Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Организация работы с банковскими пластиковыми картами в коммерческом банке на примере ПАО КБ Восточный.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1. Теоретические основы организации работы с пластиковыми картами в коммерческих банках 6
1.1. Банковские карты: история возникновения, их виды, особенности 6
1.2. Российский и международный опыт организации работы коммерческих банков с пластиковыми картами 14
2. Организация работы коммерческих банков с пластиковыми картами на примере ПАО КБ Восточный 24
2.1. Краткая экономико-организационная характеристика ПАО КБ Восточный 24
2.2. Анализ эффективности операций с пластиковыми картами в ПАО КБ Восточный 38
3. Мероприятия, направленные на улучшение работы банка с пластиковыми картами 52
3.1. Существующие проблемы в организации работы ПАО КБ Восточный с пластиковыми картами 52
3.2. Направления совершенствования операций с пластиковыми картами в ПАО КБ Восточный 54
Заключение 71
Список используемых источников 74
Введение:
На современном этапе развития мировых экономических отношений участники экономического процесса являются инициаторами большого количества сделок по покупке услуг и товаров, в том числе финансовых инструментов. Транзакции оплачиваются деньгами, находящимися либо в обращении, либо в форме депозитов на банковских счетах. В этом случае кредит также может быть использован.
Кроме того, пополнение бюджета осуществляется за счет взносов физических лиц и субъектов хозяйствования, а также за счет финансирования бюджетных организаций и учреждений и государственных программ. Регулирование всех возникающих денежных обязательств осуществляется либо путем перечисления средств со счетов на счета, открытые в банках (безналичные платежи), либо путем прямого перечисления денежных средств (наличные платежи).
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в современных условиях экономического развития происходит процесс интеграции экономик отдельных стран и изменения условий функционирования платежных систем. Это отражается, прежде всего, в развитии безналичных форм оплаты.
Банковская карта является одним из инструментов безналичных расчетов, который получил бурное развитие в последние годы. Масштаб использования банковских карт характеризует как степень интеграции компании и банковской системы, так и развитие платежного оборота и банковских операций.
Объектом исследования в данной дипломной работе является банковские платежные карты как инструмент системы безналичных расчетов.
Предметом исследования является осуществление расчетов посредством банковских платежных карт в ПАО КБ Восточный.
Цель работы — изучение основ организации и практической реализации операций расчетов банковскими платежными картами в коммерческом банке, а также разработка путей совершенствования операций с пластиковыми картами с целью повышения эффективности банковских услуг.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
— рассмотреть историю возникновения, виды и особенности банковских карт;
— изучить российский и международный опыт организации работы коммерческих банков с пластиковыми картами;
— представить краткую экономико-организационную характеристику ПАО КБ Восточный;
— провести анализ эффективности операций с пластиковыми картами в ПАО КБ Восточный;
— раскрыть существующие проблемы в организации работы ПАО КБ Восточный с пластиковыми картами;
— предложить направления совершенствования операций с пластиковыми картами в ПАО КБ Восточный.
Методологической основной при написании работы являются научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего факторного анализа. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты организации работы с пластиковыми картами в коммерческих банках. Системно-структурный метод использован для анализа финансового состояния ПАО КБ Восточный. Применение экономико-математических методов позволило определить тенденции развития банка, оценить их динамику.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя глава, заключением и списком использованных источников.
Заключение:
Уровень распространения пластиковых кредитных карт в России значительно ниже, чем в западных странах. Если в Великобритании на каждого жителя, включая младенцев, приходится почти 3 карты на человека, в Испании — 2,5, то в нашей стране этот показатель составляет 0,9.
Однако рынок пластиковых кредитных карт в России стремительно развивается. Количество торговых точек, принимающих банковские карты, постоянно растет. В крупных городах вы можете совершать практически все покупки с помощью банковских кредитных карт, что избавляет от необходимости хранить значительные суммы наличными. Помимо удобства это еще и безопасность. Кредитная карта очень выгодна.
Сегодня в России доля наличных составляет 25% от общей денежной массы. Такой же показатель составляет около 15 процентов в развивающихся странах и 7-10 процентов в развитых странах.
Большой объем кассовых операций усложняет работу банков и препятствует превращению России в международный финансовый центр. Сейчас объем денежной массы в России составляет 11,9% ВВП, а в США — 6,6%, а в Мексике и Бразилии еще меньше — 5,3 и 4,2% соответственно.
Пластиковые карты одновременно выполняют функции расчетных, депозитных, кредитных и кассовых инструментов. Безналичные платежи по пластиковым картам в платежной системе во многих промышленно развитых странах занимают значительное место. Различные виды пластиковых карт в последние годы стали широко использоваться в России.
