Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Организация и проведение специальной операции по пресечению массовых беспорядков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 7
1.1. Понятие массовых беспорядков в уголовном законодательстве РФ 7
1.2. Криминалистическая характеристика массовых беспорядков 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МАССОВЫМ БЕСПОРЯДКАМ 29
2.1. Действия сотрудников органов внутренних дел при массовых беспорядках 29
2.2. Борьба с призывами к массовым беспорядкам в социальных сетях и мессенджерах 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В ходе массовых публичных мероприятий всё чаще проявляются групповые нарушения общественного порядка. Под прикрытием массовых нарушений общественного порядка осуществляется посягательство на жизнь и здоровье граждан, случайно оказавшихся в непосредственной близости от места проведения массовой акции, на собственность физических и юридических лиц и т. д.
Сложившаяся ситуация в современном мире ставит перед правоохранительными органами развитых стран сложную задачу по обеспечению общественной безопасности.
Органы внутренних дел, являясь основными субъектами обеспечения общественного порядка и безопасности, как правило, выступают не только исполнителями, но и инициаторами ряда организационных мероприятий, основное содержание которых состоит в первую очередь в создании наиболее благоприятных условий для их проведения. Однако положительных результатов здесь можно достигнуть лишь путем проведения своевременного и профессионального грамотного комплекса организационных мероприятий, прежде всего предупредительно-профилактического характера, совместно с органами исполнительной власти, администрацией предприятий, лидерами профсоюзов, партий и движений.
Сотрудники органов внутренних дел, привлекаемые при охране общественного порядка должны пройти тщательную подготовку в тактико-специальной, боевой, огневой и физической деятельности, должны пройти психологическую подготовку для того что бы быть готовым к возникновению экстремальной ситуации. Также сотрудник должен быть юридически подкованным для того чтобы разъяснить права и обязанности и граждан и обеспечить правомерность своего поведения.
Актуальность темы заключается, во-первых, в том, что сотрудники органов внутренних дел перед выполнением обязанностей по охране общественного при массовых мероприятиях должны понимать, что от них требуется в той или иной возникшей чрезвычайной ситуации и как правильно использовать тактические особенности несения службы. Во-вторых, в настоящее время нестабильны отношения как внутри государства, часто законные митинги, шествия, пикетирования перерастают в массовые беспорядки и нарушения общественного порядка и угрожают общественной безопасности.
В связи с этим возникает необходимость научного осмысления и исследования организационных, правовых и тактических основ охраны общественного порядка и безопасности (при проведении массовых мероприятий, в том числе спортивно-массовых мероприятий, а также в случае противоправного поведения отдельных граждан в местах массовых акций.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе организации и проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков, выявления проблематики в данной сфере и выработке решений.
Указанная цель достигается через ряд последовательных задач выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие массовых беспорядков в уголовном законодательстве РФ;
— изучить криминалистическую характеристику массовых беспорядков;
— рассмотреть действия сотрудников органов внутренних дел при массовых беспорядках;
— проанализировать борьбу с призывами к массовым беспорядкам в социальных сетях и мессенджерах.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные и правовые отношения, возникающие при организации и проведении специальной операции по пресечению массовых беспорядков.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступают нормы права, регулирующие организацию и проведение специальной операции по пресечению массовых беспорядков.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах правоведов по проблемам организации и проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков.
Методология и методы выпускной квалификационной работы. При исследовании организации и проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Нормативно-правовую базу выпускной квалификационной работы составили: Конституция Российской Федерации, а также другие международные и российские нормативно-правовые акты .
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшего совершенствования организации и проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и нормативная основа, а также теоретическое и практическое значение выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены понятие и характеристика массовых беспорядков.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ организации и проведения специальной операции по противодействию массовым беспорядкам.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
При проведении массовых мероприятий чаще всего происходит нарушение общественного порядка. В связи с этим очень важным становится вопрос разработки основных правил организации и проведения таких мероприятий.
