Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Организация и развитие игровой деятельности детей 4- 5 лет.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЩДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 7
1.1. Игровая деятельность у детей 4-5 лет в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Организация игровой деятельности у детей 4-5 лет 15
1.3. Педагогические условия по организации и развития сюжетно-ролевой игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста. 20
Выводы по 1 главе 32
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ ПО РАЗВИТИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Подготовка к педагогической работе с детьми 34
2.2. Реализация педагогической работы по организации и развитию сюжетно-ролевой игровой деятельности 41
2.3.Анализ педагогической работы 52
Выводы по 2 главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
Введение:
Актуальность исследования. Проблема организации и развития игровой деятельности в дошкольном возрасте является одной из самых сложных и интересных проблем современной педагогической науки. Общеизвестно, что игровая деятельность является ведущим видом деятельности дошкольника, основой будущих социальных отношений ребенка, его успехов в мире других людей. Именно в игре ребенок приобретает первичные навыки и опыт взаимодействия с другими детьми, удовлетворяет свои интересы и предпочтения.
Исследователи (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Д.Б. Д.Б. Эльконин) подчеркивают необходимость специальной педагогической поддержки, обеспечивающей правильное и своевременное развитие игрового опыта ребенка. В то же время исследователи отмечают, что при выборе методов педагогического сопровождения при формировании игрового опыта необходимо учитывать возрастные особенности детей, их умственное развитие, способности, навыки и индивидуальные качества каждого. Кроме того, исследователи отмечают, что только те педагоги, которые придерживаются сопутствующей позиции в организации и управлении игрой детей среднего дошкольного возраста, могут умело руководить игрой детей (В.А. Деркунская, В.А. Недоспасова, О.В. Солнцева, А. Н. Харчевникова).
Наиболее значимым и в то же время сложным, поворотным моментом в развитии игровой деятельности является средний дошкольный возраст, т.к именно в этом возрасте начинают закладываться основы сюжетно-ролевой игры. Отечественные исследователи (Б.С. Мухина, Т.А. Репин) отмечают, что в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста начинают появляться ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети учатся следовать игровым правилам. Задача воспитателя, помочь детям научится играть, выстраивать игровые роли, придумывать и следовать правилам игры, обыгрывать сюжет.
В связи с этим возникает необходимость в организации педагогической работы по развитию игровой деятельности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется комплексом существующих противоречий в практике дошкольного образовательного учреждения:
— между признанием значимости игры в среднем дошкольном возрасте и недостаточной разработанности педагогических условий по ее организации и развития,
— между растущим интересом детей к играм и недостаточно организованной практикой организации педагогической поддержки в этом процессе.
На основании противоречий выявим проблему исследования: каковы педагогические условия организации и развития игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста в практике ДОУ?
Объект исследования — игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования — развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в условиях педагогического сопровождения в сюжетно-ролевых играх.
Цель исследования -теоретическое рассмотрение и исследование развития игровой деятельности дошкольников 4-5 лет в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности организации и развития игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста в практике ДОУ.
3. Разработать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
4. Изучить результативность педагогических условий по развитию игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Мы полагаем, что процесс организации и развития игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста будет проходить более успешно, если будут реализованы следующие педагогические условия:
1. Если будет создана предметно-пространственная среда в группе, для обеспечения развития игровой деятельности дошкольников в сюжетно-ролевых играх.
2. Если воспитателем будет организовано педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей среднего дошкольного возраста,
3. Если в процессе игровой деятельности будет создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе детей среднего дошкольного возраста.
Проверка гипотезы и решение поставленных задач предполагали использование комплексной методики исследования, включившей в себя изучение, анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; разработку и проведение констатирующего, преобразующего и контрольного экспериментов, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологическими основами исследования являются.
— личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию ребенка (H.A. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, Е.В.Бондаревская и др.);
— теории и концепции развития игровой деятельности детей дошкольного возраста (JI.C. Выготский, H.A. Короткова, Е.Е. Кравцова, Н.Я.Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.);
— идеи педагогического сопровождения ребенка и детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении (Л.Н. Бережнова, В.А.
Заключение:
В ходе проведенного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по апробации педагогических условий формирования игровых навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Решая первую проблему, анализируя психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что игра — это основное занятие ребенка дошкольного возраста. Игра отвечает основным потребностям дошкольника: стремление к самостоятельности, активное участие во взрослой жизни. Ребенок в игре действует самостоятельно, свободно выражает свои желания, идеи, чувства. Нет таких положительных качеств, которые бы не развивались у ребенка во время игры. С помощью игры вы сможете развить познавательные особенности ребенка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности. Также игра отвечает потребностям ребенка в общении, дети вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. В игре ребенок учится ставить перед собой цель, планировать, достигать результатов, то есть в нем появляются основы работы и учебной деятельности, развивается воображение.
Решая вторую проблему, мы рассмотрели особенности формирования игровых навыков у детей среднего возраста. На основе глубоких знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные идеи. Игра претерпевает изменения от образной ролевой игры до ролевой сюжета. К 5 годам дети хорошо знакомы с методами объектно-игровых действий, играют с игрушками, с замещающими объектами, с воображаемыми объектами, легко дают словесные обозначения, которые могут передать характерные черты роли посредством средств выражения. Дети могут заниматься ролевыми играми дольше.
