Бух. учет Дипломная работа (колледж/техникум) Экономические науки

Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Организация бух.учета товаров и товарооборота в розничной торговле

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОВАРОВ И ТОВАРООБОРОТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Значение и роль товарных запасов в организациях розничной торговли 6
1.2 Особенности налогообложений товарных операций 11
1.3 Учет поступления и реализации товаров 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОВАРОВ И ТОВАРООБОРОТА В ООО «ДОБРЫНЯ» 21
2.1 Краткая экономическая характеристика исследуемого объекта 21
2.2 Документальное оформление и бухгалтерский учет операций по движению товаров 24
2.3 Финансовый результат деятельности предприятия от реализации товаров и его налогообложение 36
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ И ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬЮ В ООО «ДОБРЫНЯ» 42
3.1 Мероприятия по укреплению системы внутреннего контроля за движением товаров 42
3.2 Планирование и управление товарными запасами 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

  

Введение:

 

Бухгалтерский учет торгово-покупательной деятельности всегда имел свои особенности по сравнению с учетом других видов деятельности. Сегодня претерпели значительных изменений компоненты бухгалтерского учета хозяйственных операций предприятий розничной торговли. Поэтому необходимо уделять внимание в организации бухгалтерского учета деятельности предприятий розничной торговли в условиях его реформирования с целью обеспечения пользователей полной, достоверной и объективной информацией о финансовом состоянии предприятиях и результатах его деятельности. В современных условиях развития экономического состояния страны большое значение приобрели предприятия розничной торговли. Общую тенденцию, которая наблюдается на рынке розничной торговли Российской Федерации невозможно охарактеризовать как положительную. Однако данные Росстата свидетельствуют что Оборот розничной торговли в январе – апреле 2019 года сложился в объеме 57,3 млрд. рублей, что свидетельствует стабильном состоянии розничной торговли, динамика 2018, 2019 и 2020 г. является положительной, что еще раз свидетельствует о необходимости развития организации бухгалтерского учета именно в секторе розничной торговли.
Актуальность этой темы заключается в том, что деятельность в сфере розничной торговли предполагает получение прибыли, зависит от ассортимента товаров, при продаже которых формируется доход. Только с помощью создания и функционирования форм и методов бухгалтерского учета основного и внутреннего контроля движения товаров может быть достигнуто эффективное управление товарными ресурсами. Бухгалтерский учет торговой деятельности всегда имел свои особенности по сравнению с учетом других видов деятельности. Сегодня все хозяйственные операции торгового предприятия — от покупки товара к определению финансового результата — изменились при отражении в бухгалтерском учете.
Не умаляя значения вклада ранее опубликованных работ посвященных проблематике бухгалтерского учета товаров и товарооборота, следует отметить недостаточность комплексных исследований проблем бухгалтерского учета и контроля операций с товарами на всех этапах их движения от товаропроизводителей к потребителям, в частности, нерешенными остаются вопросы: организационно-методического обеспечения бухгалтерского учета операций, связанных с товародвижением, в условиях одновременного осуществления ведения хозяйства производственной и торговой деятельности, в т.ч. фирменной и комиссионной торговли, Интернет-торговли, внутреннего контроля таких операций.
Цель исследования заключается в научном обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по совершенствованию организационно-методического обеспечения бухгалтерского учета и контроля движения товаров на предприятия розничной торговли. Для достижения поставленной цели в работе сформулированы для решения следующие задачи:
— проанализировать существующие подходы к трактовке экономической сущности товарных запасов для определения бухгалтерского подхода к их определению;
— идентифицировать хозяйственные операции, связанные с движением товаров, для уточнения состава объектов, которые подлежат бухгалтерскому отражению и описать особенности налогообложения такого товарооборота;
— определить составляющие учетной политики в части операций, связанных с движением товаров, для эффективной организации бухгалтерского учета на примере ООО «Добрыня»;
— выявить существующие методические подходы к учетному отражению операций по движению товаров и обосновать пути его совершенствования;
— оценить состояние отчетности в части отражения информации о движении товаров в целях повышения качества ее содержательного наполнения;
— определить подходы к организации внутреннего контроля движения товаров для его оптимизации на примере ООО «ООО Добрыня»;
— оценить существующий уровень методического обеспечения внутреннего контроля движения товаров для его усовершенствования при осуществлении предприятием производственной и торговой деятельности.
