Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Организационно-правовые основы деятельности ОВД по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические и правовые основы регулирования деятельности ОВД в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности граждан 5
1.1 Общественный порядок и общественная безопасность как объект охраны 5
1.2 Место и роль ОВД в системе обеспечения общественного порядка и безопасности граждан 11
1.3 Правовое регулирование полномочий ОВД по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан 18
2 Основные направления деятельности ОВД в сфере обеспечения 23
общественного порядка и безопасности граждан 23
2.1 Основные функции ОВД по обеспечению общественного порядка и безопасности 23
2.2 Обеспечение ОВД общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий 36
2.3 Полномочия ОВД в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций 43
Заключение 52
Список использованных источников 57
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан в современном российском обществе имеет актуальное значение, так как надлежащий их уровень способствует созданию благоприятных условий для жизни граждан, обеспечению их прав, законных интересов, ведению гражданами хозяйственной и экономической деятельности. Именно поэтому наше государство стремится к охране общественного порядка, общественной безопасности, без которых становится затруднительным социально-экономическое развитие общества и его благополучие.
Ведущее место в деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан среди государственных органов занимают органы внутренних дел, которые обладают для этого соответствующим арсеналом организационных и правовых средств.
Таким образом, совершенствование деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан можно рассматривать как одно из основных направлений нормотворческой деятельности государства в этой сфере. А значит, исследование проблем эффективной организации деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, необходимость совершенствования нормативной основы деятельности данных органов в указанной сфере в современных условиях, подтверждает актуальность научного обеспечения организации исследуемой деятельности. Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной мною темы.
Исследованиями места и роли органов внутренних дел в системе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности занимались следующие ученные Ю.Е. Аврутин, С.Ю. Анохина, А.А. Березин, Ф.П. Васильев, Ю.Н. Демидов, Д.А. Коротченков, А.В. Серёгин, И.А. Солодов, и др.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления органами внутренних дел обеспечения общественного порядка и безопасности граждан. К предмету исследования относятся определенные стороны объекта дипломной работы, такие как система норм конституционного и административного права, касающиеся правового регулирования полномочий органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан, научные труды, данные статистики.
Цель данного исследования заключается в определении места и роли, а также содержания полномочий органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан, рассмотрении полномочий органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан в наиболее важных сферах общественных отношений.
Для достижения цели исследования автор ставит следующие задачи:
— рассмотреть понятия общественного порядка и безопасности;
— определить место и роль органов внутренних дел в системе обеспечения общественного порядка и безопасности граждан, дать характеристику нормативной базе, регламентирующей полномочия органов внутренних дел в данной сфере;
— определить функции органов внутренних дел в данной сфере;
— рассмотреть полномочия органов внутренних дел в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности граждан в общественных местах, при проведении массовых мероприятий.
Методы исследования. В соответствии с целями и задачами исследования в работе использованы как общенаучные методы (диалектический, структурно-функциональный, исторический и т.д.), так и специальные (сравнительно-правовой, формально-правовой, статистический и т.д.). Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, подзаконные нормативно-правовые акты. В процессе выполнения дипломной работы использованы научные труды ряда ученых в области конституционного и административного права.
Заключение:
В данной дипломной работе мною были рассмотрены правовое регулирование и содержание полномочий органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан.
Было выяснено, что обеспечение общественного порядка и безопасности граждан в современном российском обществе имеет актуальное значение, так как надлежащий их уровень способствует созданию благоприятных условий для жизни граждан, обеспечению их прав, законных интересов, ведению гражданами хозяйственной и экономической деятельности.
В работе рассмотрены понятия общественного порядка и общественной безопасности. В первую очередь необходимо отметить, что в научной литературе отсутствует единый подход к определению понятий общественного порядка и общественной безопасности. Также, отсутствуют определение общественного порядка и общественной безопасности и на законодательном уровне. В связи с чем были даны следующие определения.
Общественный порядок – это урегулированная правовыми нормами совокупность общественных отношений, которые обеспечивают защиту чести и достоинства личности, жизнь и здоровье граждан, защиту собственности, поддерживают общественную нравственность, общественное и личное спокойствия.
Общественная безопасность – состояние защищённости человека и гражданина (в том числе, чести и достоинства, жизни и здоровья), материальных и духовных ценностей личности и общества от преступлений, административных и иных правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В дипломной работе было установлено, что для обеспечения общественного порядка и безопасности на законодательном уровне создана система государственных органов, которая тесно взаимодействует в данной сфере с общественными организациями и гражданами.
