рождения, также могут привести к развитию этого расстройства.
Кроме
того, такие факторы, как легкий род и последующая стимуляция с помощью
специальных средств, быстрые роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода,
неполное открытие родового канала у женщины, слишком большой плод и
использование специального акушерского инструмента (акушерские щипцы вакуумный
экстрактор и т. д.). Нейроинфекции и травмы, приводящие к повреждению
центральной нервной системы, могут привести к развитию СДВГ в неонатальном
периоде. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его
причиной, скорее всего, является педагогическое и социальное пренебрежение.
Таким
состоянием ребенка является воспитание в неблагополучной семье. Патология все еще развивается в утробе
матери, чаще в 1-м триместре беременности. Повреждение возникает из-за стресса,
приема лекарств, алкоголя, нервных расстройств матери. Заболевание проявляется
сразу после рождения, через 2-3 года или в начальной школе. При своевременном
лечении и коррекционном воспитании ребенка патология проходит бесследно. СДВГ возникает из-за повреждения корковой
части мозга или его подкорки. К такому нарушению могут привести не только
проблемы во время беременности, но и преждевременные роды, травмы головы и
позвоночника при прохождении родового канала.
Синдром
развивается после инфекций, травм, эмоциональных расстройств, которые ребенок
испытывал в возрасте до 3 лет.
Чаще всего СДВГ диагностируется у детей из
неблагополучных семей. Основные причины: отсутствие образования и генетическая
предрасположенность. В возникновении СДВГ
существенное значение имеют причины, которые можно объединить в три большие
группы: генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга,
социально-психологические факторы. Все эти причины, в основном, проявляются во
взаимодействии между собой. На
генетические факторы указывают наблюдения за близнецами. Наличие в обеих из них
гиперактивное поведение позволяет предположить влияние генетических механизмов
в этиологию заболевания (Дж.Джиллис, 1992; С.Сандберг, 1996; Е.Леви,1998;
Дж.Квуйст, 2003).