Объектом исследования является организация бухгалтерского учета на примере ООО «Добрыня»;
Предметом исследования являются хозяйственные операции, связанные с движением товаров, которые отражаются в бухгалтерском учете и подлежат контролю.
Методы исследования. В ходе исследования использованы общенаучные и специальные методы и приемы познания. Для уточнения и углубления экономической сущности товаров, а также идентификации хозяйственных операций, связанных с движением товаров, в аспекте разработки инструментов надлежащего учетного отражения использованы методы теоретического обобщения, группировки, сравнения и конкретизации.
Логический метод, а также метод сравнения, использован для усовершенствования порядка нормативного регулирования бухгалтерского учета движения товаров.
Методы аналогии, диалектический метод и системный подход использовались для разработки организационно-методического подхода к бухгалтерскому учету движения товаров.
Методы конкретизации, анализ, синтез, абстрагирование и идеализация положены в основу совершенствования организационных и методических основ внутреннего контроля движения товаров. Использование графического метода способствовало наглядном представлению результатов исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результатом исследования является теоретическое обобщение и новое решение научной задачи, которая заключается в обосновании теоретических и организационно-методических положений и разработке прикладных рекомендаций по учету и анализу реализации товаров в предприятиях торговли с учетом растущих информационных потребностей управления. На основе проведенного исследования сформулированы следующие выводы и предложения.
Появление новых форматов торговли и деформация структуры потребления вследствие уменьшения покупательной способности населения, усиливается и прогрессирует по мере трансформационных процессов, указывает на максимальную адаптацию субъектов торговой деятельности к моделям поведения потребителей.
Определено, что торговля — это процесс товарно-денежного обмена между покупателем и продавцом, в результате которого происходит удовлетворение потребностей обеих сторон — покупателя — с точки зрения приобретения товара (услуги), продавца — доведение товара до конечного потребителя с целью роста собственных объемов реализации с соответствующим получением дохода и ростом доходности (рентабельности) предпринимательской деятельности.
Установлено, что несмотря на сиюминутные изменения современной бизнес-среды, в последние годы наблюдается увеличение объема розничной реализации товаров как в целом в сфере розничной торговли, так в отдельном предприятии.
На основании идентификации и систематизации факторов изменения объема реализации товаров в ООО «Добрыня» разработана усовершенствованная их классификация, которая определяет институциональный признак как доминантный, который интегрирует факторы различных иерархических уровней бизнес-среды (макро-, мезо-, микро-) и согласовывает их с другими признаками, установлены причины формирования факторов данной группы.
Учитывая потребности управления и опираясь на обобщение современной научной терминологии сформулировано дефиницию учетно-аналитической категории «реализация товаров в предприятиях торговли» как процесса, который интегрирует совокупность хозяйственных операций, предусматривающих момент перехода права собственности на товар от предприятия к покупателю или иной организационной структуры в результате расчета за денежные средства (обмена, безвозмездной передачи товаров), а также приводят к возникновению дохода и расходов основной деятельности предприятия розничной торговли.
В результате углубленного исследования доходов и расходов в процессе реализации товаров систематизированы признаки и разработана модифицированная их классификация для обеспечения реализации функции учета, анализа и управления, в которой дополнительно выделены следующие признаки: товарный классификатор, торговая марка, сезонность реализации, вид реализации, канал сбыта, срок представления информации, возможность получения экономической выгоды, характер оценки и формирования показателей, рынок сбыта, формы расчетных операций и управления продажами.