При этом, основным субъектом охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности являются органы внутренних дел Российской Федерации. Именно на них возлагается задача по реализации государственной политики в сфере защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Анализ действующего законодательства позволяет выделить основные направления деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в следующих областях: а) противодействия терроризму; б) противодействия экстремизму; в) противодействия преступным и иным противоправным посягательствам; г) противодействия коррупции; д) защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; е) противодействия незаконной миграции; ж) расширения международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
В дипломной работе было также рассмотрено правовое регулирование полномочий органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, которое осуществляется с помощью законов и подзаконных нормативных актов. Основным законом, регулирующим деятельность полиции является принятый в 2011 году Федеральный закон «О полиции», в котором закрепляются принципы деятельности, права и обязанности полиции, применение полицией отдельных мер государственного принуждения, порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и др.
Особенности полномочий органов внутренних дел в конкретных областях закрепляется в других федеральных законах, таких как Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Также, было отмечено, что полномочия полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности регулируются и в нормативно-правовым акты МВД России, которые издаются в виде положений, приказов, уставов, правил, наставлений, инструкций и других правовых актов.
Были выделены следующие функции органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: 1) административная (административно-исполнительная, исполнительно-принудительная); 2) оперативно-розыскная; 3) уголовно-процессуальная (следственная); 4) превентивно-социальная (профилактическая); 5) охранная; 6) разрешительная; 7) функция материально-технического обеспечения; 8) функция международного сотрудничества; 9) функция информационного обеспечения.
В дипломной работе детально рассмотрены полномочия органов внутренних дел в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в таких сферах, как при проведении массовых мероприятий и в условиях чрезвычайных ситуаций.
Так, было установлено, что органы внутренних дел являются ведущим субъектом обеспечения общественной безопасности и порядка при проведении массовых мероприятий, непосредственно планируют, организуют и обеспечивают общественную безопасность и порядок во время массовых мероприятий.
При проведении массовых мероприятий на органы внутренних дел возлагаются следующие задания: 1) обеспечение успешного проведения мероприятий; 2) строгого соблюдения участниками мероприятий установленных правил поведения; 3) предупреждение и пресечение возможных преступлений, нарушений публичной безопасности и порядка; 4) предоставление помощи другим государственным органам в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности; 5) недопущение ослабления охраны общественного порядка на других территориях населенного пункта.
Однако, необходимо отметить, что на практике органы внутренних дел часто оказываются организационно и технически не готовы к предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка при проведении массовых мероприятий, когда нужно использовать определенные тактические схемы и приемы, специальные технические средства, адекватно угрозам нарушению общественного порядка.
В связи с чем, были даны соответствующие рекомендации о внесении изменений в действующее законодательство. Так, например, было рекомендовано расширить полномочия сотрудников полиции по удалению лиц, которые совершают правонарушение в местах проведения публичного мероприятия, по собственной инициативе полицейского, а не только по просьбе организатора такого мероприятия.
В дипломной работе также рассмотрены полномочия органов внутренних дел в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций. Было выяснено, что поддержание общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в условиях возникновения чрезвычайных обстоятельств, в том числе, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – одна из важнейших задач полиции.
В целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий, на органы внутренних дел возлагаются следующие задачи:
– охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности;
– защита жизни, здоровья, оказание помощи лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций;
– предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений;
– предотвращение повреждений и гибели материальных ценностей;
– организация охраны оставшегося без присмотра государственного, общественного имущества и личной собственности граждан;
– оказание помощи органам исполнительной власти, их должностным лицам в осуществлении их полномочий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий и другие задачи.
В условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера одной из мер охраны общественного порядка является организация патрулирования на улицах населенных пунктов и транспортных магистралях силами усиленных полицейских и войсковых нарядов.
К главным задачам ОВД, в рассматриваемых условиях функционирования, относится усиление охраны особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения и обеспечения нормального функционирования органов власти и управления. Под охрану, в числе прочих, берутся объекты водо-газо-электроснабжения, канализации, связи, хранения материальных ценностей, опасных веществ и другие.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические и правовые основы регулирования деятельности ОВД в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности граждан
1.1 Общественный порядок и общественная безопасность как объект охраны
Рассматривая правового регулирования и содержание полномочий органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в первую очередь необходимо определиться с такими понятиями как «общественный порядок» и «общественная безопасность».
В первую очередь необходимо отметить, что в научной литературе отсутствует единый подход к определению понятий общественного порядка и общественной безопасности.
Отсутствует определение общественного порядка и на законодательном уровне.
Учеными-правоведами общественный порядок трактуется в широком и узком смыслах.
При этом, широкое толкование общественного порядка было характерно для советского периода. Так, учеными того периода выделялись следующие характерные особенности общественного порядка, который рассматривался в широком смысле:
а) предопределенность общественного порядка той системой общественных отношений, которая сложилась в обществе;
б) аккумуляция в категории «общественный порядок» всех сложившихся в обществе отношений под воздействием социальных норм;
в) присущее общественному порядку свойство являться объектом воздействия всей политической системы;
г) значимость общественного порядка для реализации целей укрепления и развития государственного и общественного строя, защиты жизни и здоровья граждан, неприкосновенности личности и неприкосновенности собственности.
В свою очередь, на сегодняшний день и законодательство и правовая наука используют понятие общественного порядка в узком значении.
Так, например, общественный порядок упоминается в статье 132 Конституции Российской Федерации [4], а также в других законах и подзаконных нормативно-правовых актах, законодательстве субъектов РФ.
Статьей 1 Закона Челябинской области от 29 апреля 2004 г. № 227-ЗО «О соблюдении общественного порядка на территории Челябинской области» дается следующее определение общественного порядка — совокупность общественных отношений, обеспечивающих покой граждан и тишину, достойное поведение граждан в общественных местах [16].
А Закон Республики Башкортостан от 18 июля 2011 г. № 431-з «Об охране общественного порядка в Республике Башкортостан» определяет общественный порядок как систему сложившихся в обществе отношений, которые обеспечивают обстановку безопасности, спокойствия, защиту нравственности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина [15].
Если провести анализ двух данных выше определений общественного порядка, то можно сделать вывод, что они существенно отличаются друг от друга.
А.В. Серёгиным общественный порядок рассматривается как система общественных отношений, которая урегулирована социальными и правовыми нормами, введение, развитие и охрана которых гарантируют поддержание общественного спокойствия, укрепление общественной нравственности, защиту чести и достоинства граждан [33, с. 17]. При этом, данный ученый рассматривает возможности нарушения общественного порядка вне общественных мест, при условии, что затрагиваются права иных граждан.
А.В. Серёгиным выделяет три группы общественных отношений, которые составляют общественный порядок:
а) общественные отношения, которые обусловливают общественное спокойствие, скоординированность и динамичность важных для общества явлений и процессов, жизнедеятельности крупных коллективных субъектов или групп граждан, жителей населённых пунктов;
б) общественные отношения, благодаря которым гарантируется личное спокойствие людей, выраженное в их комфортном жизненном распорядке;
в) общественные отношения, обеспечивающие уважение общественной морали и нравственности и связанные с защитой чести и достоинства личности.
Таким образом, данный автор, а также и другие ученые, исключают из содержания общественного порядка те общественные отношения, которые связаны с охраной здоровья, жизни человека, но включает те, которые обеспечивают неприкосновенность собственности [28, с. 127].
При этом, данные ученые не привязывают общественный порядок к такому признаку, как общественное место, считая, что он может нарушаться и в не общественных местах.
В свою очередь, ряд других ученых в содержание общественного порядка включают только те общественные отношения, которые возникают и развиваются в общественных местах.
Под общественными местами понимаются парки, улицы, скверы, площади, набережные, объекты культурного и спортивного назначения, организации общественного питания, общественный транспорт, другие открытые для доступа неограниченного круга лиц места, в которых могут находиться или находятся люди, а также удовлетворяются их различные насущные потребности.
Так, например, Ю.Е. Аврутин под общественным порядком понимает правовой порядок возникновения, изменения и прекращения социальных связей, которые складываются в общественных местах и который урегулирован административно-правовыми нормами и находится под их защитой [22, с. 32].
Приверженцем данного мнения выступает также К.М. Бишманов [24, с. 47].
Однако, необходимо отметить, что в действующем законодательстве нарушение общественного порядка не всегда связывается с общественным местом.
Так, например, глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административные правонарушения, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность [5]. При этом, составы административных правонарушений, которые предусмотрены данной главой кодекса, не всегда содержат как обязательный признак место их совершения. В некоторых случаях признаком является публичность совершаемых действий, которая заключается в предполагаемой адекватной оценке гражданами сущности отношений, которые возникают и развиваются в обществе (на основе оценки поведения других людей) и определении ими в данной взаимосвязи своего социально-правового статуса.
Таким образом, проведя анализ научной литературы и действующего законодательства можно дать следующее определение общественного порядка.
Общественный порядок – это урегулированная правовыми нормами совокупность общественных отношений, которые обеспечивают защиту чести и достоинства личности, жизнь и здоровье граждан, защиту собственности, поддерживают общественную нравственность, общественное и личное спокойствия.
Рассмотрим далее понятие общественной безопасности.
Как и в случае с общественным порядком, понятие общественной безопасности не урегулировано на законодательном уровне, а в правовой науке отсутствует единое мнение, что же она из себя представляет.
Для начала, необходимо отметить, что согласно Конституции Российской Федерации «безопасность» находится в исключительном ведении Российской Федерации, а «общественная безопасность» находится в совместном ведении как Российской Федерации, так и ее субъектов [4]. А значит, регулирование общественной безопасности осуществляется на федеральном и региональном уровнях.
В свою очередь, в статье 1 принятого в 2010 году Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» перечисляются следующие виды безопасности: безопасность государства, экологическая безопасность, общественная безопасность, безопасность личности и т.д. Все перечисленные виды безопасности объединяются данной нормой закона в общее понятие «безопасность, национальная безопасность». При этом, в этом законе не раскрываются содержание данных понятий [7].
Отсутствует понятие общественной безопасности и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683. Однако в данном нормативном документе закрепляются стратегические цели по обеспечению общественной безопасности и основные источники угроз национальной безопасности в сфере общественной безопасности [12].
Определение общественной безопасности содержится в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685, в которой она определяется как состояние защищённости гражданина и человека, материальных и духовных ценностей общества от преступлений и иных противоправных посягательств, межнациональных и социальных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [13].
Приведем также несколько определений общественной безопасности, которые даются учеными.
Так, Д.А. Коротченковым общественная безопасность представляется состоянием защищённости тех интересов личности, которые общество и, соответственно, законодатель признают жизненно важными лишь на определённой стадии общественного развития. При этом, по мнению автора, именно отсутствие четко оговоренного нормами права перечня интересов, которые относятся к общественной безопасности, предопределяет наличие разных мнений по категории «общественная безопасность» [30, с. 25-26].
Некоторыми учеными общественная безопасность определяется как состояние защищённости жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, нормальной деятельности общественных и государственных институтов, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, устойчивое развитие и безопасность Российской Федерации, а также способность к эффективному предотвращению или устранению различного рода опасностей и угроз прогрессу и развитию.
Березин А.А. понимает под общественной безопасностью состояние защищённости человека и гражданина (в том числе, чести и достоинства, жизни и здоровья), материальных и духовных ценностей личности и общества от преступлений, административных и иных правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [23, с. 63].
Считаю, что следует согласится с данной трактовкой понятия общественной безопасности.
Еще одним вопросом, который необходимо рассмотреть в данном разделе дипломной работы является вопрос о соотношении понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность».
Взаимосвязь между общественной безопасностью и общественным порядком проявляется не только в связи с тем, что в деятельности некоторых органов государства совпадают задачи по охране общественной безопасности и общественного порядка. Например, органы внутренних дел, выполняя правоохранительные функции, решают задачи по охране как общественного порядка, так и общественной безопасности, обеспечивает как поддержку общественного и личного спокойствия людей, так и безопасные условия для их жизни, здоровья и имущества.
Таким образом, обеспечение общественной безопасности является необходимым условием поддержания общественного порядка, а укрепление общественного порядка имеет важное значение для обеспечения общественной безопасности.
Укрепление общественной безопасности и общественного порядка способствует успешному решению задач в сфере государственной безопасности с точки зрения обеспечения внутренних отношений как в обычных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах, требующих особо высокой организованности, дисциплины. Дезорганизация общественной безопасности и общественного порядка в случаях, когда она затрагивает общественное спокойствие значительных групп людей, населения крупных регионов или государства в целом, может создать угрозу безопасности государства, то есть национальной безопасности.