Среди основных направлений действия правоохранительных организаций значимое место занимает упреждение массовых беспорядков. Правильная координация взаимодействия привлеченных сил, их грамотная расстановка определяет успех мероприятий по восстановлению правопорядка. При этом только тактически грамотное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также всех привлеченных сил могут обеспечить успех проведения операции по пресечению массовых беспорядков.
Под массовыми беспорядками понимается действия большого количества людей, действующих под единым руководством, посягающих на общественную безопасность, которые сопровождаются насилием, поджогами, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти, а также с возможным применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ.
Массовые беспорядки являются большой угрозы для суверенитета любого государства.
Данные действия могут спровоцировать гражданскую войну в стране, привести к незаконной смене власти путем ее захвата, что в корне подрывает Конституционные принципы народовластия и демократизма. Поэтому государственным органам и правоохранительным структурам необходимо чутко относится к данной проблематике, осуществлять жесточайший контроль за законностью проводимых шествий, и недопущения их мутации в массовые беспорядки и хаос. В совокупности, данные меры должны положительно сказаться на обществе и суверенности государства.
Криминалистическая характеристика массовых беспорядков достаточно обширна. Это говорит о том, что к процессу расследования необходимо подходить очень серьезно. При этом необходимо учитывать все мелочи. Следовательно, процесс расследования рассматриваемых преступлений достаточно напряжен и требует проведения большого количества следственных действий.
В последнее время крупные массовые беспорядки являются предшествием военных переворотов, что произошло уже в целом ряде стран. Для пресечения подобных кровопролитных акций силовые структуры нуждаются в новых методах борьбы на улицах города и новой теоретико-методологической базой, которая будет соответствовать современным условиям. Между тем, практика показывает, что для борьбы с массовыми беспорядками в настоящее время требуется комплексные методы борьбы, которые будут включать в себя как уже накопленный опыт, так и новые методики, для разработки которых потребуется тщательный анализ беспорядков, происходящих на территории различных государств.
Как было указано выше, по уголовным делам о массовых беспорядках, важным моментом будет исследование личности потерпевшего. Поэтому в статье 73 УПК РФ в числе обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, предлагается указать и на «обстоятельства, характеризующие личность потерпевшего».
Специфика правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, заключается в том, что, как правило, они совершаются при большом скоплении народа, поэтому при определении тактики действий сотрудников ОВД необходимо, чтобы действия были правомерными, решительными, но при этом не влекли опасность для окружающих, не были грубыми и провоцировали повышение уровня конфликтности ситуации. Действия должны быть тактически продуманными и справедливыми.
К массовым мероприятиям привлекаются такие подразделения как: сотрудники ОВД, сотрудники Федеральных войск национальной гвардии РФ, сотрудники Федеральной службы безопасности, курсанты образовательных учреждений МВД РФ, а также сотрудники других ведомств, оказывающий взаимодействие. Следует учитывать тот фактор, что сотрудников начинают готовить к проведению данных мероприятий, заблаговременно до начала массового мероприятия. В их подготовку входит изучение тактико-специальной подготовки, огневой подготовки, физической подготовки, а также занимаются изучением нормативной базы, актуальной на данный период времени. Подготовка требует сплоченности от тех подразделений, которые привлекаются на охрану, для этого проводятся различные виды учений, в ходе которых они показывают свои умения и профессиональные навыки. Следует отметить, что сотрудники делятся на различные виды, так называемые группы. У каждой группы свои задачи, которые они выполняют в ходе несения службы, но в тоже время они должны знать свои права и обязанности, и права граждан, уметь обращаться к гражданам. Каждое массовое мероприятие может стать большой проблемой для всей страны, если возникнут моменты нарушения законодательства РФ и международных правовых актов, ратифицированные в РФ.
