Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Организационно-правовые формы Социального обеспечения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика системы социального обеспечения в Российской Федерации 6
1.1. Понятие, сущность и функции системы социального обеспечения 6
1.2. Цели, задачи и признаки социального обеспечения 10
1.3 Организационно-правовые формы системы социального обеспечения 14
1.4. Источники и принципы права социального обеспечения 21
Глава 2. Виды социального обеспечения в Российской Федерации 26
2.1. Пенсионное обеспечение 26
2.2. Пособия и компенсационные выплаты 33
2.3. Социальное обслуживание 45
Глава 3. Роль государства в формировании системы социального обеспечения 51
3.1. Роль государства в реализации права на социальное обеспечение 51
3.2. Финансирование системы социального обеспечения в Российской Федерации 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Введение:
В связи с наблюдаемым сегодня в России процессом социализации гражданского законодательства все большую актуальность приобретают проблемы обеспечения прав «слабых» участников гражданского оборота из числа социально уязвимых слоев населения: малоимущих, инвалидов, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, престарелых и др.
Указанные категории граждан могут быть объединены по субъективному признаку социально-экономической слабости одним понятием — «лица, нуждающиеся в повышенной социальной защите».
Интерес к обозначенной проблеме обусловлен также качественно новым направлением государственной политики, которая в современных условиях имеет целью вовлечение лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, в экономическую жизнь общества, адаптацию данных лиц к рыночным отношениям
Анализируя характер социальных проблем указанной категории граждан, можно сделать вывод о том, что данные проблемы обусловлены тремя факторами: низким доходом, затрудненностью в доступе к рынку товаров и услуг, отсутствием в законодательстве эффективных механизмов, направленных на обеспечение беспрепятственной реализации лицами, нуждающимися в повышенной социальной защите, своих субъективных гражданских прав.
Прямой обязанностью социального государства является защита и поддержка социально незащищенных граждан, реализацией политики в данной сфере занимаются специально уполномоченные государственные органы, поэтому правоотношения в социальному обеспечению не могут строиться на паритетных началах, так как гражданин будет находиться в зависимом положении – выступать «просителем государственных благ».
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ организационно-правовых форм социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие, сущность и функции системы социального обеспечения,
— изучить цели, задачи и признаки социального обеспечения,
— исследовать организационно-правовые формы системы социального обеспечения,
— рассмотреть источники и принципы права социального обеспечения,
— проанализировать виды социального обеспечения,
— исследовать финансирование системы социального обеспечения в Российской Федерации,
— определить роль государства в реализации права на социальное обеспечение.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере социального обеспечения.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, акты судебных органов, статистика, отражающие различные аспекты социального обеспечения
Данной проблематике посвящены работы Баркова А.В., Васильева Ю.В., Галаганова В.П., Гусевой Т.С., Елисеева Б.П., Захарова М.Л., Тучковой Э.Г., Иваненко В.С., Кобзевой С.И., Кожевникова Д.Е., Лушниковой М.В., Мачульской Е.Е., Морозовой И.С., Петровой Л.Р., Сулеймановой Г.В., Шарина В.И., Гусова К.Н., Добрынина Н.М.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, подзаконные и ведомственные правовые акты.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико — юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой послужили: статистические данные, материалы судебной и правоприменительной практики.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы, о концептуальных и правовых аспектах социального обеспечения позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, три главы, состоящие из девяти параграфов, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Подводя итог, можно сделать следующие выводы и предложения.
Одной из важнейших проблем системы социального обеспечения Российской Федерации является недостаточное финансирование. Стоит отметить, что в настоящее время Правительство Российской Федерации не в состоянии увеличить финансирование социальной сферы.
Это в первую очередь связано с тем, что в настоящее время действуют различные внешние и внутренние факторы, влияющие на расходы федерального бюджета. Так, в связи с действиями России в сирийском конфликте и введение антисанкций в 2014-2018 годах вынудило руководство страны к увеличению расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность.
Кроме того, в 2018 году практически на 200% снизилось поступление инвестиций по сравнению с 2016 годом. Также проводимая пенсионная реформа влияет на финансирование социальной сферы. Кроме того, в последние годы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации шло перераспределение основных доходных источников между бюджетами всех уровней.
Следовательно, Бюджетная политика Российской Федерации со своей направленностью на сбалансированность бюджетов всех уровней не позволяла уделять средства на финансирование социальной сферы по потребности населения. Тем не менее, анализ динамики расходов показывает о ежегодном повышении финансирования. Большого количества внимания требует реконструкция больниц, школ, особенно в сельской местности.
В связи с демографической ситуацией в Российской Федерации достаточно большое количество инвалидов, следовательно, значительного внимания также требуют дома инвалидов, санаторные дома и так далее. Так как данное направление требует огромных вложений, сокращение финансирования «зарплатных» статей просто невозможно, то может быть, следовало бы распределить средства так, чтобы в один год достроить все школы и улучшить качество предоставляемых услуг в образовании, в другой год другую сферу и так далее.
Стратегической целью любой развитой страны является обеспечение социальной направленности бюджетной политики, которая направлена на повышение уровня жизни населения и эффективного социального обеспечения. В условиях развития рыночной экономики обостряется проблема оптимизации бюджетных расходов на социальную сферу, поэтому данная тема требует основательного исследования.
К проблемам, которые сдерживают развитие социального обеспечения можно отнести: планирование, финансирование и контроль за бюджетными расходами. Неэффективное выполнение государством социальной функции вызвано отсутствие долгосрочного планирования бюджетной политики в социальном обеспечении, негативно влияет на качество жизни граждан.
Планирование учитывает текущие потребности, а расходы на стратегическое развитие отрасли обеспечиваются в неполном размере или вообще отсутствуют. Планирования и использования бюджетных средств на социальные нужды осуществляется без соответствующих обоснований в виде расчетов и наличия государственных целевых программ, без учета потребностей в социальных услугах, демографических колебаний, без оценки эффективности выделенных средств. Перспективным на-прямом в планировании бюджетных расходов на социальное обеспечение должно стать широкое применение в бюджетной практике программно-целевого метода.
При этом бюджетные расходы должны осуществляться на цели, соответствующие среднесрочной или долгосрочной стратегии развития государства. Ограниченность бюджетных ресурсов и неэффективное их использование вызывает необходимость во внедрении новых методов управления бюджетными средствами, использование новых социальных технологий: социальных заказов, социального инвестирования, целевое финансирование конкретных учреждений, осуществляющих социальную деятельность и тому подобное. Важную роль в оптимизации бюджетных расходов в социальном обеспечении играют социальные стандарты и нормативы.
На сегодняшний день отсутствуют равные условия доступа граждан страны к социальным гарантиям, поэтому почти половина льгот и других видов социальной помощи остается на бумаге. Уровень цен на товары и услуги растет гораздо быстрее повышаются минимальные социальные стандарты. Поэтому основная проблема заключается в отрыве социальной политики от реальной экономики.
Между учеными-экономистами существует расхождение во мнениях относительно приоритетности первоочередного финансирования экономической или социальной сферы, дилемма заключается во взаимовлиянии этих двух сфер, когда развитие одной способствует росту показателей другой. Поэтому целесообразно было бы инвестировать в экономическую сферу, создавая новые рабочие места, легализовать занятость, что позволит сократить расходы бюджета на социальные льготы населению.
Для улучшения ситуации необходимо устанавливать социальные стандарты и нормативы опираясь на европейский опыт и создавать такие условия, в которых население могло свободно реализовать свои возможности. Существует также проблема несовершенного ведомственного финансового контроля за предоставлением льгот и субсидий. Прослеживаются неоднократные нарушения выплат социального обеспечения, путем подачи гражданами недостоверной информации о полученных доходах и их имущественные состояние. Поэтому необходимо предоставить доступ работникам органов социальной защиты в базу данных о доходах граждан для проверки вышеуказанных вопросов.
Оптимизация бюджетных расходов на социальное обеспечение за счет стратегического планирования и повышения контроля за процессом финансирования позволит улучшить качество жизни и утвердить роль среднего класса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика системы социального обеспечения в Российской Федерации
1.1. Понятие, сущность и функции системы социального обеспечения
Что касается сущности понятия «социальное обеспечение» — на сегодняшний день в законодательстве его официального определения нет. В научной и учебной литературе понятие социального обеспечения представлено исследователями этого многоаспектного явления в зависимости от того, какие признаки авторы признают базовыми.
Таким образом, анализируя научную литературу по данному вопросу, можно выделить следующие основные определения понятия «социальное обеспечение» :
-это форма распределения, которая гарантирует гражданам страны нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, в случаях потери трудоспособности и кормильца;
-это система материального обеспечения и обслуживания граждан по определенным критериям, закрепленных законодательно (например, старость, инвалидность, безработица и т.д.);
-это система общественных отношений между гражданами и органами государства (а также местного самоуправления и организациями) по поводу предоставления гражданам медицинской помощи, государственных выплат, пенсий, пособий и других видов обеспечения в случаях наступления определенных жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, малообеспеченность, бедность, либо по распределению внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственных бюджетных средств для удовлетворения потребностей граждан в случае их утраты источника средств существования, или несения дополнительных расходов, или отсутствия должного прожиточного минимума по объективным причинам.
Таким образом, социальное обеспечение — предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания отдельных категорий граждан с целью удовлетворения их жизненно важных потребностей, включая физические, социальные, интеллектуальные.
Сюда относятся старики, больные, дети, иждивенцы, потерявшие кормильца, безработные, а также все граждане страны в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы .
Гарантия социального обеспечения в РФ закреплена конституционно, так, в статье 39 Конституции РФ отмечено, что каждый гражданин страны имеет право на социальное обеспечение со стороны государства в связи с определенными обстоятельствами, перечисленными в документе (возраст, болезнь, потеря кормильца и т.д.).