Для формирования единого информационного пространства управления коммерческой деятельностью исследуемого предприятия обоснованы требования, задачи, принципы и компоненты системы учетно-аналитического обеспечения управления процессом реализации товаров, разработана соответствующая концептуальная модель его создания, которая генерирует целостное видение содержания системы информационной поддержки управления и определяет направления совершенствования организационно-методических подходов к учету доходов и расходов за процессом реализации товаров с целью создания предпосылок формирования релевантной информации, которая будет использована в процессе анализа, прогнозирования и обоснования управленческих решений по повышению эффективности и результатов процесса реализации товаров.
Основываясь на результатах анализа методических подходов к формированию учетной политики в части отражения операций по реализации товаров обоснованы основные элементы и структуру формирования данного организационного регламента, разработано Положение об учетной политике в части доходов и расходов за процессом реализации товаров, которое предусматривает интеграцию элементов учетной политики для организации финансового учета с предлагаемыми дополнительными элементами, обеспечивающими реализацию функций управленческого учета.
Таким образом, исследовав организационную структуру торгового предприятия ООО «Добрыня» и оценив информационные связи предприятия для осуществления бухгалтерского учета, рекомендовано совершенствования системы документооборота путем автоматизации наиболее «перегруженных» информационных потоков:
— четко сформулировать цели и задачи, которые должна решать информационная система управления;
— определить круг лиц, которые будут вовлечены в процесс управления, разработки и контроля информационной системы;
— формировать по каждому подразделению список контактов между всеми службами;
— выделить наиболее значимые и «перегруженные» информационные потоки;
— составить график выполнения всех полученных заданий и распределения ответственности между отделами и их работниками.
Следующей составляющей организации движения первичных документов является определение продолжительности документооборота. Считаем необходимым анализ продолжительности документооборота распределить в соответствии с предложенной классификации документооборота. Поскольку первичный документооборот — это процесс оформления документов и формирования массива первичных документов, то анализ продолжительности первичного документооборота должен основываться на нормах создания и обработки первичной учетной информаций.
В условиях автоматизации создания форм первичного учета, формирование электронных массивов первичных учетных документов и использования учетной программного обеспечения, обработка массива первичной информации по определенным пользователем параметрам осуществляется автоматизировано и не требует затрат времени или ручного труда, а продолжительность документооборота учетных реестров и отчетных форм для принятия управленческих решений теряет актуальность.
Процесс документирования и первоначальной обработки требует наличия следующих элементов: профессионализм сотрудников; четкость и рациональность распределения учетных функций; гибкость связей между подразделениями; оптимизация технологии движения информации; бесперебойная деятельность.
Проанализировав деятельность учетного персонала и их должностные инструкции, считаем, что на исследуемом предприятии ООО «Добрыня» целесообразно ввести предложенные нормы времени на составление первичных документов, использование которых позволит определить количество учетного персонала и будет способствовать увеличению скорости движения информации по каналам связи между структурными подразделениями, вовлечеными в торгово технологический процесс.
Таким образом, проведенный анализ показал, что предложенный комплексный подход к формированию системы первичного учета товарных операций с учетом потребностей управления позволит создать качественное учетно-информационное обеспечение управления товарным операциям с минимальными затратами и максимальной информационной емкостью.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОВАРОВ И ТОВАРООБОРОТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Значение и роль товарных запасов в организациях розничной торговли

Словосочетание «товарные запасы» требует сущностного (содержательного) определение этого термина по лингвистическим признакам. Поскольку в контексте исследования организации розничной торговли опорным в этом словосочетании является понятие «товарные», рассмотрим сначала понятие «товар».
Товар является важной составляющей комплекса эффективных средств воздействия на потребителей, продуктом труда, изготовленным для реализации, имеет материальную форму, содержится предприятием и предлагается на рынок с целью его дальнейшей продажи, использования или потребления.