Важно отметить, что значительная роль в организации массовых беспорядков XXI века принадлежит социальным сетям. В нашей стране количество людей, регулярно пользующихся системой Интернет, непрерывно растет. По оценкам Минкомсвязи, количество пользователей всемирной сети Интернет в России за 2018 год выросло на 2,5 миллиона человек. По окончанию 2018 года возможностями Всемирной паутины пользовались 62 % населения нашей страны.
Как было показано во второй главе, мы видим, что происходит расширение правового поля, регламентирующего деятельность в сети Интернет. Данная регламентация охватывает не только рядовых пользователей, но и операторов связи. Данное расширение продиктовано событиями последних лет, происходящими в мире, связанными с подрывом политики государства и основ существующего конституционного строя.
Резюмируя все вышесказанное, мы видим, сколько усилий прилагается, для того чтобы обеспечить охрану общественного порядка на массовых мероприятиях различного уровня, сотрудниками полиции, которые ежедневно на передовой сталкиваются с различными видами сложностями в процессе оперативно-служебной деятельности. Но массовые мероприятия требуют высокой ответственности и дисциплинированности, так как на них находится большое количество граждан, права и свободы которых полиция обязана защищать.
Таким образом на наш взгляд, подготовка сотрудников полиции, требует тщательно продуманных действий, моделирование различных типовых ситуаций в ходе несения службы по охране общественного порядка. И главное это чтобы сотрудник все это выполнял грамотно, уверенно и осознавал всю ответственность, которая ложиться на его плечи. При несении службы соблюдал законность, вежливое и корректное обращение с гражданами.
Изучение отечественного и международного опыта борьбы с массовыми беспорядками, а также анализ практики правоохранительных организаций крайне необходимы для совершенствования профилактической работы в указанном направлении.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
1.1. Понятие массовых беспорядков в уголовном законодательстве РФ
Масштабные реформы в стране, глобальные политические процессы способствовали разделению общества, повреждению общественно — социальной обстановки, проявлению направленности к постоянному развитию общественных организаций экстремистского склада, пробуждению межнациональных споров, проявлению экстремизма и терроризма, повышению криминальной ожесточенности. Обеднение большей части населения России единовременно привело к образованию прослойки состоятельных людей, большинство из которых сопричастны с организованной преступностью.
Данные процессы проявляются на фоне правового нигилизма, неконтролируемого распространения оружия, усиливающейся дерзости, агрессивности, не только по отношению друг к другу, но и к государственным и правоохранительным органам. В таких условиях, когда под угрозой предстали безопасность личности и интересы государства одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел становится предотвращение групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
В своей практике по охране общественного порядка сотрудники полиции часто встречаются с конфликтными ситуациями, как между гражданами, так и между гражданами и должностными лицами.
Из этого следует, что сотрудники полиции должны четко знать какие действия содержат в себе признаки групповых нарушений общественного порядка, а какие массовых беспорядков.
Под групповыми нарушениями следует понимать нарушение общественного порядка (ОП) двумя и более лицами с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, повлекшим за собой нарушение работы транспорта, связи и организаций, и не предусмотренные диспозицией ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки).
К групповым нарушением общественного порядка можно отнести:
— нарушение установленного порядка проведения митингов и иных публичных акций;
— групповые драки на стадионах и улицах;
— проявление противоправного недовольства, как правило, законными действиями органов внутренних дел.
Специфической особенностью преступлений, входящих в раздел «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» является то, что они посягают на интересы общества в целом как единого социального организма, на его безопасные условия существования, его материальные и духовные ценности, основы безопасности личности, общества и государства, причиняют или могут причинить материальный и моральный вред .
На наш взгляд, основным отличием преступлений против государственной власти от преступлений против общественной безопасности и общественного порядка является то, что родовым объектом данных преступлений являются отношения, обеспечивающие уголовно-правовую охрану основ конституционного строя и государства, нормальную деятельность всего государственного аппарата и органов местного самоуправления, всей структуры государства и власти в Российской Федерации, а родовым объектом преступлений против общественной безопасности являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок, безопасность здоровья населения, экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта, а также безопасность компьютерных информационных процессов.
Существует множество научной литературы, в которой многочисленные авторы пытаются дать наиболее полное определение, отражающее в себе все признаки такого явления как массовые беспорядки. В социологическом знании под эти может пониматься более или менее массовые действия, в которых участвуют индивиды, не удовлетворенные тем, что социальные изменения в обществе протекают слишком быстро, либо слишком медленно и непоследовательно.
Общественная опасность преступления заключается в создании неконтролируемой органами власти ситуации, влекущей нарушение нормального функционирования государственно-властных институтов, коммерческих и иных организаций, нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан;
Массовые беспорядки — это совершаемое большой группой людей (толпой) посягательство на общественную безопасность, сопровождающееся насилием над гражданами, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Во время массовых беспорядков нарушается общественный порядок на значительной территории. Массовые беспорядки могут привести к человеческим жертвам, парализации работы организаций, предприятий, учреждений, транспорта, связи .
А.В. Бриллиантов утверждает, что под массовыми беспорядками законодатель понимает преступление, нарушающее общественную безопасность и способное причинить тяжкие последствия в сфере экономики, политики, экологии, военной сфере, парализовать деятельность органов государственной власти и управления .
В общем плане массовые беспорядки — это нарушение установленного порядка в публичных местах, совершаемое множеством людей (толпой). Понятие толпы является весьма условным. Как правило, оно не связывается с какими-либо количественными характеристиками. В качестве ее признаков можно выделить: а) стихийный характер сбора людей; б) относительную связанность какой- либо идеей; в) трудно управляемость большого массива людей.
Исходя из предлагаемых характеристик, данных учеными, можно выделить ряд общих признаков:
1. посягательство на общественную безопасность; -нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан путем совершения противоправных действий (погромов, поджогов, применения огнестрельного оружия);
2. оказание вооруженного сопротивления представителям власти.
Таким образом, проанализировав ряд источников, мы приходим к выводу, что из вышеуказанных определений и признаков можно сформулировать определение массовых беспорядков следующем образом: «массовые беспорядки — это действия большого количества людей (толпы), грубо нарушающие установленный порядок поведения на определенной территории путем совершения противоправных действий, таких как погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, а также оказание вооруженного сопротивления представителю власти».
Такое определение дает возможность выделить основные признаки массовых беспорядков. К которым следует отнести:
1. вовлеченность в массовые беспорядки большого количества людей;
2. осознанные, противоправные действия лиц, участвующих в массовых беспорядках.
Объектом массовых беспорядков в действующем уголовном законодательстве является общественная безопасность. Впервые понятие безопасности было раскрыто в Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности». В указанном законе под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», где жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. В таком контексте особое значение приобретает как вопрос о неприкосновенности личности, который, прежде всего, следует рассматривать с социально-философского подхода, анализируя и проблематику свободы выбора, а затем уже и с правового.
Массовые беспорядки — это совершаемое большой группой людей (толпой) посягательство на общественную безопасность, сопровождающееся насилием над людьми, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти и рассматриваются диспозицией статьи 212 УК РФ. В следствии чего нарушается общественный порядок ,парализуется деятельность органов власти и самоуправления.
Также судебная практика относит к массовым беспорядкам факты насильственного освобождения толпой лиц, находящихся в местах лишения свободы, либо арестованных, содержащихся под стражей в следственных изоляторах.
Массовые беспорядки образуют состав преступления и могут выражаться в форме: погромов; поджогов; уничтожения имущества; применении оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств; оказание вооруженного сопротивления представителям власти и рассматриваются диспозицией статьи 212 УК РФ.
Насилие в ходе массовых беспорядков представляет собой причинение вреда здоровью различной тяжести либо побоев и истязаний (за исключением умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111), который квалифицируется по совокупности с данным преступлением). Насилие понимается как физическое, так и психическое насилие. Оно может выражаться в угрозе убийством или причинении тяжкого вреда здоровью, нанесении или угрозе нанесения побоев, а также в причинении или угрозе причинения легкого, средней тяжести и тяжкого (без особо отягчающих обстоятельств) вреда здоровью.
Под организацией массовых беспорядков следует понимать деятельность лица или нескольких лиц, которые объединяют толпу либо руководят ею, преследуя цель осуществления преступных деяний. То, что произошло на Украине в конце февраля 2014 года журналисты, политики, представители экспертного общества называют по-разному. Наиболее часто используются такие термины, как переворот, революция, захват власти .
Понять природу массовых беспорядков можно лишь с помощью тщательного анализа, который должен начинаться с классификации. Так, Демидов Ю.Н. классифицирует массовые беспорядки по целевому содержанию. Отмечая возникновение беспорядков в результате митингов и демонстраций, а также на почве групповых хулиганских действий и массовых нарушений общественного порядка .
Старостин С.А. классифицирует массовые беспорядки по причинам возникновения; по характеру; по тяжести наступивших последствий, по месту возникновения, по числу участников .
Классификаций массовых беспорядков множество, но практически все авторы научных трудов сходятся лишь в некоторых признаках классификации. И одним из главных признаков классификации является причина возникновения массовых беспорядков. В связи с этим хотелось бы обратить внимание, во-первых, на необходимость более четкой систематизации терминов в данной тематике и, во-вторых, на универсализацию классификации массовых беспорядков, что способствовало бы единообразию их понимания правоприменителем.
Если рассматривать массовые беспорядки как форму коллективного, то в зависимости от характера его носителя можно выделить :
1. преступное поведение стихийно группового характера;
2. преступное поведение организованного характера;
3. преступное поведение массового характера.
В зависимости от юридических признаков массовых беспорядков можно выделить:
1. -массовое преступное поведение, которое возможно осуществить исключительно большой группой субъектов;
2. преступления, которые возможно совершить в одиночку, однако, в большинстве случаев они совершаются значительными группами;
3. отклоняющееся массовое поведение, которое совершается значительным количеством людей.
Справедливо отмечено, что носителем массового преступного поведения выступает толпа. В числе признаков толпы можно назвать следующие:
1. большое количество людей, которые можно охарактеризовать беспорядочным движением то в сторону уменьшения, то увеличения;
2. многократно возрастающее взаимодействие, сопровождающееся завышенной эмоциональностью, снижением роли интеллекта и увеличением эффекта «снежного кома»;
3. сбор энергии ввиду целенаправленной стимуляции, исходящей от лидера .
Определение объекта массовых беспорядков имеет большое значение, как теоретическое, так и практическое. На основании УК РФ массовые беспорядки — это преступление, относящееся к группе преступлений против общественной безопасности. Непосредственным объектом этого преступления является группа общественных отношений, обеспечивающих защиту общественного порядка.
Дополнительными объектами являются:
1. жизнь и здоровье;
2. собственность;
3. нормальное функционирование предприятий, учреждений, организаций и органов власти.
Состав преступления, предусмотренного ст. 212 УК РФ включает в себя несколько форм выражения объективной стороны, а именно:
1. Организация массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК РФ) а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них. В том числе и склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение действий, предусмотренных частью первой настоящей статьи (ч. 1.1. ст. 212 УК РФ). Данное деяние (ч. 1 ст. 212 УК РФ) предполагает деятельность по объединению неопределенного круга лиц в местах массового скопления людей и управлению их агрессивным поведением. Организация признается оконченной в момент начала массовых беспорядков, сопровождающихся следующими действиями. В литературе действиям, предусмотренным в ч. 1 ст. 212 УК РФ даются следующие определения:
Под погромами понимаются случаи массового уничтожения или повреждения транспортных средств, витрин и запирающих устройств магазинов, средств коммуникации и сигнализации на улицах и дорогах, других сооружений и объектов.
Под насилием при совершении преступления понимается физическое и пси¬хическое насилие, которое может выражаться в причинении побоев, истязании (ст. 116, ст. 117 УК РФ) или угрозе таких действий.
Под уничтожением имущества понимается совершение действий, в результате которых оно приходит в полную негодность.
Под поджогами понимаются действия участников беспорядков, направленные на воспламенение и дальнейшее горение тех или иных объектов жизнеобеспечения, домов, автомашин и других ценностей.
Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается использование их в целях угроз или оказания вооруженного сопротивления представителю власти.
Под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти понимается физическое или психическое противодействие участника (участников) массовых беспорядков представителю органа государственной власти или местного самоуправления путем реального применения огнестрельного или холодного оружия, боевых припасов (гранат), взрывных устройств или путем угрозы их применения в целях воспрепятствования подавлению массовых беспорядков.
2. Участие в массовых беспорядках (ч.2 ст.212 УК РФ). Данное деяние, как правило, заключается в совершении активных действий, направленных на погромы, поджоги, уничтожение имущества, насилие над гражданами, вооруженное сопротивление властям. Участие считается оконченным в момент совершения хотя бы одного действия из числа указанных. Пассивное нахождение в толпе, совершающей данные действия, исключает уголовную ответственность.
3. Призывы к массовым беспорядкам или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами (ч.3 ст.212 УК РФ). Объективная сторона заключается в провокационных выступлениях, демонстрациях листовок, брошюр, плакатов, книг, видеокассет, обращенных к неопределенному кругу лиц, в которых содержатся призывы к массовым беспорядкам. Форма обращения не имеет значения для квалификации (устная, письменная, в том числе в сочетании с изобразительной, с использованием технических и иных средств связи, через СМИ). Призывы считаются оконченными с момента доведения соответствующей информации до граждан, независимо от наступивших последствий.
Еще одним немаловажным признаком состава преступления является субъект. На основании ч. 1 ст. 20 УК РФ в деяниях, предусмотренных ч. 1 ст.212 УК РФ и ч. 3 ст. 212 УК РФ субъектом является вменяемое лицо достигшее к моменту совершения преступного деяния 16-летного возраста, в деянии предусмотренном ч. 2 ст. 212 на основании ч. 2 ст. 20 УК РФ субъектом является вменяемое лицо достигшее к моменту совершения преступного деяния 14-летнего возраста. Как правило, при массовых беспорядках субъект групповой .
Субъективная сторона данного состава преступления характеризуется прямым умыслом. То есть, деяния, предусмотренные в ст. 212 УК РФ не могут совершаться по неосторожности (по небрежности или по легкомыслию). Цели и мотивы содеянного относятся к факультативным признакам и на квалификацию не влияют, однако учитываются при назначении наказания. Среди мотивов обычно различают «хулиганские побуждения, устремления политического, националистического, религиозного, социального характера и т. п.» .
Конструкция состава массовых беспорядков формальная, то есть преступные последствия не включены в состав преступления. Иными словами, преступное деяние считается оконченным не зависимо от того, наступили преступные последствия или нет.
Таким образом, определение всех четырех элементов состава преступления крайне важно для определения преступности деяния и его квалификации, а в дальнейшем и для назначения наказания.
Резюмируя вышеизложенное необходимо отметить, что под массовыми беспорядками понимают правонарушения, в которых участвует большое количество людей, совершающих погромы, поджоги, уничтожающих имущество граждан на значительной территории. Массовые беспорядки являются большой угрозы для суверенитета любого государства.
Данные действия могут спровоцировать гражданскую войну в стране, привести к незаконной смене власти путем ее захвата, что в корне подрывает Конституционные принципы народовластия и демократизма. Поэтому государственным органам и правоохранительным структурам необходимо чутко относится к данной проблематике, осуществлять жесточайший контроль за законностью проводимых шествий, и недопущения их мутации в массовые беспорядки и хаос. В совокупности, данные меры должны положительно сказаться на обществе и суверенности государства.