Пластиковая карта представляет собой пластину из специального пластика, устойчивую к тепловым и механическим воздействиям. Карта имеет стандартные размеры: 85,6 мм, 53,9 мм, 0,76 мм.
Основная функция пластиковой карты — обеспечить идентификацию лица, использующего ее в качестве субъекта платежной системы.
В дальнейшем на рынке банковских карт можно ожидать развития следующих основных тенденций:
1. Рынок банковских карт продолжит расти в течение 2019 года, темпы его роста будут примерно такими же, как и в 2018 году. Но в целом рынок все еще развивается в экстенсивном направлении — за счет массовых «зарплатных» проектов.
2. Расширение функционала карт. Если клиент использует карту с дополнительными функциями, более вероятно, что он будет лояльным и не обменяет свою карту на другую.
3. В будущем следует ожидать усиления требований безопасности карточных продуктов как со стороны клиента, так и банка-эмитента.
4. Индивидуальный подход к дизайну карт — новые материалы и дизайн. Задача здесь — привлечь внимание тех, на кого направлен проект, повысить их лояльность, что привлечет узкие целевые группы.
5. Философия маркетинга в будущем — развитие индивидуальности вместе с клиентом для создания карты как продукта, ориентированного на потребительские ценности.
6. Переход от кобрендового к мультибрендовому — разработка программ лояльности с широким кругом партнеров.
7. Интенсивное развитие работы с «зарплатными» клиентами. Расширение спектра услуг для «зарплатных» клиентов, более индивидуальный подход.
Таким образом, на сегодняшний день роль в структуре безналичных платежей наблюдается тенденция к увеличению объема платежей с использованием платежных карт.
Проведенный анализ деятельности ПАО КБ Восточный показал, что на конец 2018 г. ПАО КБ Восточный имеет убыток в размере -3 828 323 тыс. руб, что негативно характеризует деятельность банка в целом. Экономика страны и банковская система в частности достаточно продолжительное время находятся в состоянии кризиса, что негативно сказывается на спросе населения на банковские услуги. Снижение уровня платежеспособности клиентов банка существенно сказалось на величине процентных доходов в 2018 г. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. процентные доходы снизились на 12,36%. Также негативное влияние на финансовый результат 2018 г. оказало снижение комиссионного дохода банка по сравнению с 2017 г. на 22,35%.
Основными факторами уменьшения величины активов банка за 2018 г. стали снижение вложений в ценные бумаги, удерживаемые до погашения на 66%, снижение вложений в ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи на 63%, а также снижение чистой ссудной задолженности на 9%. Обязательства банка за 2018 г. снизились на 20,88%, основные факторы: снижение доли привлеченных средств физических и юридических лиц, снижение выпуска долговых обязательств.
Основные доходу банку в 2018 г. продолжали приносить комиссионные и процентные доходы. Также банк получал доходы от операций с финансовыми активами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток, от операций с иностранной валютой.
Несмотря на значительные расходы по развитию инфраструктуры и расширению выпуска пластиковых карт, данное направление работы крайне выгодно и необходимо для ПАО КБ Восточный Банка, ввиду того, что позволит ему не только удержаться в условиях значительной конкуренции на банковском рынке, но и существенно потеснить другие банки, работающие с пластиковыми картами.
Банковское оборудование позволяет использовать самые современные технологии пластиковых карт, однако общая неразвитость этой системы препятствует организации такой работы. Необходима целенаправленная и согласованная работа в этом направлении всех российских банков, а это невозможно без единого координационного центра, которым мог бы выступить Центральный Банк или другая значимая фигура российского банковского рынка.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
1.1. Банковские карты: история возникновения, их виды, особенности
В первые карты появились в Соединенных Штатах Америки. Это были карты, изготовленные из картона, которые выполняли функцию подтверждения кредитоспособности их владельца за пределами банка. В 1914 году такие карты выдавали хорошо обеспеченным клиентам рестораны и магазины, а 1920х годах их стали использовать на бензоколонках, с чего собственно и пошло название «бензиновые карты». Картон быстро изнашивался, поэтому в 1928 году бостонская компания «Farrington Manufacturing» выпустила металлические карты, на которых эмбоссировались идентификационные дынные владельца. При оформлении покупки продавец делал на торговом чеке-квитанции отпечаток эмбоссированных данных клиента, что в некотором роде позволило автоматизировать процедуру приема карты [12].