Эта категория предшествует другим экономическим категориям (деньгам, капитал и др.) не только логически, но и исторически, поскольку товарное производство существовало в капиталистических отношений. Долгое время изготовлены материальные блага не считались товаром, а выступали в качестве вещей, поскольку были предназначены для потребления непосредственно. \
Товар характеризуется двумя свойствами:
— потребительской стоимости;
— стоимости. [13, c. 98-99]
Потребительскою стоимостью, то есть способностью удовлетворять определенные человеческие потребности, наделен любой товар. Потребительская стоимость носит общественный характер. А это значит, что она должна удовлетворять нужды не того кто ее производит, а того, кто ее покупает. Категория потребительской стоимости позволяет выявить связь между свойствами товара и потребностями людей, их характером, структурой и объемом.
Такая возможность обусловлена наличием двух аспектов: во-первых, это вся совокупность свойств, во-вторых, это отношение свойств товара с потребностями человека.
Содержание категории «потребительская стоимость» определяется совокупностью природных и общественных свойств товара. При этом следует различать такие понятия как «потребительские свойства» и «потребительская стоимость» товара.
Потребительские свойства – это лишь совокупность природных свойств товара, а потребительская стоимость – это совокупность природных и общественных его свойств. Поэтому потребительская стоимость большей частью находится в прямой зависимости от свойств товара. Она зависит от количества труда, затраченного на производство определенного товара; существует в любом обществе, в любую историческую эпоху; в процессе исторического развития человечества меняются способы удовлетворения потребностей, способы потребления потребительской стоимости; потребительская стоимость вещей осознается людьми лишь в результате исторического развития.
Потребительская стоимость товаров является носителем обменной стоимости. Обменная стоимость является количественной пропорции, в которой один товар обменивается на другой. Стоимость – воплощенная в товаре – является основой этой пропорции, содержанием процесса обмена. Таким образом, товар имеет двойственную природу: он сочетает в себе потребительскую стоимость и стоимость. [28, c. 115-117]
Обменная стоимость является формой, в которой стоимость проявляется на рынке. Итак, потребительская стоимость и стоимость товара качественно отличны друг от друга, поскольку удовлетворяют различные потребности людей, но как стоимости они качественно однородны, поскольку являются расходами одного и того же общечеловеческого труда.
Стоимость проявляется только на рынке, во взаимоотношениях между субъектами рынка по поводу купли-продажи товара . Потребительская стоимость в условиях товарного производства выступает носителем стоимости. А сама стоимость является исторической категорией присущей только товарному производству. Она является свойством только продуктов, произведенных для обмена – то есть товаров.
Таким образом, стоимость – это овеществленный в товаре общественный труд, вещное выражение общественного труда, необходимого для его производства, а не вознаграждение, выплачиваемое за эту работу; не естественный признак товара, а общественное отношение между производителем товара и покупателем. [22, c. 661-664]
Наличие товарных запасов для предприятий розничной торговли имеет ключевое значение. Потенциал розничной торговли характеризуется объемом накопленных ресурсов, обслуживающих удовлетворения покупательского спроса населения на потребительские товары. Необходимым условием обеспечения процесса реализации товаров предприятием торговли является наличие у него товарных ресурсов, являющихся материальной основой для развития товарооборота. Недостаточное количество или отсутствие товарных ресурсов существенно осложняет хозяйственную деятельность торгового предприятия, может привести к снижению объемов реализации и недополучения прибыли. Под ресурсами понимают запасы чего-либо, которые можно использовать в случае необходимости; денежные ценности, источники; средства, возможности и т.д. В широком смысле данное понятие рассматривается как средство, к которому обращаются в нужном случае. Итак, товарные запасы можно толковать как продукты человеческого труда, которые используются на рынке.[15, c. 120-124]
Товарные запасы в розничной торговле охватывают предметы потребления в их основном объеме и часть средств производства. Они являются товарами, которые реализуются различным категориям потребителей через сеть розничной торговли и общественного питания.