Решая следующие задачи, мы определили следующие как педагогические условия, способствующие эффективному формированию игровых навыков у детей среднего возраста:
— использование различных форм и методов моделирования игрового опыта детей, которые обеспечивают успешное решение задач образовательного процесса;
— организация игрового пространства и космической среды, что способствует формированию у детей игрового опыта, что обеспечивает эффективность образовательного процесса;
— обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сути проблемы формирования ролевой игры для детей среднего возраста.
Экспериментальные работы проводились в средней группе ДОУ «Родничок». После выполненной нами работы число детей с низким уровнем игровых навыков значительно сократилось (с 25% до 5%), число детей со средним уровнем возросло (с 60 до 65%), а число детей с высоким уровнем возросло вдвое (с 15% до 30%). Качественная характеристика игровых навыков также изменилась. Игровые навыки данных начали соответствовать возрастной категории. Сюжет игры стал более детальным, дети одновременно являются участниками нескольких событий, включенных в сюжет. Дети характеризуются принятием и последовательным изменением роли, которую они играют посредством действий с объектами и ролевых игр, участвуя в распределении ролей. Некоторые дети управляют распределением ролей. Дети могут свободно участвовать в ролевых играх со сверстниками. В детских играх происходило творческое развитие сюжета, в игре присутствует импровизация. Дети используют альтернативные предметы в игре. Тема игры стала более разнообразной
Таким образом, анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что гипотеза подтвердилась, поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЩДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
1.1. Игровая деятельность у детей 4-5 лет в психолого-педагогической литературе
Игровая деятельность дошкольников, согласно определению Д.Б. Эльконина, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка, в этот возрастной период игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новой ведущей деятельности .
Единого, общепринятого определения игры в психолого-педагогической науке не выработано. Ученые предлагают различные варианты определений данного феномена, выделяя те или иные специфические особенности игровой деятельности. Своеобразие игры состоит прежде всего в том, что она занимает особое положение по отношению к другим видам деятельности дошкольников. С одной стороны, ребенок осваивает игру как деятельность во всем многообразии ее форм и видов. С другой стороны, как отмечает Г.Г. Кравцов, «игра может быть формой организации жизни детей, создавая внутри себя условия для освоения конкретных видов деятельности и включенного в них предметного содержания» .
Сущность феномена игры заключается в следующих положениях:
— Игра представляет собой самостоятельный вид развивающей деятельности детей разных возрастов, основной образ их жизни, метод познания мира и способ организации жизнедеятельности и неигровой деятельности ;
— Игра — это занятие, отдых, развлечение, веселье, веселье, соревнование, упражнение, во время которого образовательные требования взрослых к детям становятся их потребностями для себя, что означает активное средство обучения и самообразования ;
— Игра является основной сферой общения детей; решает проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, партнерства. Игра изучает и приобретает социальный опыт взаимоотношений между людьми ;
— Игра включает в себя множество аспектов других видов деятельности, выступает как многогранное явление в жизни ребенка ;
— Игра — это потребность растущего ребенка: его психика, интеллект, биологический фундамент. Игра представляет собой специфический, чисто детский мир детской жизни. Игра — это практика развития. Дети играют, потому что они развиваются, а развиваются, потому что они играют ;
— Игра — это способ, которым ребенок ищет себя в коллективах сверстников, во всем обществе, человечестве, доступе к социальному опыту, культуре прошлого, настоящего, будущего ;
— Игра — это раскрытие своих способностей, саморазвития на основе подсознания, разума и творчества
Практически все исследователи определяют игру как непродуктивный вид деятельности, «свободную активность, лишенную принуждения и контроля со стороны взрослых». Это отличает игру от других видов деятельности детей. Мотив игры заключен не в результатах деятельности, а в самом ее процессе и связанных с нею переживаниях. Таким образом, игра — это непродуктивный вид деятельности.
Отмечая исключительные особенности игры, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, относят ее к разряду видов деятельности, доставляющих удовольствие детям, и выделяют в качестве ее важнейшей характеристики, насыщенность яркими положительными эмоциями, что особенно свойственно видам активности, возникающим по инициативе детей .
Основными критериями игровой деятельности, выделяемых Е.В. Трифоновой, связан с ее спонтанностью. При этом игра понимается как деятельность, которая планируется, начинается, ведется и заканчивается играющим исходя из его желания и возможностей, он сам определяет все компоненты собственной деятельности — от мотива до способа действия.
Таким образом, если сам ребенок не является инициатором своей активности, то такую активность нельзя назвать полноценной игрой, она не может выполнять функции ведущей деятельности и обеспечивать его развитие. Игра действительно является деятельностью спонтанной, но не всякая спонтанная деятельность — игровая. занимаясь чем-то спонтанно, без вмешательства со стороны родителей или воспитателей, ребенок может вовсе не играть, а осуществлять другой вид деятельности — просто манипулировать предметами, или что-то конструировать, или исследовать свойства предметов и явления.
Важнейший критерий игры, согласно точке зрения Л.С. Выготского, —