В 1949 году в одном из ресторанов Манхэттена в Нью — Йорке состоялась встреча главы финансовой компании «Hamilton Credit Corporation» Френка Макнамары, его юриста Ральфа Шнайдера и внука основателя одного из самых крупных американских универмагов Альфреда Блумингдейла, итогом которой стало появление первой массовой платежной карточной системы Diners Club. Ее главным отличием от других систем является присутствие посредника между клиентом и какой-либо коммерческой организацией, это поспособствовало тому, что Diners Club стала массовой и первой универсальной картой. За обедом Френк Макнамара рассказывал об одном из своих клиентов, который предоставлял свой банковский счет соседям в пользование за определенные проценты, так как у них не было возможности взять не большую ссуду в другом месте. Данная финансовая схема всем троим, показалась довольно удачной [14]. Они тут же решили ее реализовать, пригласив директора ресторана. Они спросили, сколько он готов платить за каждого нового клиента, которого они привлекут, на что тут же получили ответ семь процентов. Данная ставка закрепилась на десятилетия. Не много позднее их бизнес стал приносить результаты, тогда были привлечены еще 10-12 ресторанов, находящихся поблизости. Партнеры понимали, что для дальнейшего развития необходимы кредитные средства, тогда они решили объединить свои компании в одну, которая получает название Diners Club. Что позволило им уже к концу 1951 года получить прибыль в размере 61222 долларов и внедрять свою схему повсеместно [20].
Позднее с развитием рынка в США появились и другие платежные системы, а именно Visa, MasterCard и American Express. В России впервые стали использовать платежные карты в 1969 году, в магазинах «Березка». Это были платежные карты международной платежной системы Diners Club. Спустя 19 лет в 1988 году появилась Visa International. Но их успешное развитие в России началось в 1990 году после принятия закона «О банках и банковской деятельности» и формирования системы коммерческих банков. В 1993 году были созданы такие платежные системы, как Union Card (расчетный банк Автобанк) и STB Card (расчетный банк Столичный). Они довольно быстро стали лидерами Российского рынка и оставались ими на протяжении долгого времени, причем Union Card больше преобладал в регионах, а STB Card в Москве. Известно, что карты этих платежных систем были с магнитной полосой [14].
В России компании-разработчики предлагали организацию платежных систем, основанных на картах с микросхемами (чиповых картах). Их предложениями широко пользовались российские банки, особенно в развитии микросхем преуспели платежные системы «Сберкарт» (проект Сбербанка) и «Золотая Корона», которые получили распространение по всей стране.
Во время кризиса в 1998 году Union Card и STB Card уступили свои лидирующие позиции на рынке, тем временем как российские платежные системы укрепляют свои позиции, соперничая с картами международных платежных систем. Во многом благодаря тому, что крупные компании заключали договора с банками на «зарплатные проекты», по условиям которых банк открывает специальные счета для сотрудников компании и выдает им пластиковые карты [10]. На открытые счета в банк компания перечисляет заработную плату своим сотрудникам, которые с помощью пластиковых карт могут воспользоваться своими денежными средствами. Проблема заключалась в том, что была почти не развита инфраструктура обслуживания и приема карт, например: плохо развита банкоматная сеть, и не во всех магазинах можно было расплатиться банковской картой. К тому же у людей не было навыков использования банковских карт, как при оплате, так при пользовании банкоматами и терминалами. Поэтому обладатели банковских карт в основном обналичивали денежные средства, сразу после их зачисления на расчетный счет [10].
Но с развитием инфраструктуры уже в середине 90х годов получили широкое распространение карты с микропроцессорами, с помощью которых появилась возможность реализации локальных платежных систем. Которые изначально получили распространение на промышленных предприятиях преимущественно в Сибири, на Урале и иных крупных промышленных регионах России. Система безналичного расчета стала популярной среди туристов, после разрешения гражданам выезда за пределы России. Они быстро поняли, что перевозить денежные средства на карте удобнее и безопаснее, а так выгоднее обменивать валюту в банкоматах, уже, будучи за границей. Ближе к 2005 году снизились тарифы на снятие денежных средств с помощью банкоматов, расширился спектр продуктов банков, один из которых крепко закрепился на рынке это были кредитные карты [22].
Пройдя эволюцию от картонных до современных пластиковых карт, с различными степенями защиты, в настоящее время существует большое множество их разновидностей. А также услуг и возможностей, которые нам предоставляют банки, с помощью использования банковских карт.
Существует множество признаков, по которым можно классифицировать банковские карты. Они являются носителями, с помощью которых идентифицируются клиенты банка и их счета, для осуществления транзакций. На сегодняшний день на российском рынке преобладают две платежные системы Visa Inc. и MasterCard Worldwide. В каждом банке существуют карты этих платежных систем, поэтому рассмотрим их продуктовый ряд.