По другому определению товарные ресурсы состоят из продукции промышленности, сельского хозяйства, импорта, которые должны удовлетворять растущие потребности народного хозяйства и населения, а также направляться на экспорт.
Предлагает под товарными ресурсами предметов народного потребления понимают всю массу продукции, используемую для удовлетворения потребностей отраслей экономики и населения, а также экспорта.
Существует и другой подход к пониманию данного понятия. Товарные ресурсы являются материальной основой для развития товарооборота и «специфической составляющей ресурсного потенциала торгового предприятия, обеспечивающие исполнение им главной функции – доведения товаров до потребителей». Наличие у предприятия товарных ресурсов является необходимым условием обеспечения процесса реализации товаров
Под товарными ресурсами предметов потребления понимают всю массу товарной продукции на рынке, используемую для производственного, личного потребления и на экспорт. Применительно к предприятию торговли можно дать следующее понимание товарных ресурсов – это масса товаров, поступивших на предприятие из разных источников, предназначенная для продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления. Одной из важных составляющих частей товарных ресурсов есть запасы товаров, которые во многом формируют будущий ассортимент и обуславливают структуру товарооборота. Собственно, товар имеет две конечные цели: — во-первых, удовлетворить потребность покупателя, во-вторых – принести прибыль. К тому времени, пока товар не продан, находится в каналах сферы товарного обращения и ждет момента продажи, он товарным запасом. [7, c. 220-225]
Товарные запасы перестают существовать в статическом состоянии в момент продажи, при переходе из сферы товарного обращения в сферу потребления, приобретая динамической формы товарооборота. Для осуществления эффективного управления важно понимание роли товарных запасов в современных условиях развития торговли, причины их создания, выполняемые ими функции и их сущность как объекта управления.
Важность товарных запасов в хозяйственной системе торговли объясняется их влиянием на конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта, формирование безопасных условий его функционирования в меняющемся конкурентной среде. Товарный запас формируется по объективным причинам, независимо от желаний и намерений владельцев предприятия. Существование запасов предприятия розничной торговли связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Необходимым условием осуществления предприятием торговли хозяйственной деятельности и достижения запланированного объема товарооборота является наличие у него оборотных активов в виде товарно-материальных ценностей, приобретение которых происходит в начале операционного цикла.
Денежные средства, при полном оплаты за товарно-материальные ценности, превращаются в товарные запасы торгового предприятия, является завершающим этапом цикла кругооборота оборотных активов; а по авансовой уплате возникает дебиторская задолженность поставщиков, которая требует погашения через определенное время. [2, c. 100-104]
В процессе продажи предприятием товаров покупателям на условиях полной оплаты, авансированные в запасы деньги снова приобретают денежной форме; в случае же предоставления покупателю товарного кредита товары превращаются в дебиторскую задолженность покупателей, погашение которой в денежной форме завершает цикл.
Ускорение кругооборота оборотных активов в целом и товарных запасов 7 частности генерирует прибыль, увеличивает собственный капитал предприятия. Таким образом, на уровне отдельного предприятия розничной торговли товарные запасы выступают важной составляющей хозяйственной системы, поскольку составляют значительную часть его активов и является важным элементом его ресурсного потенциала. Формирование товарных запасов требует определенного объема финансовых вложений, поэтому их величина отражает реальные финансовые возможности предприятия по увеличению объемов товаров. Структура и уровень товарных запасов является точным индикатором финансово-экономического состояния торгового предприятия, отражающее эффективность использования запасов, товарооборота, экономических связей предприятия в целом.
Одновременно с этим, товарные запасы являются гарантией безопасности и устойчивости воспроизводственного процесса на предприятии и, при определенных условиях, генерируют положительный финансовый результат.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы