Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Организация общения детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 7
1.1. Понятие общения в современной психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития навыков общения у детей дошкольного возраста 14
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития навыков общения в среднем дошкольном возрасте 18
Вывод по 1 главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр 23
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования навыков общения у детей среднего дошкольного возраста 23
2.2. Программа развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр 30
2.3 Анализ результатов исследования 34
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Введение:
Дети с появлением на свет нуждаются в непременном общении с окружающими его взрослыми, эта та потребность, которая постоянно находится в стадии развития, сначала появляется потребность в эмоциональном контакте, затем это потребность выражается в личностном общении и сотрудничестве. Именно это обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения, как необходимого условия для полноценного развития детей дошкольного возраста.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.
Общение, является сложной и многогранной деятельностью и требует усвоения необходимых знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе накопления социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень развитых коммуникативных навыков у людей выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
В полноценном развитии ребенка ведущую роль играют коммуникативные навыки, что позволяет различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в разных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Дошкольное детство – это период познания мира человеческих отношений. Мы считаем, что тема «Организация общения детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации» в настоящее время является актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности и коммуникативных навыков дошкольников.
Проблема развития навыков общения дошкольников разрабатывается в таких направлениях личностно-ориентированного образования, как диалоговое обучение (Ш.А. Амонашвили, З.Г. Кисарчук, С.Ю. Курганов и др.)[20], учебное сотрудничество (Х.И. Лийметс, Л.И. Новикова, Г.А. Цукерман и др.)[37], игровое взаимодействие.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. И. Лисиной[18], Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А.Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов[32], которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования сюжетно – ролевых игр в развитии навыков общения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития навыков общения дошкольников.
Предмет исследования: сюжетно – ролевые игры как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие навыков общения у детей дошкольного возраста будет эффективно, если:
– учтены возрастные особенности развития личности ребенка и специфики его индивидуальных особенностей;
– изучены возможности развития навыков общения дошкольников во время сюжетно – ролевых игр;
– организована планомерная, целенаправленная работа по развитию навыков общения дошкольников в процессе сюжетно – ролевых игр.
Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы были выделены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования.
2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию навыков общения дошкольников в процессе сюжетно – ролевых игр.
3. Проверить опытно – экспериментальным путем эффективность развития навыков общения дошкольников во время сюжетно – ролевых игр в воспитательно – образовательном процессе дошкольного учреждения.
Методологическую основу исследования составляют положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Α. Леонтьев [18], М.И. Лисина [20], В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн), общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин), теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.)[25].
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анализ документации ДОУ, анализ предметно-развивающей среды, моделирование.
Экспериментальная база исследования: дети средней группы детский садик «Снежок» г. Жигулевск.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены особенности развития навыков общения дошкольников во время сюжетно – ролевых игр; доказано положительное влияние методов и форм в процессе сюжетно – ролевых игр на развитие навыков общения дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы воспитателями и специалистами системы дошкольного образования, разработанные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям и родителям.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития навыков общения детей дошкольного возраста в процессе сюжетно – ролевых игр.
Вторая глава дипломной работы содержит организацию, проведение эксперимента и анализ эффективности проведенной работы.
Заключение:
В среднем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. Своеобразная переориентация стимулирует развитие периферических и ядерных структур образа ровесника.
У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
По итогам работы можно сделать вывод: использование сюжетно — ролевых игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога, в тесной взаимосвязи с родителями.
Педагогический эксперимент, проведенный в соответствии с целью и гипотезой исследования, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
1. В начале эксперимента были определены критерии уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников, подобран диагностический материал и проведена диагностика уровня коммуникативных у детей старшего дошкольного возраста в исследуемой группе.
2. На основании полученных результатов диагностики, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена программа действий по успешному развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в системе сюжетно – ролевых игр в исследуемой группе. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников осуществлялось в ходе организации сюжетно – ролевых игр, дидактических игр, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, в процессе организованного обучения и самостоятельной деятельности детей. Разработанный комплекс мероприятий может успешно функционировать и развиваться в результате обеспечения комплекса педагогических условий: повышение компетентности педагога в вопросах коммуникативного развития дошкольников в системе сюжетно – ролевых игр, единство требований к детям от педагогов и родителей в вопросах речевого развития, организация предметно-развивающей среды.
По итогам работы можно сделать вывод: использование сюжетно – ролевых игр положительно влияет на коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога, в тесной взаимосвязи с родителями
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
1.1. Понятие общения в современной психолого-педагогической литературе
Каждая человеческая жизнь буквально пронизана контактами с другими людьми. Общение является одной из важных человеческих потребностей. Общение — это главное условие и основной способ жизни людей. Только в общении и в отношениях с другими людьми, человек может почувствовать и понять себя, найти свое место в мире.
В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными [28, c.546]. Исследователи проблемы общения отмечают, что оно служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой для сознания индивида, служит самоопределению личности, без чего человек не мог бы заниматься совместной деятельностью и оказался бы вне человечества потерянным и беспомощным.
Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка были выдвинуты и разработаны Л.C. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» [32, c. 146]. В трудах Л. С. Выготского прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок – ребенок» и «ребенок – взрослый» в психическом развитии детей: «Ребенок в состоянии с помощью ролевых моделей в общественной деятельности во главе с взрослым, может сделать гораздо больше, и, кроме того, делать с пониманием, самостоятельно».
По словам М. И. Лисиной, подход к общению как деятельности имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого вида поведения или взаимодействия, или совокупности условных реакций человека на сигналы от другого человека: «И филогенетическое и онтогенетическое развитие перестает сводиться к умножению коммуникативных операций или к появлению новых средств обмена информацией и осуществления контактов: наоборот, сами перемены такого рода получают адекватное объяснение через преобразование потребностей и мотивов общения» [18, c. 14].
А. Н. Леонтьев предложил концептуальные рамки деятельности: деятельность — действие — операция. На основе этого коммуникативные навыки в области педагогики и психологии рассматриваются в качестве операционального компонента. [20, c. 34].
М. И. Лисина рассматривает, что общение для детей дошкольного возраста — это «активные действия», в процессе которых ребенок стремится передать другим людям, и получать от них определенную информацию, чтобы установить с ними необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и координировать свои действия, чтобы удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Она выделяет в сфере общения со взрослыми экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые средства, появляющиеся последовательно, со значительными интервалами. В контактах со сверстниками ребенок использует те же три категории и к началу оформления общения, т.е. к трем годам он, практически, уже владеет ими. Автор отметила, что у младших дошкольников ведущее положение занимают выразительные и практические операции, однако, у старшего дошкольного возраста речь выходит на первый план и занимает лидирующие позиции коммуникативной работы [18, c. 23].
В исследовательских работах Р. К. Терещук определяются параметры коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста: