Дипломная работа (колледж/техникум) на тему Оказание бесплатной юридической помощи гражданам, нуждающимся в социальной защите, на примере Красноярского края
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы оказания бесплатной юридической помощи 8
1.1 Понятие и основные принципы оказания бесплатной юридической помощи 8
1.2. Правовое регулирование оказания бесплатной юридической помощи 16
Глава 2. Порядок и условия оказания бесплатной юридической помощи на примере Красноярского края 25
2.1. Основания получения бесплатной юридической помощи, категории получателей в Красноярском крае 25
2.2. Порядок предоставления бесплатной юридической помощи в Красноярском крае 33
2.3. Проблемы предоставления бесплатной юридической помощи в Красноярском крае (судебная практика) 41
Заключение 61
Список использованных источников 65
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной России достаточно остро стоят проблемы правового просвещения, связанные с повышением уровня правовой культуры населения.
Значительная часть российских граждан имеет довольно смутные представления о содержании отечественного законодательства, принадлежащих им субъективных правах и способах их за щиты, имеющихся обязанностях.
Население, как правило, испытывает потребность в получении оперативной квалифицированной юридической помощи. В случае невозможности ее правоприменения в тех или иных жизненных ситуациях последствия могут быть достаточно серьезными, порой сравнимыми с затягиванием обращения к врачу при опасной болезни.
Получение квалифицированной юридической помощи нередко связано с достаточно высокой стоимостью данных услуг, что делает затруднительным, а порой и невозможным для многих граждан обращение за такой помощью.
По официальным данным, в России сегодня свыше 20 млн человек имеют доход ниже прожиточного минимума и находятся фактически за чертой бедности .
Если применить «метод лишений», использованный Росстатом в экспериментальном порядке, то уровень бедности в России составляет порядка 24,8–25,2% (около 36 млн человек) . В сложившейся обстановке множество людей остро нуждаются в квалифицированной бесплатной юридической помощи.
Квалифицированная юридическая помощь со стороны компетентных специалистов, безусловно, является чрезвычайно важным правовым инструментом обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Очевидно, что человек, не имеющий специальных познаний в области права, опыта какой-либо деятельности в сфере юриспруденции, не имеющий специального образования, соответствующего этому профилю, испытывает весьма серьезные проблемы, когда сталкивается с нарушением своих прав и законных интересов либо обвиняется в совершении правонарушения или преступления.
Подобные жизненные ситуации порождают у него объективные потребности прибегнуть к помощи опытных профессиональных юристов.
При этом нельзя забывать о том, что многие люди, оказавшись в таком затруднительном положении, зачастую не имеют достаточных материальных средств, чтобы оплатить дорогостоящее юридическое сопровождение их сложной жизненной ситуации. В данном случае именно механизмы получения юридической помощи на безвозмездной основе способны минимизировать значительную часть проблем таких людей.
Под юридической помощью целесообразно понимать особый вид профессиональной поддержки, оказываемой различным субъектам современных общественных отношений со стороны юристов-профессионалов.
Деятельность негосударственных организаций по оказанию бесплатной юридической помощи заключается в предоставлении лицам услуг правового характера.
В настоящее время в наиболее востребовано устное консультирование, которое позволяет гражданину лично уточнить все непонятные аспекты правовых норм, а также особенности их практической реализации, задать необходимые вопросы, получив при этом ответы квалифицированных специалистов.
Письменное консультирование в ряде случаев характерно, как правило, для юридических клиник, так как связано с размещением ответов в виде сообщений в СМИ, сети Интернет .
Однако подобная форма не всегда позволяет дать четкий и конкретный ответ на поставленный вопрос, поскольку любая неточность в изложении ситуации гражданином может стать еще большей проблемой. Ответ специалиста будет в данной форме общим, а в большинстве случаев сопровождаться уточнениями, состоящими из вопросов со стороны специалистов.
Ответ на письменное обращение можно получить практически на любом юридическом форуме, что может снизить уровень потенциальных клиентов в организациях. Вместе с тем не всегда можно узнать, насколько квалифицированный сотрудник будет отвечать на вопрос в письменном виде.
Одним из востребованных видов оказания юридической помощи является составление документов правового характера (заявлений, ходатайств, жалоб). Данная форма юридических услуг чаще всего требует не только профессиональных знаний, но и навыков изучения судебной практики. Граждане, как правило, нуждаются именно в квалифицированном специалисте, который способен представлять их интересы в суде. Возможность оказания бесплатной юридической помощи является для молодых сотрудников отличной возможностью для молодых сотрудников пополнить свой багаж знаний и совершенствовать коммуникационные навыки.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ оказания бесплатной юридической помощи гражданам, нуждающимся в социальной защите, на примере Красноярского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Заключение:
Начиная с 90-х гг. прошлого столетия и по настоящее время в России проходят многочисленные политические, экономические и правовые реформы, результатом которых стали коренные изменения ряда государственно-правовых институтов, особенно системы и механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина.
Одним из таких институтов является конституционное право на квалифицированную юридическую помощь. Право на квалифицированную юридическую помощь имеет важное значение в системе прав человека. Оно выступает правовой гарантией для всех остальных конституционных прав, поскольку ни одно из них не может эффективно осуществляться без права на квалифицированную юридическую помощь.
Не случайно, что оно выступает своеобразным барометром уровня цивилизованности и зрелости государственно-правового режима.
Провозглашение России социальным государство, обусловило повышение степени гарантированности прав малоимущих, нетрудоспособных граждан, граждан, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, нуждающихся в правовом обеспечении разрешения возникших у них правовых проблем .
Это обстоятельство обусловило стремительное развитие права на квалифицированную юридическую помощь. Однако само законодательство и правовые гарантии обеспечения рассматриваемого права были разрозненными и бессистемными. Так, право на квалифицированную юридическую помощь частично регулировалось в отраслевом законодательстве с учетом специфики его предмета.
Например, в уголовно-процессуальном кодексе урегулированы вопросы оказания правовой помощи на стадии досудебного производства, в ФЗ РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» раскрыты вопросы предоставления услуг адвоката, который выступает защитников по уголовным делам и представителем – в гражданском и арбитражном процессах, а также вопросы предоставления консультативной юридической помощи и пр . Но этого законодательства было недостаточно для единого, унифицированного правового регулирования оказываемых правовых услуг в России.
Ситуация начала меняться в 2012 году после принятия ФЗ РФ «О бесплатной юридической помощи».
Этот Закон обеспечил централизацию и выстраивание законодательной конструкции предоставления права на квалифицированную юридическую помощь с определением круга субъектов ее оказывающих и получающих, условий и гарантий предоставления бесплатной юридической помощи, критериев квалифицированности такой помощи, а также поддержка ее предоставления мерами государственного мониторинга, координирования и контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Данное право можно отнести к числу социально-экономических прав граждан, составляющих основу не только повышения уровня правосознания и правовой культуры населения, но и обеспечения правовых гарантий реализации всех иных прав и свобод человека и гражданина.
Более детально вопросы оказания безвозмездной юридической помощи разъясняются в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в котором к лицам, имеющим право на получение данного вида юридической помощи (проведение консультаций, составление исковых заявлений, претензий, жалоб и др.) относятся:
— пенсионеры,
— инвалиды,
— дети-сироты,
— участники ВОВ и другие социально-незащищенные граждане Российской Федерации.
К социально-незащищенным слоям населения, кроме того общеправовая теория маргинальности относит вынужденных переселенцев, мигрантов, беженцев, несовершеннолетних, воспитывающихся в неблагополучных семьях, лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц, находящихся в социально-уязвимом положении др.
По нашему мнению, круг лиц, которым оказывается бесплатная юридическая помощь в соответствии с Федеральным законом № 324-ФЗ может быть расширен, учитывая непростое положение в экономической сфере.
В современный период в шестидесяти субъектах Российской Федерации основными субъектами оказания государственной бесплатной юридической помощи являются действующие адвокаты, в восьми субъектах РФ – исключительно государственные юридические бюро.
В шестнадцати субъектах бесплатную юридическую помощь оказывают как адвокаты, так и юридические бюро.
Деятельность по оказанию безвозмездной юридической помощи контролируется российским Министерством юстиции, которое проводит мониторинг статистических данных, осуществляющих эту работу (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, адвокатские палаты, негосударственные образования по оказанию правовой помощи населению, по правовому просвещению и т.д.).
Кроме того, создана правительственная комиссия, контролирующая исполнение Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» которая 17 декабря 2014 г. положительно оценила структуру предоставления информации по предложению результатов мониторинга по использованию положений Федерального закона РФ № 324-ФЗ.
В целом такие мероприятия подлежат положительной оценке с точки зрения развития институтов по правовому просвещению и оказанию безвозмездной юридической помощи социально-незащищенным слоям населения. Таким образом, реализация социального содержания стратегий государства полностью соответствует базовым положениям Конституции Российской Федерации.
Однако, несмотря на все положительные моменты данной деятельности, нельзя не отметить и существующие проблемы:
— открытый вопрос о финансировании организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь,
— низкое качество оказываемых услуг,
— появление мошеннических схем,
— отсутствие мотивации у опытных юристов оказывать юридические услуги на безвозмездной основе.
В этой связи, для того, чтобы бесплатная юридическая помощь приблизилась по своему качеству, своевременности и квалифицированности к правовой помощи, оказываемой на возмездной основе, необходимо решить комплекс выше озвученных проблем:
— разработать и внедрить стандарт качества бесплатной квалифицированной юридической помощи,
— утвердить критерии специалистов, что станут заниматься подобным трудом,
— перенести вопрос финансирования данного проекта на федеральные бюджеты, и направить силы на стимулирование юристов, дабы они были заинтересованы в оказании этих услуг.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретические основы оказания бесплатной юридической помощи
1.1 Понятие и основные принципы оказания бесплатной юридической помощи
Бесплатная юридическая помощь гражданам, оказываемая в соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции РФ в случаях, предусмотренных законодательством, приобрела значительные масштабы.
Законодатели делали попытки регулировать оказание бесплатной юридической помощи в дореволюционный период функционирования нашего общества, в советское время и в современных реалиях. При этом реализация форм и методов управленческих действий государственных органов по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам была различной в отдельные периоды.
Можно выделить следующие периоды реализации социально-правовых функций государства.
— дореволюционный период, связанный с тем, что присяжным поверенным установили и закрепили обязанность правовой безвозмездной помощи лицам, пользовавшимися правом бедности,
— советский период, характеризуется тем, что государство строго очерчивало круг лиц, которым была положена бесплатная помощь адвокатов.
Финансировать и организовать эту деятельность было довольно просто, т.к. адвокатура была неотъемлемым институтом государства.
Кроме адвокатского сообщества реальную бесплатную правовую помощь оказывали своим членам профсоюзы, которые охватывали практически все работающее население страны.
— постсоветский период и до 2005 года бесплатную правовую помощь оказывали большей частью адвокаты, которым законодательно было разрешено освободить гражданина от оплаты труда адвоката, а также законодательно был определѐн перечень лиц и категория дел, по которым коллегии адвокатов были обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь.
— с 2005 года и по настоящее время правовое регулирование бесплатной юридической помощи, как на федеральном, так и на региональном уровне. Изменение в системе оказания бесплатной юридической помощи началось с принятия Постановления Правительства РФ от 22 августа 2005 № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» .
На основании него в течение 2006 г. в десяти субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Чеченская Республика, Волгоградская, Иркутская, Магаданская, Московская, Самарская, Свердловская, Томская и Ульяновская области) были созданы государственные юридические бюро (по одному в каждом из десяти регионов, участвующих в эксперименте).
Президентом РФ утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан , разработанные Минюстом России во взаимодействии с Государственно-правовым управлением Президента РФ .
Целью создания основ были попытки повышения уровня правовой культуры населения, формирования традиционного уважения к закону, правопорядку и судебной системе, создание положительной модели социального поведения, а также преодоления правового нигилизма в стране.
Министерство юстиции Российской Федерации в своѐм докладе сообщило, что в сфере бесплатной правовой помощи и правового просвещения с 2011 по 2014 год Минюстом России были разработаны нормативно-правовые акты, позволяющие регулировать сферы оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения в Российской Федерации, а также координировать деятельность государственных юридических бюро.
В частности, в ноябре 2011 года был принят Закон о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, подготовленный Минюстом России .
Е.С. Любовенко считает, что «Право на получение квалифицированной юридической помощи это конституционно гарантированная каждому возможность самостоятельно выбирать и получать необходимое, отвечающее государственным стандартам качества, информационно-консультативное и практическое (процедурно-процессуальное представительство) правовое содействие в оптимальном осуществлении и эффективной защите его прав, свобод и законных интересов, которое может оказываться на договорной (возмездной и безвозмездной) основе, либо субъектами публично обязанными к этому».