Visa International Service Association — это международная платежная система, которая в настоящий момент включает в себя компании [12]:
Visa Inc. (США, Сан-Франциско) — принадлежат все права на торговую марку и применяемые в производстве технологии.
Visa Europe Services Inc. (Великобритания, Лондон) — компания находится под управлением европейских банков и ведет деятельность на основании лицензий Visa Inc. Классификация банковских карт Visa Inc. Предсталвена в таблице А.1 (приложение А).
Из представленных карт на российском рынке выпускаются не все, в основном это Visa Classic, Visa Business, Visa Gold, Visa Premiere и Visa Electron. Но наиболее распространенными из данной платежной системы являются Visa Classic, сейчас их можно встретить у каждого второго владельца банковской карты.
MasterCard Worldwide — это международная платежная система, транснациональная финансовая корпорация, ее главный офис находится в Нью-Йорке, США [16]. Основной деятельностью корпорации является обработка платежей между банками-эквайрерами (обслуживающие торговые предприятия) и банками-эмитентами либо кредитными кооперативами. Классификация банковских карт MasterCard Worldwide представлена в таблице А.2 (приложение А).
В данной таблице также представлены карты, которые не выпускаются в пределах Российской Федерации. Наиболее распространенными являются: MasterCard Gold, MasterCard Platinum, MasterCard World, Maestro, MasterCard Mass, MasterCard Business. Все банковские карты имеют особые признаки принадлежности к банку, к выбранной международной платежной системе и предусмотренные правилами платежных систем элементы защиты карт. Рассмотрим данные признаки на наглядном примере (рисунок Б.1-Б.2, приложение Б).
Итак банковские карты имеют [11]:
1. Микропроцессор (встроенный чип) — является средством защиты карты от подделки и содержит всю информацию по карте.
2. Идентификационный номер карты, чаще всего он эмбоссированный.
3. Имя и фамилия держателя банковской карты, пишут латинскими буквами (чаще эмбоссированы).
4. Срок действия карты. Указывается месяц и год окончания действия карты (чаще эмбоссированы).
5. Регион и номер отделения банка, в котором была выпущенная карта.
6. Логотип платежной системы.
7. Место для подписи держателя карты.
8. Магнитная полоса — является средством защиты и служит для записи и считывания какой-либо информации с карты.
9. Код проверки подлинности карты, предназначен в основном для оплаты через интернет. У каждой платежной системы он имеет разное название так, например, у Visa Inc. — CVV2 (Card Verification Value 2), а у MasterCard Worldwile — CVC2 (Сard validation code 2).
10. Голограмма — эмблема платежной системы, на картах MasterCard Worldwile это изображение полушарий Земли и надписи MasterCard, на картах Visa Inc. — изображение летящего голубя.
На рисунках видно, что банковские карты имеют общие стандарты оформления, это позволяет увеличить удобство их использования, так как за частую, у современного человека на руках как минимум две карты различных банков и различных платежных систем.
Как известно, банковские карты можно классифицировать по различным признакам: по типу держателя карты, по типу носителя информации, по типу видения счета, по территориальной принадлежности, по статусу клиента(держателя карты), по типу ведения счета.
По типу держателя карты [27]:
Индивидуальные карты — выдаются физическому лицу, на которого открыт счет. Они могут быть зарплатные (карта для перечисления заработной платы сотруднику-держателю карты) и для личного пользования.
Дополнительные карты — выпускаются дополнительно к основной карте (индивидуальной) на один расчетный счет. Такие карты держатель может передавать в пользование третьим лицам, например членам семьи.
Корпоративные карты — выпускаются на расчетный счет юридического лица, для проведения каких-либо операций по счету, согласно прописанным в договоре тарифам.
По типу носителя информации [31]:
Карты с микропроцессором.
Карты с магнитной полосой.
Карты с микропроцессором и магнитной полосой — являются более надежными и защищенными носителями информации, которые в настоящее время имеют широкое распространение.
По территориальной принадлежности [31]:
Международные карты — выпускаются для пользования за пределами государства, где была открыта карта. За услуги ведения счетов в иностранной валюте, или счетов в иностранных банках и за соответствие международным стандартам взымается соответствующая комиссия, согласно прописанным в договоре открытия счета тарифам.
Национальные карты — функционируют в пределах одной страны, где была выпущена карта.
Локальные карты — действуют в пределах филиальной сети банков, или на нескольких территорий одного государства (в нескольких областях) [40].
Карты, действующие в пределах одной организации — за частую такие карты выпускаются для того, чтобы часть денежных средств оставить в обороте организации. Примером является карта «Супра» выпущенная ГК ЛАМА, куда сотрудникам перечисляется часть заработной платы, использовать которую они могут только безналичным расчетом и только в сети магазинов ГК ЛАМА: Фуд Сити, Абрикос, INTERSPAR и т.д.
По статусу клиента (держателя карты) [36]:
Социальные карты имеют льготные условия выпуска и обслуживания, комиссий и услуг, выпускаются для перечисления пенсии, пособий и других социальных выплат.
Простые карты выпускаются для личного пользования, клиентам с низким уровнем заработной платы, так же имеют льготные тарифы выпуска и обслуживания, данные карты не предоставляют возможности использования за пределами страны. Они делятся на два группы именные и неименные (на карте отсутствует имя и фамилия владельца).
Классические карты выпускаются для клиентов со средним ежемесячным доходом до 50000 тысяч рублей, действуют за границей, имеют лимит по снятию денежных средств выше ста тысяч рублей.
Золотые карты ориентированы на клиентов с ежемесячными доходами от 50000 до 150000 тысяч рублей, такие карты предоставляют их владельцу дополнительные возможности, например увеличенный лимит по снятию наличности с карты, бесплатные мобильный банк и т.д. Но за пользование такой картой держатель платит соответствующую комиссию обслуживание.
Премиум (платиновые) карты выпускают для VIP клиентов, которые имеют высокий уровень доходов, от 150000 в месяц. Данная карта дает возможность держателю увеличение дополнительных возможностей и комиссий за обслуживание.
По типу ведения счета [30]:
Дебетовые карты — это карты, предназначенные для оплаты каких-либо товаров и услуг, осуществления переводов денежных средств и снятию наличных денег с помощью банкомата, со счета, на который была открыта данная банковская карта. Все сделки могут совершаться на сумму не превышающей суммы остатка денежных средств на открытом текущем расчетном (лицевом) счету. Основная функция дебетовых карт — минимизация оборота собственных наличных денежных средств клиента.
Кредитные карты — это карты, предназначенные для совершения каких-либо операций с денежными средствами, которые клиенту предоставляет банк, в размере установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора (который устанавливается исходя из платежеспособности клиента). Кредитные карты все чаще заменяют потребительские кредиты (особенно на небольшие суммы), так как клиент не отчитывается перед банком, на какие нужды ему необходим кредит, и карта имеет возобновляемую кредитную линию после погашения, что очень удобно в непредвиденных расходах клиента. Для банка кредитные карты имеют свои достоинства: минимизация оборотов с денежной наличностью; обработка операций по карте автоматизирована и дешевле, чем с наличными денежными средствами; предоставление дополнительных доходов за счет различных комиссий, которые не так заметны для клиента (годовое обслуживание карты, комиссии за снятие наличных и т.д.)
Расходные карты — это карты, с помощью которых осуществляются какие-либо операции с денежными средствами. Но счета, к которым привязаны такие карты могут открывать клиенту овердрафт, при поступлении запроса на проведение операции, который не приходил в банк (неавторизированных транзакций), эти счета не имеют кредитных линий или лимитов.
Предоплаченные карты — это карты, которые не имеют привязки к банковскому счету клиента, так как он покупает номинал данной карты, другими словами переводит свои денежные средства в электронные. В таких случаях банк отслеживает только остаток денежных средств карте и проводит необходимые операции.
Банковские пластиковые карты имеют ряд преимуществ по отношению к наличным денежным средствам, к ним относятся [26]:
1. Круглосуточный доступ к расчетному текущему счету и денежным средствам.
2. Сохранность денежных средств, случаи кражи, потери или каких-либо других непредвиденных обстоятельств. Так как они хранятся в банке, а банковскую карту можно заблокировать и восстановить, в зависимости от сложившейся ситуации.
3. Устранение проблемы со сдачей, при проведении операции с денежной наличностью.
4. Упрощение вывоза денежных средств за границу. В данной ситуации нет необходимости для составления декларации на вывозимые денежные средства, плюс автоматическая конвертация на местную валюту по более выгодному курсу.
5. Открытая кредитная линия, в случаи недостаточности денежных средств, будет являться подстраховкой держателя банковской карты.
6. Банковские счета открывают возможность получения дохода для клиента, с помощью получения процентов на остаток суммы денежных средств.
7. С помощью выписки по счету клиент может в любое время контролировать свои расходы и планировать свой бюджет.